Схема профорнентацмонной работы среди учащихся с ДЦП

В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП следует придерживаться определенной системы:

1. Предварительный этап. До встречи с ребенком с ДЦП нужна профориентационная помощь, психолог должен позна­комиться с предварительной информацией о нем. На основа­нии анализа этой информации выдвинуть предварительную

§ 6. Профессиональная ориентация

шрофконсультационную гипотезу (определить проблему и на-[ метить пути ее решения).

Первичную информацию о профессиональных ориентирах [[учащегося с ДЦП можно получить, например, в первоначаль-шой беседе с ребенком, которому нужна профориентацион­ная помощь. В ходе беседы выясняются необходимые све-[дения о нем, его интересы и склонности, а также наличие гарофессиональных интересов, степень продуманности пу-[те.й приобретения профессии, наличие резервных профес-[сиональных намерений, адекватность оценки учащимся [своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т. д.

При изучении профессиональных на­мерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить следующие факт ы:

— есть ли у учащихся предпочитаемые профессии, проду­
маны ли пути овладения ими (учебные заведения, кон­
кретные предприятия и т. д.);

— имеются ли резервные профессиональные намерения на
случай, если не осуществятся основные, и т. д. Можно по­
лагать, что профессиональные намерения серьезны, если
учащийся с ДЦП отвечает на вопросы о содержании тру­
да, привлекательных сторонах профессии, режима и ус­
ловий работы и т. д.

2. Общая оценка ситуации. Оценить ситуацию ориентации и консультирования можно по следующим ее составляющим: особеннрсти данного учащегося (в чем он сам видит для себя проблему), условия консультирования (насколько они позво-, ляют решать его проблемы), самооценка психолога (насколь­ко он готов помочь данному ребенку). На этом этапе важно не столько «исследовать» учащегося с ДЦП, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение здесь имеет организация эмоционально-доверитель­ного контакта с ним. Развитие этого контакта в ходе проф­ориентации происходит по следующей логике: вначале —

Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________

максимальная доброжелательность, далее — доброжелатель­ность и конструктивность, в конце — доброжелательность и оп­тимистическое настроение.

3. Выдвижение (или уточнение) профконсультаци-онной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения (если на предварительном этапе была выдвинута предварительная консультационная гипотеза, то после реальной встречи с учащимся она может быть отредактирована).

Представленные выше этапы являются подготовкой к ре­альному взаимодействию, которое начинается с третьего эта­па: совместное с ребенком-инвалидом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Смысл данного этапа заключает­ся в том, чтобы и психолог и учащийся с ДЦП работали над единой проблемой, над единым предметом их дальнейшей со­вместной деятельности.

4. Совместное решение выделенной проблемы, допус­кающее использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например стандартизированных психодиагности­ческих средств.

Важно выявить интересы и склонности ребенка с ДЦП к оп­ределенным видам деятельности, профессиям. Основным пока­зателем здесь является стремление к длительному и системати­ческому занятию определенным видом деятельности. Инфор­мацию об интересах и склонностях учащихся можно получить из наблюдений за их деятельностью, бесед о предпочитаемых ими видах деятельности с ними и их родителями.

Психологическое профдиагностическое обследование позво­ляет оценить адекватность профвыбора ребенка его реальным психическим возможностям и выявить специфику психоло­гических детерминант этого выбора.

Углубленное психологическое обсле­дование дает ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях:

— о состоянии йнтеллектуально-мнестических функции, особенностях структуры интеллекта и об уровне интел­лектуального развития в целом;

§ 6. Профессиональная ориентация

— о состоянии психических функций, о свойствах лично­
сти и темперамента, обеспечивающих предпочтение той
или иной динамики трудовой деятельности, специфики
ее организационных условий;

— об особенностях личности и характера, определяющих на­
правленность на ту или иную содержательную сторону
профдеятельности, о наличии специальных склонностей
и способностей.

Так, анализ интеллектуальных параметров позволяет оп­ределить вероятность доступности профессий, характеризую­щихся высокой степенью интеллектуальных нагрузок в це­лом (умственных видов деятельности), предъявляющих специфические требования к определенного рода мыслитель-' ным операциям (абстрактно-логическим, образным и т. п.) и состоянию отдельных йнтеллектуально-мнестических функ­ций — памяти, внимания, восприятия (например, оператор­ские, водительские профессии).

При профессиональной деятельности, характеризую­щейся монотонностью, алгоритмизированностью опера­ций, наиболее значимыми являются такие психологические параметры, как эмоциональная устойчивость, способность концентрации внимания, склонность к формированию отно­сительно жестких стереотипов поведения и т. п.

Существенно важными характеристиками для оценки возможности успешного овладения профессией могут быть ; показатели коммуникативной активности и степень владе-I ния коммуникативными навыками, экстра- или интравер-[ сии, эмоциональной ригидности и пластичности, особенности , структуры доминирующих ценностных ориентаций"(утили-тарных, социальных и т. п.). Анализ этих данных позволяет определить степень рациональности того или иного проф­выбора, исходя из коллективности или индвидуальности условий труда, степени его престижности, личной ответст­венности, преимущественно творческого или исполнитель­ского уклада и т. п.

Специальная профпсиходиагностика направлена на опре­деление склонностей к различным типам профессиональной





Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

деятельности в зависимости от предмета труда, а также желаний и интересов, обусловливающих ту или иную про­фессиональную ориентацию личности, позволяет выявить предпочитаемые профессии, исходя их обобщения их суще­ственных характеристик (физическая тяжесть, уровень нерв­но-психического напряжения, система подчинения и т. п.), оценить уровень осведомленности о различных профессиях, специфику отношения предпочитаемого типа деятельности с характерологическими особенностями.

С целью профпсиходиагностики могу/ быть использованы р а з л ичны е методики, например:

— дифференциально-диагностический опросник Е.А. Кли­
мова, который позволяет выявить склонность к типам
профессиональной деятельности в зависимости от пред­
мета труда, выделяя следующие пять типов: человек-при­
рода, человек-техника, человек-человек, человек-знако­
вая система, человек-художественный образ;

— карта интересов, позоляющая изучить глубину интере­
сов и склонностей в разных сферах деятельности;

— опросник профессиональной готовности, позволяющий
выявить способности и желание заниматься определен­
ным типом профессиональной деятельности;

— опросник профессиональной направленности, предос­
тавляющий возможность определить модель желаемой
и доступной профессии на основании обобщения ее суще­
ственных характеристик (физическая тяжесть, коллек­
тивность — индивидуальность, уровень нервно-психиче­
ского напряжения, система подчинения, уровень оплаты
и т. п.), а также выявить предпочитаемый тип деятель­
ности (предмет труда) и оценить информированность о со­
держательной стороне различных профессий;

— методика Голланда, позволяющая выяснить соотноше­
ния предпочитаемого типа деятельности (рационали­
стический, артистический и т. п.), с характерологически­
ми особенностями личности;

§ 6. Профессиональная ориентация

— методика изучения коммуникативных и организатор­ских склонностей, которая опосредованно определяет коммуникативные и организаторские способности через выявление и оценку соответствующих склонностей.

Использовать специальные «профдиагностические» пси­хологические методики следует, начиная с подросткового воз-траста (примерно с 14 лет), когда актуализируются субъектив­ная и объективная значимость профвыбора.

Итоговое профориентационное заключение формируется на основании обобщения клинико-функциональных, психо­логических и педагогических исследований.

О высоком у р овне профессионалъной направленности учащихся можно сделать вывод на основании следующих данных:

1) преобладает ли высокая мотивация в выборе профессии
(интерес к содержанию труда, осознание социальной
значимости выбранной профессии и т. д.);

2) если в кругу профессиональных интересов преобладают
такие, которые удовлетворяются в активно-деятельно-
стных формах (занятия в кружке, участие в конкурсах
и т. д.).

Низкий уровень профессиональной направленности опре­деляется другим соотношением мотивов и интересов. В этом случае преобладают материальные мотивы выбора профес­сии (зарплата, престижность, условия труда и т. д.) или кос­венные — внешние по отношению к данной профессии (при­нуждение родителей, местонахождение учебного заведения). При низком уровне профнаправленности интерес к данной деятельности либо отсутствует, либо преобладают относи-[ тельно пассивные по своему характеру интересы (например, чтение научно-популярной литературы по предполагаемой

специальности).

•После окончания школы подростки продолжают профес­сиональное обучение в профучилищах, лицеях, колледжах или



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть спе­циализированных профучилищ Министерства социальной защиты. Для выбора профиля учреждения, в котором наи­более целесообразно учиться или работать подростку, стра­дающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой эксперт­ной комиссии).

При проведении профориентации учащихся-инвалидов нужно учитывать характер протекания их основного за- \ болевания. Все заболевания опорно-двигательного аппарата можно разделить на две группы. В одну группу входят бо­лезни, которые не носят прогрессирующего характера. К ним можно отнести ДЦП, полиомиелиты, недоразвитие конечнос­тей и другие. В другую группу — заболевания, носящие про­грессирующий характер (миопатии, рассеянный склероз и прочие). Знания о характере протекания заболевания нуж­ны для правильного прогнозирования эффективности про­фессиональной деятельности инвалида с двигательной пато­логией.

-

Общие противопоказания к приему на обучение в высшие учебные заве­дения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

— открытые формы туберкулеза, активный прогрессирую­
щий туберкулез;

— хронические заболевания легких с выраженной легочно-
сердечной недостаточностью;

— заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушением
кровообращения;

— хронические заболевания почек с явлениями стойкой
почечной недостаточности;

— эндокринные заболевания тяжелой формы в фазе деком­
пенсации (инсулинозависимый диабет);

§ 6. Профессиональная ориентация

заболевания системы крови, за исключением лимфолей­коза в фазе ремиссии более трех лет; высокая ампутация трех конечностей; тяжелые хронические рецидивирующие заболевания кожи; сифилис; СПИД (ВИЧ-носительство);

- трахеома;

- кахексия любого происхождения;

- обширные трофические язвы и пролежни;

- больные с психическими расстройствами, а также боль­
ные с психопатоподобным поведением;

- прогрессирующие мышечные заболевания (миастения,
миопатия, миотония, рассеянный склероз и др.).

Некоторые особенности инвалидов с ДЦП:

1. Овладение какой-либо профессией и последующее трудо­
устройство является одним из основных способов инте­
грации их в социум здоровых людей.

2. При выборе профессии выпускники школ, как правило,
ориентируются на социально-экономическую обстановку
и ситуацию на рынке труда, складывающуюся на момент
проведения профориентационной работы. В большинст­
ве случаев они не делают долгосрочных прогнозов рынка
труда по данной профессии на момент их трудоустройст­
ва при окончании обучения. При этом значительное вни­
мание инвалидов сосредоточено на их трудоустройстве.

3. Выпускники-инвалиды основным внутренним своим не­
достатком, препятствующим их будущей деятельности,
в большинстве случаев считают свое заболевание.





Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________

При выборе профиля трудового обучения помимо индивиду­альных способностей и возможностей учащихся специальных школ необходимо учитывать многочисленные особенности ре­гиона, включая его экономику и географическое положение. Это позволит максимально облегчить процесс последующего устройства выпускника-инвалида на работу по полученной в школе специальности.

В большинстве школ для детей с церебральным парали­чом на наиболее высоком уровне находится бытовая реаби­литация, на втором месте — профессиональная реабили­тация.

Такое положение связано с отсутствием материальной ба­зы трудовой подготовки, неукомплектованностью кадрами и отсутствием специальных приспособлений. Там, где хоро­шо поставлено трудовое и профессиональное обучение, дос­таточно высок уровень социальной реабилитации; это, как правило, обусловлено высокой квалификацией работников, адекватным выбором профиля трудового обучения, обес­печенностью материальной базы.

При получении образования после окончания специаль­ной школы-интерната ее выпускники сталкиваются со значи­тельными трудностями, однако социологические исследова­ния показали, что большинство выпускников специальных школ-интернатов не ограничиваются знаниями и навыками, получаемыми в школе-интернате, а овладевают средним спе­циальным и высшим образованием. Самые большие трудно­сти встают перед выпускниками в процессе трудоустройства. Они обусловлены прежде всего нежеланием администрации брать на работу инвалида. Специфической трудностью, иг­рающей роль при трудоустройстве в большом городе, явля­ется необходимость пользоваться общественным транспор­том. Инвалиды боятся общения со здоровыми, замыкаются в себе, у них возникает страх быть непонятыми в коллекти­ве. При попытках преодолеть такие трудности выпускники наталкиваются на нежелание здоровых людей входить в бо­лее тесное общение с инвалидом, вникать в его проблемы. Одна из причин такого поведения -— отсутствие у населения информации о людях с ограниченными возможностями здо­ровья, о чем будет сказано ниже.

§ 6. Профессиональная ориентация

Наши рекомендации