Схема профорнентацмонной работы среди учащихся с ДЦП
В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП следует придерживаться определенной системы:
1. Предварительный этап. До встречи с ребенком с ДЦП нужна профориентационная помощь, психолог должен познакомиться с предварительной информацией о нем. На основании анализа этой информации выдвинуть предварительную
§ 6. Профессиональная ориентация
шрофконсультационную гипотезу (определить проблему и на-[ метить пути ее решения).
Первичную информацию о профессиональных ориентирах [[учащегося с ДЦП можно получить, например, в первоначаль-шой беседе с ребенком, которому нужна профориентационная помощь. В ходе беседы выясняются необходимые све-[дения о нем, его интересы и склонности, а также наличие гарофессиональных интересов, степень продуманности пу-[те.й приобретения профессии, наличие резервных профес-[сиональных намерений, адекватность оценки учащимся [своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т. д.
При изучении профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить следующие факт ы:
— есть ли у учащихся предпочитаемые профессии, проду
маны ли пути овладения ими (учебные заведения, кон
кретные предприятия и т. д.);
— имеются ли резервные профессиональные намерения на
случай, если не осуществятся основные, и т. д. Можно по
лагать, что профессиональные намерения серьезны, если
учащийся с ДЦП отвечает на вопросы о содержании тру
да, привлекательных сторонах профессии, режима и ус
ловий работы и т. д.
2. Общая оценка ситуации. Оценить ситуацию ориентации и консультирования можно по следующим ее составляющим: особеннрсти данного учащегося (в чем он сам видит для себя проблему), условия консультирования (насколько они позво-, ляют решать его проблемы), самооценка психолога (насколько он готов помочь данному ребенку). На этом этапе важно не столько «исследовать» учащегося с ДЦП, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение здесь имеет организация эмоционально-доверительного контакта с ним. Развитие этого контакта в ходе профориентации происходит по следующей логике: вначале —
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________
максимальная доброжелательность, далее — доброжелательность и конструктивность, в конце — доброжелательность и оптимистическое настроение.
3. Выдвижение (или уточнение) профконсультаци-онной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения (если на предварительном этапе была выдвинута предварительная консультационная гипотеза, то после реальной встречи с учащимся она может быть отредактирована).
Представленные выше этапы являются подготовкой к реальному взаимодействию, которое начинается с третьего этапа: совместное с ребенком-инвалидом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Смысл данного этапа заключается в том, чтобы и психолог и учащийся с ДЦП работали над единой проблемой, над единым предметом их дальнейшей совместной деятельности.
4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например стандартизированных психодиагностических средств.
Важно выявить интересы и склонности ребенка с ДЦП к определенным видам деятельности, профессиям. Основным показателем здесь является стремление к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности. Информацию об интересах и склонностях учащихся можно получить из наблюдений за их деятельностью, бесед о предпочитаемых ими видах деятельности с ними и их родителями.
Психологическое профдиагностическое обследование позволяет оценить адекватность профвыбора ребенка его реальным психическим возможностям и выявить специфику психологических детерминант этого выбора.
Углубленное психологическое обследование дает ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях:
— о состоянии йнтеллектуально-мнестических функции, особенностях структуры интеллекта и об уровне интеллектуального развития в целом;
§ 6. Профессиональная ориентация
— о состоянии психических функций, о свойствах лично
сти и темперамента, обеспечивающих предпочтение той
или иной динамики трудовой деятельности, специфики
ее организационных условий;
— об особенностях личности и характера, определяющих на
правленность на ту или иную содержательную сторону
профдеятельности, о наличии специальных склонностей
и способностей.
Так, анализ интеллектуальных параметров позволяет определить вероятность доступности профессий, характеризующихся высокой степенью интеллектуальных нагрузок в целом (умственных видов деятельности), предъявляющих специфические требования к определенного рода мыслитель-' ным операциям (абстрактно-логическим, образным и т. п.) и состоянию отдельных йнтеллектуально-мнестических функций — памяти, внимания, восприятия (например, операторские, водительские профессии).
При профессиональной деятельности, характеризующейся монотонностью, алгоритмизированностью операций, наиболее значимыми являются такие психологические параметры, как эмоциональная устойчивость, способность концентрации внимания, склонность к формированию относительно жестких стереотипов поведения и т. п.
Существенно важными характеристиками для оценки возможности успешного овладения профессией могут быть ; показатели коммуникативной активности и степень владе-I ния коммуникативными навыками, экстра- или интравер-[ сии, эмоциональной ригидности и пластичности, особенности , структуры доминирующих ценностных ориентаций"(утили-тарных, социальных и т. п.). Анализ этих данных позволяет определить степень рациональности того или иного профвыбора, исходя из коллективности или индвидуальности условий труда, степени его престижности, личной ответственности, преимущественно творческого или исполнительского уклада и т. п.
Специальная профпсиходиагностика направлена на определение склонностей к различным типам профессиональной
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
деятельности в зависимости от предмета труда, а также желаний и интересов, обусловливающих ту или иную профессиональную ориентацию личности, позволяет выявить предпочитаемые профессии, исходя их обобщения их существенных характеристик (физическая тяжесть, уровень нервно-психического напряжения, система подчинения и т. п.), оценить уровень осведомленности о различных профессиях, специфику отношения предпочитаемого типа деятельности с характерологическими особенностями.
С целью профпсиходиагностики могу/ быть использованы р а з л ичны е методики, например:
— дифференциально-диагностический опросник Е.А. Кли
мова, который позволяет выявить склонность к типам
профессиональной деятельности в зависимости от пред
мета труда, выделяя следующие пять типов: человек-при
рода, человек-техника, человек-человек, человек-знако
вая система, человек-художественный образ;
— карта интересов, позоляющая изучить глубину интере
сов и склонностей в разных сферах деятельности;
— опросник профессиональной готовности, позволяющий
выявить способности и желание заниматься определен
ным типом профессиональной деятельности;
— опросник профессиональной направленности, предос
тавляющий возможность определить модель желаемой
и доступной профессии на основании обобщения ее суще
ственных характеристик (физическая тяжесть, коллек
тивность — индивидуальность, уровень нервно-психиче
ского напряжения, система подчинения, уровень оплаты
и т. п.), а также выявить предпочитаемый тип деятель
ности (предмет труда) и оценить информированность о со
держательной стороне различных профессий;
— методика Голланда, позволяющая выяснить соотноше
ния предпочитаемого типа деятельности (рационали
стический, артистический и т. п.), с характерологически
ми особенностями личности;
§ 6. Профессиональная ориентация
— методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей, которая опосредованно определяет коммуникативные и организаторские способности через выявление и оценку соответствующих склонностей.
Использовать специальные «профдиагностические» психологические методики следует, начиная с подросткового воз-траста (примерно с 14 лет), когда актуализируются субъективная и объективная значимость профвыбора.
Итоговое профориентационное заключение формируется на основании обобщения клинико-функциональных, психологических и педагогических исследований.
О высоком у р овне профессионалъной направленности учащихся можно сделать вывод на основании следующих данных:
1) преобладает ли высокая мотивация в выборе профессии
(интерес к содержанию труда, осознание социальной
значимости выбранной профессии и т. д.);
2) если в кругу профессиональных интересов преобладают
такие, которые удовлетворяются в активно-деятельно-
стных формах (занятия в кружке, участие в конкурсах
и т. д.).
Низкий уровень профессиональной направленности определяется другим соотношением мотивов и интересов. В этом случае преобладают материальные мотивы выбора профессии (зарплата, престижность, условия труда и т. д.) или косвенные — внешние по отношению к данной профессии (принуждение родителей, местонахождение учебного заведения). При низком уровне профнаправленности интерес к данной деятельности либо отсутствует, либо преобладают относи-[ тельно пассивные по своему характеру интересы (например, чтение научно-популярной литературы по предполагаемой
специальности).
•После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профучилищах, лицеях, колледжах или
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профучилищ Министерства социальной защиты. Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии).
При проведении профориентации учащихся-инвалидов нужно учитывать характер протекания их основного за- \ болевания. Все заболевания опорно-двигательного аппарата можно разделить на две группы. В одну группу входят болезни, которые не носят прогрессирующего характера. К ним можно отнести ДЦП, полиомиелиты, недоразвитие конечностей и другие. В другую группу — заболевания, носящие прогрессирующий характер (миопатии, рассеянный склероз и прочие). Знания о характере протекания заболевания нужны для правильного прогнозирования эффективности профессиональной деятельности инвалида с двигательной патологией.
-
Общие противопоказания к приему на обучение в высшие учебные заведения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
— открытые формы туберкулеза, активный прогрессирую
щий туберкулез;
— хронические заболевания легких с выраженной легочно-
сердечной недостаточностью;
— заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушением
кровообращения;
— хронические заболевания почек с явлениями стойкой
почечной недостаточности;
— эндокринные заболевания тяжелой формы в фазе деком
пенсации (инсулинозависимый диабет);
§ 6. Профессиональная ориентация
заболевания системы крови, за исключением лимфолейкоза в фазе ремиссии более трех лет; высокая ампутация трех конечностей; тяжелые хронические рецидивирующие заболевания кожи; сифилис; СПИД (ВИЧ-носительство);
- трахеома;
- кахексия любого происхождения;
- обширные трофические язвы и пролежни;
- больные с психическими расстройствами, а также боль
ные с психопатоподобным поведением;
- прогрессирующие мышечные заболевания (миастения,
миопатия, миотония, рассеянный склероз и др.).
Некоторые особенности инвалидов с ДЦП:
1. Овладение какой-либо профессией и последующее трудо
устройство является одним из основных способов инте
грации их в социум здоровых людей.
2. При выборе профессии выпускники школ, как правило,
ориентируются на социально-экономическую обстановку
и ситуацию на рынке труда, складывающуюся на момент
проведения профориентационной работы. В большинст
ве случаев они не делают долгосрочных прогнозов рынка
труда по данной профессии на момент их трудоустройст
ва при окончании обучения. При этом значительное вни
мание инвалидов сосредоточено на их трудоустройстве.
3. Выпускники-инвалиды основным внутренним своим не
достатком, препятствующим их будущей деятельности,
в большинстве случаев считают свое заболевание.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________
При выборе профиля трудового обучения помимо индивидуальных способностей и возможностей учащихся специальных школ необходимо учитывать многочисленные особенности региона, включая его экономику и географическое положение. Это позволит максимально облегчить процесс последующего устройства выпускника-инвалида на работу по полученной в школе специальности.
В большинстве школ для детей с церебральным параличом на наиболее высоком уровне находится бытовая реабилитация, на втором месте — профессиональная реабилитация.
Такое положение связано с отсутствием материальной базы трудовой подготовки, неукомплектованностью кадрами и отсутствием специальных приспособлений. Там, где хорошо поставлено трудовое и профессиональное обучение, достаточно высок уровень социальной реабилитации; это, как правило, обусловлено высокой квалификацией работников, адекватным выбором профиля трудового обучения, обеспеченностью материальной базы.
При получении образования после окончания специальной школы-интерната ее выпускники сталкиваются со значительными трудностями, однако социологические исследования показали, что большинство выпускников специальных школ-интернатов не ограничиваются знаниями и навыками, получаемыми в школе-интернате, а овладевают средним специальным и высшим образованием. Самые большие трудности встают перед выпускниками в процессе трудоустройства. Они обусловлены прежде всего нежеланием администрации брать на работу инвалида. Специфической трудностью, играющей роль при трудоустройстве в большом городе, является необходимость пользоваться общественным транспортом. Инвалиды боятся общения со здоровыми, замыкаются в себе, у них возникает страх быть непонятыми в коллективе. При попытках преодолеть такие трудности выпускники наталкиваются на нежелание здоровых людей входить в более тесное общение с инвалидом, вникать в его проблемы. Одна из причин такого поведения -— отсутствие у населения информации о людях с ограниченными возможностями здоровья, о чем будет сказано ниже.
§ 6. Профессиональная ориентация