I Профессиональные предпочтения молодых инвалидов

Одним из наиболее важных элементов успешной реаби-^литации и интеграции инвалидов в общество является не [только их профессиональная ориентация, но и последующее [ трудоустройство.

Для инвалидов возможность трудиться означает большее, Ыем возможность материально обеспечить себя и свою семью. [Это дает надежду вырваться из мира болезней и нужды в мир ^относительного благополучия. Выявление профессионал ь-[ных предпочтений инвалидов с нарушениями опорно-дви-[>Еательного аппарата позволяет очертить круг учебных заве-бдении, с которыми в большей степени необходимо контакти­ровать, добиваясь предоставления льгот при поступлении ! и индивидуальной программы обучения.

С целью выявления интересов к тому или иному виду деятельности чаще всего используют в процессе профдиаг-ностики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.В большинстве работ выявлено, что инвалиды-опорники предпочитают профессии типа «че­ловек—человек» (34%), требующие общения с людьми. Н.В. Финкель(1991) рассматривает подобные предпочтения как действие защитного механизма. Ряд авторов считает, что это зависит от особенностей личностного развития подрост­ка с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенно больных с церебральным параличом.

Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного ап­парата важным является сам факт трудоустройства. Можно предположить, что потребность в труде у них носит псевдо­компенсаторный характер. Труд в сознании молодых ин­валидов означает реализацию жизненных целей. При этом рабочее место в большинстве случаев у них мифологизиро-'. вано, т. е. отсутствуют четкие представления о непосредст­венном характере работы. Причина кроется в недостаточной эффективности профориентационной работы.

Достаточно велико беспокойство детей, страдающих це­ребральным параличом, о своей будущей профессии и жиз­ни. При социологическом обследовании [С.Б. Федоров, 2000] установлено, что не уверены в благополучии своей дальней-





Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

4%
16%
34%

Человек—природа Человек—техника Человек—человек

28%

Человек—знак

Человек— художественный образ

18%

О 5 10 15 20 25 30 35 40 % Рис. 14. Профессиональные предпочтения выпускников с ДЦП

шей жизни 76% выпускников школ-интернатов для учащих­ся с ДЦП Санкт-Петербурга, 68% сомневаются в том, что смо­гут трудоустроиться.

§ 6. Профессиональная ориентация

Неуверенность инвалидов в завтрашнем дне, возможно, не была бы столь высока, если бы существовала государст­венная программа трудоустройства инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает элементы квотирования рабочих мест для инвалидов в объе­ме 3% среднесписочной численности работающих на пред­приятии. Но механизм реализации закона не проработан на I уровне Правительства Российской Федерации.

Основные направления работы, позволяющие осу­ществлять более успешное трудоуст­ройство инвалидов с ДЦП:

— совершенствование системы профессиональной ориен­
тации;

— расширение перечня учебных заведений профессиональ­
ной подготовки и переподготовки инвалидов;

— увеличение количества рабочих мест;

— создание условий для социальной интеграции инвалидов
в общество.



Главной причиной беспокойства были названы проблемы здоровья. Среди про­чих причин, встречающихся чаще других, можно выделить:

— экономическую нестабильность в стране;

— боязнь не поступить в учебное заведение послешкольно-
го образования;

— возможная платность образования;

— трудности общения (указаны учащимися с тяжелой в дви­
гательном отношении формой заболевания и детьми с вы­
раженными нарушениями речи);

— недостаточная пенсия по инвалидности;

— безработица;

— негативное отношение со стороны здоровых людей.

Контррльны^волросьмл^ада^ __________

1. Опишите основные задачи коррекционного воспитания
детей дошкольного возраста с ДЦП и основные пути их
психологического сопровождения.

2. Сформулируйте основные принципы системы воспита­
ния детей с ДЦП и проиллюстрируйте их примерами.

3. Каким образом осуществляют развитие двигательных
навыков при ДЦП в детском саду?

4. Цели и задачи диагностического класса, определение
степени готовности к школьному обучению.




10. Зак. 7784. Шипицына




1^лава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

5. Составьте схему дифференциации детей с церебраль­
ным параличом по возможностям обучения.

6. Особенности стандарта специального образования
и учебного плана для разных категорий учащихся
с

7. Изложите основные направления службы психологи­
ческого сопровождения детей с церебральным парали­
чом в процессе школьного обучения.

8. Составьте схему профессиональной психодиагностики
учащихся с ДЦП.



Наши рекомендации