Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления

Влияние различных патохарактерологических (психопа-| тических или психопатоподобных) и невротических (невро-(зоподобных) проявлений, довольно часть встречающихся [у детей (примерно у трети детей) с выраженными двигатель­ными расстройствами, на процесс обучения чрезвычайно велико.

Указанные расстройства, существенно затрудняют как | процесс обучения, так и социально-трудовую адаптацию в це­лом. Причинами этих расстройств являются, с одной сторо­ны, патологические изменения центральной нервной систе­мы и организма в целом, связанные с остаточным заболева­нием, и дефекты- процесса воспитания, допущенные по ви­не взрослых (родителей, педагогов и др.), — с другой.





Г л а в а IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 5. Проблемы коррекции детей с ДЦП с патохарактёрологическими...



Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушени и также должны идти по двум параллельным направлениям: ме­дицинскому и психолого-педагогическому.

Медицинская коррекция включает три аспекта:

— л е ч е б н о-в оспитательные мероприятия,
направленные на устранение или уменьшение общесо­
матических расстройств и дефектов (двигательных,
речевых, сенсорных и т. д.), являющихся зачастую мощ­
ным фрустрирующим фактором, повышающим уровень
невротизации и психопатизации больного ребенка;

— медикаментозное лечение органической мозго­
вой патологии, являющейся благоприятной почвой для
возникновения и развития указанных расстройств;

— психотерапевтическое лечение, воздействую­
щее непосредственно на личность больного ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция проводится педа­гогом на основании конкретных рекомендаций психолога и в тесном контакте с ним.

Основные направления данной коррекции:

— воздействие на ребенка с целью формирования адекват­
ного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду
и т. д.;

— воздействие на мотивационную сферу ребенка с целью пе­
реориентации личностных установок на достижение
реальных, доступных целей, формирования четкой бли­
жайшей и отдаленной жизненной перспективы, и также
развития и укрепления общепринятых морально-этиче­
ских норм поведения в социальной среде.

Для достижения указанных целей необходимо учиты­вать имеющуюся у большинства этих детей эмоциональную

мбильность, неуравновешенность и склонность к истероид-|ым или депрессивным реакциям. Редкая декомпенсация Вихопатических проявлений и невротических расстройств е всего наступает при попадании таких детей из среды •ие равных в общество физически здоровых сверстников, «ычно чувство собственной ущербности и дефектности Ьособствует быстрому формированию «комплекса непол­ноценности», что в свою очередь приводит к неосознанной Йщитной реакции ухода личности на более низкий, инфан-ильный уровень с резким заострением эгоцентрических |ерт. У детей экстравертированных, с возбудимым типом •сихической деятельности это проявляется в усилении раз­дражительности, озлобленности, истероидности, требовании •овышенного внимания к себе со стороны окружающих. • интравертов с чертами тормозимого круга происходит уси-Вение психоастенических и депрессивных проявлений само­уничижения, ущербности и нежелания жить.

В связи с этим очень важным моментом в работе педагога С такими детьми является стремление выявить те способно­сти, которые имеются у ребенка, добиться успехов в их раз-\ витии, пусть даже небольших, и обязательно акцентировать его внимание на этих успехах. Тем самым в ребенке пробуж­дается чувство самоудовлетворения и желание трудиться В данном направлении, появляется новая эмоциональная ус­тановка, с одной стороны, являющаяся противовесом но отно­шению к указанному « комплексу неполноценности », а с дру­гой — способствующая формированию в сознании ребенка положительной перспективы в плане дальнейшей реализа-|ции основных жизненных потребностей.

Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологиче-' ские препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невро-1 тизирующие начала и создаем благоприятную почву для це­ленаправленного совершенствования, а в дальнейшем и са­моусовершенствования личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценно-1 стей, задачей педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориен-Юации личности ребенка на достижение реальных, доступных




Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП



§ 6. Коррекция нарушений речи



для него целей (например, учебы, приобретения профессии,' занятия любимым и полезным делом, решение какой-либо творческой задачи и т. п.) и формированию адекватного уров­ня притязания.

Для повышения эффективности проводимых мероприя­тий по медико-психолого-педагогической коррекции необхо­димо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъ­яснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.

Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и центральной нервной системы, нали­чие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, — обу­словливают необходимость создания разных моделей пси­холого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста.

онических рефлексов. После этого следует улучшить и ук­репить нормальные позотонические реакции. Используя эти Позы торможения, следует дать ребенку возможность воспро­изведения противоположного движения по отношению к до­минирующей тонической реакции. Например, осуществля­ются вращения головы без движения тела, чтобы ощутить движения головы на фоне релаксации мышц шеи и лица.

По мнению В. Войта,ДЦП развивается в первые месяцы 1'жизни ребенка. Ранняя коррекция должна активизировать I развитие психомоторных функций и предупредить закреп-юение патологических реакций. Метод Войта называют ^принципом продвижения вперед». Он предполагает гармо-•Вичное развитие позотонических реакций, выпрямительных и вращательных рефлексов, необходимых для движений. •Цель коррекции — предупреждение фиксации патологиче-•Ских движений путем закрепления правильных функцио-[нальных схем движений.



Коррекция нарушений речи

Наши рекомендации