Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления
Влияние различных патохарактерологических (психопа-| тических или психопатоподобных) и невротических (невро-(зоподобных) проявлений, довольно часть встречающихся [у детей (примерно у трети детей) с выраженными двигательными расстройствами, на процесс обучения чрезвычайно велико.
Указанные расстройства, существенно затрудняют как | процесс обучения, так и социально-трудовую адаптацию в целом. Причинами этих расстройств являются, с одной стороны, патологические изменения центральной нервной системы и организма в целом, связанные с остаточным заболеванием, и дефекты- процесса воспитания, допущенные по вине взрослых (родителей, педагогов и др.), — с другой.
Г л а в а IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 5. Проблемы коррекции детей с ДЦП с патохарактёрологическими...
Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушени и также должны идти по двум параллельным направлениям: медицинскому и психолого-педагогическому.
Медицинская коррекция включает три аспекта:
— л е ч е б н о-в оспитательные мероприятия,
направленные на устранение или уменьшение общесо
матических расстройств и дефектов (двигательных,
речевых, сенсорных и т. д.), являющихся зачастую мощ
ным фрустрирующим фактором, повышающим уровень
невротизации и психопатизации больного ребенка;
— медикаментозное лечение органической мозго
вой патологии, являющейся благоприятной почвой для
возникновения и развития указанных расстройств;
— психотерапевтическое лечение, воздействую
щее непосредственно на личность больного ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция проводится педагогом на основании конкретных рекомендаций психолога и в тесном контакте с ним.
Основные направления данной коррекции:
— воздействие на ребенка с целью формирования адекват
ного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду
и т. д.;
— воздействие на мотивационную сферу ребенка с целью пе
реориентации личностных установок на достижение
реальных, доступных целей, формирования четкой бли
жайшей и отдаленной жизненной перспективы, и также
развития и укрепления общепринятых морально-этиче
ских норм поведения в социальной среде.
Для достижения указанных целей необходимо учитывать имеющуюся у большинства этих детей эмоциональную
мбильность, неуравновешенность и склонность к истероид-|ым или депрессивным реакциям. Редкая декомпенсация Вихопатических проявлений и невротических расстройств е всего наступает при попадании таких детей из среды •ие равных в общество физически здоровых сверстников, «ычно чувство собственной ущербности и дефектности Ьособствует быстрому формированию «комплекса неполноценности», что в свою очередь приводит к неосознанной Йщитной реакции ухода личности на более низкий, инфан-ильный уровень с резким заострением эгоцентрических |ерт. У детей экстравертированных, с возбудимым типом •сихической деятельности это проявляется в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требовании •овышенного внимания к себе со стороны окружающих. • интравертов с чертами тормозимого круга происходит уси-Вение психоастенических и депрессивных проявлений самоуничижения, ущербности и нежелания жить.
В связи с этим очень важным моментом в работе педагога С такими детьми является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успехов в их раз-\ витии, пусть даже небольших, и обязательно акцентировать его внимание на этих успехах. Тем самым в ребенке пробуждается чувство самоудовлетворения и желание трудиться В данном направлении, появляется новая эмоциональная установка, с одной стороны, являющаяся противовесом но отношению к указанному « комплексу неполноценности », а с другой — способствующая формированию в сознании ребенка положительной перспективы в плане дальнейшей реализа-|ции основных жизненных потребностей.
Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологиче-' ские препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невро-1 тизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования, а в дальнейшем и самоусовершенствования личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценно-1 стей, задачей педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориен-Юации личности ребенка на достижение реальных, доступных
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 6. Коррекция нарушений речи
для него целей (например, учебы, приобретения профессии,' занятия любимым и полезным делом, решение какой-либо творческой задачи и т. п.) и формированию адекватного уровня притязания.
Для повышения эффективности проводимых мероприятий по медико-психолого-педагогической коррекции необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.
Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и центральной нервной системы, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, — обусловливают необходимость создания разных моделей психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста.
онических рефлексов. После этого следует улучшить и укрепить нормальные позотонические реакции. Используя эти Позы торможения, следует дать ребенку возможность воспроизведения противоположного движения по отношению к доминирующей тонической реакции. Например, осуществляются вращения головы без движения тела, чтобы ощутить движения головы на фоне релаксации мышц шеи и лица.
По мнению В. Войта,ДЦП развивается в первые месяцы 1'жизни ребенка. Ранняя коррекция должна активизировать I развитие психомоторных функций и предупредить закреп-юение патологических реакций. Метод Войта называют ^принципом продвижения вперед». Он предполагает гармо-•Вичное развитие позотонических реакций, выпрямительных и вращательных рефлексов, необходимых для движений. •Цель коррекции — предупреждение фиксации патологиче-•Ских движений путем закрепления правильных функцио-[нальных схем движений.
Коррекция нарушений речи