Основные причины нарушения развития личности детей с церебральным параличом

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979) под­черкивал, что необходимой предпосылкой научного психо­логического анализа личности является в первую очередь различение понятий «индивид» и «личность».

Даже в обыденном языке слово «личность» мы употреб­ляем только по отношению к определенному человеку, и при­том лишь с определенного этапа развития. Мы не говорим о личности животного, новорожденного или младенца, од­нако у нас не возникает затруднений говорить о животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости, агрессивности и пр.

В психиатрии мы можем встретиться со случаями болезнен­ного раздвоения личности, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, целостности его биологической организации. Разумеется, что понятие лично­сти, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, но целостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а в процессе воспитания, обучения, т. е. личностного развития: личностью не рожда­ются, личностью становятся. Таким образом, личность есть относительно поздний продукт как общественно-историческо­го, так и онтогенетического развития человека.

Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л.С. Вы­готского (1956) о сущности дефективности, в которой подчер­кивается, что огромную роль в развитии личности аномального

§ 1. Основные причины нарушения развития личности детей с ДЦП

реГншка играют социальная среда и общество. Физический Недостаток сам по себе не делает ребенка дефективным, но, Инменяя социальную позицию личности, приводит к появ­лению особых черт в его поведении и характере. Для изу­чения влияния дефекта на личность аномального ребенка Нлжными являются положения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные осо­бенности организма и вторичные новообразования.

В.Н. Мясшцев (1960), изучая структурно-динамические Характеристики личности, подчеркивал, что к первичным Особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенно­стями заболевания. На основе первичных симптомов воз­никают вторичные особенности в форме различных характе­рологических сдвигов, представляющих собой результат ' сложных взаимодействий внешних и внутренних факторов. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребенка может быть вызвано рядом причин, к которым отно­сятся переживания по поводу физического дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье ребенка. Все это приводит к нарушению системы отношений ребенка, и если он не приобретает в ходе развития способности адекватно раз-ррешать встающие перед ним проблемы, то это может привес-! ти к нарушению социальной адаптации.

Среди механизмов патологического формирования лично­сти у лиц с физическими нарушениями ведущая роль при­надлежит реакции личности на осознание дефекта, физиче­ской неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя со­циальная депривация, т. е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также неправильное воспи­тание и своеобразное отношение окружающих к ребенку с ог­раниченными возможностями. Все это обусловливает незрё-I Лость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышен­ную внушаемость у такого ребенка.

При ДЦП нарушается формирование личности ребенка.

Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболе-

нании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе,

1 самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная

Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка с ДЦП

незрелость проявляется в наивности суждений, слабой орич ентированности в бытовых и практических вопросах жизни! У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности. Выдержанные трудности с:о«| циальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять ;щ| свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствитель­ностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью, Наиболее часто, по данным Э.С. Калижнюк (1987), при ДЦП встречаются астеноневротический, психоастеничо-1 ский, реже — неустойчивый и возбудимый типы акцентуа­ции личности.

Важное значение в развитии личности при ДЦП придает­ся формированию эмоционально-волевой активности. Не­гативное влияние органического поражения ЦНС в зна­чительной степени определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение пред­ставлений о своем теле, неадекватность самооценки выявля­ются уже в раннем возрасте.

Частая госпитализация детей с двигательными расстрой­ствами приводит к ранней психической и социальной депри-вации. Основным стилем семейного воспитания ребенка с ДЦП является гиперпротекция, которая негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, поскольку чем выше уровень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Нераз­витость родительских чувств, неустойчивость воспитатель­ного процесса влияют на формирование таких личностных особенностей ребенка с ДЦП как снижение самостоятельно­сти, сенситивность, фрустрированность.

В случае нарушения интеллекта при ДЦП особенности развития личности сочетаются с низким познавательным 1 процессом, недостаточной критичностью. Отмечаются без- ] различие, слабость волевых усилий и мотиваций.

Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с церебральным параличом необходим комплексный психоло­го-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом

2. Психопатологические варианты личности

|вдует обратить внимание не только на ярко выраженные ризнаки поведения ребенка, нарушающие процесс его со-Вальной адаптации, но и учесть более тонкие особенности оявления его характера, темперамента, влечений, мыш->Ния, направленность интересов, развитие деятельности и |щения с окружающими.

Психологу важно отметить не только отрицательные чер-личности, а прежде всего положительные, на которые рОжно будет опереться в психокоррекционной работе.

Психопатологические варианты личности

Нарушение личности при ДЦП чаще всего встречается По типу психического инфантилизма. Поражение незрелого Головного мозга приводит к тому, что формирование лобных Долей происходит замедленно и неравномерно, что является рричиной изменений личности [Е.М. Мастюкова, 1985].

Специфическим условием развития психического инфан-

|

§Илизма является неправильное воспитание, ограничение •еятельности и общения, что связано с двигательной и рече-рой недостаточностью при ДЦП.

Незрелость эмоционально-волевой сферы сохраняется не-Юедко и в старшем школьном возрасте и препятствует их Щжольной, трудовой и социально адаптации. Эта незрелость Имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочета­ния незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со Вклонностью к резонерству; у отдельных детей эмоциональ-ио-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями Вексуальности. Признаки незрелости эмоционально-волевой 1оферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся и поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, •Слабости волевого усилия, в целенаправленной интеллекту­альной деятельности, повышенной внушаемости, имеют, [Однако, иную окраску, нежели у детей более раннего возрас-|Та. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладают


 

Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка с ДЦП __

двигательная расторможенность, эмоциональная неуо! тойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой дом тельности, легкая истощаемость, инертность. ОтсутствувЯ детская живость и непосредственность в проявлении эмоцн (I, I Выделено т р и в а р и а н т а осложненного п с и х • ч е с к о г о и н ф а н т и я и з м а у школьников с церсб-1 ральным параличом.

Первый невропатически и вариант осложнен*! ного инфантилизма представляет собой сочетание психимо» ского инфантилизма с проявлениями невропатии [В.В. Ко- ] валев, 1985], при котором дети с церебральным параличом отличаются сочетанием несамостоятельности, повышен-ной внушаемостью с тормозимостью, пугливостью, неуве­ренностью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым усло­виям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них наблюдаются случаи проявления повышенной робости, за-1 стенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Вес эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, к социальному окружению в целом; у детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах, повышенной тормозимостью и пугливостью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих де- 1 тей проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные варианты поведения могут стать первичными, что будет способствовать формированию характерологических отклонений тормозного типа.

«Аффект неадекватности» при невропатическом вари­анте психического инфантилизма проявляется в различных формах. Одной из форм являются реакции протеста, кото­рые представляют собой преходящие расстройства пове­дения, возникающие на основе аффективных переживаний

Психопатологические варианты личности

|реживания обиды, ущемленного самолюбия и т. д.). Для 1кций протеста характерна определенная избирательность •Направленность.

|" При невропатическом варианте психического инфанти-Ввма у детей с церебральным параличом преобладаютреак-ци пассивного протеста. Они проявляются в отказе от еды, ! устного общения с определенными лицами (избиратель-аи мутизм), в уходах из дома или из школы; иногда они появляются в виде нарушений отдельных соматовегета-,Лвных функций: рвоты, энуреза (недержания мочи), энко-Юеза (недержания кала). Значительно реже как результат иссивного протеста может возникать суицидальное поведе-Иие, которое проявляется либо только в мыслях и представ­лениях либо в совершении суицидальной попытки. Несмотря >Мп то, что у детей с церебральным параличом при правильном Ьх воспитании эти формы поведения встречаются чрезвычай-| Ио редко и проявляются в основном в мыслях и представле-[ Киях, педагогам и воспитателям важно знать, что суицидаль-[Ные попытки как реакции пассивного протеста возникают | в основном в препубертатном и пубертатном возрасте в ре-| вультате острого переживания чувства обиды, недовольства | окружающими и самим собой; поводом для возникновения I суицидального поведения может быть незаслуженное нака-[ эание, получение плохой оценки, неразделенное первое чув-1 ство любви и т. д. Это поведение заранее не обдумывается, ( возникает внезапно, импульсивно, по механизму «коротко-I го замыкания»; оно может быть достаточно неожиданным |.для окружающих.

Наиболее частым проявлением пассивного протеста

учащихся с ДЦП может быть отказ от выполнения тех или

иных требований учителя или воспитателя. При неправиль-

I ном воспитании в семье — отказ от выполнения требований

| родителей.

Формой проявления «аффекта неадекватности» у учащих­ся с ДЦП могут быть также реакции отказа. Они проявляют-[ ся в пассивности ребенка, в отказе от его обычных желаний I и стремлений, нередко в бездумном характере его ответов, Ч» отсутствии стремления к контакту с окружающими. Ре­бенок остро переживает потерю перспективы и как бы

Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка с ДЦП

Третий вариант осложненного психического инфам тилизма у школьников с церебральным параличом относит­ся к так называемому органическому инфантилизму, опи« санному отечественными психиатрами [Г.Е. Сухарева, 1955; С.С. Мнухин, 1968; и др.].

В основе органического инфантилизма — сочетание не­зрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями ин­теллектуальной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низ­кого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно расторможены, благодушны, у них гру­бо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уро­вень критического анализа своих действий и поступков.

Проявления органического инфантилизма чаще наблюда­ются при атоническо-астатической форме церебрального паралича, когда имеется поражение или недоразвитие лоб-но-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятель­ности, мотивации, т. е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так на­зываемого ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилизме характеризуется большой дисгармонией. На­ряду с чертами «детскости», повышенной внушаемостью, не­самостоятельностью, наивностью суждений для этих детей характерны склонность к «расторможению» влечений, не­достаточная самокритичность; импульсивность сочетается у них с проявлением инертности.

Эти дети при клинико-психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует и адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагопри­ятных факторов окружающей среды у этих детей наблюда­ется формирование склонности к развитию характероло­гических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импуль­сивными, не способными адекватно учитывать ситуацию.

Таким образом, формирование личности детей с цереб­ральным параличом связано как с ранним органическим Поражением мозга, так и с особенностями их воспитания И окружения. Специфика ДЦП определяет некоторые особен­ности формирования личности. Прослеживается связь раз-пития личности с тяжестью и характером двигательных на­рушений. При более тяжелых формах заболевания, когда ребенок длительное время нуждается в уходе и помощи со •Тороны взрослых и у него бывают резко ограниченными со­циальные контакты, предметно-манипулятивная деятель­ность, отклонения в развитии личности по типу осложнен­ного психического инфантилизма проявляются в более вы-рпженной форме.

Специфика двигательного поражения, связанная с во-I влечением в патологический процесс различных мозговых структур, также оказывает определенное внимание на осо­бенности развития личности детей с церебральным па-| раличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюдаются проявления невропатической формы ослож­ненного психического инфантилизма с преобладанием тор-мозимости, повышенной пугливости, неуверенности в своих силах. При осложненных формах сцастической диплегии, ко­гда пораженными бывают как корковые отделы двигатель­ного анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперкинетической форме заболевания с преимущественны­ми поражениями подкорковых мозговых структур, преобла­дает цереброастеническая форма осложненного психического инфантилизма с различными проявлениями аффективного поведения.

Наши рекомендации