Основные причины нарушения развития личности детей с церебральным параличом
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий «индивид» и «личность».
Даже в обыденном языке слово «личность» мы употребляем только по отношению к определенному человеку, и притом лишь с определенного этапа развития. Мы не говорим о личности животного, новорожденного или младенца, однако у нас не возникает затруднений говорить о животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости, агрессивности и пр.
В психиатрии мы можем встретиться со случаями болезненного раздвоения личности, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, целостности его биологической организации. Разумеется, что понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, но целостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а в процессе воспитания, обучения, т. е. личностного развития: личностью не рождаются, личностью становятся. Таким образом, личность есть относительно поздний продукт как общественно-исторического, так и онтогенетического развития человека.
Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л.С. Выготского (1956) о сущности дефективности, в которой подчеркивается, что огромную роль в развитии личности аномального
§ 1. Основные причины нарушения развития личности детей с ДЦП
реГншка играют социальная среда и общество. Физический Недостаток сам по себе не делает ребенка дефективным, но, Инменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере. Для изучения влияния дефекта на личность аномального ребенка Нлжными являются положения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные особенности организма и вторичные новообразования.
В.Н. Мясшцев (1960), изучая структурно-динамические Характеристики личности, подчеркивал, что к первичным Особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенностями заболевания. На основе первичных симптомов возникают вторичные особенности в форме различных характерологических сдвигов, представляющих собой результат ' сложных взаимодействий внешних и внутренних факторов. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребенка может быть вызвано рядом причин, к которым относятся переживания по поводу физического дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье ребенка. Все это приводит к нарушению системы отношений ребенка, и если он не приобретает в ходе развития способности адекватно раз-ррешать встающие перед ним проблемы, то это может привес-! ти к нарушению социальной адаптации.
Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, т. е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями. Все это обусловливает незрё-I Лость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость у такого ребенка.
При ДЦП нарушается формирование личности ребенка.
Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболе-
нании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе,
1 самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная
Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка с ДЦП
незрелость проявляется в наивности суждений, слабой орич ентированности в бытовых и практических вопросах жизни! У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности. Выдержанные трудности с:о«| циальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять ;щ| свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью, Наиболее часто, по данным Э.С. Калижнюк (1987), при ДЦП встречаются астеноневротический, психоастеничо-1 ский, реже — неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.
Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степени определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте.
Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к ранней психической и социальной депри-вации. Основным стилем семейного воспитания ребенка с ДЦП является гиперпротекция, которая негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, поскольку чем выше уровень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитательного процесса влияют на формирование таких личностных особенностей ребенка с ДЦП как снижение самостоятельности, сенситивность, фрустрированность.
В случае нарушения интеллекта при ДЦП особенности развития личности сочетаются с низким познавательным 1 процессом, недостаточной критичностью. Отмечаются без- ] различие, слабость волевых усилий и мотиваций.
Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с церебральным параличом необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом
2. Психопатологические варианты личности
|вдует обратить внимание не только на ярко выраженные ризнаки поведения ребенка, нарушающие процесс его со-Вальной адаптации, но и учесть более тонкие особенности оявления его характера, темперамента, влечений, мыш->Ния, направленность интересов, развитие деятельности и |щения с окружающими.
Психологу важно отметить не только отрицательные чер-личности, а прежде всего положительные, на которые рОжно будет опереться в психокоррекционной работе.
Психопатологические варианты личности
Нарушение личности при ДЦП чаще всего встречается По типу психического инфантилизма. Поражение незрелого Головного мозга приводит к тому, что формирование лобных Долей происходит замедленно и неравномерно, что является рричиной изменений личности [Е.М. Мастюкова, 1985].
Специфическим условием развития психического инфан-
| |
§Илизма является неправильное воспитание, ограничение •еятельности и общения, что связано с двигательной и рече-рой недостаточностью при ДЦП.
Незрелость эмоционально-волевой сферы сохраняется не-Юедко и в старшем школьном возрасте и препятствует их Щжольной, трудовой и социально адаптации. Эта незрелость Имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со Вклонностью к резонерству; у отдельных детей эмоциональ-ио-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями Вексуальности. Признаки незрелости эмоционально-волевой 1оферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся и поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, •Слабости волевого усилия, в целенаправленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости, имеют, [Однако, иную окраску, нежели у детей более раннего возрас-|Та. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладают
Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка с ДЦП __
двигательная расторможенность, эмоциональная неуо! тойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой дом тельности, легкая истощаемость, инертность. ОтсутствувЯ детская живость и непосредственность в проявлении эмоцн (I, I Выделено т р и в а р и а н т а осложненного п с и х • ч е с к о г о и н ф а н т и я и з м а у школьников с церсб-1 ральным параличом.
Первый невропатически и вариант осложнен*! ного инфантилизма представляет собой сочетание психимо» ского инфантилизма с проявлениями невропатии [В.В. Ко- ] валев, 1985], при котором дети с церебральным параличом отличаются сочетанием несамостоятельности, повышен-ной внушаемостью с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них наблюдаются случаи проявления повышенной робости, за-1 стенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Вес эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, к социальному окружению в целом; у детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах, повышенной тормозимостью и пугливостью.
Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих де- 1 тей проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные варианты поведения могут стать первичными, что будет способствовать формированию характерологических отклонений тормозного типа.
«Аффект неадекватности» при невропатическом варианте психического инфантилизма проявляется в различных формах. Одной из форм являются реакции протеста, которые представляют собой преходящие расстройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний
Психопатологические варианты личности
|реживания обиды, ущемленного самолюбия и т. д.). Для 1кций протеста характерна определенная избирательность •Направленность.
|" При невропатическом варианте психического инфанти-Ввма у детей с церебральным параличом преобладаютреак-ци пассивного протеста. Они проявляются в отказе от еды, ! устного общения с определенными лицами (избиратель-аи мутизм), в уходах из дома или из школы; иногда они появляются в виде нарушений отдельных соматовегета-,Лвных функций: рвоты, энуреза (недержания мочи), энко-Юеза (недержания кала). Значительно реже как результат иссивного протеста может возникать суицидальное поведе-Иие, которое проявляется либо только в мыслях и представлениях либо в совершении суицидальной попытки. Несмотря >Мп то, что у детей с церебральным параличом при правильном Ьх воспитании эти формы поведения встречаются чрезвычай-| Ио редко и проявляются в основном в мыслях и представле-[ Киях, педагогам и воспитателям важно знать, что суицидаль-[Ные попытки как реакции пассивного протеста возникают | в основном в препубертатном и пубертатном возрасте в ре-| вультате острого переживания чувства обиды, недовольства | окружающими и самим собой; поводом для возникновения I суицидального поведения может быть незаслуженное нака-[ эание, получение плохой оценки, неразделенное первое чув-1 ство любви и т. д. Это поведение заранее не обдумывается, ( возникает внезапно, импульсивно, по механизму «коротко-I го замыкания»; оно может быть достаточно неожиданным |.для окружающих.
Наиболее частым проявлением пассивного протеста
учащихся с ДЦП может быть отказ от выполнения тех или
иных требований учителя или воспитателя. При неправиль-
I ном воспитании в семье — отказ от выполнения требований
| родителей.
Формой проявления «аффекта неадекватности» у учащихся с ДЦП могут быть также реакции отказа. Они проявляют-[ ся в пассивности ребенка, в отказе от его обычных желаний I и стремлений, нередко в бездумном характере его ответов, Ч» отсутствии стремления к контакту с окружающими. Ребенок остро переживает потерю перспективы и как бы
Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка с ДЦП
Третий вариант осложненного психического инфам тилизма у школьников с церебральным параличом относится к так называемому органическому инфантилизму, опи« санному отечественными психиатрами [Г.Е. Сухарева, 1955; С.С. Мнухин, 1968; и др.].
В основе органического инфантилизма — сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков.
Проявления органического инфантилизма чаще наблюдаются при атоническо-астатической форме церебрального паралича, когда имеется поражение или недоразвитие лоб-но-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации, т. е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности.
Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилизме характеризуется большой дисгармонией. Наряду с чертами «детскости», повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений для этих детей характерны склонность к «расторможению» влечений, недостаточная самокритичность; импульсивность сочетается у них с проявлением инертности.
Эти дети при клинико-психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует и адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов окружающей среды у этих детей наблюдается формирование склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию.
Таким образом, формирование личности детей с церебральным параличом связано как с ранним органическим Поражением мозга, так и с особенностями их воспитания И окружения. Специфика ДЦП определяет некоторые особенности формирования личности. Прослеживается связь раз-пития личности с тяжестью и характером двигательных нарушений. При более тяжелых формах заболевания, когда ребенок длительное время нуждается в уходе и помощи со •Тороны взрослых и у него бывают резко ограниченными социальные контакты, предметно-манипулятивная деятельность, отклонения в развитии личности по типу осложненного психического инфантилизма проявляются в более вы-рпженной форме.
Специфика двигательного поражения, связанная с во-I влечением в патологический процесс различных мозговых структур, также оказывает определенное внимание на особенности развития личности детей с церебральным па-| раличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюдаются проявления невропатической формы осложненного психического инфантилизма с преобладанием тор-мозимости, повышенной пугливости, неуверенности в своих силах. При осложненных формах сцастической диплегии, когда пораженными бывают как корковые отделы двигательного анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперкинетической форме заболевания с преимущественными поражениями подкорковых мозговых структур, преобладает цереброастеническая форма осложненного психического инфантилизма с различными проявлениями аффективного поведения.