Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте

В первые месяцы жизни ребенка весьма сложно опреде-|Ить наличие ДЦП, можно только описать краткие характе-юстики некоторых отличий от нормы, которые могут от-ючаться в развитии речевой деятельности при тяжелых |ормах ДЦП.

На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо Цолго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, не­продолжительный и беден интонациями. Ориентировочная юакция характеризуется заторможенными общими движе-1Иями при зрительных и слуховых раздражителях.

При ДЦП уже в первые днижизни у ребенка наблюдает­ся напряжение и дрожание языка. Язык почти не •Участвует в процессе сосания и глотания.

Обычно сосательные рефлексы проявляются очень слабо [Либо вообще отсутствуют. У этих детей появление данных [функций осложняется из-за ослабленного состояния ораль-поМ мускулатуры и кормления через зонд. В дальнейшем поя­вившиеся с задержкой оральные рефлексы долго не реду-'цируются и сохраняются в искаженном виде в моторных схемах еды и артикуляции.

В этом периоде психомоторного развития (О—1 месяц)по-[вотонические рефлексы непосредственно влияют на процесс [формирования артикуляции. Если здоровый ребенок хоро-I Шо держит голову, то у ребенка с ДЦП рефлексы орального }автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигатель-1е реакции (в основном удержания и вращения головы) 1торможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобрета-' коммуникативного значения, ярко выражена псевдобуль-1рная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушени-ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП н е (ализуются возможности артикуляторной лицевой моторики.

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП !

На 2—3-м месяцефрагментарно может присутствовать] «комплекс оживления». Улыбка редко наблюдается при об­щении со взрослым. Значительно выражена патология орал ь-но-артикуляторных мышц.

В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мыЛ шечного тонуса в виде паретичности, спастичности, дисто-нии, гиперкинеза и дрожании языка.

В крике эта симптоматика четко определена, он очень ти-1 хий, непродолжительный, монотонный. Мимика также ма­ло выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозда­нием и не формируются механизмы аутоэхолалий, гуление так-1 же задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет I в зависимости от уровня нарушений.

В этом периоде психомоторного развития (2—3 месяц)по является двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, который позволяет ребенку подни­мать голову в положении лежа на животе. В ротовой поло­сти наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологиче­ская симптоматика, прежде всего нарушение сосания и гло­тания.,

В возрасте от 3 до 6 месяцев«комплекс оживления» не­дифференцированный или отсутствует, крик маловыразите­лен. Ребенок слабо реагирует на звуковые раздражители. Пе­вучее гуление и смех отсутствуют.

Гуление находится на очень рудиментарном уровне, про­является с огромным опозданием и характеризуется недиф­ференцированными гласными звуками «а», «е», «ы», ко­торые возникают спонтанно при общении со взрослыми.

Дети с ДЦП издают звуки,-у которых абсолютно отсутст­вует напевность, модуляция и ритм, из чего следует, что гу­ление на этой стадии слабо выражено (чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гу­ление указывает на менее тяжелую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются на­рушения голосового образования и крика. При спастично­сти артикуляторных мышц появляется повышенный тонус

•выка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, гу-•Ы напряжены, что вызывает ограничение произвольных •вижений во время артикуляции.

При гипотонии отмечается вялость жевательных и ми-•Ических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она Ьйлоподвижна, в результате чего рот постоянно полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокраща­ется, что сопровождается гиперкинетическими компонен­тами.

У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на па-' Тологической симптоматике асимметричного шейно-тони-г ческого рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие I. произвольных движений органов артикуляции, постураль-ная активность, содружественные движения, произвольная [ ручная моторика являются явными показателями задерж­ки в формировании двигательной активности, а также в по-; явлении цепных выпрямительных рефлексов.

В периоде от 6 до 9 месяцевжизни ребенок с ДЦП с трудом I отличает мать от других лиц, часто отмечаются отрицатель-| ные эмоциональные реакции на новое лицо, малоактивен [ в общении, с трудом вступает в контакт со взрослым в игре. I Не использует жесты во время общения, мимика маловыра­зительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет.

В этом периоде (6—9 мес.) особенно важным является наличие сенсорных и интегративных связей. Цепной двига­тельный рефлекс становится ведущим в развитии серии дви­жений и организации двигательного акта. Он не только от­вечает на активизацию зрительно-моторного манипулятив-ного поведения, но и воздействует на спонтанные голосовые реакции ребенка.

У детей с ДЦП наблюдаются ярко выраженные безуслов­ные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выражены, особенные затруднения возникают при же­вании, которое часто вообще отсутствует.

Крайне заторможены реакции языка и губ. Часто имеют место изменения мышечного тонуса губ и языка и гиперкинез

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП_________

языка, что препятствует подвижности и появлению произ­вольных артикуляторных движений.

Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкинезии и повышенной саливации.

В периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочита­ет общаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребе­нок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1—2 лепетных слов).

Если у здорового ребенка лепет тонко дифференцирован по месту и способу образования, то у детей с риском ДЦП переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет мало выразителен, слабо диффе­ренцирован, беден интонационными оттенками. Крайне ред­ко встречаются 2—3 слога.

Этот период психомоторного развития (9—12 мес.) харак­теризуется дифференцированными сенсорными функциями, .что отражается на выпрямительных реакциях и на контроле за движениями. Оральные движения становятся более диф­ференцированными, контролируемыми и координированны­ми, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.

У детей с ДЦП с 18 до 36 месяцев наблюдается нарушение понимания речи и жестов; отсутствует понимание значения слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с дефек­тами артикуляции и присутствием персеверативных эхо-лалий.

Нарушения речевого развития выражаются в бедности ак­тивного и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов, дети часто путают слова, обозначающие пред­меты.

Речь как основное средство общения развивается через движение и при социальных контактах, ее фундамент за­кладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жеста­ми, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием

§ 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте_____

| Ц передвижением, исчезает возможность детей самостоятель­но реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказы­вает непосредственное влияние на ограничение речевой дея-иельности и психическое развитие в целом.

У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фоне-[Митической системы речи, что приводит к неспособности различить на слух слова, близкие по звучанию (квазиомони-[ Мы). При низкой остроте слуха часто имеется недостаток слу-I Ховой памяти и слухового восприятия. Данные расстройства Имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в фор-• мировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испы-| тывает трудности восприятия речевых звуков и одновременно ;, ограничен в способности движения речевых мышц, испыты-I вает трудности и в процессе артикуляции, что особенно ха-[ рактерно для данной патологии. .

К двум годам при нормальном развитии редуцируются 1 рефлексы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это время еще находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых формах доминирует асимметричный шейно-тонический рефлекс, который является наиболее примитив­ным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и раз-| витию шейно-выпрямительного рефлекса.

При спастической симптоматике преобладает усиление , мышечного тонуса. Нормальные схемы движения заменяют-I ся на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синер-, гию. Чем более повышена спастичность, тем более примитив-' ными являются постурально-тонические и динамические ви-( ды деятельности.

При атетозной форме ДЦП, как и при спастической, в по­ложении лежа на спине доминирует модель разгибательной рефлекторной деятельности, тогда как в положении лежа на животе доминирует сгибательный рефлекс.

Данные действия оказываются более нарушенными при усилении непроизвольных движений. Кроме того, харак­терен измененный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипотонии в экстремальную гипертонию, но, в отличии от ригидности спастичного ребенка, ребенок с ате­тозной формой только очень кратковременно сохраняет дан­ное положение.





 

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП

§ 2. Нарушение формирования артикуляции.

При проведении коррекционной работы важным являет­ся осознание нормального развития рефлексов грудного мла­денца и маленького ребенка в сопоставлении с детьми, стра­дающими ДЦП, что позволяет разрабатывать комплексный подход, состоящий в том, чтобы затормозить патологические; рефлексы и добиться нормального развития других необхо­димых рефлексов.

Важно отметить, что исследование наличия, нехватки или отсутствия различных рефлексов, имеющих прямое отноше­ние к процессу формирования артикуляции, не только имеет значение для разработки соответствующих методик реаби­литации, но и является способом раннего диагностирования детского церебрального паралича.

Таким образом, развитие общей моторики непосредствен­но связано с развитием оральной сферы в целом и частично с формированием артикуляции.

Стимуляция и восстановление двигатель-н о-к инестетической сферы — главная задача в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП.

 

Наши рекомендации