Нейропсихологическое исследование при гиперкинетической форме ДЦП
Выло проведено нейропсихологическое исследование больных с гиперкинетической формой ДЦП в возрасте от 8 до 14 лет (27 человек). У всех обследуемых больных наблюдался потенциально сохранный интеллект, и все обучались по программе массовой школы. Полным психометрическим обследованием было охвачено только 60% больных этой клинической группы, у остальных пациентов проводилось исследование лишь вербальных функций, так как выполнение невербальных заданий требовало ограничения во времени, что вызывало затруднения у детей с тяжелыми нарушениями мануальных функций.
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
При слабо выраженной интеллектуальной недостаточности проявляется парциальность, нера в-номерность развития отдельных психических функций: внимания, памяти, организации зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
При более выраженной интеллектуальной недостаточности у детей со спастической диплегией эти проявления носят тотальный характер и занимают важ-1 ное место в общем психическом недоразвитии ребенка.
При гемипаретической форме ДЦП структур» гностических и интеллектуальных дефектов в значительной степени определяется локальным недоразвитием отделов мозга.
У больных с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) ведущим в структуре дефекта является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, перцептивных обобщений.
У больных с правосторонним гемипарезом (левополушарный дефект) наблюдается недоразвитие вербальных функций (уровень словесных обобщений, словарный запас, характер суждений).
При недоразвитии правого полушария в раннем онтогенезе структура нарушений высших корковых функций сложнее и многообразнее, чем при левополушарном дефекте. Однако у детей с гемипаретической формой ДЦП не выявлено выраженных нейропсихологических синдромов, характерных для взрослых больных с поражением полушарий мозга.
У больных с гиперкинетической формой ДЦП выраженных нарушений ВПФ не наблюдается. Выявленное у них уменьшение объема сдухоречевой памяти связано с недоразвитием экспрессивной речи. Эти данные подтверждают результаты исследований нейрофизиологов, свидетельствующие о поражении подкорковых структур мозга при данной форме ДЦП.
Проведенный нейропсихологический анализ развития ВПФ у детей с церебральным параличом показал различную дефицитарность отделов мозга в зависимости от формы и тяжести заболевания.
I 16. Сравнительный анализ нейропсихологических исследований
Ориентируясь на анализ ВПФ у детей в соответствии со руктурно-функциональной моделью интегративной дея-Юьности мозга, разработанной А.Р. Лурия (1962), можно целить отдельные группы детей с двигательными нари-цниями в зависимости от дефицитарности того или иного Пока мозга:
| в) у детей с диплегической формой ДЦП наблюдаются раз-Ьчные уровни нарушения интегративной работы мозга, что Оявляется как в дефицитарности глубинных структур моз-I (блок 1), так и в дисфункции задних отделов мозга (блок I и лобных отделов (блок 3);
б) у детей с гемипаретической формой ДЦП отмечается по-
ушарная дефицитарность, что в значительной степени нару-
Цйет интегративную деятельность мозга. Однако она менее
выражена, чем у взрослых больных. Недоразвитие правого •олушария приводит к более глубоким нарушениям позна-" |тельных процессов у детей;
в) при гиперкинетической форме ДЦП наблюдается вы-
вженная дефицитарность подкорковых структур мозга
I сочетании с относительной сохранностью второго и третье-I блока.
Таким образом, возрастной анализ формирования психи-1чвских функций у школьников с ДЦП показал, что с возрас-ИГОМ у них наблюдается тенденция к интеграции отдельных (психических функций в общей структуре интеллекта. Одна-ГКО у них отмечается более низкая динамика в их развитии по •Сравнению со здоровыми детьми. Кроме того, сам процесс Сформирования интеллектуальных функций носит качествен-цо иной характер, чем у здоровых школьников. Это проявляется в высокой значимости энергетических характеристик В развитии общего уровня интеллекта, в автономном развитии вербальных функций, в их недостаточной взаимосвязи с невербальными функциями, в слабой подвижности психических функций в процессе их формирования. Все это находит свое выражение в диспропорциональном развитии интеллекта у детей с церебральным параличом.
Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и функций как в онтогенезе, так и при психическом дизонтогенезе требует не только
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
возрастного, но и тщательного структурного анализа. Нейро-психологические методы исследования у здоровых и школьников с психическим дизонтогенезом позволяют подойти к решению важнейших вопросов, связанных как с общим принципом мозговой организации психических процессов, так и с закономерностями их формирования в онтогенезе.