Нейропсихологическое исследование при гемипаретической форме ДЦП
Гемипаретическая форма ДЦП является весьма интересной моделью для изучения патогенетических механизмов ВПФ, поскольку имеется выраженное недоразвитие одного из полушарий головного мозга.
Были обследованы 50 детей с гемипаретической формой ДЦП в возрасте от 8 до 14 лет. Выявлено что у этих больных уровень оценок по шкалам Векслера был достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников. Показатели невербального интеллекта у детей с левополушарным дефектом (ЛПД) был статистически выше таковых у детей с правополушарным дефектом (ППД) (р < 0,01). Наблюдались существенное недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза и недостаточность объема зрительной памяти у детей с ППД. Например, дети с ППД при выполнении заданий субтеста «Кубики Косса» затруднялись в нахождении нужного направления в расположении кубиков. Общими особенностями для этой группы больных были затруднения в анализе пространственных отношений, а также нарушения синтетической деятельности, опирающейся на сложные пространственные представления. Некоторые затруднения аналитико-синтетической конструктивной деятельности наблюдались и у детей с ЛПД но они были гораздо менее выражены, чем у детей с ППД. В основном у детей с ЛПД преобладал замедленный темп работы из-за паралича правой руки. Нейропси-хологический анализ показал, что в группе детей с ППД
у ----. |__________________________________________________
Чаечалось уменьшение объема памяти как в зрительной, так в слуховой модальностях в сравнении с детьми в группе НД, а также недоразвитие свойств внимания: устойчивого и переключения.
Уровень развития вербального интеллекта в обеих груп-1Нх детей был снижен по сравнению со здоровыми детьми, (днако уровень развития вербального интеллекта у детей I ППД был статистически выше (р < 0,01) уровня его развития у детей с ЛПД. Этот факт дополняется данными качественного анализа выполнения больными детьми вербальных Субтестов. Дети с ЛПД значительно хуже справлялись с заданиями 2-го и 4-го субтестов, выполнение которых больше Связано с мыслительными процессами, опирающимися на существенное участие логических кодов языка.
Нейропсихологический анализ показал, что у детей О левополушарным дефектом наблюдается большее недоразвитие вербальных функций, чем у детей с правополушарным дефектом. Расхождения в развитии невербальных функций между двумя группами детей особенно выражены в развитии зрительно-пространственных функций. Раннее очаговое поражение мозга у ребенка по-разному сказывается на последующем развитии ВПФ в зависимости от того, какое полушарие пострадало. У больных с правополушарным дефектом тяжесть нарушения ВПФ более выражена и структура нарушения значительно многообразнее. Эти данные говорят о высокой значимости правого полушария для развития ВПФ
в раннем онтогенезе.
Е.Л. Вассерманом (1998,1999) было установлено, что нарушения ВПФ у детей с право- и левосторонним гемипаре-вом отличались от таковых у взрослых с аналогичными поражениями мозга. Было проведено Нейропсихологическое обследование детей с 6—17 лет с право- и левосторонними (ЛГ) вариантами гемипаретической формы ДЦП с помощью методики адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов [Э.Г. Симерницкая с соавт., 1985], дополненной рядом других заданий (направленных на оценку функций активного внимания, слуховой оперативной памяти, сукцессивных функций и мышления).
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
Особые различия по сравнению со взрослыми проявились у детей с ЛПД, у которых часто выявлялись расстройства речевых функциональных систем, что соответсвовало представлениям о том, что в детском возрасте речь, связанная преимущественно с наглядно-образным мышлением, в большей степени опирается на структуры правого, а не левого полу-1 шария [Э.Г. Симерницкая, 1985; и др.]. Более выраженные нарушения эмоционально-личностной сферы были также обнаружены в подгруппе с ЛПД и особенно отчетливо проявились у детей младшего возраста; к тому же раннее поражение правого полушария тормозило формирование коммуникативных навыков. Косвенно это сказывалось на развитии речи и вербального интеллекта. У больных с правосторонним гемипарезом речевые расстройства встречались чаще, чем при левостороннем, но носили негрубый характер и зачастую выявлялись лишь с помощью сенсибилизированных проб.
Не было обнаружено достоверных различий между средними показателями состояния ВПФ в подгруппах с право-и левосторонним гемипарезом, в целом, но структура и степень выраженности нарушений большинства ВПФ различались в зависимости от латерализации поражения. Так, в подгруппе больных с ЛПД достоверно сильнее были выражены нарушения зрительно-пространственной организации движений!, зрительного гнозиса, сукцессивных функций, слуховой оперативной памяти, конструктивного мышления, функций активного внимания, а при ПЛД — стереогнозиса при использовании паретичной руки, чтения и вербально-логического мышления. Сопоставление качественных особенностей нарушений ВПФ выявило различие между подгруппами в структуре расстройств, в частности, таких функциональных систем, как оптико-кинестетическая организация движений, конструктивная деятельность. Дефицитарность функций внимания обнаруживалась у больных с ДЦП независимо от стороны поражения, но была сильнее выражена у больных с ЛПД (иногда — с явлениями игнорирования левой половины пространства), однако грубых расстройств обйаружено не было.
У больных с ЛПД большое влияние на недостаточность ВПФ оказывали нейродинамические расстройства и расстройства
§ 4. Нейропсихологическое исследование при ДЦП
вгуляторных функций, а у больных с ППД трудности при •ьшолнении заданий возникали в основном за счет наличия -рарциальных расстройств ВПФ, таких, как легкие нарушения [кинестетических основ движения, нарушение стереогнозиса, | иедостаточный объем кратковременной слухо-речевой памяти, ! дислексия и дисграфия.
При исследовании ВПФ у больных с ДЦП в разных воз-1 растных группах оказалось, что у младших детей с левосто-' ронним гемипарезом Дефицитарность ВПФ была выражена Вначительно сильнее, чем при правостороненнем, в средней | Возрастной группе степень выраженности нарушений ВПФ у больных с обеими формами гемипареза была примерно одинаковой, а в старшей группе более выраженные нарушения 1 были у больных с ППД.
В целом поражение правого полушария у детей приводит К более серьезным последствиям, чем левого: темп развития ВПФ снижен значительнее, что отчетливо проявляется в раннем возрасте. Менее выраженные правополушарные поражения приводят к такой же выраженности расстройств ВПФ, что и более распространенные левополутарные.
Нарушения ВПФ в большей степени зависят от внутри полушарной локализации мозгового повреждения. Отсутствие у больных с гемипарезом связи интегральных показателей состояния ВПФ со степенью выраженности атрофии в пораженном полушарии демонстрирует высокие компенсаторные возможности развивающегося мозга.
У детей с гемипаретической формой ДЦП по речевым функциям в большинстве случаев доминирует правое полушарие независимо от стороны мозгового повреждения. Степень выраженности доминирования у детей и подростков с этой патологией в среднем более чем в 2 раза превышает таковую у здоровых; в случае поражения левого полушария она прямо зависит от объема его морфологического дефекта: чем обширнее повреждение, тем меньшую роль играют внут-риполушарные перестройки и большую — межполушарный перенос.
Раннее унилатеральное повреждение мозга при ДЦП независимо от латерализации приводит к диффузным нарушениям высших психических функций вследствие более
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
глубокого нарушения их развития. Существенной в количественном отношении разницы в их дефиците при поражении правого и левого полушария не наблюдается, но структура и выраженность нарушений различны.
Раннее поражение правого полушария у больных с геми-паретической формой ДЦП оказывает большое негативное влияние на темп развития ВПФ и приводит к более выраженным нарушениям нейродинамических и регуляторных процессов высшей психической деятельности и к нарушениям как вербальных, так и невербальных функций. Раннее поражение левого полушария приводит к более выраженным парциальным нарушениям ВПФ и проявляющейся с возрастом дефицитарности вербально-логического мышления. В случае постнатального поражения дефект левого полушария оказывает значительно большее негативное влияние на общее состояние высших психических функций, чем дефект правого, которое приводит к нарушениям преимущественно невербальных функций.
При осуществлении психолого-педагогических воздействий при поражении левого полушария основное внимание необходимо уделять коррекции парциальных нарушений ВПФ, а при поражении правого полушария — учитывать наличие нейродинамических расстройств регуляторных функций, с этой целью осуществлять стимулирующую и организующую помощь, особенно при работе с детьми младшего возраста.
В школе редко используются полученные при нейропси-хологическом обследовании данные, хотя они представляют большую ценность для разработки индивидуальных программ социальной адаптации и реабилитации. Обычно не находится специалиста, который сопоставил бы данные, полученные при исследовании-одного ребенка невропатологом, психологом и специальным педагогом. Это приводит к тому, что нарушения, выявление которых формально не предусмотрено в ходе рутинного, часто минимального по объему осмотра, остаются без внимания, хотя их наличие нередко очевидно, а значение своевременной диагностики для успешного лечения, абилитации и даже, в некоторых случаях, безопасности больного ребенка весьма велико. Тем более редко
§ 4. Нейропсихологическое исследование при1 ДЦП___________
реформация о неврологических и психических особенностях ••Ьльного ребенка доходит до педагогов, шынужденных само-•ГОятельно искать индивидуальный подхсод к каждому, не по-Щучая при этом реальной помощи от спещиалистов-медиков.
Первый пример [Е.Л. Вассерман и соавт., 1999] Ученица К., 8 лет, от первой, нормально шротекавшей беременности, неосложненных родов. Ранний период — «с небольшой задержкой Психомоторного развития. В возрасте 13 месетцев выявлена слабость • правых конечностях, диагностирована гешипаретическая форма ДЦП, Неоднократно проходила стационарные и амбулаторные курсы I восстановительной терапии. С 7 лет — в специальной школе-интерна-\> те, обучение по общей программе. Учителя отгмечают, что нередко во | Время урока девочка совершает странные, неадекватные действия: вне-| панно встает и ходит по классу, что-то достаем и начинает есть, пере-| бирает свои вещи и т. д., причем в это время (совсем не реагирует или реагирует не сразу на замечания учителя. Наблюдаются также при-1 Ступы немотивированной агрессии, направлешной на одноклассников. При неврологическом осмотре — клиника правостороннего церебрального гемипареза средней тяжессти с примерно одинако-' вой выраженностью нарушения функции рук:и и ноги и нарушениями чувствительности по гемитипу. Электроэнце;фалографическим (ЭЭГ) исследованием выявлен устойчивый очаг эпилептической активности » левой височной области.
Нейропсихологическоеисследов!ание выявило негрубые нарушения кинестетического, динамическсого и конструктивного нраксиса, недостаточность слухомоторных координации, нарушение моторной функции речи (сложности при переключении с одной арти-5 куляции на другую), нарушение процессов а;нализа и синтеза. Недос-, таточность познавательной деятельности прюявлялась в слабом контроле и программировании своих действий, в трудности поддерживать активное внимание, в исключительно игроком характере интересов. ! Повышенная двигательная и речевая актившость, слабая произвольность, непоследовательность и импульсившость интеллектуальной | деятельности обусловливали несформировашность школьных навыков. Все это свидетельствовало о функциональной: недостаточности лобных, | височных и теменных областей левого полушария мозга.
На основании имеющихся данных у девочки диагностирована эпи-лепсия (со сложными парциальными припаджами в виде амбулаторных •, явтоматизмов и интеллектуально-личностныши изменениями).
У девочки не был распознан эпилептический синдром, проявления-
ми которого во многом и объясняются «странности» в ее поведении,
[ двигательная и речевая расторможенность>, нестойкость внимания,
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
импульсивность. Припадок амбулаторного автоматизма, во время которого девочка совершала сложные последовательные действия, неуместные в конкретной ситуации, но кажущиеся осмысленными, протекали при полном или частичном нарушении сознания. Пытаться корригировать ее поведение во время припадка бессмысленно, а делая замечания по его окончании, можно только обидеть ничего не понимающего ребенка. Если же припадок развивается, например, на улице, в отсутствие взрослых, это может привести к несчастному случаю.
Второй пример
Больной Б., 12 лет, от первой, соматически отягощенной беременности, вызванных родов на 34-й неделе. Ранний период — с небольшой задержкой психомоторного развития. В возрасте 6 месяцев выявлена слабость в правых конечностях, диагностирована гемипаретическая форма ДЦП. Неоднократно проходил стационарные и амбулаторные курсы восстановительной терапии. На компьютерной томограмме ат-рофические изменения в зад нетеменной области левого полушария. По поводу непостоянного расходящегося косоглазия и небольшого снижения остроты зрения правого глаза регулярно осматривался офтальмологами. Ученик VI класса средней школы, обучение по общей образовательной программе. В классе часто отвлекается, не следит за действиями учителя, находясь на улице и в незнакомых местах, производит впечатление неловкого, натыкается на предметы, спотыкается.
При неврологическом осмо т р е — клиника правостороннего церебрального гемипареза легкой степени тяжести с примерно одинаковой выраженностью нарушения функции руки и ноги и нарушениями чувствительности (больше — глубокой и сложных видов) по гемитипу. Было выполнено ЭЭГ-исследование, выявлены признаки врожденной сенсорной депривации зрительных областей коры левого полушария.
Нейропсихологическое исследование выявило нарушения кинестетической основы движений и стереогнозиса при использовании правой руки, нарушение моторной функции речи (затруднения при переключении с одной артикуляции на другую), недостаточность вербальной памяти (сниженный объем кратковременной памяти, повышенная тормозимость следов после интерференции), легкие нарушения планирования при рисовании пространственных объектов, явления дисграфии и дислексии. Мыслительная деятельность характеризовалась возможностью поддерживать произвольное внимание, программировать и контролировать свои действия. Уровень развития абстрактно-логического мышления соответствовал возрастной норме. Трудности при обучении по общей школьной программе преимущественно были связаны с негрубыми нарушениями вербальных функций и повышенной утомляемостью. Результаты исследования
§ |
Нейропсихологическое исследование при ДЦП
Идетельствовали о недостаточности заднелобных и теменно-ви-1НЫХ областей левого полушария.
I Мальчик был направлен к нейроофтальмологу для периметрии, ||Ц)де которой выявлена правосторонняя гомонимная гемианопсия Ведствие поражения зрительной лучистости в левом полушарии. Р У этого мальчика — врожденное, полное и некомпенсируемое на-Йнение восприятия зрительной информации, предъявляемой в пра-(XI поле зрения, типичное для поражения указанных выше мозговых Юуктур и выявляемое даже при обычном неврологическом осмотре. Нине менее, несмотря на многократные обращения к офтальмолога, оно не было диагностировано из-за привычно упрощенного под-да к детям с врожденной церебральной патологией. Как выяснилось, Ввдпринятая однажды попытка периметрии была признана врачом |удачной, так как отрицательные ответы мальчика при предъявле-ии предмета (метки) со стороны дефекта поля зрения он посчитал бедствием... «дебильности» (!) интеллектуально сохранного пациен-|, А ведь такого ребенка надо приучать быть особенно внимательным 1П улице, ему нельзя ездить по дорогам на велосипеде, работать ('Школьной мастерской на станке и т. д. Повышенная утомляемость •бенка на уроках также во многом объясняется необходимостью по-цтоянно удерживать в поле зрения происходящее в классе, поскольку •И учитель, ни сам мальчик не подозревали о том, что от расположения •Го парты зависят качество и количество воспринимаемой им зритель-Кной информации. В данном случае мальчик должен сидеть за первой | Нйртой в правом ряду, чтобы классная доска и стол учителя находи-дись в левом поле зрения.
Как отчетливо показано в приведенных примерах, к каж-[ дому ребенку с ДЦП необходим особый подход как с меди-[ цинской, так и с психолого-педагогической точки зрения. Хо-•Я детский мозг и обладает большой пластичностью, полное [ Восстановление или компенсация нарушенных функций про-; исходит далеко не всегда (это зависит от многих факторов — возраста и индивидуальных особенностей ребенка, генеза
• и распространенности поражения и т. д.), психологическая
* коррекция также может не привести к желаемому результа-
I ту. Необходим индивидуальный подход к обучению
[ таких детей, учет последствий заболевания, а не перевод их
[В специальные классы из-за плохой успеваемости по отдель-
? ным предметам, чтобы не тормозить дальнейшего интеллек-
туального развития. В старших классах специальных школ для таких детей нужно предусмотреть возможность продол-
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
§ 4. Нейропсихологическое исследование при ДЦП
жения обучения по различным программам с преимущест
венным преподаванием гуманитарных, технических, биоло
го-химических и других предметов (подобно массовым шко
лам). Это будет способствовать формированию у них
нормальной самооценки, мотивационной
и эмоциональной сфер, в то время как длительный неуспех по тому или иному предмету приводит к возникновению и закреплению отрицательных качеств личности, школьной и социальной дезадаптации.
Особый подход к таким детям необходим и в процессе психокоррекции. Специальный педагог должен хорошо представлять себе нейропсихологический диагноз, а именно — ла-терализацию и внутриполушарную локализацию областей мозга, функциональная недостаточность которых приводит к нарушению ВПФ, поскольку в зависимости от этого меняются и приемы психокоррекции. Например, у правши при левополушарной недостаточности заднелобных и теменных областей конструктивная апраксия не носит такого грубого характера, как при правополушарном дефекте, и коррекци-онные действия педагога заключаются в помощи ребенку при составлении конструктивного плана, такие дети лучше рисуют по образцу, а не по словесному заданию. Когда же выявляется нарушение конструктивного праксиса при правополушарном дефекте (больные зачастую не могут скопировать образец, допускают большое число ошибок в пространственных отношениях), коррекцию следует направить на формирование адекватных пространственных представлений.
В случае когда у детей с органической патологией мозга возникают затруднения при овладении навыками чтения и письма, знание преимущественной латерализации поражения оказывается важным фактором при выборе адекватных психокоррекционных приемов. Так, у ученицы К. с поражением левого полушария, когда затруднены процессы анализа и синтеза, нарушается слухоречевая память, предпочтительными окажутся такие приемы обучения чтению и письму, где акцент делается на сохранные зрительную память и пра-вополушарную тактику интеллектуальной деятельности (восприятие стимулов целиком, т. е., например, не разложенные на отдельные слоги слова, а запоминание написания
Параметры | Баллы | ||||
Кинестетический праксис (правая рука) | |||||
Кинестетический праксис (левая рука) | |||||
Зрительно-пространственная организация движений | |||||
Динамический праксис (правая рука) | |||||
Динамический праксис (левая рука) | |||||
Реципрокная координация движений | |||||
' Слухомоторные координации | |||||
Стереогнозис | |||||
Зрительный гнозис | |||||
Номинативная функция речи | • | ||||
Сенсорная функция речи | |||||
Моторная функция речи | |||||
Чтение | |||||
Письмо | |||||
Объем кратковременной вербальной памяти | |||||
Тормозимость вербальных следов после интерференции | ':': - - | | ||||
Порядок воспроизведения вербальных стимулов | |||||
Объем кратковременной зрительной памяти | |||||
Самостоятельный рисунок | |||||
Рисунок по образцу | |||||
Конструктивный праксис | |||||
Внимание | |||||
Сукцессивные функции | |||||
Счетные операции | |||||
Решение задач | |||||
Абстрактно-логическое мышление |
зона ближайшего развития |
оценка исследуемого параметра
Рис.10. Расширенный нейропсихологический профиль больного Б.
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
полностью). А для школьников с правополутарным дефектом при обучении чтению и письму более успешными окажутся приемы, использующие левополушарную тактику (анализ отдельных букв в слоге или отдельных слогов в слове).
Весьма важной является динамика оценки развития ребенка. С этой целью нейропсихологическое обследование проводят в динамике обучения, а его результаты оформляют в виде нейропсихологическогопрофиля (см. рис. 10).
Это позволяет наглядно представить степень выраженности и структуру нарушений ВПФ у ребенка и оценить его зону ближайшего развития [по Л.С. Выготскому, 1956], которая указывается на профиле для каждой функции, что дает возможность специальном у педагогу выбрать адекватные методы коррекции. При использовании унифицированных бланков для такого профиля можно легко прослеживать динамику развития ребенка в течение нескольких лет.
Таким образом, многократное нейропсихологическое и ее л е д о в а н и е каждого ребенка необходимо для выявления и оценки степени выраженности дефектов ВПФ в соотношении с результатами клинических и психолого-педагогических исследований.
§ 5. Нейропсихологическое исследование при гиперкинетической...
Качественный анализ деятельности детей при выполнении конструктивных заданий показал, что они внимательно изучали образцы-модели, контролировали свои действия. И.ч-за расстройства произвольной моторики у некоторых детой имелись случайные ошибки, однако они сразу же их замечали и пытались исправить.
Выявлены некоторые трудности запоминания в слухо-рочевой модальности. Наблюдалась замедленность, растяну-
•ость во времени процесса запоминания на слух, кривые запоминания, как правило, носили ригидный характер. При иоспроизведении у некоторых детей наблюдалось инертное повторение одного и того же слова. Однако, несмотря на снижение успешности заучивания, конечный результат его был достаточно эффективным и сохранялся в течение длительного времени. У детей с выраженным нарушением экспрессивной речи объем слухоречевой памяти был значительно ниже. Смысловые структуры дети запоминали значительно лучше, чем неструктурированный материал.
В целом уровневые оценки интеллекта в данной группе детей располагались в диапазоне нормы, грубых нарушений
•Со стороны вербальных функций, перцептивных процессов, внимания и памяти у детей при этой форме ДЦП не наблюдалось.
Сравнительный анализ нейропсихологических исследований при разных формах ДЦП |
Подводя итоги комплексного психологического исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича с использованием ней-ропсихологического и психометрического методов, можно отметить ряд важных моментов. Задержка психического развития у детей с диплегической формой ДЦП связана с разнообразными по степени и локализации нарушениями ВПФ, которые носят как специфический, так и общий характер. |