Теоретические предпосылки нейропсихологического исследования
Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и функций при дизонтогенезе требует не только возрастного, но и тщательного структурного анализа. Разработанный отечественными учеными подход к психическим процессам как к сложно организованным функциональным системам, работающим в результате взаимодействия высокодифференцированных мозговых структур, где каждая из них вносит свой вклад в динамическое целое, является важной теоретической предпосылкой при анализе дизонтогенеза.
Еще в исследованиях Л.С. Выготского (1956) подчеркивалось, что в эволюционном развитии высших центров низшие (более старые) центры не утрачивают своего назначения, но начинают функционировать в новом режиме под управлением высших центров. Эти теоретические предпосылки чрезвычайно важны в анализе психических функций при раннем поражении мозга, когда функциональные структуры еще не сформированы, например при ДЦП.
В нейропсихологических исследованиях взрослых больных с органическими поражениями головного мозга были выявлены выраженные изменения межполушарных взаимодействий. Установлено, что поражение правополушарных структур приводит к изменению психосенсорных процессов, обусловливая нарушения чувственного познания внешнего мира и самого себя. При поражении левого полушария в большей степени страдают психомоторные и речевые процессы, что негативно влияет на абстрактные функции.
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП 1 -' 11. Теоретические предпосылки нейропсихологического исследования
Исследования детских нейропсихологов проводились в двух основных направлениях: изучение очаговых поражений мозга у детей на различных этапах онтогенеза [Э.Г. Симерницкая, 1985] и изучение комплекса нарушений высших психических функций, складывающегося из дизонтогенетических симптомов [И.Ф. Марковская, 1977, 1982; А.Н. Корнев, 1991; И.И. Мамайчук, 1992; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994; Л.М. Шипицына, 1999; и др.].
Э.Г. Симерницкой(1985) на основе обобщения результатов нейропсихологического исследования психических процессов при повреждениях головного мозга в детском возрасте были подтверждены положения Л.С. Выготскогоо том, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических функций, у детей являются иными, чем у взрослых, и в процессе онтогенетического развития изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация. Функциональная неравнозначность различных отделов головного мозга в детском возрасте отчетливо выступает как на межполушарном, так и на внутриполушарном уровнях.
Мозговая организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе и претерпевает ряд существенных перестроек. С наибольшей отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявляется при анализе механизмов межполушарного взаимодействия. При поражении левого полушария у детей правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны патологического очага, оно имеет у детей больше возможностей для пластичности и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых [Л.М. Шипицына, 1986].
В процессе онтогенеза изменяются механизмы и внутри-полушарного взаимодействия. Проводя нейропсихологиче-ский анализ памяти у детей с очаговыми поражениями мозга, Э.Г. Симерницкая(1985) выявила высокую корреляцию снижения объема слухоречевой памяти с поражением левой височной доли. В перцептивной сфере были отмечены связи нарушения зрительного восприятия с поражением затылочной доли и нарушения зрительно-конструктивной деятельности с поражением теменной доли.
Нейропсихологический подход при изучении высших пси-ЦЦчоских функций у детей с очаговыми поражениями голов-«(©го мозга позволил приблизиться к решению важнейших .:;|ОНРОСОВ» связанных как с общими принципами мозговой ^•М'ннизации психических процессов, так и с закономер-„стями ее формирования в онтогенезе. Развитие высших Врковых функций предполагает не столько дифферен-|ицию, сколько интеграцию различных отделов головного Ойга, обеспечиваемых формированием межполущарных [•нутриполушарных связей.
С позиций концепции межполушарной асимметрии моз-Щ обычно рассматриваются лишь нарушения высших пси-цических функций (ВПФ), причем без их соотносительного анализа с результатами клинического, морфологических И функциональных исследований.
Вместе с тем знание особенностей мозговой организации ВПФ, а также формирования в онтогенезе функциональной асимметрии мозга в условиях его раннего поражения чрез-ШЫчайно важно для понимания пластичности и восстановительных способностей мозга при коррекции и реабилитации детей с различной патологией мозга.
И.Ф. Марковская(1982) провела нейропсихологическое исследование детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Ею были выделены две группы детей: в первую группу вошли дети с преобладанием незрелости морфо-функциональных структур, во вторую группу — дети с более выраженной симптоматикой органического повреждения мозговых структур. В первой группе наблюдался синдром психического инфантилизма, а во •торой — психоорганический синдром с преобладанием нарушения интеллектуальных предпосылок в виде органической дефицитарности ВПФ. Нейродинамические нарушения в первой группе характеризовались истощаемостыо И нестойкостью психического тонуса, а во второй — повышенной истощаемостыо и инертностью психических процессов.
В последующих нейропсихологических исследованиях неуспевающих младших школьников были выделены две причины, обусловливающие недостаточную сформированность
П. Яяк. 7784. Шипицына
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
отдельных функциональных систем психики ребенка [Ю.В. Миккадзе, Н.К. Корсакова, 1994]. Первая — «и р р еН гул яркость психического развития ребенка»,! т. е. отклонение от нормы, неподчиненность определенному | порядку, неравномерность, возникающая в силу индивиду-' альных особенностей онтогенеза ребенка и не связана с какими-либо органическими нарушениями. Вторая причина неуспеваемости — «минимальные мозговые дис-1 функции», при которых происходит изменение функцио-; нирования отдельных мозговых структур или мозга в целом. С учетом этих особенностей разработаны специальные мето- ] ды нейропсихологической коррекции.
Нейропсихологические исследования детей с отклонениями в сенсорном и интеллектуальном развитии показали, что с увеличением тяжести сенсорного и психического дефекта возрастает функциональная активность правого полушария, и гиперфункция правого полушария компенсирует дефицит функциональной активности левого полушария [Л.М. Ши-пицына, 1999].
Т.Е. Глезерман (1983) изучала минимальные мозговые дисфункции у детей и их родственников с целью выявления генетического наследования некоторых форм нарушения высших корковых функций, связи между нейропсихоло-гическими синдромами и структурно-уровневыми характеристиками интеллекта. Было выявлено, -что нейропсихоло-гические особенности оказывают специфическое влияние на структуру интеллектуальных функций и опосредованно воздействуют на общий уровень умственного развития. Прямой связи между показателем интеллекта и характером дефекта у взрослых больных не наблюдается, при одинаковом развитии интеллекта могут быть различные по локализации и степени тяжести нарушения. .
Использование психометрических методов в сочетании с нейропсихологическими, предложенное Т.Е. Глезерман (1983), имеет, на наш взгляд, важное значение при исследовании нейропсихологических синдромов у детей. Такой подход позволяет выявить не только уровневые, но и структурные характеристики интеллекта у каждого обследуемого, определить значимость изучаемых ВПФ в общей структуре
цтоллекта, выделить характер нарушения и его локали-Щито.
Нейропсихологическое исследование познавательных процессов
Двигательные расстройства у детей с ДЦП редко носят Иполированный характер, как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуальных, речевых, перцептивных и коммуникативных функций.
В научно-терапевтическом центре профилактики и лечения детской неврологической инвалидности (Москва) разработаны и апробированы формализованные карты психологического обследования и динамического наблюдения за крупной и мелкой моторикой, экспрессивной и импрессив-Иой речью, полимодальным восприятием, социальным и интеллектуальным развитием, игровой деятельностью у детей различных возрастов (включая грудной период жизни), позволяющие судить о «парциальной» или «гармонической» недостаточности в «психологическом профиле» ребенка И степени ее выраженности в определенном возрастном периоде.
В работе Н.А. Ермоленко, И.А. Скворцова, А.Ф. Неретина (2000) проведен комплексный клинико-психологический анализ формирования симптомов нарушения развития у детей от 3 мес. до 3 лет с пренатальным и перинатальным поражением ЦНС в средней и тяжелой степени нарушения.
Было установлено увеличение с возрастом новых неврологических симптомов с углублением имеющихся, что отражает нарастание несоответствия возможностей нервной системы требованиям, предъявляемым внешней средой к растущему организму. Изучение формирования ВПФ показало, что все дети существенно отставали от возрастной нормы по всем исследованным психическим функциям.
При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено, что недостаточность ВПФ
з*
. а ф • ч о\ л В о В ^ и а |
1№й!-р ШР9 |
слуховое восприятие |
зрительное восприятие |
самообслуживание |
социальное общение |
импрессивная речь |
экспрессивная речь |
крупная моторик |
С5
со
та "со и
Ш|§3
я |
я 3 Е 9~» ^ 3 в= » и я
й« |
В 2'И 8 1 § 8 1 § М2 § о Н Э И Ра ф Ф о |
та о
' а 2 а ч й' р -э ^ в §>§* я ф * ^с в м § 1 §
V |
та 2 ° |
^ Н К X И -Й Ф
и и О ф и § 1 ? * 1 -II ВсО |
§<р § в § яр и-а §§.з я §
ё^ и
НИ
но! |
в в а и И та й я
г1 лч м . .
I §11 з,1|1 "11 -ь Щ1!111!Щвд ИШМЛиШ | ||
ем пример . со спастико-гиперкинетической формой ^ и спустя 5 мес. после получения курсового хоречевых и двигательных функций (см. р отреотмечена выраженная задержка мото гвной речи; социальное общение, самообс; адают вторично. Понимание обращенной г наблюдается положительная динамика в р! ребенок научился захватывать и удержи гх, стал больше повторять слоги за взрослы и, лучше понимать бытовые инструкции, н вились перенос с объекта на образ, началы юния, стал узнавать предметы на картинк ютранстве, появились новые игры. | ||
й> и | я 5° г м Е л г р Л и л а | й Ф ^ « Я Еч Я ^й-|.|1@ |
о та | а и со ^ и СО Н м | а з § 3^« §, |
иентиро- | [редметы че произ-аучивать шыки са- | Я X и -0 М § 0х • 1МР11 1Р|1И1 |
а мяв | о а | |
'$•*& м сэ со | 2 в 1-2^-1 | 1 ° /•л _ |
% ; при гемипарезах — в 1 возрастом уменьшается н; ленными медицинскими в | - от 6 до 15 лет — 16,7% . детей до 3 лет при спасти ллекта и речи выявляется : | А ^ Ъ 0 ф В 3 1-3 д Л^Р « ч ч и ^ ^115 !|2" «8 В , Ф И Л |-8г ? -4 М г ел Со « СО о^ О й 8 2- |
о р» " в я 'А ёЗ^^З иЛ11 3 м 5 к _ -* шш § и ф я л а | Я? к § § | #1;й § » •и и В ° « та а р В и х м | |
•01 | м ч "• В | в |
М р | а в | ч |
И в | та * а в | в |
и к и и | аи | и |
03 Ф В 2 | й| | в |
Л 0 О | Ф а Й Ф | со |
ш 8с и 1 | и а м Н | я |
Глава IV, Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП |
' § 2. Нейропсихологическое исследование познавательных процессов Таким образом, у детей с ДЦП выявлены «факторы •Месса» дисграфии (различные виды нарушений праксиса), тискалькулии (дисфункции пространственных представлений), дислексии (речевые нарушения), которые, безусловно, Влияют на будущую школьную успеваемость ребенка. Анализ топической локализации мозговой недостаточно-вти (см. рис. 9) у детей, перенесших перинатальные вредно-КГИ и развивающихся в условиях ДЦП, демонстрирует дис-тункцию всех отделов коры больших полушарий, в равной •Тепени лобно-теменно-височных его отделов, которые более •язвимы на ранних этапах нейроонтогенеза. Недостаточность Ьункций затылочных долей отмечается у меньшего числа об-рледованных детей. |
Недостаточность или нарушение функций |
ДИСПРАКСИЯ: Кинестетической организации Зрительно-пространственной организации Динамической организации |
Межполушарного взаимодействия |
ДИСГНОЗИЯ: Пространственная Слуховая Зрительная НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ: Сужение объема Порядка элементов Тормозимость следов Замедленность запоминания |
Лобный Височный Теменной Затылочный |
Нарушение сенсорной функции речи |
Лобный [Височный Теменной Затылочный |
Нарушение моторной функции речи |
Нарушение конструктивной" деятельности |
Нарушение мышления |
Срединные |
20 40 60 80 100 %
Рис. 8. Факторная недостаточность высших психических функций у детей с церебральным параличом (по Т.Н. Осипенко и др., 1993)
Отделы коры больших полушарий
ЛЕВОЕ
72%
40%
85%
18%
40 | 60 | 80 | 100^у
ПРАВОЕ
56%
52%
75%
22%
65%
Рис. 9. Топическая локализация мозговой недостаточности (по Т.Н. Осипенко и др., 1993)
ДИСПРАКСИЯ:
Кинестетической организации
Зрительно-пространственной организации
Динамической организации
Межполушарного взаимодействия
ДИСГНОЗИЯ: Пространственная
Слуховая Зрительная
НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ:
Сужение объема
Порядка элементов
Тормозимость следов
Замедленность запоминания
Нарушение сенсорной функции речи
Нарушение моторной функции речи
Нарушение конструктивной' деятельности
Нарушение мышления
16%
18%
12%
3%
64%
§ 2. Нейропсихологическое исследование познавательных процессов
Таким образом, у детей с ДЦП выявлены «факторы ^чска» биографии (различные виды нарушений праксиса), дискалъкулии (дисфункции пространственных представлений), дислексии (речевые нарушения), которые, безусловно, влияют на будущую школьную успеваемость ребенка.
Анализ топической локализации мозговой недостаточности (см. рис. 9) у детей, перенесших перинатальные вредно-Оти и развивающихся в условиях ДЦП, демонстрирует дисфункцию всех отделов коры больших полушарий, в равной степени лобно-теменно-височных его отделов, которые более уязвимы на ранних этапах нейроонтогенеза. Недостаточность функций затылочных долей отмечается у меньшего числа об-сиюдованных детей.
Отделы коры больших полушарий
Лобный Височный Теменной Затылочный |
ЛЕВОЕ
72%
85%
18%
40 60 80 100
—|---- 1--- 1--- 1--- 1--- 1--- 1—
Лобный Височный Теменной Затылочный |
ПРАВОЕ
56%
52%
75%
22°/
^ <ы ои 80 100 % Рис. 8. Факторная недостаточность высших психических функций у детей с церебральным параличом (по Т.Н. Осипенко и др., 1993)
Срединные
Рис. 9. Топическая локализация мозговой недостаточности (по Т.Н. Осипенко и др., 1993)
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
Вместе с тем срединные структуры мозга, обеспечивающие межполушарные взаимодействия, также отличает высокий процент поражения, что отрицательно влияет на развитие нормальной доминантности полушарий и их деятельности как единой функциональной системы.
У детей с ДЦП отмечено левшество, что еще раз подтверждает аномалию в межполушарном доминировании. Причем с 4 до 7 лет имеет место заметный рост «скрытого» и явного левшества (соответственно до 56 и 15%).
Представляет значительный интерес для дифференциальной диагностики степени нарушения познавательных процессов и возможной локализации поражения в головном мозге проведение нейропсихологического исследования у детей при разных формах ДЦП, чему и посвящены результаты, изложенные ниже.