Путешествие для востановления силы
Шаманы давно чувствовали, что сила духа-хранителя или духа-опекуна дает сопротивляемость болезни. Причина простая: она дает сильное тело, которое сопротивляется вторжению наружных сил.
С шаманской точки зрения, в наполненном силой теле просто нет места для свободного пространства навязчивой вредной энергии, известной в обычной реальности, как болезнь. Дух-хранитель, как я вначале узнал у Хиваро, не только увеличивает вашу физическую энергию и сопротивляемость заразной болезни, но также усиливает вашу умственную бдительность и самоуверенность. Эта сила даже мешает вам лгать.
Быть сильным, это все равно, что иметь вокруг себя силовое поле, ибо вы имеете сопротивляемость вторжению сил (шаманский эквивалент инфекции). С шаманской точки зрения, болезни обычно являются вторжениями силы. Они не естественны для тела, но привносятся извне. Если вы полны силы, вы будете им сопротивляться. Таким образом, обладание силой духа-хранителя - это основное для здоровья тела. Серьезная болезнь обычно возможна только тогда, если человек лишен духа-хранителя. Когда человек в состоянии депрессии, слаб, склонен к заболеваниям, это признаки того, что он потерял своего духа-хранителя и теперь не может больше сопротивляться или изгнать лечением нежелательную силу "инфекции" или вторжения.
Вы могли иметь совершенный успех в вытанцовывании вашего животного, однако, как уже говорилось, это не гарантия, что вы еще сохранили его силу, поскольку она уже могла давно покинуть вас. Для того, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что у вас есть животное-силы, нужно применять специальную технику. Один из приемов, это шаманское путешествие в Нижний Мир для восстановления утраченного животного-силы.
Тогда как шаманы обычно предпринимают это путешествие одни, среди индейцев Салиш встречается необычный, тщательно разработанный вариант метода возврата силы духа-хранителя. Шаманы там практиковали такие путешествия вместе группой. Чтобы сделать это, они организовывали "духовное каноэ", или "духовную лодку" для предпринятая путешествия, целью которого было возвращение духа-хранителя их пациента из Нижнего Мира. Это была не душа человека, а скорее его дух-хранитель, который должен был быть возвращен пациенту. Как отмечено ранее, среди индейцев побережья обычно говорят о духе-хранителе, как о животном-силе.
Салиш тщательно разработали свой метод группового каноэ. Когда у человека симптомы потери духа-хранителя, что среди Салиш могло включать в себя постепенную потерю собственности или здоровья, он мог нанять от полдюжины до дюжины шаманов, чтобы они вместе занялись задачей возвращения его духа-хранителя при помощи путешествия в Нижний Мир.
В условленную ночь шаманы образовали два воображаемых каноэ, тем что становились двумя параллельными рядами внутри большого дома. Рядом с каждым шаманом находилась его магическая кедровая доска, врытая в земляной пол. Каждая доска бывала украшена изображениями того, что ее обладатель видел, когда ему было его первое видение духовного каноэ. В дополнение к этому, у каждого шамана был шест длиной от шести до восьми футов, которым он греб или толкал духовное каноэ. Шаман на носу был ведущим, шаман на корме был рулевым.
В сопровождении трещеток и барабанов, пения, "души" или умы шаманов проваливались сквозь землю, "передвигаясь" в духовной лодке, имеющей силу "причаливать в воде", где бы они ни путешествовали. Путешествуя в духовном каноэ, каждый шаман, начиная с лидера, пел песню своего собственного духа-хранителя. Большая публика сидела вокруг по стенам и присоединялась к пению, чтобы помочь шаманам.
Путешествуя в духовном каноэ, что длилось иногда пять или шесть ночей, шаманы спали днем и по вечерам продолжали с того места, где они остановились на рассвете. Чаще всего путешествие продолжалось только две ночи. Первая ночь была путешествием в страну духов, а вторая - возвращением оттуда. Шаманы начинали обратное путешествие, как только вступали в обладание духом-хранителем своего пациента. После того, как дух-хранитель бывал вложен обратно в пациента, тот вставал и плясал.
Есть более обычный и простой шаманский способ возвращения пациенту силы. При этом методе бывает только два или три основных участника: сам шаман, пациент или человек, нуждающийся в восстановлении силы, и часто барабанщик. Некоторые мастера-шаманы могут обходиться без барабанщика, но такое добавление обычно необходимо.
Я впервые узнал об этом методе в 1961 году, когда жил среди Кунибо, чьи шаманы часто применяют эту технику при лечении болезни. Подобно шаманам племени Салиш, Кунибо совершают путешествие вниз в Нижний Мир в духовной лодке, хотя это необычный речной пароход, скорее необычное каноэ. В дополнение, команда у Кунибо формируется не из шаманов, а из одного единственного шамана, которому помогает большая команда духов.
Использование какой-нибудь духовной лодки, или лодки душ для шаманского путешествия широко распространено в первобытном мире. Это встречается в Сибири так же, как и в Малайзии и Индонезии, где оно связано с "ладьей мертвых". Часто духовные каноэ имеют форму змеи, как в туземной Австралии. Что касается других групп, то они используют различные специфические формы.
Чаше всего шаманы, предпринимающие шаманское путешествие, не пользуются в ШСС каноэ или судами. Другими словами, они погружаются в Нижний Мир, чтобы получить обратно дух, но не беспокоят себя созданием каноэ или какого-либо другого транспортного средства. Что касается меня, то когда я работаю в стиле Салиш с группой, я обычно только создаю представление о каноэ, даже если метод лодки это то, с чем я был ознакомлен у Кунибо. Каждый шаман с годами должен быть готов к тому, чтобы изменять свои методы и адаптироваться к тому, что ему кажется наиболее эффективным.
Метод, с которым я хочу вас ознакомить, является простой и основной формой путешествия для восстановления. Эта техника может быть использована не только для возвращения духа-хранителя другого человека, но также может быть применена с некоторой разницей, чтобы получить обратно утраченную, жизненно важную или дающую жизнь, душу человека, находящегося в состоянии комы.
Это, правда, слишком сложная работа, о которой речь здесь не пойдет.
Один из важных элементов этого метода - это лежание рядом с пациентом на полу или на земле. Падение или лежание шамана рядом с пациентом - очень широко распространенный вид метода лечения при помощи путешествия. Хорошая причина такой практики состоит в том, что в состоянии глубокого ШСС очень трудно оставаться на ногах. Но даже в легком ШСС шаманы обычно хотят лечь, для того, чтобы видеть и пережить путешествие ясно, будучи совершенно раскованным и не поддерживая себя действующей в обычной реальности, необходимостью стоять. Член австралийского племени Яральд красноречиво описал необходимость лечь, чтобы совершить видение:
- Если вы встанете на ноги, вы не увидите этих сцен, но если вы снова ляжете, вы снова их увидите, если только вы не слишком напрягаетесь. Если вы испугаетесь, то порвете нить, на которой эти сцены висят.
При методе возврата духа, которому мы учим здесь, лицо, в том числе и шаман, приносит назад животное силы и прежде всего вдувает его в грудь пациента. От Хиваро я узнал, что дух-хранитель человека находится в его груди, хотя его сила исходит из всего тела. Шаман Хиваро, принявший снадобье, видит опрокинутую радугу в груди того, кто обладает хранителем. Мнение о том, что хранитель находится первично в груди, повидимому, широко распространено.
Темя или как его называют - мягкое место в задней верхней части головы, где встречаются височные и окципитальные кости, является важной точкой входа и выхода силы и по этой причине шаман, после вдувания духа-хранителя в грудь, вдувает его в темя пациента. Это он делает для того, чтобы закончить вкладывание остатков того, что он принес назад.
ОХОТА ЗА ПЕСНЕЙ-СИЛЫ
Раньше, чем предпринять шаманское путешествие, имеющее целью вернуть утраченного духа-хранителя пациенту, вы должны приобрести песню-силы. Каждый шаман имеет по крайней мере одну песню сипы, которой он пользуется для того, чтобы разбудить своего хранителя и других помощников по врачеванию и других делах. Чтобы добыть песню-силы, наметьте провести один день в одиночестве в диком, естественном месте, где вы не встретите людей и где естественная обстановка не была черезчур изменена людьми. Расмусен, великий изыскатель из жизни эскимосов так говорит об этом:
- ...лучшие магические слова приходят к вам, когда вы один далеко среди гор. Они всегда бывают наиболее эффективными. Могущество одиночества велико и вне нашего понимания.
Отдаленный лесистый или гористый район - идеальная вещь, но если вы не можете попасть в такое место, пробуйте, как вы только можете. Не завтракайте и поститесь весь день, когда вы будете спокойно прогуливаться и иногда сидеть. Не намечайте себе маршрута, просто идите, куда вас несут ноги. Пока вы бродите, постарайтесь обнаружить каким животным вы себя чувствуете. Это может быть и может и не быть то, которого вы танцевали. Возьмите на себя его чувства и получайте в течение этого дня удовольствие от его личности. Так как это ваша только первая песня, то может быть вы наткнетесь только на мелодию.
Если будет возможно, то позже вы должны будете найти ваше собственные слова. Найдя свою песню, пользуйтесь ею. Повторяйте песню так долго, пока вы чувствуете, что она необходима. Песня-силы помогает впасть в ШСС, как благодаря ее словам, так и благодаря мелодии: чем больше вы будете пользоваться этой песней в шаманской работе, тем более эффективна будет она, как помощник изменения состояния сознания. При случае она может подействовать как спусковой крючок, помогая вам соскользнуть в ШСС.
Можно также искать специальную песню-силы, чтобы петь ее во время путешествия. Она лучше всего находится пока вы действительно совершаете путешествие и обычно является описанием того, что вы видите. Вы можете и бессознательно приобрести песню во сне. Покойная Эси Париш из племени Помо рассказала в свое время такую историю:
- Я сейчас расскажу другую историю о том, когда я была молодой, о том, как я в первый раз пела песню, когда была ребенком. Мне было одиннадцать лет в то время. Я не приобрела эту песню каким-нибудь обычным образом - она приснилась мне.
Однажды, когда я лежала и спала, ко мне пришел сон, что я услыхала пение вверху, в небе. Потому что я была маленькая, я не обратила на это внимание - я только пассивно слушала, когда этот человек пел ее вверху. Однако он внушил ее мне, словно песня сама пела у меня в гортани, входя глубоко в грудь. Затем показалось, что я могу видеть этого человека, как-будто я просто могу его узнать. Когда я проснулась, то эта песня звучала во мне весь день. Хотя я даже не хотела петь, песня продолжала звучать в моей гортани. Затем я сама попробовала, и к удивлению эта песня оказалась красивой. Я помню ее с тех пор.
Затем однажды мы с моей старшей сестрой сопровождали нашу бабушку в Данаку. В то время она тоже была маленькой, но она была больше меня. Мы путешествовали с ней. Однажды, рано утром, мы пошли на берег набирать водорослей. Мы сопровождали нашу бабушку. Сидя там на валуне, мы играли в куклы, болтали и смеялись. Но эта песня все еще пела глубоко внутри меня, потом оттого, что она пела в моей гортани я тоже стала петь. Оказалось, что моя сестра слышит меня, "Что ты поешь?" - спросила она меня. Я рассказала ей обо всем, но попросила, чтобы она никому не говорила об этом. Она обещала, но вечером рассказала дома всем. И мой старший брат заставил меня спеть мою песню. Она всем очень понравилась и меня попросили петь еще. Это была первая моя песня, которую я пела, теперь я собираюсь ее прекратить.
ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЖИВОТНОЕ-СИЛЫ
Раньше вы узнали, как совершить вступительное путешествие в Нижний Мир. Это новое путешествие не является просто продолжением того, что вы сделали раньше, но это также серьезная шаманская работа. Убедитесь в том, что вы уже выполнили успешно предварительные упражнения. Прежде всего тщательно несколько раз поучите инструкции так, чтобы вы помнили шаги.
Вам нужен будет партнер, также изучивший эту книгу. В дополнение вам будет нужна трещетка и барабан /или кассета с записью шаманского барабанного боя/. Если вы пользуетесь барабаном, вам будет нужен еще третий человек, чтобы в него бить.
Чтобы возвратить кому-нибудь его животное-силы, не нужно, чтобы этому человеку не хватало такового. Как вам могут сказать Хиваро, человек может иметь одновременно до двух хранителей. Соответственно этому, если человек в настоящее время обладает одним, то еще остается место для другого. Второе сделает обладателя даже более могущественным. В неправдоподобном случае, когда вы уже имеете двух, тогда насколько меня учили, третье животное не может войти. Даже если оно приведено назад. Оно просто уплывет прочь, может быть для того, чтобы быть в вашем распоряжении позднее.
Цель этого путешествия привести обратно хранителя, которого ваш пациент потерял. Поскольку за свою жизнь вы можете сознательно или бессознательно получить помощь от многих различных хранителей, нельзя просто заранее угадать, то ли это животное, которое ваш пациент до этого вытанцовывал или его надо возвращать другим способом.
Животные-силы обычно приходят непредвиденно и уходят после нескольких лет. Соответственно этому, регулярная практика этого упражнения является для человека важным способом увеличить свою силу и убедиться, что обладаешь силой. И если кто-либо оказывается потерявшим силу от депрессии или болезни, такая работа должна быть немедленно предпринята в дополнение ко врем обычным медицинским средствам и лечению, которые могли бы быть применены.
Порядок следующий:
1. Уговоритесь с вашим партнером и третьим лицом провести один вечер вместе. В течение дня воздерживайтесь от алкогольных напитков и действующих на ум наркотиков. Съешьте только легкий ленч и не обедайте.
2. Пользуйтесь помещением, свободным от света и наружного шума. Освободите помещение от мебели. Зажгите свечу на полу в одном из углов комнаты, где она не будет давать много света.
3. Человек, который будет действовать в качестве шамана /в данном случае вы сами/, должен пройти все ступени стартовой пляски и вытанцовывания вашего животного, описанные прежде. Если у вас есть барабанщик, то пусть он бьет в барабан в темпе вашей трещетки, но только тогда, когда вы действительно пляшете.
4. Встряхните свою трещетку четыре раза в шести направлениях /восток, запад, север, юг, верх, низ/, чтобы завладеть вниманием духов, где бы они ни были. Затем свистните четыре раза, чтобы их позвать. После этого очень медленно обойдите вокруг пациента четыре раза, встряхивая трещетку в медленном, но сильном, по - стоянием темпе, и вернитесь, чтобы стать с ним рядом.
5. Начните насвистывать вашу песню-силы, при помощи которой вы призываете своих духов помочь вам, в аккомпонимент, потряхивая трещеткой. Насвистывайте так обычно несколько минут пока вы не заметите, что в вашем сознании наступило легкое изменение.
6. Теперь начните действительно петь слова, продолжая трясти трещеткой в темпе, который был.
7. Продолжайте повторять песню пока не заметите, что ваше сознание меняется. С практикой и опытом легко узнать, когда этот легкий транс будет достигнут. Некоторые из наиболее очевидных признаков, это усиление темпа пения и качание трещетки. Дрожь в руках и даже неудержимая дрожь. Когда придет время, вы испытаете непреодолимое желание рухнуть или лежать на полу рядом с пациентом. Сдерживайте это как можно дольше, пока вы больше не сможете противиться резкому падению на пол.
8. На полу подтяните ваше распростертое тело к пациенту, плечо к плечу, бедро к бедру, нога к ноге. Не откладывая, в темноте, начните встряхивать вашу трещетку туда-сюда, как раз над вашей грудью. Когда вы начинаете трясти трещетку, барабанщик начинает бить в темпе с вами.
9. Трясите трещетку со скоростью 180 ударов в минуту. Лежа на полу, закройте себе глаза предплечьем, чтобы исключить попадание света от свечи, и продолжайте трясти пока не увидите ясно свой выход в Нижний Мир. Пациент при этом не должен видеть или переживать что-либо подобное, это помещает вам. Когда вы войдете во вход, перестаньте трясти трещетку, но барабанщик должен продолжать тот темп, который был. В течение всего вашего путешествия он должен поддерживать вас этим ритмом, пока вы не подадите ему вашей трещеткой сигнал четыре раза. Барабанный бой является существенной частью для поддержания движения каноэ. В известном смысле барабан - это каноэ, как говорят Сибирские Чукчи. Пока барабанщик продолжает бить.
10. Продолжайте осматривать вход или отверстие в земле и затем войдите в него. Следуйте по Пещере или Туннелю вниз. Проход может представляться в виде длинной ребристой трубы, он может представиться в виде серии пещер, это может быть текущий поток. Спускайтесь по нему, куда бы он ни вел. Обходите препятствия, которые могут появиться.
11. Избегайте всякого зловещего, прожорливого не млекопитающего, которого вы можете встретить в своем путешествии. Особенно избегайте и обходите каких-либо пауков или роящихся насекомых, змей с клыками, пресмыкающихся с клыками и рыб, у которых видны зубы. Если вы не можете обойти их, просто возвращайтесь наверх, наружу из Туннеля и попробуйте в другом случае. Это правило верно на всем протяжении вашего пути.
12. Когда БЫ появитесь из Туннеля, вы окажетесь в Нижнем Мире. Здесь, среди любых ландшафтах, которые вы видите, вы ищете духа-хранителя для вашего партнера. Ищите его с закрытыми глазами, пока звук барабана поддерживает вас в вашем путешествии.
13. Секрет, как узнать животное-силы, прост. Оно покажется вам, по крайней мере, 4 раза в разных аспектах под разными углами. Это будет млекопитающее или птица /в этих случаях не важно, если они будут выглядеть угрожающими/, змея, какое-нибудь другое пресмыкающееся или рыба /при условии, что в последних трех случаях они не будут показывать свои клыки или зубы/. Это даже может быть "мифическое животное" или в человеческой форме. Оно никогда не БЫВАЕТ НАСЕКОМЫМ!!! Не утомляйте себя разыскиванием животного. Если оно собирается сделаться для вас доступным, чтобы вы могли взять его назад для вашего партнера, оно это сделает. Не беспокойтесь о том, представится оно вам или нет, представиться ли оно вам в виде живой формы или скульптуры из дерева, камня или другого материала. Все его формы действительны. Словом, не старайтесь слишком сильно. Ваш поиск должен происходить относительно без усилий.
14. После того, как вы четыре раза увидели животное, прижмите его немедленно к груди одной рукой. Животное подойдет охотно иначе оно не показалось бы. Прижимая животное таким образом, подымите трещетку и заставьте ее звучать резко четыре раза. Это сигнал барабанщику немедленно перестать барабанить. Затем потрясите трещетку в более быстром темпе /210 ударов в минуту/, устанавливая ритм барабанщику. Быстро возвращайтесь в комнату через Туннель. Обычно это занимает менее тридцати секунд. Это обратное путешествие должно быть проделано быстро, во избежание неумышленной потери животного-хранителя.
15. Положите трещетку в сторону, продолжайте прижимать животное к своей груди и встаньте на колени лицом к партнеру. Барабанщик должен остановиться, как только он увидит, что вы встаете на колени. Немедленно поместите свои сложенные чашечкой руки, содержащие духа-хранителя, на грудь вашего товарища и дуйте со всей силой, на какую вы способны, сквозь сложенные чашечкой руки, чтобы послать духа-хранителя в грудь вашего пациента. Затем своей рукой /левой/ поднимите своего товарища в сидячее положение и поместите ваши сложенные чашечкой руки на заднюю верхнюю часть головы пациента /темя/. Сильно подуйте опять, чтобы послать остатки силы внутрь головы. Поднимите трешетку. Потрясая ею, быстро и резко пройдите по кругу четыре раза вокруг всей длины тела вашего товарища, завершая единство этой силы с телом.
16. Скажите спокойно своему партнеру, какое животное вы привели обратно. Если это животное, чье название вам неизвестно, опишите внешний вид этого существа. Опишите все подробности путешествия.
17. Помогите вашему пациенту протанцевать его животное, чтобы сказать животному добро пожаловать и представить ему удовлетворение от выполнения им движений в материальной форме. Когда вы встряхиваете трешеткой ускоряйте темп, в соответствии с движениями пациента. Барабанщик следует за шаманом. После нескольких минут резко встряхните трещеткой четыре раза и тем самым прекратите бой и танец. Потом осторожно помогите танцору занять сидячее положение на полу. Напомните ему, чтобы он регулярно танцевал со своим животным, так, чтобы оно осталось с ним.
18. Теперь вы можете поменяться местами с вашим партнером и такого же рода путешествие может быть предпринято в вашу пользу. Когда ваше животное будет приведено назад, танцуйте с ним также и вы.
Большинство людей запада бывают удивлены, обнаруживая живость и реальность путешествия, предпринимаемого для возврата духа-хранителя. По-видимому, их возможности пережить шаманское путешествие и быть видящими гораздо больше, чем они ожидают. Если вы или ваш партнер не будете иметь успеха, не падайте духом. Попробуйте опять позднее. Для некоторых из тех, чей потенциал бывает наибольший, старт медленным.
ПУТЕШЕСТВИЯ
Для вас может быть интересным сравнить ваше путешествие для возврата с путешествием других людей, работающих с партнерами. Вот несколько показательных примеров из моих мастерских.
В первом случае человек, как подобает, ждал, чтобы животное показалось четыре раза. Вида, облика, вблизи одной только какой-нибудь части животного, такой как один глаз, совершенно достаточно, поскольку ясно, что эта часть принадлежит именно этому особому животному.
"Я влез в самую дыру, которой я пользовался раньше в тот вечер. Затем вода как бы опала, как в шлюзе. Я продолжал перепрыгивать к следующему и к следующему. Вода в конце концов превратилась в грязь. Я продолжал бежать все еще в той же самой пещере, на появился деревянный мост. Я бежал по мосту. Добрался до каких-то ступенек. Я долго взбирался по этим ступеням, пока не вышел во что-то похожее на африканскую равнину. Там было много разных животных, которые появлялись и исчезали. Наконец, я увидел, что у лужи стоит антилопа. Она немедленно стала очень оживленной и показалась четыре отдельных раза. В какой-то момент она была даже надо мной. В последний раз это было очень отчетливое близкое изображение одного глаза.. Поэтому я отнес назад ее моему партнеру."
В следующем случае животное дало демонстрацию своей силы, дважды атакуя человека, даже в одном случае пробежав прямо сквозь него. Это есть нечто, что обычно случается при искании видений. Факт, что животное-силы может оказаться лошадью, не стоит ничего, т.к. это может быть исключение из общего правила, по которому домашние животные не могут быть в качестве духов-хранителей. Но лошадь, которая появляется здесь, - дикая, без всадника и необъезженная.
"Я пролез в свою дыру, которая находится в боку утеса на острове, который я однажды посетил в стороне от берегов Испании. Она ведет в подводную пещеру, диаметром около десяти ярдов, достичь которой вы можете только ныряя. Я сидел в ней, ожидая чего-нибудь, когда какая-то лошадь бросилась бежать в мою сторону . Вы знаете, если вы видите, как лошадь бежит на вас, это очень страшно, поэтому я предполагаю, что я потерял сознание. Во всяком случае, когда я пришел в себя, что произошло почти мгновенно, я увидел в том месте, где была лошадь белого барана. Он двигал головой, словно хотел, чтобы я посмотрел в сторону. Я оглянулся и увидел белую лошадь с коричневой гривой, ту самую которую я видел раньше. Она опять побежала на меня. Я подумал, что вот она опять бежит. Она подбежала ко мне и промчалась сквозь меня. Затем я снова увидел этого барана. Дважды лошадь и дважды барана, а я должен был видеть четыре раза.
Затем я начал видеть рыб . Я видел, как одна, похожая на рыбу-паука, дважды выскакивала из воды. И это теперь тоже стало дважды. Затем рыба показалась третий раз. Затем она исчезла, а на ее месте показалась совсем другая рыба-кот, рчень уродливая. Но эта была не та. Затем медведь пошел на меня, но он повернул. Казалось, я отодвигал его своей силой. Затем волки побежали на меня. Вдруг внезапно пришла лошадь. Она брыкалась, чтобы защитить меня от волков. Она исчезла, я обернулся, чтобы посмотреть назад и вот она стояла там, прямо у дыры. Белая лошадь с коричневой гривой. Таким образом я привел ее назад".
Иногда шаману не удается возвратить пациенту животное-силы. Следующий индивидуальный опыт иллюстрирует это. Ведь каждое путешествие увеличивает знание шамана и ждет постепенной интеграции с другой информацией, которую он получит в ШСС.
"Это отдельное путешествие было для меня особенно странным. Это было путешествие по миру, который был совершенно необитаем. Этот мир был построен искусственно, построен людьми и другими разумными существами. Геометрически все было очень правильным. Это было что-то вроде суперкосмической станции, без каких-либо признаков жизни. Однако, казалось, что там могло быть что-нибудь спрятано, в смысле роботов."
В следующем случае, как в том, когда животное-силы была лошадь, орел демонстрирует свою силу при помощи свирепого на вид поведения.
"Я пошел в эту пещеру, которая мне знакома, и просто продолжал идти в Туннель. Затем я наткнулся на этот Туннель и прошел через него быстро. Я просто чувствовал, куда я иду. Когда я вышел наружу, я был на той самой территории, которую я посетил до того. Там была красная белка, сидевшая на дереве. Я не был уверен, будет ли хранитель красной белкой или орлом, которого я увидел тоже, но тот улетел. Затем совершенно внезапно орел вернулся и напал на белку. Я сначала думал, что орел собирается убить белку и съесть ее, но он этого не сделал. Белка исчезла, а орел летал кругом. Я увидел его под разными углами и принес его назад".
Как я упоминал раньше, Кунибо пользуются корнями некоторых деревьев для того, чтобы спускаться в Нижний Мир. В следующем случае человек независимо открыл эту технику. Это хорошо показывает, как накапливается опыт в шаманском знании.
"Я спустился в дыру и шел под землей вдоль корней сосны. Поскольку грубый грунт был неудобен, я влез на один из корней и шел вдоль него. Корни разветвлялись и становились все тоньше. Затем я пришел к корню немного более светлого цвета, которым я пользовался в своем последнем путешествии и я пошел по нему. Я шел по нему, пока он внезапно не прекратился. Передо мной был глубокий колодец, все стенки которого были совершенно черными. Я понял, что должен буду спуститься, поэтому я прямо прыгнул в него. Я очень долгое время падал в темноту, пока наконец не смог увидеть очертания чего-то узкого и прямого. Это была толстая веревка, которая была частью висячего моста, пересекающего колодец. Я причалил к веревке и опустился на мосту. Я пошел вправо. Когда я сошел с моста, я увидел великолепного тигра, стоящего с одной стороны и глядящего на меня..."
СИНХРОННОСТЬ
Одной из интересных черт успешного путешествия за духом-хранителем является то, что оно часто включает в себя синхронности или замечательные совпадения. Например, обычно бывает, что пациент, получивший животное, признается шаману, что уже имел необычайную связь с этим животным. Это могло быть со времен детства, недавняя встреча или давно длящаяся склонность собирать картинки или рисунки этого особого существа. Другой вид синхронизма это то, что пациент пережил из некоторых деталей путешествия шамана, хотя не имело место никакое сообщение. Это часто бывает в групповом путешествии в духовном каноэ, когда несколько участников описывают потом схожие детали путешествия, при разборе после опыта.
В шаманском деле важно быть внимательным в случае позитивных синхронизмов, ибо они являются сигналами того, что работает сила, чтобы произвести эффектты, стоящие далеко от нормативных границ вероятности. Действительно, рассматривайте частое появление позитивных синхронностей как маяк, как то, что были проведены правильные процедуры и методы.
Вот несколько случаев.
В первом случае особа, действующая как пациент, увидела животное-хранителя, которое принес его партнер.
Партнер, играющий роль шамана;
"Я спустился в отверстие в земле и Туннель, в котором я уже бывал много раз раньше. Я перешел маленький ручей, протекающий по нему. На этот раз я попал в пещеру, в которой никогда не был. Я всегда проходил мимо и шел дальше по дороге. Затем я вышел на пустынное место и там кругом было много разных форм кактусов. Потом я увидел горного льва. Все это произошло очень быстро. Горный лев как-будто убегал от меня, словно дразнил меня, но он бегал кругом в разных направлениях, так, что я увидел его под разными углами. Я потом привел его назад".
Партнер, играющий роль пациента:
"Сразу после того, как он поднял меня в сидячее положение и подул мне в голову, я немедленно увидел живую картину. Зубастого кота с широко раскрытой пастью и ворчащего, Я представил себе, что это должно быть рассказано, потому что это было таким живым. А потом он мне сказал, что поместил в меня горного льва."
В следующем случае, партнер А проделал ранее вводное путешествие для разведки, в котором он встретил старую ферму и возле нее на холме горную козу. Он никому не сказал об этом. Затем, когда партнер В, ничего не знающий об опыте А, начал путешествовать, чтобы вернуть себе животное-силы, она нашла ферму и горную козу на горном склоне. Она привела ее назад для него.
Этот вид синхронности, с точки зрения шаманов, означает, что тут не может быть сомнения относительно его животного-силы и согласия животного быть приведенным назад к нему.
Партнер А:
"Я просто проскочил прямо в Туннель. Я знал, что дорога очень длинная и что я двигаюсь быстро. Я вышел к месту, похожему на ферму. Оно казалось очень старым и отдаленным. Я побыл некоторое время в строения фермы. Все было деревянным, ничего современного. Затем я вскарабкался на этот холм и увидел там эту козу, горную козу. Затем я вернулся".
Партнер В:
"Я пошел к своей пещере и вниз сквозь отверстие. Я не чувствовал себя очень оптимистически в отношении того, чтобы что-нибудь найти. Затем я вдруг заметил вверху на гребне горную козу. Она смотрела на меня, затем бросилась прочь на какой-то луг. Я последовал за ней туда. На этом лугу был большой фермерский дом вдали. Луг был действительно прекрасным. Когда я поднялся к дому, то я снова увидел козу вверху на склоне горы. Я видел козу четыре раза. В пятый раз я увидел ее, когда она собиралась спуститься в какую-то дыру. Я хотел последовать за ней, потому что она была игрива, но я не сделал этого. Я поймал ее и вернулся с ней".
Партнер А:
"Я не говорил ей о том, что видел козу. Всякий раз, когда что-либо подобное случается, мой рациональный ум спрашивает, есть ли это действительно наружное явление, или это построение нашего подсознания? Но, деиствительно это праздный вопрос".
ГРУППОВОЕ ДУХОВНОЕ КАНОЭ
Описанный ранее метод духовного каноэ может быть приспособлен, чтобы послужить ценному групповому опыту с большим количеством людей, объединившихся вместе, чтобы составить каноэ для возвращения животного-силы для кого-нибудь. Эти люди должны все с успехом выполнить работу, вплоть до этой главы, и один из них должен быть признан шаманом. Если вы образуете группу, чтобы образовать какое-то духовное каноэ, вам идеально нужно было бы иметь кого-нибудь в качестве пациента, серьезно подавленного, расстроенного или иным образом больного человека, который действительно нуждается в силе, так, чтобы вы могли полностью использовать групповое усилие.
В этом применении метода духовного каноэ шаман лежит рядом с пациентом, как и в простом методе возвращения духа-хранителя. Различие только в том, что другие члены группы присоединяются, чтобы образовать каноэ вокруг этой пары и служить гребцами, управлять при помощи шестов, быть вперед смотрящими и защитниками, по терминологии путешествие в Нижний Мир.
Основные шаги:
1. Все участники, кроме пациента должны пройти стадии танцев. Во время этих танцев барабанщик бьет в ритме трещетки шамана. Если у участников есть трещетки, они могут трясти их, пока танцуют в темпе, задаваемом шаманом.
2. Пациент лежит на спине, на одеяле, растеленном на полу, в спокойной затемненной комнате. Люди, составляющие команду шамана, образуют наружную линию каноэ, вокруг распростертого пациента, с носом, направленным туда же, что и ноги пациента. Члены команды образуют бока каноэ и являются гребцами. Каждый касается ногами сидящих впереди и сзади него, так, что получается непрерывная человеческая цепь.
В задней части каноэ, в центре кормы сидит барабанщик. На коленях у него лежит барабан, в который он будет бить для гребцов, пока каноэ будет путешествовать по Нижнему Миру.
3. После того, как гребцы образовали каноэ, шаман, ведущий группу, гасит свет, за исключением одной свечи за спиной барабанщика, и становится в середину каноэ.
4. Теперь шаман поступает так же, как описано в шагах 4-5 /предыдущей практики возвращения духа-хранителя/.
5. Группа присоединяется к шаману в пении его песни-силы. Действие духовного каноэ эффективнее, если вся группа вместе поет слова.
6. Теперь шаман поступает, как в шагах до 9.
7. Затем в то же время начинается барабанный бой, члены команды начинают грести физически под барабанный бой, но не надо пользоваться шестами и веслами. В темноте комнаты все участники - шаман, барабанщик и все члены команды - представляют себе зрительно, каждый свой вход в пещеру.
Шаман посреди каноэ, рядом с пациентом, есть единственный член команды, чья миссия заключается в поиске духа-хранителя. Это всецело на его ответственности. Другие члены команды каноэ заняты ведением и будут осматривать Нижний Мир, чтобы отразить какую-либо замеченную опасность или собрать информацию, которой можно будет поделиться по окончании путешествия. Благодаря тому, что они присоединились к Песне-силы ведущего шамана, чтобы призвать своих духов, у них теперь есть свои собственные хранители. С помощью этих животных они будут искать Туннель, а затем Нижний Мир. Если они увидят какое-нибудь клыкастое пресмыкающееся, прожорливое насекомое или какие-нибудь не млекопитающие существа, у которых видны зубы, они должны будут убедить своих собственных животных-силы отогнать их от каноэ. Делая это, они могут издавать звуки, соответствующие собственным животным.
8. Теперь шаман предпринимает действия, описанные в шагах с Юпо 14.
9. Когда шаман резко встряхнет четыре раза свою трещетку, чтобы показать, что он поймал духа-хранителя пациента, это явится для барабанщика и всей команды сигналом того, что немедленно должно быть предпринято обратное путешествие. Они представляют себе зрительно, что каноэ резко поворачивает и возвращается сквозь Туннель, когда как они гребут с максимальной скоростью. Они с барабанщиком останавливаются, как только шаман перестает трясти трещетку, потому что это означает, что каноэ вернулось.
10. Шаман предпринимает действия, описанные в шагах 15 и 16.
11. Чтобы дать пациенту место для танца его животного, члены команды размещаются по кругу и садятся лицом внутрь Когда танец закончен, шаман помогает танцору опять сесть на пол для отдыха. Он обнимает пациента, чтобы показать свою поддержку, и описывает другим свои переживания во время путешествия. Затем члены команды в свою очередь описывают свои переживания. Шаман добавляет комментарии, пополняя их знанием из своего личного опыта.
Теперь шаман пользуется случаем, насколько это позволяет его знание, объяснить, как связаны индивидуальные переживания с пациентом и сознанием необычайной реальности. До того, как начать эту дискуссию, шаман может спросить пациента, не хочет ли он что-либо сказать. Нередко пациент высказывает, что то, <