Правонарушений среди несовершеннолетних

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ

ЧЕБОКСАРЫ, 2015

Введение

Данное пособие разработано в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях города Чебоксары и является методическим пособием для педагогов образовательных учреждений.

Работа по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях города Чебоксары проводится в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. №МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде".

Задачей данных методических рекомендаций является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях образовательного учреждения, в том числе начинающим педагогам.

Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

1. обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

3. повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;

4. организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

5. выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:

1) учащиеся;

2) педагогические работники;

3) члены семей учащихся.

1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

2) Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:

-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

-обучение педагогов эффективной коммуникации;

-создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей учебного заведения.

3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Наши рекомендации