Использование знаний паттернов реакций на практике

Как используются характеристики (паттерны) адапта­ционных реакций для оздоровления, профилактики и лече­ния?

Функциональная активность эндокринных желез. Умерен­ноепреобладание глюкокортикоидных гормонов при реак­ции тренировки позволяет использовать ее для мягкого про­тивовоспалительного действия при лечении острых воспале­ний. Кроме того, реакция тренировки успешно используется для борьбы с лейкопенией. При этой реакции количество лейкоцитов - на верхней границе нормы. На этом основа­нии разработан способ борьбы с лейкопенией (патент № 2032424 от 10. 04. 1995). '

При реакции активации соотношение противовоспали­тельных и провоспалительных гормонов коры надпочечни­ков в пользу последних. Поэтому реакции активации можно применять при хронических, особенно вялотекущих воспа­лительных процессах. Интересно, что существенного обост­рения при этом не происходит, а наступает выздоровление, по-видимому, благодаря повышению функциональной ак­тивности защитных подсистем органгизма.

Что касается влияния на другие эндокринные железы (щитовидную, половые, эпифиз, гипофиз), то при повышен-

ной функции для ее умеренного снижения лучше вызывать реакцию тренировки, а при гипофункции - напротив, реак­ции активации, лучше повышенную. В этих случаях мы стре­мимся вызывать реакции на высоких уровнях реактивности. Тогда в силу увеличения на этих уровнях КПД даже неболь­шие количества своих гормонов обеспечивают нормализа­цию функции подсистемы.

Система иммунитета. Для нормализации функцио­нальной активности системы иммунитета мы используем реакции активации как спокойной, так и повышенной, так как при этих реакциях функциональная активность этой важнейшей защитной подсистемы организма находится на высоком уровне при хорошей сбалансированности основных ее звеньев.

Метаболизм. Характер изменений метаболизма при ан-тистрессорных реакциях позволяет использовать эти реакции для нормализации различных сторон метаболизма. Наиболее экономный характер как пластического, так и энергетичес­кого обмена при реакции тренировки позволяет использо­вать ее при выраженном истощении. Однако затем лучше перейти в реакцию активации, при которой отмечается большее преобладание анаболизма, накопление функ­циональных резервов и более активен и хорошо сбаланси­рован энергетический обмен.

При нарушениях липидного обмена (повышение коэф­фициента атерогенности, снижение содержания а-липопро-теидов) необходимо вызывать реакции активации, лучше повышенной на высоких уровнях реактивности.

Неоценимо влияние реакции активации, особенно по­вышенной, на функциональное состояние ЦНС, включая психоэмоциональную сферу. То состояние радости, припод­нятости, ощущения своих больших возможностей, жажды деятельности, которое знакомо почти каждому, связано именно с развитием реакции повышенной активации высо­ких уровней реактивности. Особенно важно, что такое при­поднятое настроение развитвается уже в течение суток, быстро, еще до выздоровления, и безусловно, выздоровле­нию способствует. При стойкой активации человек активен,

работает быстро, эффективно и точно. По нашему мнению, повышенная активация способствует растормаживанию, выявлению творческих способностей человека.

Изменение реологических свойств крови при антистрес-сорных реакциях позволяет использовать реакции тренировки и повышенной активации для мягкого антикоагуляционного эффекта, а реакцию спокойной активации - для нормализа­ции системы PACK.

Мы перечислили отдельные свойства антистрессорных реакций, создающие основу для их лечебного и профилакти­ческого применения. Но самое главное — это то, что все эти свойства проявляются комплексно при каждой реакции, созда­вая при реакции активации, особенно повышенной высоких уровней, гармоничный комплекс изменений, характерных для молодого здорового человека (паттерн повышенной активации). Не менее важно и то, что нужные для нормализации био­логически активные вещества при развитии антистрессорных реакций вводятся не извне, а продуцируются самим организмом, причем в нужных соотношениях (ведь невозможно извне ввести полностью сбалансированную для данного организма смесь веществ, учесть множество взаимодополняющих изме­нений в сопряженных подсистемах, которые влечет за собой изменение какого-то одного звена). Всем известно, к каким тяжелым последствиям приводит гормонотерапия. В отличие от гормонотерапии, развитие реакции активации, например, с целью повышения функции щитовидной железы, способ­ствует ее стимуляции до уровня физиологической нормы с накоплением функциональных резервов. Эта же реакция активации приводит к снижению функции щитовидной железы в случае гиперфункции, и не путем подавления, а путем восстановления физиологической нормы данной тка­ни. Таким образом, при реакции активации сам организм занимается восстановлением уровня гормонов, необходимого для нормальной жизнедеятельности.

Весь комплекс изменений при реакциях различных уровней реактивности обусловливает уровень неспецифи­ческой резистентности организма: самый высокий - при реакциях активации (выше - при повышенной), при переак-

тивации тоже высокий, но чреватый срывом, затем - при реакции тренировки и самый низкий - при стрессе. При одноименных реакциях наиболее высокая резистентность на высоких уровнях реактивности (низких этажах), по мере снижения уровня реактивности (повышения этажа) резис­тентность при данной реакции снижается. Поэтому мы стре­мимся использовать для ее повышения прежде всего акти­вацию высоких уровней, а при необходимости или трудности вызова активации - реакции тренировки и даже мягкого стресса высоких уровней, если лечение начато при тяжелом стрессе низких уровней реактивности.

Неспецифическая резистентность, связанная с адапта­ционными реакциями, может быть активной и пассивной. Активная резистентность реализуется благодаря высокой функциональной активности защитных систем и преобла­данию в мозгу процессов возбуждения в физиологических пределах. Такая резистентность характерна для реакции ак­тивации, особенно повышенной, высоких уровней реактив­ности. Пассивная резистентность реализуется благодаря преобладанию в мозгу процессов охранительного (реакция тренировки) или запредельного (стресс) торможения, обес­печивающего снижение возбудимости, чувствительности.

Два других типа резистентности связаны с состоянием ареактивности: это «подвижная» и «жесткая» резистентность. Первый тип обусловлен частыми резонансными переходами между состояниями повышенно-активационной ареактив­ности и стойкой повышенной активацией высоких уровней реактивности. При этом гомеостаз поддерживается на физиологическом уровне. «Жесткая» резистентность обус­ловлена только ареактивностью в результате длительного тяжелого стресса или переактивации, а также напряженных антистрессорных реакций низких уровней и поддерживает гомеостаз за пределами физиологических значений.

Как видно, свойства реакций активации, спокойной, и особенно, повышенной, в большей степени, чем свойства реакции тренировки, используются в целях оздоровления, активной профилактики и лечения. Поэтому все мероприя­тия с использованием для этих целей антистрессорных реакций мы назвали активационной терапией. Можно, ко-

нечно, выделять активационное оздоровление и активацион-ную профилактику.

12.6. ЗДОРОВЬЕ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, БОЛЕЗНЬ И АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ

Система неспецифических адаптационных реакций — общих и местных - и система ареактивности, развитие кото­рых подчиняется периодической количественно-качествен­ной закономерности, являются основой развития в организме дискретных состояний, реальным механизмом многоуровне­вой регуляции гомеостаза. В каждый данный момент в орга­низме имеются какая-то реакция или состояние, характеризую­щееся комплексом изменений, определяемым типом этой реакции или состояния ареактивности и уровнем реактивности, на котором они развиваются.

Мы предлагаем простой сигнальный показатель реакций - лейкоцитарную формулу, в которой процент лимфоцитов определяет тип адаптационной реакции, а степень отклоне­ния от нормы других элементов формулы - уровень реактив­ности, или степень напряженности реакции.

Кроме признаков напряженности в лейкоцитарной фор­муле, мы считаем признаками напряженности реакций лю­бые отклонения от нормы в деятельности подсистем орга­низма и метаболизма.

Если реакции спокойной и повышенной активации или тренировки развиваются на высоких уровнях реактивности (когда организм способен выбирать для реагирования малые по абсолютной величине действующие факторы) или имеется состояние повышенно-активационной ареактивности, то это означает, что уровень гомеостаза соответствует норме, здо­ровью. Как видно, состояние здоровья не одно: существует довольно много различных «состояний здоровья», что соот­ветствует принципу многооптимумности в периодической системе адаптационных реакций и совпадает с представ­лениями великих ученых прошлого.

Наиболее стойким состоянием здоровья с характеромизменений в организме, соответствующим верхним границам

нормы, близкой к норме молодого, здорового организма, яв­ляется состояние повышенно-активационной ареактивности.

Было бы заманчиво использовать на практике ареактив-ность как состояние, более благоприятное, чем соответст­вующая реакция. Если бы мы могли переводить в ареактив-ность реакцию повышенной активации высоких уровней реактивности, то мы бы имели в своем распоряжении метод получения наиболее стойкого состояния здоровья. В какой-то степени мы достигаем этого, длительно поддерживая дан­ную реакцию, т.е. получая состояние, близкое к ареактив­ности благодаря стойкости реакции. Но нам пока неизвест­ны количественные закономерности, которым подчиняются состояния ареактивности, и поэтому проблема управления функциональным состоянием с помощью ареактивности еще не решена. Возможно, эта проблема будет со временем реше­на путем использования колебательных характеристик мно­жества иерархических уровней организма, вплоть до субкле­точного, которые, по нашему мнению, отличают ареактив-ность от реакций и делают это состояние таким стойким. Тот же характер изменений, как и при состоянии повышенно-активационной ареактивности, но менее стойкий, отмечает­ся при развитии реакции повышенной активации высоких уровней реактивности. При развитии реакции спокойной активации характер изменений находится в пределах верхней половины зоны нормы, но функциональная активность за­щитных и регуляторных систем несколько ниже, и соотно­шение отдельных подсистем несколько иное. При развитии реакции тренировки также высоких уровней реактивности характер изменений лежит в пределах нижней половины зоны нормы и устойчивость этого состояния меньше. Все перечисленные состояния являются состояниями здоровья.

Если же реакции тренировки, спокойной и повышенной активации, а также состояния ареактивности развиваются на низких уровнях реактивности, когда сам организм не спосо­бен избирать для реагирования малые по величине или про­должительности действующие факторы, то это соответствует множеству состояний, промежуточных между здоровьем и болезнью (третье, донозологическое состояние или состоя­ния предболезни). В эту же группу состояний входит мягкий

стресс - стресс высоких уровней реактивности. Разная тя­жесть «промежуточных» состояний и их характер связаны с уровнем реактивности и наличием в организме слабого звена — какой-либо наиболее уязвимой подсистемы, которая опре­деляет специфику предболезни.

Стресс и переактивация, а также реакции тренировки и активации низких и очень низких уровней реактивности являются неспецифической основой различных патологических процессов. При многократном или систематическом действии сильных раздражителей развиваются особенно стойкие пато­логические состояния: стрессорной или переактивационной ареактивности. Характер заболеваний, по нашему мнению, определяется в значительной мере типом преобладающей в данном организме, у данного индивидуума, адаптационной реакции. Это, возможно, закреплено генетически, во всяком случае — связано с конституцией человека, с архетипически-ми путями, по которым идет самоорганизация в его орга­низме, то есть, тактика и стратегия адаптации в разных усло­виях жизни. Выделение в качестве третьего главного признака конституции (кроме продольных размеров тела и доминирующего типа обмена векществ) типа реагирования (Казначеев В.П., Казначеев СВ., 1986) совпадает с нашими представлениями о значении характера преобладающей адап­тационной реакции для формирования конституционных особенностей.

Для каждого типа реакций характерно свое психоэмо­циональное состояние. Удалось разработать критерии для самооценки психоэмоционального состояния и показать их хорошую корреляцию с типом реакций и уровнем реактив­ности, определяемых по сигнальному показателю.

Эти представления ни в Коем случае не отрицают нали­чия специфики действующих факторов и различных болез­ней. Нужно только помнить, что каждый действующий фак­тор обладает и качеством, определяющим специфику его действия, и количеством, определяющим неспецифическую сторону его действия, и следовательно, характер неспеци­фической реакции. Специфические изменения накладывают­ся на общий неспецифический фон. Наши исследования, посвященные, главным образом, изучению роли неспецифи-

ческих адаптационных механизмов, говорят об их значении для формирования основы состояний здоровья, предболезни и болезни, а также старения.

ОБ АКТИВАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ

Наши рекомендации