Программированный режим двойного воздействия
Чувствительность целого организма как колебательной системы очень велика. Чувствительность разных подсистем различна, но меньше, чем у организма как целого. Регуля-торные подсистемы довольно высоко чувствительны, высокой чувствительностью обладает и сердечно-сосудистая подсистема. Другие же подсистемы, особенно опорно-двигательный аппарат, имеют гораздо более низкую чувствительность. Чувствительность также уменьшается по мере снижения иерархического уровня: системного, органного, тканевого, клеточного. Поэтому для воздействия на местный процесс необходимо применять довольно большой по абсолютной величине действующий фактор. В то же время, ни одно место в организме от целого организма не отделено, и применяя большие воздействия даже местно, мы вызываем неблагоприятные общие адаптационные реакции низких уровней реактивности.
Л.Х.Гаркави и Е.Б.Квакина разработали режим двойного воздействия, с помощью которого это противоречие преодолевается. Вначале дается малое по абсолютной величине общее воздействие: например, слабое сверхнизкочастотное магнитное поле (СНЧ ПеМП), на область гипоталамуса. Затем, через промежуток времени от 0,5 часа до 4 часов дается местно значительно большее по напряженности либо по времени (в 1,5 - 50 раз) воздействие. При этом первое малое воздействие защищает организм от неблагоприятного действия второго, большого, особенно если эти воздействия одной модальности: магнитное поле - магнитное поле, биостимулятор — тот же биостимулятор (Кузьменко Т.С., 1993, 1994).
Режим двойного воздействия применяется не только для повышения эффективности активационной терапии местных процессов. При создании программированного режима двойного воздействия преследовалась цель быстрого выведения организма из стойкого патологического состояния. Использовалось знание о фазности в развитии адаптационных реакций в организме как сложной колебательной системе. Так, действие первого раздражителя вызывает подъем активности (быстрая, нервная фаза реакции), и второй раздражитель, данный в эту фазу, по законам колебательных процессов является дополнительным толчком к развитию реакции активации (гуморальная фаза). Действительно, в случае стойких состояний в системе (организме) после однократного малого воздействия может в скором времени наступить затухание слабо выраженного «положительного» колебания в ответ на слабый стимул. С другой стороны, предъявлением лишь одного «сильного» стимула принципиально невозможно вывести систему из патологического состояния (Кондрашова М.Н., 1987; Курдюмов СП., 1988; Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1990), т.к. патологическое состояние центральных регуляторных звеньев системы развивается именно в ответ на чрезмерные по силе раздражители. Для случаев стойких состояний, когда одиночные ежедневные стимулы оказываются малоэффективными, и был предложен режим двойного «воздействия». Его смысл заключается в том, что второй раздражитель, превышающий по силе первый, увеличивает амплитуду колебания, направ-
ленного в сторону нормализации, и помогает «выбить» систему из стойкого патологического состояния. Второе воздействие как бы подталкивает «маятник» реакции в том же направлении, и развивается антистрессорная реакция, чаще реакция повышенной активации. При этом, благодаря принципу дискретного реагирования (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1987) организм защищен от большой силы разражителя предварительным малым, который первоначально направил организм в сторону физиологических реакций высоких уровней реактивности и нормализации гомеостаза. Поэтому этот режим так эффективен при выведении из стойкого стресса.
Чем больше второе воздействие по сравнению с первым или чем меньше интервал между ними, тем сильнее воздействие в целом. Поэтому нужно соблюдать осторожность, и следить, чтобы второе воздействие не превышало терапевтическую дозу.
У ослабленных, в тяжелом состоянии, вторую дозу следует давать всего в 1,5-2 раза больше, чем первую. У людей более или менее крепких, сравнительно молодого возраста, без наличия сердечно-сосудистой патологии вторую дозу биостимулятора можно давать в 5-10 раз больше первой, но не превышая существенно верхней границы терапевтической дозы.
Ослабленным больным, также из соображений опасности вызова напряженной реакции и даже переактивации или стресса, не следует делать интервал между воздействиями менее 2,5 - 3-х часов, а в случаях, когда известно, что пациент легко переходит в переактивацию, делать интервал около 4 часов, а иногда и более (рекомендации Т.С.Кузь-менко). При исходной же переактивации режим двойного воздействия нами вообще не применяется ввиду опасности дальнейшего увеличения амплитуды по лимфоцитам.
Тонкость в проведении активационной терапии по этому режиму состоит в умении варьировать величину интервала одновременно с варьированием обеих доз. Этому мы обучаем на семинарах.
В описанном виде режим двойного воздействия применим недолго: не более недели. Более длительно этот режим применяется нами в сочетании с другими режимами, а
именно с режимом «новизны» или экспоненциальным, что будет описано дальше.
Мы думаем, что режим двойного воздействия должен найти широкое применение в физиотерапии, но также в сочетании с другими режимами. Наши еще немногочисленные попытки применения физиотерапевтических процедур по этому режиму оказались эффективными, что позволяет считать применение этого режима в физиотерапии весьма перспективным. Действительно, проводя с утра малое воздействие - во много раз сокращенную по времени или по силе процедуру, - можно предотвратить развитие напряжения у ослабленного пациента от «полновесной» процедуры, получаемой через 0,5-4 часа, и в то же время значительно усилить ее местное действие благодаря развитию реакции активации высоких уровней реактивности.