Очень низкие уровни реактивности (очень высокие этажи)

1. Более трех максимальных отклонений, указанных в графе II.

2. Более двух отклонений из верхней половины диа­пазона отклонений, указанных в графе III.

3. Больше четырех отклонений из нижней половины диапазона отклонений, указанных в той же графе.

4. Больше одного отклонения, указанного в графе IV (за исключением палочкоядерных нейтрофилов).

5. Различные сочетания этих отклонений.

6. Появление в периферической крови незрелых клеток, которых обычно нет — от юных до миелоцитов, или более двух плазматических клеток.

Увеличение числа моноцитов говорит о напряженности ретикуло-эндотелиальной системы, а уменьшение - о сни­жении ее активности. Увеличение числа эозинофилов гово­рит о глюкокортикоидной недостаточности: при развитии реакций тренировки и активации - об относительной недос­таточности, при развитии стресса - об абсолютной. Необхо­димо отметить, что сочетание эозинофилии с лимфопенией - неблагоприятный признак, свидетельствующий о наступа­ющем истощении глюкокортикоидной функции коры над­почечников. Все эти отклонения, если они не стойкие, являются сигналом для уменьшения дозы на корень квадрат­ный из коэффициента (т.е. всего на 5-10%) с целью перевода данной реакции в рамки ее нормальных параметров.

Увеличение числа лимфоцитов (более 40-45%, индиви­дуально) сопровождающееся нарушением хорошего само­чувствия, свидетельствует о развитии переактивации.

При наличии признаков напряженности число сегмен-тоядерных нейтрофилов может не соответствовать величине, указанной для каждой реакции.

О методике взятия крови и подсчета формулы белой крови для определения характера реакции. Предлагаемые срав­нительнопростые критерии оценки общих адаптационных реакций могут быть использованы для оценки характера

неспецифического действия разнообразных средств и для целенаправленной активационной терапии. Однако эти кри­терии позволяют определять тип развивающейся реакции лишь в случае соблюдения следующих условий:

1. Подсчет лейкоцитарной формулы должен проводить­ся не менее чем на 200 клеток, а при числе лимфоцитов, близком к границе между реакциями - лучше на 300 клеток.

2. Подсчет формулы должен проводиться по классичес­кому способу: 3 поля зрения по краю мазка, 3 поля зрения под прямым углом (по направлению вглубь мазка), 3 поля зрения параллельно краю, 3 поля зрения под прямым углом по направлнию к краю, и т.д. до набора половины числа подсчитываемых клеток. Вторая половина подсчитывается так же по другому краю мазка (Справочник по клиническим и лабораторным методам исследований. М., 1975. С.46).

3. Подсчет в динамике у одного и того же больного должен осуществляться одним и тем же врач ом-лаборантом.

4. Взятие крови должно производиться в одно и то же время суток, желательно утром, обязательно натощак, при­чем пациент не должен испытывать чувство острого голода: в таком случае у него наблюдается пищевой условнорефлек-торный лейкоцитоз за счет нейтрофилов, и процент лим­фоцитов не будет отражать его адаптационную реакцию.

5. Взятие крови должно производиться до лечебной процедуры или приема лекарств, можно после питья воды.

6. Взятие крови проводится: в день начала лечения или накануне - исходный фон, через день после начала лечения и затем 2 раза в неделю. При длительном лечении и хорошем состоянии больного можно анализы проводить один раз в неделю.

Показания к использованию реакции тренировки. Реакциятренировки в ее начальной стадии используется для дости­жения противовоспалительного эффекта при острых воспа­лительных процессах, например, гастрите, панкреатите, коли­те, обострении язвенной болезни, аднексите, бронхите, остром тромбофлебите, инфекционном неспецифическом полиартри­те; для снижения свертывания крови, а также для защиты при повреждениях лечебными воздействиями типа лучевого

лечения или химиотерапии, при выраженной лейкопении или для выхода из тяжелого хронического стресса.

Показания к использованию реакций активации.РСА и

РПА применяются в случаях, когда воспалительный потен­циал снижен, с целью его повышения, например, при хро­нических вяло текущих воспалительных процессах: хрони­ческих гастритах, панкреатитах, колитах, бронхитах, неспе­цифической пневмонии, в том числе у детей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, аднекситах и др.; при опухолевой болезни; при повреждениях лечебными воздействиями (например, массивной противотуберкулезной терапии, применении антибиотиков), не сопровождающихся выраженной лейкопенией; при психических заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, реактив­ном психозе и др.). РПА более эффективна, но ее труднее поддерживать у больных. РПА, кроме того, эффективна для снижения коагуляционных свойств крови.

При активационной терапии воспалительных процессов реакции тренировки и активации должны вызываться на средних УР: дозы должны быть лишь незначительно меньше терапевтических. При использовании же реакции трениров­ки в качестве защитного средства при повреждениях лечеб­ными воздействиями, особенно сопровождающимися выра­женной лейкопенией, должны применяться воздействия в дозах, в 2-5 раз меньших, чем терапевтические, т.е. исполь­зоваться высокие УР. То же самое относится к реакции активации при лечении сердечно-сосудистых заболеваний и опухолевой болезни (в большинстве случаев).

Прием биостимуляторов или введение нейротропных средств без сознательного, целеустремленного вызова нужной для данного случая адаптационной реакции на определенном УР является менее эффективным, а в части случаев — совсем не эффективным. Для достижения лечебного эффекта необхо­димо получение (по показаниям) либо реакции тренировки, либо чаще — получение и стойкое поддержание реакции активации. Исследования показали, что наиболее стойкой реакцией здоровья является РПА, обусловливающая высокую неспецифическую резистентность организма и состояние здоровья.

В прогностическом отношении наименее благоприятна стойкая стадия истощения стресса. Развитие реакции тренировки благоприятно при наличии показании. Наиболее благоприятно в прогностическом отношении развитие и длительное поддержание реакции активации, особенно на высоких УР. Развитие РСА и, особенно, РПА обычно пред­шествует выздоровлению.

С характером развивающейся адаптационной реакции связаны течение и прогноз патологического процесса. Целе­направленное использование гармоничных реакций трени­ровки и, особенно, активации является основой активацион-ной неспецифической терапии. Одновременно с активацион-ным неспецифическим лечением может проводиться специальное лечение данного заболевания.

Чем и как вызывать описанные реакции. Наиболее эф­фективными из испытанных нами средств для вызова нуж­ных антистрессорных реакций с целью улучшения функ­ционального состояния организма и подъема резистентности при активационной терапии были различные биостимуля­торы растительного и животного происхождения, магнитное поле и нейротропные вещества. В настоящее время чаще всего мы начинаем активационную терапию с приема биостимуляторов, прежде всего, экстракта элеутерококка.

При активационном оздоровлении и профилактике, а также при отсутствии каких-либо выраженных местных патологических процессов чаще всего мы рекомендуем именно элеутерококк. При наличии воспалительных процес­сов органов дыхательной системы лучше принимать пропо­лис и каменное масло, не только per os, но и в виде ингаля­ций. При воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта, в том числе язвенной болезни желудка и двенадцати­перстной кишки, лучше использовать, в первую очередь, мумие. Мумие же, но в меньших дозах эффективно при сердечно-сосудистых заболеваниях, а в больших дозах - для лечения переломов. Можно применять и другие биостимуля­торы, особенно те, которые по каким-то причинам пациент предпочитает. Для лечения онкологических заболеваний в настоящее время самыми эффективными являются тодикамп

и каменное масло, введенные в онкологическую практику вице-президентом РАЕН академиком А.Г.Маленковым.

Индивидуальный выбор биостимулятора можно осу­ществлять с помощью медикаментозного тестирования по Р. Фоллю.

Магнитное поле (МП) действует дистантно, мягко, без повреждения. Постоянное МП вызывает преимущественно реакцию тренировки на разных УР даже без специального подбора «дозы». Переменное МП при подборе «дозы» (ин­дукции, экспозиции, частоты или формы импульса) может вызывать различные адаптационные реакции. Учитывая противовоспалительное действие реакции тренировки и максимальное повышение резистентности при реакции акти­вации, часто приходится сочетать применение постоянного и переменного МП, особенно при необходимости сочетания общего и местного действия.

Кроме того, используются иммуномодуляторы, различ­ные физические факторы и физиопроцедуры, а также ле­карственные нейротропные средства, особенно те, которые образуются в организме: адреналин, норадреналин, соли ян­тарной кислоты, некоторые ферменты - в физиологических, а не в фармакологических дозах.

Главным для достижения определенного эффекта, т.е. вызова нужной адаптационной реакции любым из приме­няемых средств, является подбор дозы. Учитывая особую эффективность антистрессорных реакций высоких УР, мож­но применять дозы, которые сущкственно меньше терапев­тических. Например:

Подкожные инъекции растворов адреналина. 1 мл раст­вораадреналина 1:1000 из ампулы разводится 9 мл стериль­ного физиологического раствора, т.е. в 10 раз, и затем производится подбор дозы по анализу крови, начиная с инъекции 0,3-0,5 мл разведенного раствора адреналина, один раз в день, до 11 часов.

При необходимости увеличения дозы можно ампулу разводить только в 5 раз, а при необходимости уменьшения дозы можно ампулу разводить последовательно в 100, 1000 и даже 10000 раз. Активационные дозы адреналина часто вызы-


Наши рекомендации