И сетевая организация биосистем

До сих пор мы говорили, главным образом, о колеба­ниях на уровне организма и его подсистем, включающих биохимический и биоэлектрический уровни, т.е. области довольно низких частот. Однако, например, конформацион-ные колебания молекул белка, хотя и происходят в широком диапазоне частот (Шноль С.Э., 1985), но эти частоты значи­тельно более высокие. По-видимому, особую роль в спектре колебаний в организме занимают области высоких частот, включающие оптический диапазон излучений. Еще в 30-х годах нашего столетия было обнаружено, что живые клетки являются приемниками и передатчиками электромагнитного излучения (Гурвич А.Г., Гурвич Л.Д., 1945) - от ультрафио­летового до инфракрасного, в том числе, эффективными поглотителями электромагнитного излучения в оптическом диапазоне, и могут его запасать надолго, а затем переиз­лучать. Эти свойства были замечены и в более длинновол­новом диапазоне - СВЧ (Lachovsky J., 1924). Было показано, что общая интенсивность эмиссии не связана с длиной волны, а зависит от физиологического состояния клеток (Тоуси М., Хасан М., 1996). Кроме того, полагают, что излу­чаемый свет от каждого типа структур является когерентным, т.е. излучаются гармонические колебания, совпадающие по частоте. Живые системы рассматриваются на этом основании

как природные лазеры с чрезвычайно высокой когерент­ностью излучения, хотя и с чрезвычайно низкой интенсив­ностью. Концепция когерентных колебаний в биологических системах была высказана и обоснована X. Фрелихом (FrOhlich Н., 1988). Для нас крайне интересно, что все эти осцилляции являются высоко чувствительными и способны к сильным реакциям в ответ на сверхслабые стимулы (Del Giudice Е. et al, 1989; Smith C.W., 1994).

Наиболее важным поглотителем и эмиттером излучения в клетке считается двойная спираль ДНК, представляющая особый вид антенны (Morrel F., 1987; Рорр F., 1993). Инте­ресно, что последние работы отечественных ученых свиде­тельствуют в пользу волновой природы генома (Гаряев П.П., 1994), в котором содержится информация не только о пост­роении белковой молекулы, занимающая небольшую часть всей длины ДНК, но и о пространственно-временной программе будущего организма. Эта информация передается волновым путем с помощью солитонов — уединенных волн, в результате чего создается сначала голографический образ будущего объекта. Уже в соответствии с прототипом такого рода происходит материализация плотного объекта (Подвод­ный А.Б., 1968). После формирования организма благодаря постоянному обмену информацией между внеклеточным матриксом и геномом, т.е., по современным представлениям — соединительной тканью, или мезенхимой (по Р. Фоллю), осуществляется регуляция роста и дальнейшего развития. Полагают, что информация передается по солитонно-голо-графическому каналу (Гаряев П.П., 1994). Таким образом, информация о том, как развиваться будущему организму, находится не только в хромосомах, но и в мезенхиме (Slavkin, 1973). Мезенхиму считают основной регулирующей системой (Pischinger А., 1990). Эта система является самой древней защитной системой и берет на себя первые защит­ные функции. Если она оказывается не в состоянии спра­виться с патологическим процессом, то вступает в ход иммунная система со всеми своими элементами.

В этой же связи представляют интерес работы, в кото­рых постулируется волновой механизм иммунных реакций (например, взаимодействия антиген-антитело) по принципу

резонанса в области УФ-излучения и коротковолновой части видимого света (Чиркова Э.Н., Бабаев Ю.Н., 1991, 1992).

Исследования по биологической люминесценции гово­рят о том, что поглощение и эмиссия когерентного излуче­ния внутри клеток служит для координации клеточных и субклеточных структур, и носителями информации в живых системах являются кванты электромагнитной информации, или биофотоны (Казначеев В.П., Михайлова Л.П., 1981; Рорр F., 1988). Некогерентное же излучение вызывает хаос (Будаговский А.В., 1995).

А.Г.Гурвич полагал, что способность организма излучать фотоны обусловлена особым состоянием макромолекул, которое он определял как «неравновесную молекулярную констелляцию». Биологическую систему рассматривают так­же, как «неравновесную фотонную констелляцию», в кото­рой биохимические процессы регулируются поступлением квантов с частотой фотоэффекта (Казначеев В.П., Михай­лова Л.П., 1981). Так называемый эффект ДНВ — дистант­ного взаимодействия клеток — происходит в оптическом диапазоне частот (Казначеев В.М., Михайлова Л.П., 1985). Существует мнение, что множественные когерентные излу­чения в оптическом диапазоне, передающиеся от клетки к клетке, от молекулы к молекуле, составляют общее «био-фотонное поле» организма (Рорр F., 1988), которое сходно с голограммой, т.к. в интерференционной картине отражена каждая излучающая структура.

Приведенные работы послужили основанием для вывода о том, что биологическая система построена на основе взаимосвязи макромолекулярной физической структуры и «биофотонного поля», или «светового скелета» (Рорр F., 1993). Это взаимодействие осуществляется путем поглоще­ния и излучения квантов поля — фотонов — на резонансных частотах.

По нашему мнению, когерентное излучение может слу­жить одним из механизмов функционирования организма как единой целостной динамической сети (Квакина Е. Б.). Суть сетевого подхода (Терехин А.Т., Будилова Е.В., 1995) как раз и состоит в том, что биологическая система рассмат­ривается как динамическая сеть взаимосвязанных и взаимов-

лияющих элементов, причем, по мнению авторов, этот прин­цип определяет целостный характер организма даже более, чем иерархический (во главе с «командным пунктом»). При этом когерентное высокочастотное излучение может быть реальной основой сетевой организации биосистем. Благодаря когерентности диссипативных структур «система ведет себя как единое целое и как если бы она была вместилищем дальнодействующих сил...» (Пригожий И., Стенгерс И., «Порядок из хаоса», Прогресс, 1986, с.229) и структурируется так, как если бы каждая молекула была «информирована» о состоянии всей системы в целом (Giudice E.D., 1993). Такие быстрые дальнодействующие связи не могут осуществляться не только гуморальным, биохимическим путем, но и нервным, так как подсчитано, что справиться с объемом информации, подлежащей передаче внутри такой сложной системы, можно лишь с помощью колебаний, имеющих, по меньшей мере, скорость света (Рорр F., 1993).

Вероятно, помимо когерентного излучения в опти­ческом диапазоне, могут быть и другие возможности, выра­жающиеся в использовании других физических феноменов. Так, постулируется наличие быстрой передачи сигналов между клетками и тканями с помощью ультракоротких импульсов (Красногорская Н.В., Малов В.П., Шелепин Л.А., 1982), по солитонно-голографическому каналу (Гаряев П.П., 1994), с помощью торсионных полей. Физическое поле, наз­ванное торсионным, т.е. полем кручения, генерируется, сог­ласно гипотезе А.Е.Акимова, В.Н.Шилова и др., классичес­ким спином, а также любым вращением тел. Предполагается, что торсионные сигналы распространяются со скоростью, значительно большей, чем скорость света и без переноса энергии, т.е., имеют именно информационное значение (Шипов В.Н., 1995; Акимов А.Е., 1995).

Таким образом, физические каналы связи могут взять на себя необходимый для нормального функционирования организма перенос информации. Это настолько важно, что беспрепятственное прохождение информации считают необ­ходимым условием здоровья (Morrel F., 1987).

Авторы сетевой модели организма предлагают в соответ­ствии с нею методы управления состоянием с позиции

теории динамических систем. Используются, как уже гово­рилось, такие понятия, как пространство состояний, аттрак­торы и бассейны их притяжения и т.п. При этом организм рассматривается как целостная система со своими законо­мерностями функционирования, не допускающими грубого вмешательства. Фактически, эти же принципы лежат в осно­ве управления функциональным состоянием организма с позиций теории адаптационных реакций. Когда мы отмечаем роль синхронизации и резонанса в формировании опреде­ленной адаптационной реакции, мы более опираемся на сетевую модель, чем на иерархическую, хотя они и взаимно дополняют друг друга. Поэтому сетевая организация биосис­тем и ее биофизическая основа - когерентное излучение -играют большую, может быть, еще не до конца понятую нами, роль в формировании общих неспецифических адапта­ционных реакций.

В оптическом диапазоне электромагнитных излучений (Зх10п-3х1017) начинают проявляться одновременно волно­вые и корпускулярные свойства. Корпускулярно-волновой дуализм не может быть описан в рамках классической физи­ки и рассматривается квантовой механикой. На основании всего, что известно о свойствах организма как сверхсложной колебательной системы, можно полагать, что это положение справедливо и по отношению к живым системам.

Тот факт, что организм имеет корпускулярную природу, понятен всем. Более тонкое представление — о наличии волновых свойств - в современной западной биологической и медицинской науке не обсуждается. Однако, как мы видим, описан факт поглощения и эмиссии биологическими структурами фотонов и даже постулируется наличие в орга­низме «фотонного скелета» — коррелята макромолекулярной физической структуры. Следовательно, та часть сложной жи­вой системы, которая может рассматриваться, на первый взгляд, с позиций жестко материальных, корпускулярных представлений, как видно из сказанного, излучает и погло­щает фотоны, т.е. уже эта сторона деятельности не позволяет корректно описывать морфологические (физиологические, биохимические) структуры в рамках только корпускулярной парадигмы.

Вполне логично заключить, что свойства живого орга­низма, подобно свойствам микрочастиц, могут рассматри­ваться с позиций корпускулярно-волнового дуализма, а наряду с квантовой механикой, электродинамикой и химией правомерны понятия «квантовой биологии» и «квантовой медицины» (понятие «квантовое тело» уже встречается в Аюрведе - Чопра Д., 1992).

Таким образом, колебания пронизывают весь организм, превращая его в единую колебательную систему. Именно характер изменений и взаимоотношений в колебательной системе определяет тип реакции и уровень реактивности или состояний ареактивности (глава 5), т.е. функциональное состояние организма.

Тонкое согласование на уровне целого организма дости­гается благодаря формированию реакций активации высоких уровней реактивности или активационной ареактивности таких же уровней.

ВЫВОДЫ

Организм представляет собой сложную единую колеба­тельную систему. Здоровье связывают с согласованностью множества биологических ритмов на разных иерархичес­ких уровнях.

Характер взаимоотношений в колебательной системе оп­ределяет тип реакции и уровень реактивности, то есть, функциональное состояние.

Каждой адаптационной реакции свойственны определен­ные частотные характеристики на разных иерархических уровнях организма. Оптимальная согласованность ритмов наблюдается при антистрессорных реакциях, особенно при реакции активации высоких уровней реактивности; наибольшая десинхронизация — при стрессе низких уров­ней реактивности, гиперсинхронизация — при переак­тивации.

3. Наибольшей негэнтропией характеризуются реакции вы­соких уровней реактивности, особенно реакция актива-

ции. При этом происходит эволюция системы. При стрес­се преобладают энтропийные процессы и происходит деградация системы.

4. Дискретность реакций и приоритетная роль слабых воз­действий объясняет возможность получения реакций на слабые раздражители в присутствии сильных.

5. Коэффициент реакции - не случайная эмпирическая величина. Его можно получить и расчетным путем, исходя из законов космической гармонии. Законы физиологии во многом сходны с законами музыкальной гармонии потому, что и те, и другие возникли в космической электромагнитной и гравитационной обстановке — то есть, вытекают из физики нашей Вселенной.

Глава 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ

Наши рекомендации