Нию вплоть до дегенерации клетки, может быть и другой комплекс изменений, который развивается на воздействия небольшой интенсивности.

Реализацию количественно-качественного принципа развития неспецифических адаптационных реакций на ие­рархических уровнях, более низких, чем уровень организма, можно видеть при воздействиях в широком дозовом диапазоне как при развитии реакций целого организма, так и вне его: на клеточных культурах и даже тканевых гомогенатах.

В условиях целого организма местные реакции могут быть частью общей реакции, то есть не противоречить, а соответствовать ей. Чаще всего это бывает в случаях, когда в организме отсутствует патологический очаг. Тогда местная реакция является частью общей. Как мы видели из пред­ставленных в этой главе данных, не только при гармоничных антистрессорных реакциях, но и при напряженных (высоко­этажных) реакциях и стрессе местные реакции на органном и клеточном уровнях также отражают характер общей реак­ции. (При этом в организме может существовать какой-то местный очаг, который является источником этих наруше­ний и может сам характеризоваться другой реакцией, отлич­ной от реакции организма, но мы временно исключаем это из рассмотрения). Поэтому морфо-функциональные измене­ния (т.е. на тканевом и клеточном уровне) органов тимико-лимфатической системы, эндокринных желез, нервных структур, характеризующие определенные адаптационные реакции, также описанные в этой главе, являются одновре­менно признаками соответствующих местных реакций.

Состояние местного иммунитета также может коррели­ровать с характером общей реакции (Васильев Н.В., Захаров Ю.М., Коляда Т.И., 1992). Было показано, что уровень фак­торов местного иммунитета (по содержанию в слюне лизо-цима и иммуноглобулинов) и корреляция между ними более высокие при антистрессорных реакциях, причем наиболее тесными корреляционными связями характеризуется спокой­ная активация. При стрессе же в слюне не только снижена содержание иммуноглобулинов G и А, но и происходит ломка сложной структуры связи между ними, то есть, типичное для стресса явление рассогласования.

На субклеточном уровне признаки местных реакций изучались при исследовании энергетического обмена мито­хондрий, ферментов лимфоцитов, содержания в клетках кро­ви гистамина и серотонина (главы 1, 2, 4), а также синте­тической активности нуклеиновых кислот: в лимфоцитах (Шварцбурд П.М., 1997), в тимоцитах (Шварцбурд П.М., 1980) и тиреоцитах (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Шейко Е.А., 1980). Наиболее высокая синтетическая активность (оцениваемая по параметру «альфа» — соотношению одно- и двуспиральных нуклеиновых кислот) наблюдалась при реак­ции активации, наиболее низкая - при стрессе. М.А.Шишло считал, что изменение зарядовой асимметрии мембран, через которое осуществляется регуляция автоколебательных про­цессов, является фундаментальным надмолекулярным механизмом развития адаптационных реакций организма (Холодов Ю.А., Шишло М.А., 1979). Функциональное сос­тояние мембран при разных адаптационных реакциях изуча­лось по состоянию мембранно-рецепторного аппарата тимоцитов (Шварцбурд П.М., 1980). Наиболее развитый мембранно-рецепторный аппарат отмечался при активации, слаборазвитый - при стрессе. Другие биофизические показа­тели функциональной активности мембран: трансмембран­ный потенциал, микровязкость липидного слоя, степень восстановленности сульфгидрильных групп на поверхности мембран, Са-связывающая способность поверхностного слоя - также отражали характер общей реакции, снижаясь по ме­ре чередования реакций в последовательности: стресс — тре­нировка — активация — переактивация (Курышев И.Е., 1987).

Мы рассмотрели наиболее простой вариант: соответст­вие местных реакций общей реакции организма. Рассмотрим несколько вариантов возможных несоответствий. При анали­зе взаимоотношений между опухолью и организмом рассо­гласование между местной реакцией опухолевой ткани и общей реакцией организма, как ни парадоксально, сущест­вует и при прогрессивном росте и при прогрессирующем рассасывании опухоли. Рост опухоли происходит на фоне углубляющегося стресса в организме, хотя периодически могут развиваться и антистрессорные реакции низких уров-

ней реактивности, что отражает борьбу организма с опу­холью. Какая же реакция в ткани опухоли? Оказалось, что по всем изучавшимся показателям (состояние мембран, синте­тическая активность клеток, митотическая активность и др.) неспецифическая адаптационная реакция на уровне ткани и клеток опухоли может быть отнесена к переактивации.При регрессии опухоли в результате вызванной стойкой реакции активации в организме — в опухолевых клетках по всем изу­чавшимся показателям наблюдается стресс. По снижению синтетических процессов (уменьшению параметра альфа — соотношения односпиральных и двуспиральных аминокис­лот) в клетках опухоли (как ядре, так и цитоплазме) можно было судить о степени регрессии опухоли (Карнаухова Н.А., Шейко Е.А., Шихлярова А.И., 1985). Максимальный про­тивоопухолевый эффект наблюдали, когда в опухоли регист­рировался стресс, а в организме - реакция повышенной активации.

На модели опухолевого процесса в организме выявля­ется еще один чрезвычайно интересный феномен: рассогла­сование местных реакций друг с другом, что является снача­ла проявлением защиты, а затем переходит в повреждение, губительное для организма. Это рассогласование четко продемонстрировано П. М. Шварцбурд (Шварцбурд П.М., 1997; Schwarzburd P.M., 1997), показавшей, что в то время, как вследствие окислительного стресса, сопровождающего рост опухоли, все «здоровые» клетки повреждаются, опухо­левая клетка защищена,так как имеет липопротеидную ловушку свободных радикалов. Вместе с тем, накапливаю­щийся в селезенке модифицированный свободными радика­лами ферритин, с одной стороны, аккумулирует в себя железо, индуцируя в организме стойкую анемию, а с другой — является причиной развития очага воспаления в селезенке, и впоследствии ведет к глубокой эндотоксикации организма.

Таким образом, при росте опухоли создается два различ­ных очага с разными местными реакциями: опухолевый — с местной переактивацией, и воспалительный - с местным стрессом, характерным для асептического воспаления (Селье Г., 1972). Поэтому особую важность приобретает общая реакция организма, способная подчинить себе местные. Од-

нако эта способность является только теоретически возмож­ной, и далеко не всегда может реализоваться.

Мы рассматривали вариант, когда активация организма приводила к стрессу в опухоли и ее регрессии. Это случай, когда общая реакция подчиняет своему влиянию местные. Однако с появлением какого-либо патологического процесса (опухоли, воспаления, повреждения и т.д.) стимулируются древние автономные механизмы саморегуляции клеток и автономность клеточных реакций резко возрастает (Крыжановский Г.Н., 1973; Дильман В.М., 1983; Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1984). Поэтому в условиях патологии местные клеточные реакции могут подчинить своему влия­нию общие, навязать организму свой характер изменений. При воспалительных процессах местный стресс, развиваю­щийся в очаге воспаления, может быть либо подавлен, либо навязывает свою реакцию целому организму. При развитии активации, хотя и обладающей провоспалительным действи­ем, воспаление течет более быстро и завершается полным выздоровлением благодаря высокой функциональной актив­ности защитных систем. Но может быть и наоборот: обшир­ная воспалительная реакция навязывает стресс всему орга­низму. Хотя общий стресс и обладает противовоспалитель­ным действием, но полностью излечить воспаление на фоне общего стресса, угнетающего защитные системы, крайне трудно: в большинстве случаев происходит переход воспале­ния в хроническую форму.

Для исследования тканевых реакций вне организма мы воспользовались методикой определения чувствительности ткани опухоли к химиопрепаратам по степени ингибирова-ния сульфгидрильных групп (Кулик Г.И., 1984). Химиопре-парат (тио-ТЭФ, сарколизиЪ) инкубировали с гомогенатом опухоли (карциномами крыс РМК-1, Герена, саркомы-45 и опухолей яичника человека) в дозах, начиная с терапевти­ческой с последующим уменьшением в 1,25 раза (К реак­ции). Наблюдалось волнообразное изменение чувствитель­ности в зависимости от дозы препарата: при относительно большой, терапевтической дозе — снижение уровня SH-групп (ингибирование, местный стресс), при уменьшении дозы на К - наиболее высокий уровень SH-групп (местная

реакция активации), при последующем таком же уменьше­нии — промежуточный уровень (местная реакция трениров­ки). При дальнейшем последовательном уменьшении дозы препарата с таким же шагом закономерность развития мест­ных реакций повторялась многократно (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Мулатова А.К., Тарасьянц Ф.М., 1981; Захарюта Ф.М., 1989). Та же зависимость сохранялась при определении чувствительности не только к алкилирующим препаратам, но и к разным дозам гормона (синестрола) и не только в клетках опухоли, но и в нормальных тканях (печень и эритроциты), что говорит о ее неспецифическом характере. Применение доз химиопрепаратов, в 5 раз меньших терапев­тической, но к которым опухоль in vitro была чувствительной так же, как к терапевтической, показало в эксперименте наличие in vivo такого же противоопухолевого эффекта, как и от терапевтической дозы. Состояние животных, конечно, было при этом значительно лучше: не отмечалось угнетения лимфоидной ткани, щитовидной железы, половых желез, клубочковой зоны коры надпочечников; пучковая зона была в состоянии высокой, но не чрезмерной функциональной активности. Эти данные говорят в пользу существенной роли в противоопухолевом действии алкилирующих химиопрепа­ратов неспецифических местных адаптационных реакций, а также в пользу существования на уровне тканей и клеток периодической закономерности повторения основных адап­тационных реакций по мере изменения силы воздействия (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Шихлярова А.И., Тарасьянц Ф.М., 1982; Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1984; Захарюта Ф.М., 1989).

Таким образом, было показано, что и местные реакции подчинены принципу периодической зависимости от коли­чества действующего фактора.

Изучение сложных взаимоотношений между общими и местными реакциями при развитии патологических про­цессов необходимо для разработки тактики управления эти­ми процессами с позиции теории адаптационных реакций. На основании исследования этих взаимоотношений были разработаны программированные режимы активационной терапии. Использование сочетания общих и местных реак-

ций открывает хорошие перспективы для уравления состоя­нием организма и преодоления патологических процессов, имеющих не только общий, но и местный характер.

Однако мы еще не представляем себе всех возможностей общих адаптационных реакций в плане исправления дефек­тов на периферии.

Так, была установлена особая роль ослабления межкле­точных контактов — силы межклеточного сцепления — уже в раннем постнатальном периоде для возникновения в даль­нейшем опухолей в этих тканях (Маленков А.Г., Чуич Г.А., 1979; Баренбойм Г.М., Маленков А.Г., 1987). Увеличение силы сцепления при межклеточном взаимодействии в ран­нем постнатальном периоде формирует устойчивость ткани као многим видам патологии, в том числе, к опухолевому процессу (открытие № 330 Гос. реестра изобретений и открытий СССР, Маленков А.Г., Бочарова О.А., Модянова Е.А.,1987).

Показано, что усиление системы механической интегра­ции ткани в раннем постнатальном периоде приводит к уменьшению частоты спонтанных опухолей у животных высокораковых линий. Такое усиление может происходить и во взрослом возрасте под влиянием адатационных перест­роек (Баренбойм Г.М., Маленков А.Г., 1986). Представляет особый интерес исследование возможности влияния общих реакций организма на систему механической интеграции тканей, а также сопоставление разной степени интеграции ткани (в том числе, и в раннем постнатальном периоде) с характером общей адаптационной реакции. Нельзя исклю­чить, что оздоровление с детского возраста с помощью акти-вационной терапии явится и профилактикой рака во взрослом возрасте.

Наши рекомендации