РАЗДЕЛ 2. Умственная работоспособность детей

2.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Развитие нейрона.

Нейрон образуется на ранних стадиях эмбрионального развития. В этот период нервная клетка характеризуется большой величиной ядра, которое окружено небольшим количеством цитоплазмы. В процессе развития с увеличением размеров клетки уменьшается относительный объем ядра.

На 3-м мес. внутриутробного развития начинается рост аксона нервной РАЗДЕЛ 2. Умственная работоспособность детей - student2.ru клетки. Аксон растет по направлению к периферии вплоть до конечного органа – мышцы или железы. Растущий аксон на конце имеет колбу роста.

Синапс ЦНС образуется в результате контакта колбы роста нейрона с телом клетки другого нейрона.

Функциональная деятельность нейрона начинается с того момента, когда аксон достигает органа.

Дендриты вырастают значительно позже аксона. Вначале на противоположном аксону полюсе клетки появляется верхушечный дендрит в виде простого выроста. Затем вырастают дендриты со всех сторон. Способность проводить возбуждение у дендрита появляется значительно позже – после рождения. В процессе развития увеличивается число ветвлений дендрита. В коре больших полушарий их количество возрастает с увеличением числа условнорефлекторных связей.

У новорожденных нервная клетка имеет простую веретенообразную форму с небольшим количеством отростков.

Миелинизация нервных волокон.

Уже на ранних стадиях внутриутробного развития аксон нервных клеток окружен клетками спутниками. На 4 – 5 мес. в корешках спинномозговых нервов волокна постепенно приобретают отчетливый белый цвет. Объясняется это тем, что в клетках-спутниках появляется миелин. Постепенно эти клетки обертывают аксон тонким слоем своего удлиняющегося тела. Так возникает миелиновая оболочка.

Как в ЦНС так и в периферическом отделе миелинизация нервных волокон протекает очень интенсивно в последние месяцы внутриутробного развития.

Сроки миелинизации волокон:

- спинной мозг и ствол головного мозга – у новорожденных почти завершена;

- черепно-мозговые и спинномозговые нервы – заканчивается в основном к 2 – 3 годам жизни;

- двигательные клетки передних рогов спинного мозга – начинается до рождения, с 3-х мес. жизни почти приостанавливается. К 8 мес. снова продолжается в связи с попытками ходьбы;

- речевые центры коры больших полушарий – заканчивается к 1,5 – 2 годам жизни.

- клетки, соединяющие участки коры – поздно, с 2-х мес. жизни и постепенно, по мере усложнения ВНД. Особенно медленно в лобной доле коры, т.к. она связана с наиболее сложными проявлениями ВНД;

Как правило, миелинизация ускоряется в тех группах волокон, которые начинают усиленно функционировать. Этим объясняется более ранняя миелинизация у недоношенных детей. Пир хронических заболеваниях, например, связанных ослаблением двигательной активности, миелинизация волокон двигательных нервов может значительно задержаться.

Возрастные особенности функций нервных клеток.

У новорожденных процессы, протекающие в нервных клетках, замедлены и медленнее возникает возбуждение, медленнее распространяется по нервным волокнам.

Длительное или сильное раздражение нервной клетки легко приводит ее в состояние торможения.

Скорость проведения возбуждения увеличивается по мере миелинизации волокон и к 2 – 3 годам становится примерно такой же, как у взрослых.

Нервные клетки способны долгое время находится в состоянии возбуждения.

Развитие динамики нервных процессов.

У детей грудного возраста возбуждение легко иррадирует1.

Примеры:

1. Движение рук сопровождается заметной подвижностью ног.

2. Всякое более или менее значительное раздражение вызывает общую двигательную активность.

3. Крик ребенка сопровождается движением всего тела.

4. При появлении яркого света рефлекторное смыкание век сопровождается сжатием губ и сгибанием конечностей.

5. При удивлении или внимательном рассматривании предмета дети старшего грудного возраста нередко широко открывают не только глаза, но и рот, растопыривая при этом пальцы.

РАЗДЕЛ 2. Умственная работоспособность детей - student2.ru

1 иррадиация – любое возбуждение, возникающее при раздражении того или иного рецептора, придя в ЦНС, широко по ней распространяется, т.е. захватывает центры не только центра данного рефлекса, но и другие участки ЦНС.

2 индукция - процесс в ЦНС, который состоит в том, что при возникновении возбуждения в одном из участков ЦНС в сопряженных центрах возникает противоположный процесс – торможение.




В последующие годы устойчивость нервных клеток повышается. Заметнее становятся явления индукции2, что создает препятствие для чрезмерной иррадиации возбуждения. Однако при сильном возбуждении, в частности появлении радости или огорчения, явления иррадиации резко выражены: ребенок прыгает или топает ножками, он весь во власти возбуждения и никакие уговоры не могут его успокоить. Дальнейшее усиление явлений взаимной индукции создают предпосылки для усидчивой, целенаправленной деятельности. Этому способствует воспитание и обучение.

Доминанты нестойки. Отсюда неустойчивость внимания, быстрый переход от одной деятельности к другой ярко проявляются у дошкольников.

2.2 ИЗМЕНЕИЯ С ВОЗРАСТОМ ФУНКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ

ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА

За три месяца до рождения у ребенка полностью сформирована нервная система.

Спинной мозг.

К моменту рождения оказывается наиболее развитым. Становление рефлекторных функций начинается уже в период внутриутробного развития. В 2 – 3 мес. плод может совершать некоторые изолированные движения: открывает рот, двигает руками.

Хватательный рефлекс у 10-недельного зародыша проявляется в виде изолированного сгибания пальцев. У новорожденных этот рефлекс хорошо развит.

У новорожденных длина спинного мозга составляет 14 – 16 см. К 10 годам она увеличивается в два раза. У детей раннего возраста наблюдается преобладание передних рогов над задними рогами.

РАЗДЕЛ 2. Умственная работоспособность детей - student2.ru

Строение спинного мозга человека (поперечный разрез):

1 - передний корешок спинно-мозгового нерва,

2 - спинно-мозговой нерв,

3 - спинно-мозговой узел,

4 - задний корешок спинно-мозгового нерва,

5 - задняя продольная борозда,

6 - спинно-мозговой канал,

7 - белое вещество мозга,

8 - серое вещество мозга,

9 -передняя продольная борозда

Головной мозг.

По массе головной мозг наиболее развит. Но это не характеризует его функциональные возможные. Увеличение массы мозга происходит интенсивно до 7 летнего возраста. К 2-м годам она достигает примерно 70% массы взрослого человека. Масса у новорожденных – 340 – 400 г., что составляет 1/8 – 1/9 массы его тела (у взрослых – 1/40), к концу первого года жизни – 800 г, к 3 годам – 1170 г, к 7 годам – 1250 г.

В основном увеличение мозговой массы происходит не за счет образования новых клеток (после рождения их количество мало меняется), а в результате роста и разветвления дендритов и аксонов.

В первые 2 года жизни головной мозг растет быстрее спинного, в дальнейшем наоборот.

Продолговатый мозг. К моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Дыхательные движения отмечаются уже у плода в 5-6 месяцев.

У новорожденного хорошо развиты защитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, рефлекс Кречмера, который выражается в остановке дыхания при резком запахе.

РАЗДЕЛ 2. Умственная работоспособность детей - student2.ru

Продольный разрез головного мозга:

1 - продолговатый мозг, 2 - варолиев мост, 3 - средний мозг, 4 - промежуточный мозг, 5 - гипофиз, 6 - четверохолмие, 7 - мозолистое тело, 8 - полушарие переднего мозга, 9 - полушарие мозжечка, 10 – червячок

К моменту рождения наиболее зрелыми являются пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и др. начало появления сосательного рефлекса отмечено уже у плода в 16,5 недель. При раздражении его губ наблюдается закрывание и открывание рта. К 21-22-й недели развития плода сосательный рефлекс полностью сформирован.

Мозжечок.У новорожденного он недоразвит: его борозды неглубокие, масса по отношению к массе мозга меньше и т.д. После рождения начинается усиленный его рост. К концу 2-го года жизни масса мозжечка увеличивается почти в 5 раз. Такое позднее и вместе с тем быстрое развитие мозжечка объясняется тем, что его основная функция может быть использована организмом лишь после приобретения первых навыков стояния и ходьбы к концу 1-го года жизни.

Средний мозг.Ряд рефлексов, осуществляющихся с участием среднего мозга формируются в период внутриутробного развития. За 2-3 месяца до рождения у плода наблюдаются двигательные реакции в ответ на звуковые, температурные, вибрационные и др. раздражители.

У новорожденного уже хорошо проявляются защитные рефлексы на зрительные раздражители. Примеры:

1. Прикосновение к ресницам, векам или дуновение вызывает почти тотчас же смыкание век.

2. При освещении спящего ребенка веки его смыкаются сильнее.

3. У новорожденного закрываются глаза и при прикосновении к кончику носа и лба.

У новорожденного также хорошо развит зрачковый рефлекс, который имеется даже у недоношенных младенцев.

Рефлексы положения тела в пространстве формируются после рождения. Их формирование связано с дальнейшим развитием головного мозга и коры больших полушарий, т.к. в течение 1-го года жизни ребенок учится переворачиваться на живот, ползать на животе и на четвереньках, сидеть, вставать и к концу года ходить.

Промежуточный мозг. О готовности ядер к деятельности говорит наличие рефлекторных реакций у новорожденного на тактильные, вкусовые, обонятельные, температурные и болевые раздражители.

Регуляция температуры тела у новорожденных и детей 1-го года жизни несовершенна вследствие недостаточности развития подбугровой области.

Кора больших полушарий. До 4-х месяцев внутриутробного периода кора гладкая. К 5-ти месяцам образуются основные борозды. Вначале появляются боковые, затем центральная, потом теменно-затылочные борозды. Но развитие формы и величины борозд и извилин продолжается и после рождения.

У новорожденного свободная поверхность лобной доли относительно невелика, она увеличивается с возрастом. Наоборот, поверхность височной и затылочной долей сравнительно велика, с возрастом она относительно уменьшается.

К моменту рождения КБП имеет такое же количество нервных клеток, как и у взрослого. Но нервные клетки у новорожденного незрелы по строению, имеют простую форму с очень небольшим количеством отростков.

Кора значительно тоньше. После рождения КБП развивается быстро. За первые 2 года жизни ее площадь увеличивается примерно в 2,5 раза, в основном путем углубления борозд. Увеличивается и толщина коркового слоя больших полушарий.

У новорожденного большие полушария головного мозга не обладают регулирующим влиянием на нижележащие отделы ЦНС. КБП не регулирует движений, поэтому у новорожденных они имеют обобщенный характер и не имеют целенаправленности за исключением движений, связанных с приемом пищи.

Функциональное развитие КБП связано с возрастными особенностями формирования условных связей.

2.3 УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

Всякая физическая или умственная работа вызывает целый ряд изменений в состоянии и реакциях организма (снижаются внимание, память и слух, возбудимость нервной системы, скорость рефлекторных реакций, мышечная сила, точность и координация движений).

Утомление – состояние пониженной работоспособности, возникающее под влиянием работы или нервного напряжения (стрессе, волнении).

Физиологическая основа утомления. И.М. Сеченов впервые показал, что источник ощущения усталости находится «исключительно в ЦНС», а не в мышцах, как утверждали прежде.

Утомление корковых клеток И.П. Павлов рассматривал как их «функциональное разрушение», а наступающее в них торможение – как процесс, предупреждающий (охранительный) дальнейшее разрушение и позволяющий клеткам восстановить свое нормальное состояние.

В самом начале работы в КБП и в других участках мозга возникает «рабочая» доминанта. Которая обеспечивает надлежащий уровень деятельности всех органов тела и создает наиболее благоприятные условия для выполнения работы, тем самым повышается ее производительность. Доминанта постепенно усиливается и через некоторое время достигает максимума. В дальнейшем она более или менее долго поддерживается примерно на одном уровне, а затем начинает снижаться под влиянием нарастающих изменений в состоянии организма, и в основном в самой ЦНС. Соответственно работоспособность, а следовательно, и производительность труд, сначала увеличивается (период врабатывания), потом то или иное время сохраняется без значительных изменений и наконец начинает снижаться.

Утомление, как правило, сопровождается субъективным ощущением усталости и все усиливающимся желанием прекратить работу, отдохнуть. Но это не всегда действительный признак утомления.

Утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма. Оно представляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием работы. При утомлении (разумеется, не слишком сильном) процессы восстановления становятся более интенсивными, усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус.

Переутомление – утомление, следы которого не исчезают после обычного дневного и ночного отдыха. Для него характерно: пониженный уровень процессов обмена, общая слабость, повышение восприимчивости к болезням, низкая работоспособность, легкая утомляемость и др.

Проявление утомления у детей. Состояние утомления у детей существенно отличается от такового у взрослых людей.

У ребенка 1-го года жизни повышенная активность во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения. Оно распространяется по КБП и некоторым другим отделам головного мозга. В результате малыш засыпает, прежде чем в его организме успевают появиться изменения, которые характеризуют утомление. Однако и в этом возрасте возможно переутомление, если взрослые активно заставляют малыша бодрствовать длительнее, чем это допустимо, не выдерживают режима, соответствующего возрасту (например, укорачивают дневной сон); ребенок становится капризным, раздражительным, у него снижается аппетит, он хуже спит и т.д.

На 2-м и 3-м году жизни утомление может развиваться более отчетливо, хотя ребенок не может правильно оценить чувство усталости и свою потребность в отдыхе. Однако в поведении его наступают закономерные изменения, возникающие в результате утомления, т.к. доминантные очаги в КБП еще очень нестойкие, и любое стороннее раздражение легко приводит к созданию новых доминантных очагов. Например, появляются ранее не наблюдаемые ошибки в ответах на вопросы; большая подвижность здорового ребенка; резко выраженная эмоциональность; изменяется координация мелких движений; снижается концентрация внимания – малыш отвлекается от того, чем он занимался, уменьшаются периоды непрерывной активности; реакции становятся более примитивными, ребенок начинает беспричинно плакать, отрицательно реагирует на обращенные к нему просьбы взрослого.

Дети 3-6 лет могут больше времени находиться в активном, бодром состоянии, для них характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения; более совершенно протекают процессы индукции. Однако, тем не менее во время занятий ребенок, как правило, неусидчив, легко отвлекается, особенно если занятие продолжается более 15 минут. Утомление проявляется в рассеивании внимания, падении интереса к работе или отказе от нее.

Наиболее ярко проявляется утомление у ребенка больного или с ослабленной нервной системой.

Явления, характеризующие утомление маленького ребенка, - отражение неблагоприятного состояния его ЦНС, называемое нарушением оптимальной возбудимости корковых отделов мозга.

Причинами нарушения возбудимости могут быть:

1) заболевания;

2) дефицит общения со взрослыми;

3) недостаточное удовлетворение органических потребностей;

4) умственное утомление;

5) неправильные воспитательные приемы;

6) недостаточность сенсорных импульсов.

При этом психические процессы протекают недостаточно активно, возникающее разлитое возбуждение в коре препятствует формированию условных связей. При частых нарушениях состояния оптимальной возбудимости у ребенка может развиться негативное отношение к окружающему, формироваться агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длительное переутомление может привести к формированию неврозов.

Таким образом, основными причинами утомления являются:

1) чрезмерное длительное бодрствование;

2) неправильная организация деятельности;

3) недостаточный и неполный отдых;

4) непосильная умственная или физическая нагрузка;

5) неблагоприятные физические факторы.

Мероприятия, направленные на профилактику утомления

1. Организация правильного режима дня с соблюдением основных гигиенических требований.

2. Положительные эмоции.

3. Правильная организация занятий (дозировка, чередование деятельности, нельзя делать непрерывные замечания и запреты сидеть неподвижно, чередование занятий, правильная организация перерывов между занятиями).

2.4 ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Напоминает телефонные аппараты, которые «запоминают» несколько десятков номеров, а набор осуществляется нажатием одной только кнопки.

Если ряд каких-либо внешних раздражений многократно действуют на ребенка в одной и той же последовательности, то у него образуется целостная система ответных реакций, т.е. формируется то, что И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом (смотри раздел 3 пункт 3.1).

Сущность – после неоднократного применения комплекса раздражителей, действующих на ребенка всегда в одной и той же последовательности, достаточно предъявить первый раздражитель из этого комплекса, как восстанавливается закрепленная раннее вся система ответных реакций.

Значение – создание в мозгу постоянных связей ускоряет прохождение импульсов, дает возможность совершать действия быстрее и точнее (поэтому опытный работник успевает сделать больше новичка), экономит эмоции человека, делает траты энергии более рациональными. Такая работа не загружает мысли, позволяет быть внимательнее к побочным раздражителям. Особенно это важно, например, для водителей транспортных средств.

Динамический стереотип лежит в основе навыков и привычек.

Примеры:

1. Двигательные навыки – ходьба, бег, прыжки, катание на коньках, пользование при еде ложкой. Ножом и вилкой и т.п.

2. Автоматическое выполнение действий – одевание, умывание, причесывание, опрятность, вежливое обращение, строгое соблюдение режима дня, т.е. в одно и то же время вставать, оправлять постель, делать зарядку и т.п.

3. Достаточно только сказать «сейчас пойдем гулять», как дети кончают игру, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем в приемную, где стоят шкафы с одеждой и начинают одеваться.

Свойства стереотипа:

1. Прочность (трудно их переделать).

2. Подвижность (могут несколько измениться).

3. Длительность выработки.

Выработка стереотипа – это сложная интегративная деятельность коры (синтезирующая).

Поддержание уже выработанного стереотипа не требует сколько-нибудь значительного напряжения корковой деятельности.

Далеко не все поведение надо формировать по механизму стереотипа. Неправильно, если, например, та или иная игра проводится длительное время без каких-либо изменений или речь взрослых при кормлении, одевании будет стереотипной. Такая речь мало способствует развитию ребенка.

Так же следует помнить, что трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения с первых лет жизни.

РАЗДЕЛ 3. Школьная зрелость

3.1 НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО 3-Х ЛЕТ

Особенности выработки условного рефлекса.

Ребенок рождается с уже сформированными безусловными рефлексами. Но жизнь ребенка, у которого только развиты безусловные рефлексы, невозможна без ухода окружающими. Ребенок не способен воспроизводить даже самостоятельно движения, соответствующие изменениям окружающей среды.

Изучение ВНД ребенка было начато в 1907 г Н.И.Красногорским. Систематически она изучалась с 1927 г. В.М. Бехтеровым с сотрудниками. (1935 – 1959 г.). С этой поры появилось много исследований, посвященных изучению ВНД детей. (Н.И.Красногорский, А.Г.Иванов-Смоленский, А.Н.Кабанов, А.Р.Лурия, Н.А.Орбели, А.А.Волхов, П.К.Анохин и др.).

Условные рефлексы у детей раннего возраста вырабатываются на основе пищевых и защитных безусловных рефлексов. Показателями пищевой реакции служат сосательные движения губ, общая двигательная активность ребенка. Защитные рефлексы выражаются в мигательных движениях, возникающих при дуновении слабой струйки чистого воздуха из газометра на переносицу ребенка.

Пищевой рефлекс на время появляется на 5-й день жизни, если ребенка кормят через строго определенные промежутки времени (через 3 – 3,5 ч), и именно голодное возбуждение, выражаемое криком, возникает ровно через 3 – 3,5 часа.

Пищевой условный рефлекс на положение под грудью образуется в конце 2-й недели. Если в первый день жизни мать кормит ребенка грудью, придавая ему определенное положение, то на 2-й неделе достаточно взять ребенка на руки и положить в обычное для кормления положение, как он начинает делать сосательные движения, хотя никаких раздражений слизистой оболочки рта ребенка нет (сосательные движения наблюдаются даже в том случае, если ребенок оказывается в этом положении на руках отца или бабушки).

Для образования условного пищевого рефлекса большое значение имеет начало кормления новорожденного грудью. Если новорожденного начинают кормить через 20 – 30 мин после рождения, то условный рефлекс уже вырабатывается в первые сутки после 2 – 3 кормлений. Отчетливо выражен на 2-й день жизни. Если через 12 часов – на 6 – 8 день; через 16 – 20 часов – на 10 – 12 день.

Оба эти рефлекса являются первыми условными рефлексами. Они возникают в результате определенных условий жизни данного ребенка. Если ребенка кормят нерегулярно или в кровати из бутылочки, то указанных рефлексов не будет. Голодное возбуждение у такого ребенка будет возникать через разные промежутки времени. А взятый на руки ребенок не будет делать никаких сосательных движений.

Появление этих первых условных рефлексов является доказательством начала условнорефлекторной деятельности коры, которая на протяжении первых 3-х лет жизни происходит очень быстро.

Условные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители образуются в конце 1-го вначале 2-го мес. в связи с возникновением зрительного и слухового сосредоточения. При многократном сочетании зажженной красной лампочки с последующим пищевым подкреплением можно получить сосательные движения ребенка в ответ на появление красного цвета. Тоже можно наблюдать и на звуковой раздражитель.

На 2-й мес. уже можно образовать условные рефлексы со всех рецепторов.

Условные рефлексы начинают формироваться на самые разнообразные внешние раздражители. Примеры:

1) если ребенка всегда кормят в 12 ч, то к этому времени у него возникает желание есть. Значит, условным сигналом становится время;

2) если кто-нибудь из окружающих причинил ребенку боль, то он длительное время отворачивается от него, не идет на руки;

3) Пение, неоднократно сочетающееся с плясовыми движениями 7 – 8 мес. ребенка вызывает эти движения, когда он слышит знакомую мелодию.

В результате многократного сочетания одних и тех же условий жизни у ребенка начинают формироваться все более сложные реакции – «привычки». Происходит накопление личного опыта. Очень рано под влиянием различных условий жизни у ребенка по механизму условного рефлекса могут быть образованы положительные и отрицательные привычки. Пример: если ребенка, перед тем, как укладывать спать, носят на руках или укачивают, то создаются привычка засыпать только при укачивании. Если при каждом крике ребенка его берут на руки, то он очень скоро этим начинает пользоваться для того, чтобы его просто взяли на руки.

Условные рефлексы не сразу становятся устойчивыми. Для этого необходимо многократное повторение одних и тех же условий.

В конце второго года условные связи формируются быстрей – после 1 – 2 повторений. Но, даже на 3-м году жизни, вновь формирующиеся привычки не сразу становятся устойчивыми и требуют повторных подкреплений.

На образование условных рефлексов оказывает влияние ряд факторов:

1. Состояние здоровья ребенка.

При любом, даже незначительном заболевании у больных детей отмечается замедленное образование условных рефлексов.

2. Состояние возбудимости подкорковых структур мозга.

После насыщения возбудимость пищевого центра снижается, и образование условного рефлекса на пищевое подкрепление становится невозможным.

3. Состояние возбудимости коры больших полушарий головного мозга.

Повышение или понижение возбудимости затрудняет образование условных связей. Нецелесообразно заниматься с громко плачущим ребенком.

4. Физическая сила условного раздражителя.

Многие сильные внешние раздражители являются для нервной системы ребенка запредельно трудными, что и осложняет выработку условного рефлекса.

5. Анатомическая зрелость и функциональное состояние анализаторов.

Пониженный слух, недостаточное зрение затрудняют образование слуховых и зрительных условных рефлексов.

6. Действие комплекса раздражителей с разных анализаторов.

Быстрее и легче образовать условный рефлекс, когда ребенок не только видит какое-нибудь действие с предметом, но и слышит его название и может взять его в руки и действовать им.

7. Характер подкрепления.

В первые месяцы жизни легче всего образовать рефлекс на пищевом подкреплении. Однако очень быстро приобретает значение ориентировочный рефлекс. Т.е., когда подкреплением служит не пища, а интересная игрушка, картинка, интересное действие.

8. Индивидуальные особенности нервной деятельности ребенка.

У легко возбудимых детей условные связи образуются быстрее, но длительное время могут оставаться неустойчивыми. У детей уравновешенных, но со слабой подвижностью нервных процессов, условные связи формируются несколько замедленнее, зато почти сразу становятся устойчивыми.

Торможение условных рефлексов. В КБП ребенка имеют место явления торможения. С первых лет жизни ребенка появляются процессы безусловного торможения. Причиной этого следует считать отчетливо проявляющийся ориентировочный рефлекс. Если во время еды появляется постороннее лицо, то ребенок перестает есть. Дети из-за хорошо выраженного ориентировочного рефлекса легко отвлекаются. Все новое вызывает ориентировочную реакцию, тормозящую активность ребенка.

Громкий окрик, монотонность длительно осуществляемого действия вызывают запредельное торможение. В корковых нейронах, сильное раздражение, превышающее предел их функциональной возможности, легко вызывает торможение.

Безусловное индукционное торможение наблюдается у ребенка в случае, если у него выражено состояние доминанты (пример: когда ребенок сосредоточенно и увлеченно играет, а его зовут обедать или гулять).

Условное торможение у детей вырабатывается нелегко. Начинается лишь с 4 – 5 месяца жизни.

Аналитико-синтетическая деятельность коры. Уже в первые месяцы жизни образуются условные рефлексы на комплексные раздражители.

Реакциям новорожденного свойственна генерализация, т.е. распространение. Например, двигательная активность охватывает большое число групп мышц. На болевое раздражение руки, ребенок отвечает не только отдергиванием ее, но и рядом общих беспокойных движений. Сосательный рефлекс возникает не только при раздражении губ и языка, но и других точек кожи на лице ребенка. В первое время пищевая реакция возникает на различные изменения положения тела. Лишь через 16 – 20 дней происходит различие сходных раздражителей, и условный рефлекс возникает только на совершенно определенное положение тела для кормления.

В первые месяцы легко образуются грубые дифференцировки, т.е. дифференцировки на раздражители, которые значительно отличаются друг от друга. Но в первое время дифференцировки не прочны и легко разрушаются. В последующие месяцы образуются быстрые и тонкие дифференцировки сходных раздражителей.

С возрастом усложнение аналитико-синтетической деятельности коры проявляется в увеличении количества и изменении значимости признаков различия и в вычленении новых, более существенных признаков, характеризующих отдельные группы положительных и отрицательных раздражителей.

Дифференцировка звуковых раздражений происходит значительно легче. Дети в возрасте 1 – 3 лет при дифференцировании учитывают все детали обстановки. Один и тот же раздражитель в разных условиях вызывает неодинаковую реакцию. Ребенок в возрасте 1,2 года при виде мыла в руках няни (мамы) в ванной комнате начинает плакать. Вид мыла в руках того же человека в столовой вызывает лишь быстро ликвидирующуюся ориентировочную реакцию.

Решающий фактор в этом процессе – движения, мышечные действия с предметами. Дети младшего дошкольного возраста отличают комплексные раздражители по какому-нибудь одному частному признаку каждого из этих раздражителей. Например: ребенку показали, как копать песок совком и дали ему красный совок. У ребенка быстро выработался этот навык. Затем иногда убирали красный совок и давали синий и красную машинку. Ребенок брал красную машинку и пытался копать, не обращая внимания на форму. После нескольких неудачных попыток ребенок стал брать синий совок, т.к. форма получила подкрепление в виде удачного действия.

У детей легко и быстро происходит различие по цвету. Если цвет всех раздражителей одинаков, то одни дети различают их по форме, другие по размеру или расположению – так начинают проявляться индивидуальные особенности аналитико-синтетической деятельности коры.

Легко в этом возрасте вырабатываются динамические стереотипы, причем большое значение имеет тренировка этого процесса. Переделка динамического стереотипа в этом возрасте является невыполнимой задачей. Этот факт свидетельствует о малой подвижности нервных процессов.

Развитие речи у детей. Слышимая человеческая речь становится для ребенка условным раздражителем. К 3 – 5 мес. ребенок начинает различать мать, и других, соприкасающихся с ним людей.

В первые месяцы появляется подражательный рефлекс – ребенок начинает повторять звуки человеческой речи. В начале первые речевые шумы глоточные, гортанные, небные, губные. Затем – речевые звуки. В 1,5 мес. – «гуление»: а-а-а, г-уу, бу-у, эи и т.п. В 2 – 3 мес. – более разнообразное гуление. В 4 мес. – свирель: аль-ле-е, агы-пы, и т.п. Все это тренирует еще несовершенный артикулярный аппарат ребенка.

Во второй половине первого года жизни появляются условные рефлексы на речевые раздражители, которые вначале действуют с другими раздражителями (обстановка, положение тела, вид говорящего человека, мимика). Но ребенок различает лишь высоту, тембр и интонацию голоса. Например: в 8 мес. на вопрос матери «Где папа?», ребенок повернее голову в сторону отца. Но, если вместо матери задает тот же вопрос постороннее лицо, реакция может отсутствовать.

Ребенок 9-ти мес. уже правильно реагирует на вопросы и на руках у матери, и в другой комнате, и лежа на кровати, если сохраняется вопросительная интонация.

Примерно к 10 мес. обстановка теряет значение и слово приобретает самостоятельную роль.

Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, когда формируется общение.

Например: одно и тоже слово «ля-ля» произносилось взрослыми при показе нескольких кукол, различных по внешним признакам и действиям с ними. На вопрос: «Где ляля?», ребенок принесет любимую куклу или даже несколько. Вначале слово «дай» вызывает соответствующее действие ребенка лишь в сочетании «дай руку», т.к. только это сочетание неоднократно разучивалось. Затем слово «дай» вызывает уже правильное действие на словосочетания «дай мячик» и т.п.

Развитие второй сигнальной системы происходит на развитие первой сигнальной системы в результате многократного сочетания непосредственных чувствительных раздражителей с их словесными обозначениями. К концу 1-го г.ж. ребенок уже может произнести 10 – 11 слов. На втором году жизни, часто еще не сформировав произношения отдельных слов, ребенок начинает в своих речевых реакциях сочетать по 2, затем по 3 слова (между слогами условные связи пока образуются с трудом). Образуются первые простейшие комбинации слова: да – ко, по – гу, ми – ка и т.п.

У детей быстро образуются условные связи между слышимым словом и непосредственным раздражителем на предмет и на действие с ним.

Первые обобщения ребенок часто делает по внешним несущественным признакам. Например: все мягкое и пушисто он обозначает одним словом – «киса».

Затем начинает объединять по наиболее характерным признакам. Так слово «жук» обозначает все, что ползает; «доктор» - всех людей в белых халатах. К 2-м годам у ребенка в запасе 200- 4—слов.

На 3-м году жизни ребенок легко повторяет и запоминает новые слова, хотя значение этих слов для него остается непонятным, т.е. у него появляются условные рефлексы «с места». Слово играет основную роль в организации поведения детей. Речь детей уже состоит из фраз с применением падежных окончаний, глагольных форм и других особенностей грамматического строя речи. У ребенка увеличивается количество речевых условных связей, необходимых для правильного пользования речью в каждом конкретном случае под влиянием слышимой речи. Повторно слушая читаемые ему сказки и стихотворения, ребенок вначале воспроизводит их частями, а затем целиком. В результате этого каждая заученная комбинация слов и выражений обогащает его речевые связи, что приводит к более свободному их владению. Отсюда понятно, какое огромное значение для речи имеет заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений.

К этому времени ребенок обобщает не только название предметов, но и названия качеств и действий. Например: на вопрос, что бывает красным, ребенок может ответить - платье, бантик, мячик и т.д. На вопрос, что такое игрушка – кукла, кубик. На вопрос, что такое посуда – тарелка, ложка, вилка.

Для развития общения необходимо употребление не стереотипных, а разнообразных сочетаний слов. Так, вместо того, чтобы каждый раз начинать занятие с одной и той же стереотипной фразы: «Дети, сейчас буде заниматься», можно употреблять разные слова и сочетания: уже пора заниматься, сейчас мы будем рисовать или, а что мы будем делать на занятии.

Развитие второй сигнальной системы происходит на основе чувственного опыта ребенка. Между первой и второй сигнальной системой должно быть постоянное взаимодействие. Каждое слово, произносимое ребенком раннего возраста, должно опираться на чувственный образ.

3.2. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

Особенности выработки условных рефлексов. Процесс образования условных рефлексов у детей происходит очень

Наши рекомендации