Раздел 10. Учение об органах чувств. Органы чувств – система восприятия раздражителей внешней среды.
Лекция №1 (2 часа)
Морфологическая характеристика органов чувств. Схема строения анализатора. Функциональное единство периферической, проводниковой и корковой части анализатора.
Орган зрения: глазное яблоко и его оболочки (фиброзная, сосудистая, сетчатка) Рецепторный аппарат сетчатки. Камеры глазного яблока. Хрусталик, стекловидное тело. Аккомодация аппарата глаза. Вспомогательный аппарат глаза: мышцы, веки, конъюктива, слизистый аппарат. Сосуды и нервы глазного яблока.
Преддверно-улитковый орган: наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка). Среднее ухо: барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Вестибулярный аппарат. Значение вестибулярного аппарата в движении спортсмена. Механизм восприятия звука. Ход слуховой информации: рецепторы, проводящие пути, корковые и подкорковые центры слухового анализатора.
Орган обоняния: обонятельная часть носа, обонятельный нерв, проводящие пути, подкорковые и корковые центры обоняния.
Орган вкуса: слизистая оболочка языка, вкусовые сосочки и их локализация. Рецепторы, проводящие пути и центры вкусового анализатора.
Общий покров тела: кожа, ее строение и функции (эпидермис, собственно кожа (дерма), подкожный слой). Придатки кожи: волосы, ногти, потовые и сальные железы. Кровеносные сосуды кожи. Рецепторы кожи, их подкорковые и корковые центры.
Практическое занятие № 1(2 часа) Органы чувств (обоняние, осязание, вкус, слух). Органы чувств: топография, строение и функция органов осязания, обоняния и слуха. Кровоснабжение и иннервация
Органы чувств (вкуса и зрения). Органы чувств: топография, строение и функция органов вкуса и зрения. Кровоснабжение и иннервация.
Самостоятельное занятие (4 часа) Строение и функция анализаторов. Орган зрения. Преддверно-улитковый орган. Орган вкуса и обоняния. Кожа как орган осязания. Контроль: опрос на практическом занятии.
Практическое занятие № 2 (2 часа) Контрольная работа № 4. «Нервная система и органы чувств человека»
Самостоятельное занятие (6 часов) Строение и функции продолговатого мозга. Ядра и центры находящиеся в нем. Составные части заднего мозга. Строение и функция моста заднего мозга. Строение и функция мозжечка. Строение и функция среднего мозга. Строение и функция промежуточного мозга. Строение и функция конечного мозга.
Общий обзор, отделы и ствол мозга. Ствол мозга. Продолговатый мозг: его строение и функции. Задний мозг (мост и мозжечок): его отделы, строение и функции. Средний мозг: его местоположение, строение и функции. Промежуточный мозг (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус): местоположение, строение и функция. Конечный мозг (полушария, поверхности, борозды, доли, извилины). Серое и белое вещество полушарий. Кора полушарий. Базальные ядра и боковые желудочки. Спинномозговая жидкость. Оболочки спинного мозга.
Общая характеристика черепных нервов. Черты сходства и различия черепных и спинномозговых нервов. Группа чувствительных (1, 2, 8), двигательных (3, 4, 6, 7, 11, 12) и смешанных (5, 9, 10)черепно-мозговых нервов. Связь 3, 5, 7, 9, 10 пар черепных нервов с вегетативной нервной системой. Шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения. Копчиковое сплетение. Короткие и длинные ветви нервных сплетений. Спинномозговые нервы: шейное сплетение, плечевое сплетение, поясничное сплетение, крестцовое сплетение – их образование, расположение, ветви, их ход и область иннервации. Проекция нервов нижней конечности на поверхность тела человека. Рефлекторная дуга – рецепторы, проводящие пути проприоцептивного анализатора отдельных частей тела. Афферентные, центральные, эфферентные звенья.
Общая характеристика нервных сплетений. Шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения. Копчиковое сплетение. Короткие и длинные ветви нервных сплетений. Орган зрения: глазное яблоко и его оболочки (фиброзная, сосудистая, сетчатка) Рецепторный аппарат сетчатки. Камеры глазного яблока. Хрусталик, стекловидное тело. Аккомодация аппарата глаза. Вспомогательный аппарат глаза: мышцы, веки, конъюктива, слизистый аппарат. Сосуды и нервы глазного яблока.
Преддверно-улитковый орган: наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка). Среднее ухо: барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Вестибулярный аппарат. Значение вестибулярного аппарата в движении спортсмена. Механизм восприятия звука. Ход слуховой информации: рецепторы, проводящие пути, корковые и подкорковые центры слухового анализатора. Контроль: опрос на практическом занятии.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – анатомо-морфологических, биомеханических особенностей физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;
умений – определять анатомо-морфологические, биомеханические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста.