Лечебно-диагностические отделения

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Методическое пособие для самостоятельной работы по общей гигиене для студентов лечебного и педиатрического факультетов

ВЛАДИКАВКАЗ 2010 г.

Авторы:

А.Р. Кусова – зав. кафедрой общей гигиены, профессор, док.мед.наук

А.Р. Наниева – ассистент кафедры общей гигиены

Ф.К.Худалова – ассистент кафедры общей гигиены

Рецензенты:

З.Р. Аликова – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения

О.О. Басиева – зав. кафедрой факультетской терапии с ВПТ и эндокринологией

Утверждена ЦУКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

21 октября 2010 г. Протокол №1

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:изучить основные гигиенические требования к размещению и внутренней планировке лечебно-профилактических учреждений; научиться методике санитарного обследования и гигиенической оценки результатов обследования лечебно-профилактического учреждения.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· задачи осуществляемые лечебно-профилактическими учреждениями;

· основные гигиенические требования, предъявляемые к строительству и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений разного профиля и их отдельных структурных подразделений;

· «внутрибольничные инфекции», причины их возникновения и организация профилактики;

· действие вредных производственных факторов на здоровье медицинского работника.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· провести санитарную экспертизу типового проекта больницы;

· дать комплексную оценку состояния воздушной среды в лечебно-профилактических учреждениях;

· провести противо-эпедемические мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции;

· оценить тяжесть и напряженность условий труда медицинских работников.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. гигиена и основы экологии человека. М., 2004.

2. Румянцев Г.И. гигиена XXI век., М., 2005.

3. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека. М., 2004

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М. 2006.

Дополнительная литература:

1. Щербо А.П. Больничная гигиена. С-Пб., 2000.

2. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. – М., 2007.

3. Трегубова Е.С., Петрова Н.А., Нехорошев А.С. Охрана труда и обеспечение здоровья работников лечебно-профилактических учреждений. М., 2001.

4. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, учтройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». М., 2005.

5. Учебное пособие «Гигиена лечебно-профилактических учреждений». Казань 2005.

Больничная гигиена разрабатывает нормативы и требо­вания к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению лечебно-профилактических учреж­дений с целью создания оптимальных условий пребы­вания больных, эффективного проведения лечебного процесса и благоприятных условий труда медицинско­го персонала.

Лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) являют­ся:

· больницы,

· поликлиники,

· амбулатории,

· женские и детские консультации,

· родильные дома, диспансеры,

· фельдшерско-акушерские пункты,

· медико-санитарные части, санаторно-ку­рортные учреждения,

· санитарно-противоэпидемические уч­реждения (санэпидцентры, противомалярийные, противочум­ные, дезинфекционные станции) и др.

Эти учреждения призваны выполнять эффективные меро­приятия по снижению заболеваемости и укреплению здоровья населения путем организации высококвалифицированной спе­циализированной медицинской помощи на базе новейших на­учных достижений в области лечения, диагностики и профи­лактики заболеваний.

ЛПУ должны быть образцовыми в гигиеническом отно­шении, чтобы обеспечить пациентам лечебно-охранительный режим, основанный на максимальном физическом и психичес­ком покое, предупреждающий передачу внутрибольничных инфекций, облегчающий уход за больными и их обслуживание, делающий ЛПУ школой гигиенических навыков для паци­ентов.

Гигиенические требования к размещению больницы на мест­ности

Больничные комплексы мощностью свыше 1000 коек для пребывания больных в течение длительного времени и ста­ционары такой же мощности с особым режимом (психиатри­ческие, туберкулезные и т.п.) необходимо располагать в приго­родной зоне или окраинных районах по возможности в зеленых массивах с соблюдением разрывов от жилой (селитебной) тер­ритории не менее 500 м.

При выборе участка для строительства больницы необходимо учитывать экологическую ситуацию и розу ветров в данной местности, чтобы по отношению к загрязняющим воздух объ­ектам он находился с наветренной стороны. Запрещается раз­мещение больниц на территориях, ранее использовавшихся под свалки, поля ассенизации, запахивания, орошения, фильтра­ции, скотомогильники, кладбища и т.п., а также имеющих за­грязнение почвы органического, химического, радиоактивного и другого характера.

Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэ­ропортов, скоростных автомагистралей и других мощных ис­точников шума на расстояние, обеспечивающее безопасные уровни в пределах санитарных норм, установленных для поме­щений жилых и общественных зданий (40—50 дБ).

Между участком больницы и промышленном объектом должна быть санитарно-защитная зона в соответствии с клас­сом вредности производства.

К территории ЛПУ должны быть устроены удобные подъезд­ные пути с твердым покрытием. Временные стоянки индиви­дуального автотранспорта следует размещать на расстоянии не ближе 40 м от участка ЛПУ.

Гигиенические требования к земельному участку и генераль­ному плану

Больничные здания на земельном участке раз­мещают с учетом гигиенических требований, касающихся оптимизации обслуживания больных. Для этого составляют ситуационный план размещения зданий и сооружений на участ­ке.

ЛПУ следует размещать на чистых, солнечных, сухих возвы­шенных территориях со спокойным рельефом, обеспечивающим сток атмосферных вод. В этом отношении наиболее благоприят­ны пологие склоны, обращенные на южную сторону. На запад­ных и северных склонах размещать ЛПУ не рекомендуется.

Уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли при ма­ло- и многоэтажной застройке должен быть не менее 1,5 и 2 м соответственно. Наиболее рациональна прямоугольная конфи­гурация больничного участка с соотношением сторон 1:2 или 1:3, что позволяет удобно разместить корпуса больницы и подъ­ездные пути к ним. Размеры земельных участков должны соот­ветствовать существующим нормативам в зависимости от сис­темы застройки больницы.

Площадь зеленых насаждений на территории должна составлять не менее 60% от общей площади, а площадь садово-парковой зоны – из расчета 25м2 на койку. Участок ЛПУ, расположенный на территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по периметру по­лосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м в виде двух­рядной посадки высокоствольных деревьев и кустарников, обеспечивающих пыле-, шумо- и ветрозащитное действие. Де­ревья с широкой кроной высаживаются не ближе 10 м от стен здания, чтобы избежать снижения инсоляции и уровня естест­венного освещения помещений, а кустарники — 5 м.

За зелеными насаждениями, оказывающими оздоравливающее действие на организм больных людей (бактерицидное действие фитонцидов, эстетическое воздействие, благоприят­ный микроклимат и др.), должен быть организован надлежа­щий регулярный уход (полив, обрезка и удаление сучьев, сухой листвы и т.д.). Внутренние проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие.

Учреждений, жилых построек и сооружений, функционально не связанных с ЛПУ, на участке больницы быть не должно.

Расстояния между корпусами и другими зданиями на участке должны быть равны 2,5 высоты наиболее высокого противосто­ящего здания, но не менее 24 м, чтобы обеспечивать оптималь­ные условия инсоляции, освещенности, проветривания и шумозащиты.

На больничном участке выделяют следующие зоны:

• лечебных корпусов (для инфекционных больных, неин­фекционных, педиатрических, кожно-венерологических, радиологического отделения, родильного дома);

• садово-парковая;

• поликлиники;

• патологоанатомического корпуса с ритуальной зоной;

• хозяйственная и инженерных сооружений.

Уборку мусора с территории производят ежедневно. Для сбо­ра мусора и бытовых отходов устанавливают мусоросборники с плотно закрывающимися крышками на специальных пло­щадках с асфальтовым или бетонным покрытием. После еже­дневного освобождения они должны быть промыты и проде­зинфицированы, расстояние от этих площадок до лечебных корпусов — не менее 25 м.

Для текущего сбора мусора у входа в здания, в местах отдыха и на территории (через каждые 50 м) устанавливают урны, ко­торые также ежедневно должны освобождаться от мусора и со­держаться в чистоте.

В хоззоне больницы размещают печи для сжигания специ­фических больничных отходов (послеоперационных, патолого-анатомических и др.).

Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должны быть максимально изолированы от палатных корпусов и не про­сматриваться из их окон, а также из окон жилых и обществен­ных зданий, расположенных рядом с больничным участком. Расстояние от патологоанатомического корпуса до лечебных корпусов и пищеблока должно быть не менее 30 м. Следует иметь изолированные въезд и выезд для ритуальной зоны.

Здание поликлиники должно быть приближено к периферии участка и иметь самостоятельный вход, удобный для населения.

На территории инфекционной больницы (корпуса) выделя­ют "чистую" и "грязную" зоны, изолированные друг от друга по­лосой колючих зеленых насаждений. На выезде из "грязной" зо­ны должна быть предусмотрена крытая площадка для дезинфекции транспорта.

Системы застройки больниц

Для застройки больниц исполь­зуются следующие системы:

▲ децентрализованная (павильонная);

▲ централизованная;

▲ смешанная.

Больницы сооружают по децентрализованной, централизованная или смешанной системам строительства.

Децентрализованная системастроительства больниц позволяет размещать разные по профилю больничные отделения и отдельных корпусах с небольшим количеством этажей. При такой системе хорошо изолируются отделения, облегчается профилактика внутрибольничных инфекций, создаются условия дли пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечеб­но-охранительного режима. Однако при этом удлиняются все коммуникации, дублируются некоторые помещения и обору­дование, усложняется обслуживание больных, удорожается строительство.

В настоящее время децентрализованная система применяется и тех случаях, когда больничный комплекс необходимо расчленить на отдельные части соответственно их функциональным особен­ностям, для строительства инфекционных, психиатрических, ту­беркулезных больниц, а также больниц, располагающихся в сейсмически опасных районах.

В последнее время распространение получила централизованная системастроительства больниц, при которой все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения объединены в одном здании или в сблокированных (без переходов) кор­пусах. Такая система обеспечивает более удобную взаимосвязь от делений, сокращает графики движения больных и персонала, соз­дает возможность централизации лечебно-диагностических отделений (операционных, рентгеновских кабинетов, кабинетов функ­циональной диагностики, лабораторий) и быстрой доставки го­товой пищи из кухни в палаты.

Смешанная система отличается тем, что все основные сома­тические, рентгеновское, физиотерапевтическое и клинико-диагностическое отделения размещают в одном корпусе. Ин­фекционное, родильное, детское, радиологическое, патолого-анатомическое, хозяйственное отделения и поликлиника рас­полагаются в отдельных корпусах.

Эта система получила самое широкое распространение в на­стоящее время, так как она сглаживает или устраняет недостат­ки двух первых. Когда началось строительство крупных многопрофильных больниц, смешанная система была модернизирована и стала называться блочной. При этой системе все отделения, занимающие самостоятель­ные здания, объединяют в один общий блок и соединяют пере­ходами.

Гигиенические требования к планировке и внутренней отдел­ке больничных зданий

Современная многопрофильная боль­ница представляет собой сложный комплекс выполняющих различные функции подразделений, в которых лечатся пациен­ты, и работает медицинский и инженерно-технический персонал, обслуживающий современное лечебно-диагностическое оборудование.

Основными структурными подразделениями современной больницы являются:

• отделения приема больных и помещения выписки;

• палатные отделения;

• лечебно-диагностические отделения;

• лаборатории;

• центральное стерилизационное отделение;

• аптека;

• пищеблок;

• патологоанатомическое отделение;

• административно-хозяйственные службы;

• прачечная.

Внутренняя планировка приемного отделения должна обеспе­чивать профилактику внутрибольничных инфекций и способство­вать ускорению и повышению качества лечебно-диагностическо­го процесса. Приемные отделения должны быть отдельными для детского, акушерского, инфекционного, дерматовенерологиче­ского, туберкулезного, психиатрического (психосоматическо­го) отделений.

Помещения для приема больных, поступающих в другие отде­ления, могут быть общими и размещаться в главном корпусе боль­ницы или в корпусе с наибольшим количеством коек. Помещения для санитарной обработки больных при отсутствии отапливаемых переходов предусматривают в каждом лечебном корпусе. Расчет­ное число больных, поступающих в приемное отделение в тече­ние суток, составляет:

• 10 % вместимости — для многопрофильных больниц;

• 2 % — для туберкулезных, психиатрических больниц и боль­
ниц восстановительного лечения;

• 15 % — для больниц скорой медицинской помощи;

• 12 % — для родильных домов.

При приемном отделении размещают палаты для больных с невыясненным диагнозом. Количество коек в них должно состав­лять 10 % от числа больных, поступающих в течение суток.

Основное звено больничного отделения — палатная секция, традиционно имеющая линейную форму планировки, удобную для размещения вспомогательных помещений, хорошей обзор­ности палат с поста дежурной медсестры и достаточной инсо­ляции.

Палатная секция — это изолированный набор помещений для больных с однородными заболеваниями, состоящий из па­лат, лечебно-вспомогательных и хозяйственных помещений, коридора и санитарного узла.

Палатная секция, рассчитанная на 25—30 коек, считается наиболее целесообразной для организации лечебного процесса и условий пребывания больных. Две палатные секции состав­ляют отделение (терапевтическое, хирургическое и др.), кото­рое имеет общий штат медицинского персонала

В каждой палатной секции для взрослых проектируется 60 %. палат на 4 койки и по 20 % однокоечных и двухкоечных палат, помещения для дневного пребывания больных (холлы), каби­неты врачей, сестры-хозяйки, старшей медсестры, буфетная и столовая, коридор, помещения процедурных, клизменных и санузлы. В современных больницах для удобства пациентов санитарные узлы находятся и при палатах. Площадь однокоечной палаты без шлюза составляет 9 м2, со шлюзом — 12 м2, в палатах на 2 и 4 койки — по 7 м2 на кой­ку. Высота палат — не менее З м. Кубатура на койку должна со­ставлять не менее 20 м3, чтобы обеспечивать не менее чем дву­кратный воздухообмен в час. Искусственная вентиляция должна обеспечивать подачу и удаление в час 80 м3 воздуха.

Палатная секция
Вспомогательные помещения Лечебные помещения
Рекреация Летние помещения
Душевые   Палаты Кабинет врача
Туалетные комнаты Перевязочная
Комната личной гигиены Процедурная
Кладовая чистого белья Пост дежурной медсестры
Санитарная комната Клизменная
  Шлюз  
   
Нейтральная зона отделения
Столовая Буфетная
Кабинет начальника отделения Помещение персонала
Кабинет старшей медицинской сестры Помещение сестры-хозяйки
Кладовая временного хранения грязного белья Помещение для хранения аппаратуры
Помещение для хранения инвентаря Комната личной гигиены персонала
Туалетные и душевые персонала Лестнично-лифтовой узел
       

Недостаточно частое и тщательное проветривание поме­щений приводит к застаиванию воздуха в палатах, его загряз­нению, появлению специфических больничных запахов, воз­растанию угрозы внутрибольничных инфекций и лишению больных важнейшего природного оздоровительного фактора — свежего воздуха, не менее нужного им, чем лекарственные средства и лечебные процедуры.

Для нормальных условий пребывания в палате имеет значе­ние и ее микроклимат. В зимнее и переходное время для боль­шинства больных температура для комфортного пребывания находится в пределах 20—22 °С.

В связи с благоприятным общебиологическим, тепловым и бактерицидным действием солнечной радиации необходи­мым условием здоровой обстановки в палате является рацио­нальное естественное освещение.

Наилучшие ориентации окон палат в южных широтах — юж­ная и северная, в средних — южная, юго-восточная и восточная, в северных — южная, юго-восточная и юго-западная. Световой коэффициент в палатах должен быть 1:5—1:6, а в операцион­ной, перевязочной и родовой — 1:4—1:5. Общее искусственное освещение палат должно составлять 75 лк лампами накаливания и 150 лк — люминесцентными лам­пами. В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, размещаемый в нише над дверью на вы­соте 2,2 м от уровня пола. Для лучшего использования дневного освещения койки в па­латах располагают длинной осью параллельно светонесущей стене.

В целях ограничения передачи воздушно-капельных инфекций расстояние между койками должно быть не менее 0,9—1,0 м, от наружной стены и окон до койки — не менее 0,8—1,0 м.

Кроме коек, в палате устанавливают прикроватные столики с полочками для индивидуальных вещей больного, стулья, стол, шкаф или вешалку для халатов. Желателен умывальник или сан­узел при палате. Мебель следует окрашивать в светлые тона. Она должна быть гладкой и удобной для ухода; мягкая мебель, шторы, дорожки и цветы как места возможного накопления пыли в палатах из­лишни.

Стены палат, как и коридор, на высоту 1,8 м покрывают свет­лой масляной краской, а выше — клеевой или водоэмульсион­ной. Полы обычно деревянные крашеные, но лучше покрытые линолеумом. Условия в отделении во многом зависят от коридора. Гигие­нические преимущества имеет светлый, хорошо вентилируемый коридор с односторонней застройкой, через который можно осуществлять сквозное проветривание палат. Для свободного разворота кроватей, каталок и носилок ширина коридора долж­на быть не менее 2,5м.

Терапевтическое отделение

Терапевтическое отделение — это основное структурное под­разделение многопрофильной больницы. Для проведения лечеб­ных мероприятий в большинстве терапевтических отделений пре­дусматриваются только процедурные кабинеты.

В настоящее время в составе отделений терапевтического про­филя выделяются узкоспециализированные отделения: кардиоло­гическое, ревматологическое, нефрологическое, гематологиче­ское, гастроэнтерологическое, пульмонологическое и другие, где широко применяются новые методы диагностики и лечения боль­ных с использованием сложной медицинской аппаратуры. Поэто­му в большинстве медицинских специализированных отделений терапевтического профиля предусматриваются дополнительные по­мещения для проведения специальных исследований и лечебных процедур.

Хирургическое отделение

Общими требованиями, предъявляемыми к проектированию хирургического отделения (общего типа или специализированно­го), являются:

1) наличие удобной связи с операционным блоком и диагности­ческими отделениями (клинико-диагностической лабораторией, отделением функциональной диагностики, рентгенологическим отделением);

2) наличие соответствующего числа перевязочных и процедур­ных;

3) организация условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах, в том числе и для проведения длительного наркоза с реанимационной или лечеб­ной целью;

4) исключение возможности контакта послеоперационных («чи­стых») больных и так называемых «гнойных» больных, у которых появились послеоперационные осложнения.

Палатная секция отделения общей хирургии мало чем отлича­ется от секции терапевтического отделения. Дополнительно во всех хирургических отделениях проектируется перевязочная.

Для больных с нагноительными процессами (флегмонами, аб­сцессами, обширными гнойными ранами) выделяются гнойные отделения или секции и специальная операционная. Все другие больные размещаются в чистых отделениях или секциях.

Главной особенностью отделения общей хирургии является наличие операционного блока, а в крупных больницах — опера­ционных отделений.

Операционный блокпредставляет собой важную структурную единицу хирургического отделения. Большое значение придается его расположению и планировке. Удобнее располагать операцион­ный блок в тупиковом выступе, торце здания или на отдельном этаже. При этом должны быть обеспечены удобные и кратчайшие связи с хирургическими отделениями, приемным отделением и рентгеновским кабинетом, если его нет в составе операционного блока. Операционный блок никогда не устраивают проходным. Как правило, он должен иметь два непроходных отделения: септиче­ское и асептическое. В состав операционного блока входят: опера­ционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и другие помещения.

:

Операционную следует проектировать из расчета один опе­рационный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота опе­рационной в отличие от всех других помещений стационара дол­жна быть не менее 3,5 м, ширина — не менее 5 м, ширина кори­доров в операционном блоке — не менее 2,8 м.

Предоперационная предназначена для последней под­готовки хирурга и другого медицинского персонала перед операцией. Из нее хирург должен иметь возможность наблюдать наркоз­ную и операционную, где готовят к операции больного.

Наркозная — это помещение для последней подготовки больного к операции. Она является также рабочим местом анесте­зиолога, который обеспечивает наркоз во время операции.

Стерилизационная в операционном блоке располагает­ся обычно между двумя операционными и служит для стерилиза­ции хирургического инструмента.

Инфекционное отделение

Больные поступают в инфекционное отделение не только для лечения, но и для изоляции. Поэтому если оно правильно органи­зовано, то возможность распространения внутрибольничных ин­фекций исключена. Инфекционное отделение рациональнее раз­мещать в отдельно стоящем здании. Внутренняя планировка и са­нитарный режим этого отделения имеют ряд особенностей, на­правленных на предупреждение внутрибольничных инфекций. Для приема больных предусматриваются приемно-смотровые боксы площадью 16 м2. В отделении вместимостью от 30 до 60 коек долж­но быть два бокса. Для персонала в приемном отделе­нии инфекционного корпуса (отделения) предусматривается са­нитарный пропускник.

Помещения для выписки в инфекционных отделениях следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, для каждой секции отдельно. Площадь выписной составляет 8 м2.

Бокспредставляет собой помещение обшей площадью 22 м2, в котором выделены палата, входной тамбур, санитарный узел, со­стоящий из туалета и ванной, и шлюз. Он имеет отдельный наруж­ный вход (выход) на улицу. Больной поступает в бокс непосред­ственно с улицы через входной тамбур. Шлюз связывает бокс с больничным коридором. Через него в бокс входят врачи, медицин­ская сестра, санитарка. В шлюзе размещается умывальник, имеются дезинфицирующий раствор, вешалка для халатов. Для передачи пищи из коридоров в бокс устраивается специальный шкаф. Бла­годаря такой планировке, коридор боксированного отделения можно рассматривать как нейтральную зону, а в боксах создается возможность изолировать больных с разными инфекциями. Боксы могут проектироваться также на две койки площадью 27 м2.

Полубокссостоит из тех же помещений, что и бокс, но не име­ет наружного входа (выхода) с тамбуром. Больные и медицин­ский персонал входят в полубокс через шлюз из больничного ко­ридора. Полубоксы также строят на одну и две койки. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми инфекционными заболеваниями.

Строительство инфекционных отделений с боксами обходится значительно дороже, но облегчает маневрирование инфекцион­ными койками и создает возможность полной ликвидации внутрибольничных инфекций.

В боксы помещают в первую очередь больных с невыясненным диагнозом и смешанной инфекцией, с воздушно-капельной ин­фекцией высокой контагиозности (корь, ветряная оспа).

В полубоксах помещают больных с воздушно-капельной ин­фекцией относительно невысокой контагиозности (эпидемиче­ским паротитом, скарлатиной, дифтерией) и кишечными забо­леваниями.

В каж­дой палатной секции следует также предусматривать два полубок­са на одну-две койки. В каждой секции необходимо иметь полный набор обслуживающих помещений (процедурную, буфетную, сто­ловую, санитарный узел).

Помещения для выписки в инфекционных отделениях следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, отдельно для каждого отделения.

Посуду инфекционных больных обрабатывают в специально выделенном помещении для мытья и стерилизации посуды рядом с буфетной.

Поликлиника

Поликлиники следует размещать в отдельно стоящих здани­ях или в зданиях, примыкающих к стационару в местах разме­щения общих для стационара и поликлиники лечебно-диагнос­тических отделений. Около 40 % всех посещений приходится на терапевтическое отделение поликли­ники и 20 % — на хирургическое.

Для больных должен быть самостоятельный вход в корпус, не­зависимый от въезда к стационару.

Основными помещениями поликлиники являются врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, ожидальни для больных, ре­гистратура, вестибюль с гардеробной.

Вестибюль с гардеробной проектируется при главном входе.

Регистратура проектируется из расчета 8 м2 на одного регист­ратора.

Помещения для ожидания при кабинетах проектируются из расчета 1,2 м2 на каждого больного, ожидающего приема. Изоли­рованные ожидальни устраиваются при акушерско-гинекологическом, туберкулезном, дерматовенерологическом и психиатри­ческом кабинетах. Ожидальни ориентируют на юг.

Врачебные кабинеты следует ориентировать на север.

Поликлиническое отделение для детей полностью изолируется от отделения для взрослых. Дети поступают через фильтр, в котором медицинская сестра расспрашивает родителей о состоянии ребенка, осматривает кожу и слизистые оболочки, измеряет температуру. Детей с повышенной температурой и признаками острого заразного заболевания направляют из фильтра в бокс. Вызванный врачосматривает боль­ного ребенка в боксе. Детей без признаков острого заболевания и с нормальной температурой направляют из фильтра в общее от­деление, где находятся вестибюль с гардеробной, регистратура и две группы кабинетов участковых педиатров со своими ожидаль­нями.

Из вестибюля детской поликлиники должен быть предусмот­рен выход на улицу, чтобы пути движения детей, поступающих в поликлинику и уходящих домой, не пересекались.

В состав поликлиник могут входить следующие подразделения: рентгенологическое отделение, лаборатория, отделения тера­певтической, хирургической и ортопедической стоматологии, отделение дегельминтизации, аллергологическии кабинет.

Охранительный режим лечебных учреждений

Он подразумевает создание оптимальных гигиенических усло­вий для пребывания больных в ЛПУ. Без создания таких условий нельзя рассчитывать на получение удовлетворительных результа­тов лечения больных.

Общие требования к обеспечению качества больничной среды включают в себя:

• благоприятный микроклимат в помещениях;

• отсутствие загрязнения воздуха;

• достаточную инсоляцию и освещенность помещений;

• устранение шума;

• создание обстановки покоя, удобства и благоприятных эсте­
тических впечатлений.

Микроклимат больничных помещений определяется тепловым состоянием среды, оказывающей влияние на теплоощущения че­ловека, и зависит от температуры, влажности и скорости движе­ния воздуха, температуры окружающих предметов и конструкций.

Комфортные условия микроклимата обеспечиваются система­ми отопления и вентиляции, устройствами кондиционирования воздуха отдельных помещений.

Таблица 6.2

Классификации ВБИ

Клинические классификации предполагают разделение ВБИ на две категории в зависимости от возбудителя на болезни, вызы­ваемые облигатно-патогенными и условно-патогеннымимикро­организмами. В зависимости от характера и длительности течения выделяют:

· острые,

· подострые,

· хронические.

По степени тя­жести различают:

· тяжелые,

· среднетяжелые,

· легкие формы кли­нического течения.

В зависимости от степени рас­пространения инфекции выделяют:

  • генерализованные инфекции (бактериемия, виремия, микемия, септицемия, септикопиемия и др.),
  • локализованные инфекции.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвен­тарь лечебно-профилактических учреждений должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников и дверей) должна осуще­ствляться не менее 2 раз в сутки с применением моющих (мыль­но-содовых растворов) и дезинфицирующих средств. Протирка оконных стекол должна проводиться не реже 1 раза в месяц — изнутри и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 4—6 мес — снаружи. Использование для влажной уборки синтетических мою­щих средств не допускается.

В операционном блоке должна быть предусмотрена отделка стен, окраска потолка и других частей помещения, а также покрытие пола материалами, обеспечивающими легкость и эффективность мытья и дезинфекционной обработки. В зоне строгого режима про­водят ежедневную влажную уборку с применением дезинфициру­ющих средств (после окончания операций), один раз в месяц — генеральную уборку. В зоне стерильного режима генеральная убор­ка проводится еженедельно.

Эффективным противоэпидемическим мероприятием являет­ся плановое закрытие хирургических, акушерских и реанимаци­онных отделений стационара не менее 1 раза в году для проведе­ния тщательной санитарной обработки.

Обслуживающий медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной санитарной одеж­ды: халатами, шапочками, сменной обувью. Хранение ежеднев­ной смены санитарной одежды осуществляется в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитар­ной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Сту­денты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекци­онном отделении и операционных блоках, должны быть обеспе­чены сменной спецодеждой лечебного учреждения.

Персонал операционного и родильного блока перед началом работы обязательно проходит санитарную обработку и надевает чистую спецодежду, в которой работает в зоне строгого режима в течение одного дня. Участники операции работают в стерильной одежде, надеваемой после хирургической обработки рук в опера­ционной. В родильном доме и в операционной персонал должен работать в масках, предпочтительнее использовать стерильные маски разового применения.

В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все применявшиеся объекты обра­батываются дезинфицирующим раствором. В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе (поочередно во всех боксах), после чего в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции. Для первичной обработки новорож­денного обязателен стерильный индивидуальный комплект.

В родильном зале необходимо в течение первого получаса пос­ле рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при наличии относительных противопоказаний возможно кратковре­менное прикладывание на 10 — 30 с, а не кормление), что обеспе­чивает раннее гарантированное заселение организма новорожден­ных материнскими штаммами микроорганизмов, препятствующее колонизации малыша госпитальными штаммами. При уходе за новорожденным используют стерильное белье, стерильные ват­ные тампоны (в отдельных укладках).

Лечение детей с признаками инфекции в отделении новорож­денных, а также перевод их в обсервационное отделение запре­щается. Они должны быть выведены из акушерского стационара в день установления диагноза. После выписки родильниц и детей в освободившейся палате (палатах) проводят уборку по типу за­ключительной дезинфекции, постельные принадлежности под­вергают камерной дезинфекции.

При выявлении (осмотре, опросе в отделении или лаборатор­ных исследованиях) гнойничковых заболеваний, бактериурии, ОРЗ персонал необходимо временно отстранять от участия в операци­ях и контакта с пациентами до полного выздоровления.

Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал обязантщательно вымыть руки.

При поступлении в стационар больные должны (за исключе­нием имеющих медицинские противопоказания) пройти специ­альную санитарную обработку в приемном отделении.

Большое внимание следует уделять также вопросам питания в больницах. Существуют централизованная и децентрализованная системы организации питания в них. При централизованной си­стеме на центральном пищеблоке больницы изготавливают гото­вые блюда, которые затем доставляют непосредственно в отделе­ние, где их подогревают и раздают больным. При такой системе блюда готовятся заранее, они некоторое время хранятся на кух­не, пища несколько раз перекладывается из одной посуды в дру­гую, транспортируется (часто по улице), охлаждается и подогре­вается. При этом в значительной степени теряются вкусовые каче­ства пищи, снижается ее витаминная ценность, в процессе до­ставки возможна контаминация готовых блюд. При децентрализо­ванной системе на центральном пищеблоке заготавливаются по­луфабрикаты, а в отделениях оборудованы кухни-доготовочные, в которых из полуфабрикатов относительно быстро изготавлива­ют готовые блюда, которые сразу раздают больным. При такой системе пищевая

Наши рекомендации