Характеристика мероприятий физической реабилитации
Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным -- массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и реформированные природные факторы; к психорегулирующим -- аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др. Восстановительные мероприятия при занятиях физическими упражнениями. Массаж-это система приемов дозированного механического воздействия на тело руками массажиста или специальными аппаратами. Трение, давление, вибрация служат поддержанию и восстановлению работоспособности и здоровья человека. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на части тела, органы, далеко расположенные от места его применения. Так, еще в 1908г. А. Е. Щербак доказал, что раздражение воротниковой зоны влияет на внутренние органы. Правильно подобранные массажные приемы могут успокаивать или возбуждать нервную систему, вызывая тем самым определенные изменения в различных органах и системах человека. Влияние массажа на нервную систему зависит от приемов, длительности их воздействия, места приложения, то есть от степени раздражения рецепторных приборов. К тому же массаж положительно влияет на газообмен, минеральный и белковый обмены, в частности и увеличивается выделение почками ряда органических и неорганических веществ (мочевины, мочевой кислоты). Водо-теплолечебные процедуры. Они имеют значение и как надежный способ закаливания. В последние годы установлено, что воздействие теплом, водой более эффективно, если за ним следует массаж. Связь эта взаимная: тепло готовит наш организм к массажу, а он закрепляет положительное влияние тепловых процедур. Очень полезно такое сочетание при умственном и физическом утомлении, заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата и нервной системы, в спортивной практике. Особое место среди тепловых процедур занимают бани, которые представляют собой целый комплекс оздоровительных факторов: тепло, паровые ингаляции, воздействие водой, венечный массаж. Издавна баню используют для профилактики и лечения простуды, но не менее целительна она и при других заболеваниях, в частности сердечнососудистых. Банные процедуры положительно влияют на нервную систему, содействуют повышению обмена веществ в организме, снимают утомление, что способствует снижению производственного, бытового травматизма, улучшению взаимоотношений между людьми. ХОРЕОТЕРАПИЯ Использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Физиотерапия (ФТ)— применение физических факторов с лечебно-профилактической целью, состоит из общей и частной ФТ. Электролечение — использование с лечебной и профилактическими целями различного рода электрической энергии, электрических и магнитных полей.
3) ФР при нарушениях функции лучезапястного сустава.Задачами лечебной физической культуры в первомиммобилизационном периоде являются: ускорить регенерацию костной ткани и образование первичной мозоли; улучшить крово - и лимфообращение, обменные процессы, трофику тканей; предупредить посттравматические осложнения - пневмонию, атрофию мышц, тугоподвижность суставов; формировать временную компенсацию нарушенных функций; оказать психоэмоциональное воздействие; оказать общеукрепляющее и тонизирующее действие на организм. Для решения поставленных задач используются определенные средства лечебной физической культуры:75% дыхательных упражнений и общеразвивающих гимнастических, без предметов и с предметами на все свободные от иммобилизации сегменты. Особенно большое количество упражнений назначают на симметричную здоровую руку; упражнения на самообслуживание здоровой рукой; 25 % специальных для поврежденной руки - идеомоторные, в изометрическом и изотоническом режиме, пассивные и активные упражнения для пальцев кисти. Лечебная физическая культура в этом периоде проводится в форме утренней гигиенической гимнастики (УГГ), занятия или урока лечебной гимнастики, самостоятельных занятий индивидуальным или малогрупповым методом. Продолжительность занятия зависит от состояния больного и составляет от 5 до 25 - 30 минут. Исходное положение больного при выполнении упражнений - лежа на спине, боку, сидя, стоя.
Задачами лечебной физической культуры во второмпостиммобилизационном периоде течения травматической болезни являются: восстановить нарушенную функцию поврежденной руки; устранить атрофию мышц, тугоподвижность в суставах; оказать общеукрепляющее и общетонизирующее воздействие; общая тренировка организма. Для решения поставленных задач назначаются следующие средствалечебной физической культуры: 25 % общеразвивающих и дыхательных упражнений с предметами и без предметов; 75 % специальных упражнений для поврежденной руки: пассивные - в первые дни после снятия иммобилизирующей повязки с поврежденной руки; пассивно - активные; активные для всех суставов поврежденной с постепенно увеличивающейся амплитудой движения и дозировкой каждого упражнения; упражнения с противодействием здоровой руке или руке методиста; упражнения с сопротивлением ( с использованием эластического бинта и пружинного эспандера ); упражнения на растягивание; упражнения с отягощением с использованием гантелей; упражнения на блоковых аппаратах. В первые дни после снятия гипсовой повязки пассивные, пассивно - активные и активные упражнения для разработки лучезапястного и локтевого сустава поврежденной руки желательно проводить в ручной ванночке с теплой водой - t до 36 - 37 ° С. Физические упражнения проводят в форме утренней гигиенической гимнастики, занятия или урока лечебной гимнастики, самостоятельных занятий индивидуальным, малогрупповым и групповым методом. Продолжительность занятий составляет от 30 минут до 45 - 60 минут. Исходными положениями при выполнении упражнений могут быть сидя, стоя, у гимнастической стенки.
После образования вторичной костной мозоли, что свидетельствует о полном анатомическом восстановлении кости, лечебная физическая культура проводится по третьему, восстановительному периоду течения травматической болезни. Несмотря на полное анатомическое выздоровление костной ткани в области повреждения, функция поврежденной руки остается еще некоторое время нарушенной, так как в этом периоде могут иметь место остаточные явления перелома в виде атрофии мышц, снижение силы кистей, тугоподвижности в лучезапястном и локтевом суставах. В связи с этим задачами лечебной физической культуры в этом периоде считают: полное восстановление нарушенных функций; ликвидация или устранение остаточных посттравматических нарушений ( атрофии мышц, тугоподвижности в суставах ); общая тренировка организма; бытовая, трудовая и, при необходимости, спортивная реабилитация. Из средств лечебной физической культуры: общеразвивающие гимнастические упражнения с предметами и без предметов; дыхательные статические и динамические упражнения; для поврежденной руки - гимнастические с предметами, со снарядами, на снарядах, на гимнастической стенке, упражнения с сопротивлением, с отягощениями, упражнения на тренажерах - тренажере « гребля », стенка « здоровье » и др.; элементы спорта ( плавание, игра в волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон, ходьба на лыжах и т. д. ) простейшие элементы трудотерапии.
Широко назначаются прикладные упражнения, повторяющие действия человека в быту, на производстве, в спорте. К ним относятся захватывание, удержание, перенос предметов, различных по объему, весу, застегивание пуговиц, зашнуривание обуви, расчесывание, умывание, включение и выключение различных электроприборов, открывание и закрывание замков, метание в цель различных по величине и весу мячей. Метания мяча благотворно влияет на центральную нервную систему, восстанавливают и совершенствуют координацию, точность и ловкость движений, подвижность в суставах, силу мышц поврежденной руки. В процессе метания мяча Пешкова А. П. и соавт., 1989, рекомендуют менять расстояние броска, траекторию полета, исходное положение, ритм и темп движений. В период выздоровления широко используются игры, которые не только повышают интерес к занятиям, но и восстанавливают в суставах координацию движений и силу мышц. Лечебная физическая культура проводится в различных формах - утренней гигиенической гимнастики, занятий лечебной гимнастикой, самостоятельных занятий, спортивных игр, массово - оздоровительных занятий индивидуальным, малогрупповым и групповым методом. Продолжительность занятий ЛФК - 45 - 60 минут для нетренированных лиц и 60 - 90 минут для спортсменов, 2 - 3 раза в день
Билет 16
1) Новые этические проблемы науки в конце 20 начале 21 века.Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реакции общества. Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины. Ряд проблем вызван Отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за пациента.В 70-х гг. XX в выделилась биоэтика Экспериментирования на животных. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих эксперименты не только на человеке, но на животных.Особое место занимают этические проблемы, исходящие из Увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. Расширяются технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения НТП не прогнозируемы в их последствиях.Возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, Угроза человеческому естеству, его телесности и психики, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций. Актуальной должна стать практика этической экспертизы в медицине.Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможности вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы, с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшихся генетических качеств. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые препятствуют сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения.Также проблематично природно-эволюционно истолкование Стремлений человека к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями, мужчинами и женщинами. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию Расизма и геноцида.Острой проблемой современности является Технология клонирования. В общем смысле клонированием может быть назван процесс создания существа, генетически тождественного родительским. Клонирование для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве – не проблема, но человеческое – острые споры. В этом случае мы получим копии взрослых людей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию реальной множественности, в которой и не отличить, где генетически подлинное человеческое существо, а где артефакт — искусственно созданное. А это создает не только серьезные методологические проблемы, но прежде всего проблемы глубоко нравственные.
2) Этапы и фазы реабилитации
Восстановительное лечение спортсменов подразделяется на три этапа: медицинский, спортивный этапы реабилитации и этап спортивной тренировки. При переломах костей выделены иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный периоды. Ведение большей части повреждений можно разделить на острую, промежуточную (подострую), стабильную (хроническую) фазы, а также фазу возвращения к активности (функциональную). При этом, после оценки состояния спортсмена, на каждой фазе ставятся задачи, в соответствии с ними определяется программа реабилитации, которая корригируется при динамическом наблюдении. Составлению реабилитационной программы предшествует тщательное обследование. Обследование включает жалобы, анамнез, местный статус (осмотр, пальпация, определение кожной температуры, тургора кожи, тонуса мышц и т.д.), функциональное тестирование (исследование объема движений, силы мышц, прикладной биомеханики,), нейромышечное тестирование (чувствительность, проприрецепция, глубокие рефлексы). Выясняется механизм травмы, особенности вида спорта, спортивные цели атлета. При наличии стандартных схем и протоколов ведения спортсмена с травмой не существует универсальной программы, подходящей для каждого. Это связано с огромными различиями каждого вида спорта и каждого спортсмена. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной, учитывать нужды спортсмена, возраст, тяжесть повреждения, нарушение специальных функций, а также требования, предъявляемые видом спорта к организму атлета. Особенность реабилитации спортсмена после травм состоит в как можно более быстром и безопасном возврате к прежнему уровню функциональной и спортивной активности.
3) Оценка эффективности занятий ФР при переломах трубчатых костей верхних конечностей.Для определения эффективности занятий лечебной физкультурой, отпуске процедур лечебного массажа и физиотерапевтических процедур необходимопроводить врачебно-педагогический контроль за больными. Этот контроль могут проводить врачи, инструкторы или методисты ЛФК, врачи-физиотерапевты, массажисты. Врачебно-педагогический контроль за больными проводится с целью оценки воздействия применяемых физических упражнений, процедур массажа и физиотерапевтических процедур. Перечисленные средства физической реабилитации должны вызывать положительный, благоприятный эффект при правильно, методически грамотно построенном занятии лечебной физической культуры, отпуске физиопроцедур и процедур массажа. В то же время они могут оказывать и отрицательное воздействие на организм больного или индифферентное (безразличное) действие. Известно, что эффективность занятий лечебной физкультурой, массажа и физиотерапии необходимо определять как в процессе одного занятия или процедуры, так и в процессе всего курса лечения. Для определения эффективности занятий лечебной физкультурой, отпуска процедур массажа и физиопроцедур травматическим больным при оперативных, текущих и этапных наблюдениях возможно использование следующих методик исследования: анамнез; наблюдение за внешними признаками утомления; исследование и оценка различных показателей физического развития; пульсометрия с построением физиологической кривой урока; измерение обхватных размеров плеча и предплечья; гониометрия - измерение амплитуды движений в суставах; динамометрия кистевая и становая - для измерения силы мышц кистей и разгибателей спины; миотонометрия - для измерения тонуса мышц; электромиография.
Билет 17.
1) Неклассическая наука на рубеже 19-20 веков.Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта. В конце ХIХ — начале XX в. последовал ряд открытий, которые не вписывались в существовавшую научную картину мира. Были получены новые экспериментальные данные, которые привели к созданию революционных научных теорий такими учёными, как Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, А. А. Фридман и др. Переход от классической науки к неклассической заключался во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом. Если в классической науке картина мира должна быть картиной изучаемого объекта самого по себе, то неклассический научный способ описания с необходимостью включает в себя, помимо изучаемых объектов, используемые для их изучения приборы, а также сам акт измерения. В соответствии с этим подходом Вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий, подчёркивая активную роль и вовлеченность субъекта познания в сам процесс получения знаний. Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет абсолютного характера, а зависит от свойств остальных участков сети. Наука этого периода столкнулась с миром сложных саморегулирующихся систем (теория эволюции) и начала осваивать его. Картины мира различных наук в это время пока ещё отделены друг от друга, но они все совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестаёт считаться вечной и неизменной истиной и осознаётся как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире. В неклассической науке наметилась тенденция на сближение естественных и гуманитарных направлений, что стало характерной чертой следующего — постнеклассического — этапа развития науки.
2) Реабилитационный потенциал.Это диагностическая оценка и прогноз потенциальных возможностей больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанный на объективных данных о наследственности, раннем развитии, физических и психических особенностях, социальном статусе, а также форме и тяжести наркологического заболевания. В зависимости от степени выраженности основных составляющих реабилитационного потенциала диагностируется его уровень. Уровень реабилитационного потенциала (УРП) – интегральная характеристика больного, отражающая все этапы формирования зависимости и развития личности от периода предшествующего болезни и индивидуальной предиспозиции до четко очерченного клинического диагноза, личностного и социального статуса. Он также объединяет индивидуальные когнитивные, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные, морально-этические особенности и основное направление личностного и социального развития, а так же ценностную ориентацию больного. УРП определяет врач и специально подготовленный психолог. От УРП зависит объем лечебно-реабилитационной помощи.
3. Медико-биологические средства восстановления при травмах суставов.В группе медико-биологических средств выделяют гигиенические факторы (включая организацию рационального питания), некоторые медикаментозные препараты, витамины, физические факторы. Среди гигиенических мероприятий существенное место занимает организация режима дня и быта в зависимости от числа тренировочных занятий, их характера, личной гигиены спортсмена. В число гигиенических требований к режиму входит правильное" распределение всех нагрузок, отдыха, питания, комплекса восстановительных процедур в течение дня, микро-, мезо- и макроцикла. Это распределение должно соответствовать суточной периодике физиологических функций. Питание является одним из основных экологических факторов нормального течения обменных процессов в организме. Роль адекватного питания особенно возрастает в условиях спортивной деятельности, когда пластический и энергетический обмен претерпевает значительные изменения. Для устранения витаминного дефицита используются поливитаминные комплексы, содержащие основные витамины в оптимальных сочетаниях. Это геронтологические поливитаминные препараты "Ундевит" и "Декамевит" и специально разработанные для применения при повторных тяжелых физических нагрузках витаминные комплексы "Аэровит" и "Комплевит". Значительное место в системе восстановительных средств занимают физические факторы. Они положительно влияют на функциональную активность отдельных органов и систем, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, в том числе иммунную активность, стимулируют процессы обмена веществ в организме, усиливают местный и общий кровоток. Естественные физические факторы - это рациональное использование солярия, аэрария, водных процедур в естественных условиях, при возможности аэроионизация и различные сочетания этих воздействий. Физиотерапевтические факторы представляют собой самую значительную группу восстановительных средств. Сюда входят насчитывающие многовековую историю бани, ванны, души, массаж и более "молодые" методы - электро-, свето-, гидро- и бальнеопроцедуры, общие и локальные баровоздействия, различные виды инструментального массажа (пневмомассаж, вибромассаж и др.), магнитные воздействия, газовые смеси.
Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности при травмах суставов, восстановлению функциональных систем, занимают медико-биологические средства, к числу которых относят рациональное (необходимое) питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, кислород, физио– и гидротерапию, различные виды массажа, терапии, локальное отрицательное давление (ЛОД), бани (сауны), адоптоины и препараты, влияющие на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляцию электронов.
Билет 18.
1) Научная картина мира. Стиль научного мышления. Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности. Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Стиль Научного Мышления- исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Это совокупность характерных черт мышления ученых, система ориентации на те или иные идеи, методы, образцы исследования, интерпретации и оценки; «готовность к направленному восприятию и соответствующему пониманию того, что воспринято».С. н. м. может формироваться под влиянием различных научных картин мира (напр., эксперименты У Гарвея, приведшие к открытию кровообращения, интерпретировались им одновременно с точки зрения механистической и аристотелевской научных картин мира; разрешение противоречий, возникавших при этом, вело к созданию теоретической физиологии).
2) Принцип построения индивидуальной программы реабилитации.Индивидуальность реабилитационных мероприятий. То есть в каждом конкретном случае должны учитываться особенности реабилитанта в медицинском, профессиональном, социальном, бытовом плане и в зависимости от этого должна составляться индивидуальная программа реабилитации. Ведь как различен по течению процесс болезни у разных людей, как неповторимы характеры людей в различных условиях их жизни и работы, так и реабилитационные программы для каждого больного или инвалида должны быть строго индивидуальны. Этот принцип получил реализацию в составлении индивидуальной программы реабилитации больного и инвалида, которая ориентирована на конкретную личность с учетом особенностей болезни и ее последствий, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, в том числе утраты трудоспособности, семейного и социального положения реабилитанта, его профессии, возраста и т.д. При этом больного нужно ориентировать на достижение конкретных результатов по окончанию данной программы реабилитации.
3) ФР при вывихах в суставах нижних конечностей.При повреждениях суставов физическая реабилитация подразделяется на иммобилизационный, функциональный и тренировочный периоды Иммобилизационный период начинается с момента наложения гипса до образования костной мозоли (при переломах) или срастания капсулы, связочного аппарата и др. (при вывихах).
Задачи реабилитации в этот период: ускорить рассасывание кровоизлияния и отека, улучшить крово-, лимфообращение и обмен веществ в пораженном сегменте и во всем организме, способствовать образованию костной мозоли и заживлению мягких тканей, предупредить спаечный процесс, атрофию мышц, развитие тугоподвижности и анкилозов в суставах. ЛФК применяют в первые же дни после травмы. Пострадавшие выполняют движения в суставах здоровой конечности и в неиммобилизированных суставах поврежденной, выполняют дыхательные и идеомоторные упражнения, производят изометрические напряжения мышц, сначала здоровой, а затем и больной конечности. Последние выполняются с большим количеством повторений несколько раз в день. Время начала активных и пассивных движений в поврежденном суставе определяется индивидуально, но в принципе — чем раньше, тем лучше. Ранние осторожные движения не только не угрожают смещением отломков, но оказывают благотворное влияние на суставные поверхности, капсулу, связочный аппарат и мышцы, от функционального состояния которых зависит восстановление функции сустава. Второй — постиммобилизационный или функциональный период длится с момента снятия иммобилизации до частичного (неполного) восстановления функции. Это период функциональный, анатомически орган восстановлен, а функционально — нет. Задачи этого периода: завершение регенерации поврежденной области (нормализации структуры костной мозоли и др.), уменьшение атрофии мышц, тугоподвижности в суставе, увеличение силы мышц и восстановление функции поврежденной конечности. В это время наряду с общеразвивающими упражнениями широко применяются специальные упражнения для поврежденного сегмента, сначала — в облегченных условиях: с помощью, со снятием веса сегмента (на гладких поверхностях и в воде — в бассейне). Используются пассивные и активно-пассивные движения (рис. 18). Интенсивно используются различные физиотерапевтические и бальнеологические процедуры и массаж. Различного рода тепловые процедуры (водяные ванны, озокерит, парафин) или электроцедуры (УВЧ, низкочастотная магнитотерапия, диатермия, плипульс и др.) от 7 до 10—12 процедур проводятся перед массажем, который также дается курсами по 10—12 сеансов.
Специальные физические упражнения для поврежденного сегмента постепенно расширяются: проводятся с возможно большей амплитудой, с сопротивлением, с постепенно увеличивающимися грузами на тренажерах, с предметами, гантелями. Длительность занятий (2—3 раза в день) увеличивается до 2—3-х часов.
Третий период — тренировочный — начинается с момента, когда признается, что поврежденный сегмент функционально восстановлен, но не полностью и ставятся следующие задачи: окончательно восстановить функции поврежденного сегмента всего организма в целом, адаптировать больного к бытовым и производственным нагрузкам, в случае невозможности полного восстановления сформировать необходимые компенсации. В это время физические нагрузки по характеру должны приближаться к систематической тренировке. Для этого используются несколько групп упражнений: общеразвивающие, специальные — для увеличения объема и силы мышц в зоне повреждения, для восстановления двигательных актов — бытовых, производственных, а также нормализации ходьбы (при повреждениях суставов нижних конечностей).
Билет 19
1) Понимание в социальных и гуманитарных науках. Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности. Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Основные виды научного понимания: историческое понимание (понимание жизненного опыта людей прошедших эпох); интерпретация инокультурных символов и метафор; филологическое понимание (перевод и истолкование древних текстов); понимание иных форм жизни; понимание в социально-антропологических исследованиях (понимание культурных норм и ценностей); понимание в естествознании (понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий). Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания. К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга. Второй тип понимания связан с переводом с одного языка на другой (например, с иностранного языка на родной), где мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке. Третий тип понимания относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение.
2) Физиологические механизмы лечебных действий физической реабилитации.
Основными физиологическими механизмами действия физических упражнений является нервный и нейрогуморальный. Физиологи показали благоприятное влияние мышечной деятельности на протекание нервных процессов. Ее центральный отдел - ЦНС - обеспечивает взаимосвязь не только организма с внешней средой, но и рефлекторное взаимодействие между внутренними органами, с одной стороны, и между ними и двигательным аппаратом - с другой. Благодаря этому при мышечной работе проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий и т.п. поступают в ЦНС, откуда через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ. При выполнении физических упражнений рефлекторно происходит улучшение деятельности внутренних органов. Доказана роль моторно-висцеральных рефлексов в лечебном действии физических упражнений. Именно их следует считать физиологической основой оздоровительного влияния физических упражнений и на здоровый, и на больной организм. Помимо ведущего значения нервного механизма регуляции физиологических функций большую роль играет гуморальный механизм. При выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны, которые оказывают стимулирующее действие на работу сердца; метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, снабжающие эти мышцы кровью. Да и в самой ЦНС при достаточно продолжительном выполнении адекватной по интенсивности мышечной работы образуются тканевые гормоны (эндорфины, энкефалины), по структуре и влиянию напоминающие наркотики и создающие у человека ощущения, близкие к эйфории. В конечном итоге взаимодействие упомянутых нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на правильно подобранные и организованные физические нагрузки.
Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов: тонизирующее, трофическое, формирование компенсаций и нормализация функций. Тонизирующее влияние.Основное значение в таком влиянии физических упражнений имеет мобилизация организма на борьбу с болезнью. Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в изменении интенсивности физиологических процессов в организме в процессе выполнения нагрузки. Такой эффект обусловлен тем, что между двигательной зоной коры больших полушарий головного мозга и центрами вегетативной нервной системы существует тесная связь, поэтому возбуждение первых во время работы ведет к повышению активности вторых, как и желез внутренней секреции. В результате активизируется деятельность большинства вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем), улучшается обмен веществ, повышаются активность различных защитных реакций (в том числе иммунобиологические). И наоборот - при низком уровне двигательной активности происходит детренировка функциональных систем организма. Трофическое действиефизических упражнений прояв