Решения проблемно-ситуационной задачи
5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; правильно дана гигиеническая оценка ситуации и выбраны рекомендации.
4 « хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации; незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; полное раскрытие междисциплинарных связей; правильная гигиеническая оценка ситуации, неполный перечень предлагаемых рекомендаций.
3 « удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; правильная гигиеническая оценка ситуации; значительные затруднения при выборе рекомендаций.
2 « неудовлетворительно»- неправильный ответ, неверная гигиеническая оценка ситуации; неправильно выбранные рекомендации; путанный сбивчивый ответ,
Критерии оценки заданий в тестовой форме
Рецензия
на экзаменационные билеты и задания в тестовой форме к промежуточной аттестации учебных дисциплин « Гигиена и экология человека» и « Сертификация пищевых продуктов»
по специальности 060604 Лабораторная диагностика 51, составленные преподавателем дисциплины « Гигиена и экология человека» Яскевич Г.В.
ГОУ СПО Медицинского колледжа имени С.П. Боткина
Промежуточная аттестация по дисциплинам «Гигиена и экология человека» и «Сертификация пищевых продуктов» представлена в виде билетов и заданий в тестовой форме.
Экзаменационные билеты по дисциплине « Гигиена и экология человека» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности 060604 Лабораторная диагностика51
и разработаны в соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.
Предлагаемая промежуточная аттестация по специальности « Гигиена и экология человека» представлена в виде 35 билетов, содержащих 3 задания: вопрос из теоретической части предмета, манипуляция и проблемно-ситуационная задача. Вопросы из теоретического курса дисциплины позволяют выявить у студентов ориентацию в предмете, знания основополагающих понятий и определений; выполнение манипуляций и решение ситуационных задач дают возможность оценить уровень владения профессиональными навыками и способность грамотно решать вопросы в проблемных ситуациях.
По дисциплине « Сертификация пищевых продуктов» предлагаются задания в тестовой форме в количестве 50. Тесты предполагают выявить у студентов знания вопросов, связанных с качеством пищевых продуктов и способность дать квалифицированное экспертное заключение.
В материале для промежуточной аттестации реализован основной принцип преемственности учебного материала и связь с другими предметами.
Экзаменационные билеты и тестовые задания составлены грамотно и могут быть рекомендованы для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам «Гигиена и экология человека» и « Сертификация пищевых продуктов».
Рецензент:
Методист медицинского колледжа
имени С.П. Боткина,
высшей квалификационной категории
Н.В. Радыгина_________________________
Эталон ответа к билету №1
1.Предмет и содержание гигиены, экологии, экологии человека. Задачи.
Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровления условий жизни и труда.
Центральной задачей гигиены является разработка и обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Гигиенические нормативы – это минимальные или предельные величины ( количественные ) характеризующие отдельный фактор внешней среды ( химический, физический, биологический, психогенный.
Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов – санитария.
Функции госсаннадзора определены Основами законодательства РФ « Об охране здоровья граждан» (1999г.) и Законом РФ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения (1991г. с изменениями в1999г.)
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнений внешней среды, на оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, предупреждение и снижение заболеваемости, формирование и пропаганду здорового образа жизни.
Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах.
Предупредительный санитарный надзор- проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства различных объектов.
Текущий санитарный надзор – контроль за соблюдением гигиенических нормативных документов в процессе эксплуатации объектов.
Задачи Государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
- гигиенический надзор за окружающей средой;
- санитарный надзор за условиями труда;
- гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питания
населения;
- гигиенический контроль за радиационной обстановкой;
- санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и подростков;
- организация и проведение противоэпидемических мероприятий.
Гигиена, как наука сформировалась более 150 лет назад ( нем. ученый М. Петтенкофер).
Истоки гигиены в глубокой древности. Первобытно-общинный строй ( требования к чистоте жилищ, сбор лекарственных растений и др.), в рабовладельческом обществе ( диететика, массаж, водные процедуры), наибольшее развитие гигиена достигла в Древней Греции ( Гиппократ – трактат « О здоровом образе жизни», Платон, Аристотель- развили идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. В Древнем Риме была создана система медицинского обеспечения в армии, был водопровод и бани. Период средних веков (VI – XIVвв.) – упадок личной и общественной гигиены. В эпоху Возрождения ( XV – XVIвв.) особое внимание уделялось профессиональной гигиене (болезни ремесленников). В Англии (XVII – XVIIIвв.) – предлагалось организовать государственное здравоохранение.
Отечественная гигиена развивалась самобытным путем, многие санитарные мероприятия были осуществлены раньше, чем на Западе. Древние славяне для предупреждения инфекционных болезней использовали окуривание помещений полынью и другими травами, сжигали одежду после смерти больных и др. В Киевском государстве ( IXв.) большое внимание уделялось санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой (определил и выделил в особую дисциплину в 1866 году Эрнст Геккель).
Экология человека – наука, изучающая общие закономерности взаимодействия человека и человеческого сообщества с окружающим миром. Современная экология человека – междисциплинарная наука, использующая знания естественных наук ( химия, биология, физика) и социальных наук (социология, экономика, политика и др.).
2. Расскажите о приборах для определения скорости движения воздуха. Определите скорость движения воздуха в помещении и оцените полученный результат.
Для определения скорости движения воздуха используются: анемометры (крыльчатые, чашечные) и кататермометры. Анемометры используют для определения скорости движения воздуха в открытой атмосфере, кататермометры – в помещении. Чашечные анемометры измеряет скорости от 5до 50 м/с, крыльчатые – от 0,5 до 5 м/с
Устройство анемометров: 4 чашечки (крылышка) через ось соединяются с 3 циферблатами, которые показывают обороты.
Порядок работы: снимают показания циферблатов, помещают в поток воздуха на 2 мин., затем вновь снимают показания, разницу показаний делят на время (сек.), затем по калибровочному графику переводят полученный результат об/сек в м/с.
Устройство кататермометра: спиртовой прибор, имеющий 2 резервуара, температурную шкалу, градуированную на температуру от35 до 38 град.С
Порядок работы: опустить нижний резервуар прибора в стакан с горячей водой, когда спирт заполнит 2/3 верхнего резервуара, вынуть прибор, высушить нижний резервуар, заметить время, в течение которого столбик спирта опустится с 38 град. до 35. Расчет по формулам.
Решите задачу.
Ответ:
Решение задачи:
(б+у) * 4,1 + ж* 9,3 = ккал
б+у = сух. в-ва – (ж+з)
Сух. в-ва жиры зола
в 5 г – 1,2г в 5г - 0,06г Зж = 380 * 0,012 = 4,56г
в 500г – х в 500г - х
500 * 1,2 500* 0,06 Зп = 120* 0,01 = 1,2г
х = -----------------= 120г х =-------------------= 6г
5 5
б+у = 120 – ( 6 + 5,76)
б+у = 108,2г
Калорийность 1 блюда = 108,2* 4,1 + 6*9,3 = 499 ккал
Эталон ответа к билету №2
Биосфера, ее эволюция
Вся сумма живых существ в совокупности со средой обитания, и в том числе и человек представляют собой биосферу. Возникла биосфера 3,4 – 4,5 млрд лет тому назад. Нижняя граница биосферы опускается на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана.
Верхней границей служит защитный озоновый слой – на высоте 20-25 км.
Понятие биосферы как сферы обитания живых организмов было предложено австрийским ученым Э. Зюссом в 1875г. Позднее русским ученым В.И. Вернадским было создано учение о биосфере, согласно которому биосфера есть результат длительного процесса взаимодействия живой и неживой материи, который длится с момента возникновения жизни на Земле. Живые организмы – существующие, стареющие, умирающие в течение миллионов лет- порождают планетарный процесс- миграцию химических элементов , движение земны атомов. В.И Вернадский рассматривал живое вещество как носителя свободной энергии в биосфере. Живое вещество, считал ученый, является функцией биосферы в биохимическом понимании. В состав живого вещества, геохимически меняющего процессы в земной коре, В.И. Вернадский включил и человечество, рассматривая тем самым систему природы и систему общества в единстве.
Биосфера – это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях.
Биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества. В процессе взаимодействия человеческого сообщества с биосферой происходит появление еще одной оболочки Земли, включающий результат общественного развития – хозяйственной деятельности, культуры, религии и пр., которая называется ноосферой.
В.И. Вернадский считал, что ионосфера- это новое геологическое явление на Земле. Превращение биосферы в ноосферу является закономерным развитием жизни на Земле.
Экосистемы.
Все живые существа, населяющие Землю, взаимодействуют друг с другом и окружающей их неживой природой, существуя и эволюционируя при этом многие миллионы лет.
Совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей и х неживой природой таким образом, что может сохраняться неопределенно долгое время, называется экосистемой.
Экосистема- это безразмерные, устойчивые системы живых и неживых компонентов, в которых совершается внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.
Закономерное сочетание разных организмов, обитающих на определеннойтерритории,называется биоценозом.
Совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз, носит название биотоп.
Биотоп + биоценоз – образуют экосистему
Крупные наземные экосистемы ( тундра, тайга, пустыня) называются биомами.
Экосистемы не изолированы друг от друга, а плавно переходят одна в другу