Решения проблемно-ситуационной задачи

5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; правильно дана гигиеническая оценка ситуации и выбраны рекомендации.

4 « хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации; незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; полное раскрытие междисциплинарных связей; правильная гигиеническая оценка ситуации, неполный перечень предлагаемых рекомендаций.

3 « удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; правильная гигиеническая оценка ситуации; значительные затруднения при выборе рекомендаций.

2 « неудовлетворительно»- неправильный ответ, неверная гигиеническая оценка ситуации; неправильно выбранные рекомендации; путанный сбивчивый ответ,

Критерии оценки заданий в тестовой форме

Рецензия

на экзаменационные билеты и задания в тестовой форме к промежуточной аттестации учебных дисциплин « Гигиена и экология человека» и « Сертификация пищевых продуктов»

по специальности 060604 Лабораторная диагностика 51, составленные преподавателем дисциплины « Гигиена и экология человека» Яскевич Г.В.

ГОУ СПО Медицинского колледжа имени С.П. Боткина

Промежуточная аттестация по дисциплинам «Гигиена и экология человека» и «Сертификация пищевых продуктов» представлена в виде билетов и заданий в тестовой форме.

Экзаменационные билеты по дисциплине « Гигиена и экология человека» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности 060604 Лабораторная диагностика51

и разработаны в соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.

Предлагаемая промежуточная аттестация по специальности « Гигиена и экология человека» представлена в виде 35 билетов, содержащих 3 задания: вопрос из теоретической части предмета, манипуляция и проблемно-ситуационная задача. Вопросы из теоретического курса дисциплины позволяют выявить у студентов ориентацию в предмете, знания основополагающих понятий и определений; выполнение манипуляций и решение ситуационных задач дают возможность оценить уровень владения профессиональными навыками и способность грамотно решать вопросы в проблемных ситуациях.

По дисциплине « Сертификация пищевых продуктов» предлагаются задания в тестовой форме в количестве 50. Тесты предполагают выявить у студентов знания вопросов, связанных с качеством пищевых продуктов и способность дать квалифицированное экспертное заключение.

В материале для промежуточной аттестации реализован основной принцип преемственности учебного материала и связь с другими предметами.

Экзаменационные билеты и тестовые задания составлены грамотно и могут быть рекомендованы для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам «Гигиена и экология человека» и « Сертификация пищевых продуктов».

Рецензент:

Методист медицинского колледжа

имени С.П. Боткина,

высшей квалификационной категории

Н.В. Радыгина_________________________

Эталон ответа к билету №1

1.Предмет и содержание гигиены, экологии, экологии человека. Задачи.

Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровления условий жизни и труда.

Центральной задачей гигиены является разработка и обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Гигиенические нормативы – это минимальные или предельные величины ( количественные ) характеризующие отдельный фактор внешней среды ( химический, физический, биологический, психогенный.

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов – санитария.

Функции госсаннадзора определены Основами законодательства РФ « Об охране здоровья граждан» (1999г.) и Законом РФ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения (1991г. с изменениями в1999г.)

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнений внешней среды, на оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, предупреждение и снижение заболеваемости, формирование и пропаганду здорового образа жизни.

Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах.

Предупредительный санитарный надзор- проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства различных объектов.

Текущий санитарный надзор – контроль за соблюдением гигиенических нормативных документов в процессе эксплуатации объектов.

Задачи Государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- гигиенический надзор за окружающей средой;

- санитарный надзор за условиями труда;

- гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питания

населения;

- гигиенический контроль за радиационной обстановкой;

- санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и подростков;

- организация и проведение противоэпидемических мероприятий.

Гигиена, как наука сформировалась более 150 лет назад ( нем. ученый М. Петтенкофер).

Истоки гигиены в глубокой древности. Первобытно-общинный строй ( требования к чистоте жилищ, сбор лекарственных растений и др.), в рабовладельческом обществе ( диететика, массаж, водные процедуры), наибольшее развитие гигиена достигла в Древней Греции ( Гиппократ – трактат « О здоровом образе жизни», Платон, Аристотель- развили идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. В Древнем Риме была создана система медицинского обеспечения в армии, был водопровод и бани. Период средних веков (VI – XIVвв.) – упадок личной и общественной гигиены. В эпоху Возрождения ( XV – XVIвв.) особое внимание уделялось профессиональной гигиене (болезни ремесленников). В Англии (XVII – XVIIIвв.) – предлагалось организовать государственное здравоохранение.

Отечественная гигиена развивалась самобытным путем, многие санитарные мероприятия были осуществлены раньше, чем на Западе. Древние славяне для предупреждения инфекционных болезней использовали окуривание помещений полынью и другими травами, сжигали одежду после смерти больных и др. В Киевском государстве ( IXв.) большое внимание уделялось санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой (определил и выделил в особую дисциплину в 1866 году Эрнст Геккель).

Экология человека – наука, изучающая общие закономерности взаимодействия человека и человеческого сообщества с окружающим миром. Современная экология человека – междисциплинарная наука, использующая знания естественных наук ( химия, биология, физика) и социальных наук (социология, экономика, политика и др.).

2. Расскажите о приборах для определения скорости движения воздуха. Определите скорость движения воздуха в помещении и оцените полученный результат.

Для определения скорости движения воздуха используются: анемометры (крыльчатые, чашечные) и кататермометры. Анемометры используют для определения скорости движения воздуха в открытой атмосфере, кататермометры – в помещении. Чашечные анемометры измеряет скорости от 5до 50 м/с, крыльчатые – от 0,5 до 5 м/с

Устройство анемометров: 4 чашечки (крылышка) через ось соединяются с 3 циферблатами, которые показывают обороты.

Порядок работы: снимают показания циферблатов, помещают в поток воздуха на 2 мин., затем вновь снимают показания, разницу показаний делят на время (сек.), затем по калибровочному графику переводят полученный результат об/сек в м/с.

Устройство кататермометра: спиртовой прибор, имеющий 2 резервуара, температурную шкалу, градуированную на температуру от35 до 38 град.С

Порядок работы: опустить нижний резервуар прибора в стакан с горячей водой, когда спирт заполнит 2/3 верхнего резервуара, вынуть прибор, высушить нижний резервуар, заметить время, в течение которого столбик спирта опустится с 38 град. до 35. Расчет по формулам.

Решите задачу.

Ответ:

Решение задачи:

(б+у) * 4,1 + ж* 9,3 = ккал

б+у = сух. в-ва – (ж+з)

Сух. в-ва жиры зола

в 5 г – 1,2г в 5г - 0,06г Зж = 380 * 0,012 = 4,56г

в 500г – х в 500г - х

500 * 1,2 500* 0,06 Зп = 120* 0,01 = 1,2г

х = -----------------= 120г х =-------------------= 6г

5 5

б+у = 120 – ( 6 + 5,76)

б+у = 108,2г

Калорийность 1 блюда = 108,2* 4,1 + 6*9,3 = 499 ккал

Эталон ответа к билету №2

Биосфера, ее эволюция

Вся сумма живых существ в совокупности со средой обитания, и в том числе и человек представляют собой биосферу. Возникла биосфера 3,4 – 4,5 млрд лет тому назад. Нижняя граница биосферы опускается на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана.

Верхней границей служит защитный озоновый слой – на высоте 20-25 км.

Понятие биосферы как сферы обитания живых организмов было предложено австрийским ученым Э. Зюссом в 1875г. Позднее русским ученым В.И. Вернадским было создано учение о биосфере, согласно которому биосфера есть результат длительного процесса взаимодействия живой и неживой материи, который длится с момента возникновения жизни на Земле. Живые организмы – существующие, стареющие, умирающие в течение миллионов лет- порождают планетарный процесс- миграцию химических элементов , движение земны атомов. В.И Вернадский рассматривал живое вещество как носителя свободной энергии в биосфере. Живое вещество, считал ученый, является функцией биосферы в биохимическом понимании. В состав живого вещества, геохимически меняющего процессы в земной коре, В.И. Вернадский включил и человечество, рассматривая тем самым систему природы и систему общества в единстве.

Биосфера – это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях.

Биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества. В процессе взаимодействия человеческого сообщества с биосферой происходит появление еще одной оболочки Земли, включающий результат общественного развития – хозяйственной деятельности, культуры, религии и пр., которая называется ноосферой.

В.И. Вернадский считал, что ионосфера- это новое геологическое явление на Земле. Превращение биосферы в ноосферу является закономерным развитием жизни на Земле.

Экосистемы.

Все живые существа, населяющие Землю, взаимодействуют друг с другом и окружающей их неживой природой, существуя и эволюционируя при этом многие миллионы лет.

Совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей и х неживой природой таким образом, что может сохраняться неопределенно долгое время, называется экосистемой.

Экосистема- это безразмерные, устойчивые системы живых и неживых компонентов, в которых совершается внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.

Закономерное сочетание разных организмов, обитающих на определеннойтерритории,называется биоценозом.

Совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз, носит название биотоп.

Биотоп + биоценоз – образуют экосистему

Крупные наземные экосистемы ( тундра, тайга, пустыня) называются биомами.

Экосистемы не изолированы друг от друга, а плавно переходят одна в другу

Наши рекомендации