Собенности работы с активом отряда
«Ядром любого коллектива являетсяактив».
А. С. Макаренко
• , Вожатый должен знать, что у него в отряде из 30—40 человек всегда проявятся 12—15 человек постоянного актива: командир отряда, старосты палат, редактор уголка, санитар, ответственный за художественную самодеятельность, физорг, завхоз и т.д. Поэтому, вожатый, запомни:
1. никогда не делай сам того, что можно поручить активистам;
2. пользуйся любым, случаем, чтобы подчеркнуть твое уваже
ние к детям - - организаторам;
3. чаще доверяй своим воспитанникам;
4. всеми доступными тебе средствами расти актив в своем
отряде.
Следует помнить, что даже самый опытный и хороший вожатый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, не опираясь на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив, тем больше у тебя появится помощников, тем легче будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде.
Очень часто, к сожалению, вожатые не учат своих детей самостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне неверно.
Как провести выборы в актив (совет) отряда
В дороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уверенности в кандидатах.
Об активе (совете) отряда
Все решения внутри отряда принимаются на сборе (свечке) отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор (свечка). На сборе происходят выборы (возможно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):
* командир отряда собирает отряд по режимным моментам
или для посещения отрядных или общелагерных мероприятий
отвечает за дежурства отряда.
* физорг отряда организует спортивную работу отряда: посе
щение утренней зарядки,участие детей отряда в спортивных круж
ках, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем
видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении об-
щелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.
* санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде - - заправ
ка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный вне
шний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил
личной гигиены, консультируется в врачом лагеря по возника
ющим вопросам в отряде.
* староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого
часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из пала
ты, оставляя ее в чистоте и порядке.
* редактор опираясь на актив отряда участвует в оформле
нии отрядного уголка, организует выпуск утренней «молнии» и
следит за наличием отрядного плана на текущий день в отрядном уголке.
Объединяющее начало
Детский временный коллектив -отряд (экипаж, бригада, команда, группа и т.д.) -- это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способствующие сплочению и развитию детского коллектива.
Объединяющим началом является жизнь лагеря, единый распорядок дня, организованное самоуправление, совместное участие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудовые и творческие дела.
Символика — немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей на протяжении длительного времени своей деятельности использует единую традиционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.
Что следует понимать под термином «символика» и какая символика используется в детских оздоровительных лагерях? Это эле-
элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же макету), эмблемы(лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за достижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утренней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами . внутри отряда, и это приветствуется детьми).
Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изготовленная руками самих ребят, более эффективна в воспитательном плане.
На основе коллективных дел, под влиянием личности воспитателя и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выстраивается система правил и норм жизни, складываются традиции, формируется стиль и культура детского коллектива.
Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детского коллектива (отряда) и лагеря в целом. Кроме того следует отметить и другие, не менее важные в воспитании, объединяю" щие начала.
Общее построение
Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддер-живающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цель данной традиции --провести проверку готовности И подвести итоги коллективного дела, создать положительный мо-строй на предстоящую коллективную деятельность. Общее построение используется несколько раз в течение дня (перед началомобщих дел, встрече гостей, поздравление с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с днем рождения и т.д.)
Групповое обсуждение итогов дня (свечка)
Демократичная форма выработки коллективного мнения. Исходя из полученных положительных результатов проведения ве-черних свечек, важно отметить важность систематичного прове-дения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуаций, поддерживают комфортный психологический климат.
Рекомендуем обратить внимание воспитателей-вожатых на следующие активные методы обучения и воспитания: мозговая ата-ка и деловые игры.
Мозговая атака
Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и об-легчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность И самокритичность человека. Тем самым повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критичностив процессе мозговой атаки достигается путем передачи инструкции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бо-ятьея оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочув-ствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Извест-
Грановская Р.М. «Элементы практической психологии» СПб.: Свет, 199?,
С. 472.
но, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - - проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику -логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки суммируются.
Деловая игра
Метод обучения и воспитания сближает события, далеко разрозненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность творческой деятельности». Кроме максимально эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра - - мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».
Костры
Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сценарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в решении задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным вариантом костра также можно считать кольцовку песен, в котором основной акцент делается на песню, выбранную тематику.
Отзывы
Эффективный способ получения обратной связи. Способов получения отзывов достаточно, чтобы воспитатель мог выбрать для себя самые оптимальные. Среди таких способов мы выделим НАСТРОЕНИЕ (график настроения, шкалу настроения, «Я сегодня» и т.п. варианты названий); анкетирование в соответствии с периодом смены (о лагере, о товарищах, и т.д.); отрядные газеты-молнии, отрядный листок пожеланий, дерево желаний (отдельный стенд с нарисованным деревом, куда дети могут прикалывать листочки с желаниями); «А на последок я скажу...» (обычно воспитатели разворачивают обратной стороной рулон обоев во всю стену, рисуют заглавие и вешают за день до отъезда). Каждый ребенок может написать на такой «стене» свои пожелания, мысли, размышления, оставить свои
координаты. Другой вариант - - забор «А на последок я скажу...». На том же рулоне обоев рисуют забор, в котором количество досок соответствует количеству детей, отрядных вожатых и администра-ции. Каждая доска становится именной, т.е. на ней пишется имя, кому следует написать свое пожелание. Так, каждый ребенок, вожатый, администратор может выразить свое мнение о конкретном человеке.
л
Методы работы
Вожатый в своей работе с детьми использует различные методы воспитательного воздействия на детей. Методы воспитательной работы будут действенны, если их применять в системе. К числу ведущих методов воспитательной работы относятся: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.
Убеждение
Убеждение, как метод, является целенаправленным воздействием на сознание и чувства, словом и положительным примером. Педагогически не обоснованное применение метода - - убеждение таит в себе опасность чисто словесного воспитания, как воспитанники лишь на слух воспринимают нужные и правильные слова о нравственном совершенствовании, которые в избытке слышат от взрослых, но слова эти никак не отражаются, никак не воздействуют на их поведение. Об опасности такого разрыва между словом и делом предупреждал в свое время русский педагог К.Д. Ушин-ский «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков».
Какие педагогические условия надо соблюдать, чтобы убеждение словом достигло цели? Прежде всего темы сборов, вечерних свечек, диспутов, бесед, темы коллективных обсуждений должны быть актуальны и своевременны. Бессмысленно обсуждать фильм или книгу, который дети не смотрели или которую не читали. Необходима предварительная подготовка материала для планируемого убеждения. Конкретность, яркость, эмоциональность убеждения словом зависят от умения вожатого привлечь конкретные факты из жизни самих ребят, из книг, журналов, исторических примеров, телепередач. Дети охотно участвуют в обсуждении и достаточно сложных проблем, ценят уважительное отношение к их мнениям и суждениям, принимают истину, если она устанавливается в живой и убедительной дискуссии.
Поручение
Поручение, как метод воспитательного воздействия, может быть адресован как конкретному ребенку, так и целому отряду. В работе
ядов широко используют такие поручения, как физорг, органи-ор игры, спортивных соревнований, танцев, музыкальный орга-. низатор и т.д.
Эффективность поручений обеспечивается соблюдением ряда пе-эгических требований. Прежде всего поручение должно обладать щественной ценностью. Воспитательное воздействие поручений исит и от заинтересованности детей разного возраста и пола в полнении этого поручения. Следовательно, чтобы поручение вос-гывало, вожатому необходимо знать интересы и склонности сво-воспитанников, особенности их характеров, уровень воспитанно-[ и т.д.
Вожатому также следует Помнить, что поручение должно соответ-ювать особенностям возраста, быть посильным и в то же время едставлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, устойчивость, упорство, инициативу.
Эффективность поручений зависит от контроля за их выполне-ем. Контроль должен предполагать и своевременный совет, и под-азку,а иногда и требовательный разговор с теми, кто тормозит работу, безответственно относится к поручению.
Игра
Для вожатого - - игра - - самый удобный, приятный, хотя одно-
еменно и нелегкий метод воздействия на детей.
А.С. Макаренко говорил об игре: "Игра обязательно должна при-тствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий
будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключать-
не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя немного изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует...
...Я утверждаю, что детская организация должна быть пропита-г игрой. Учтите, что речь идет о детском возрасте, у него есть потребностъ в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу - время, а потехе — час, а потому что как ребенок играет, так он будет и работать.»
Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда вожатый заботится об идейном содержании игр, учитывает
руководить, ни в коем случае не допуская всякого рода запрещений непродуманного прямого вмешательства взрослых. Надо играть вместе с детьми.
Соревнование
Соревнование не следует рассматривать как универсальное средство на все случаи воспитательной практики, распростра-нить на любой вид детской деятельности, в любом коллективе и т любые сроки..
Соревнование дает положительные результаты только тогда, когда оно организуется на основе следующих принципов: гласности, взаимопомощи, конкретности условий и сравнимости результатов. В противном случае соревнование порождает безнравственную погоню за первенство любыми средствами, развивает зависть, недружелюбие.
Соревнование приобретает воспитательный смысл, если оно становится творчеством самих детей при условии точной педагогической подготовке. В условиях лагеря соревнование уместно в труде, техническом и эстетическом творчестве, спорте и туризме.
Задумывая всякое соревнование, вожатые должны подобрать жюри, разработать основные положения, определить сроки проведения, форму подведения итогов, награды победителям.
Поощрение и наказание
Поддержка отряда,, похвал а нужны ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны быть отмечены. Но похвала, поощрение - палки о двух концах. Совсем того не желая, нетрудно именно постоянными поощрениями и наградами воспитать в некоторых ребятах самодовольство, пренебрежение к товарищам. Поэтому важно, чтобы в вынесении благодарности и награды участвовал весь коллектив. Дети должны усвоить: наибольшая ценность у тех добрых дел и поступков, которые совершают из нравственных побуждений, а не ради похвалы и награды.
В детском коллективе недопустимо наказание трудом. Использование трудового наказания в качестве наказания может обусловить отношение к труду как к неприятной обязанности, которую должны выполнять лишь провинившиеся. Гораздо больший воспитательный эффект достигается, если наказанием ста-новится ограничение права трудится. Причем в данном случае труд -- не обязанность ребенка; а его стремление, желание, хотение. Так, дежурная группа по конюшне, халатно отнесшаяся к своим обязанностям и повлекшая сбой в работе конной секции, не допускалась к своим обязанностям в течение трех дней. Для детей, это было серьезное наказание, которое заставило их пересмотреть свое отношение к возложенным на них обязанностям.
В отдельных случаях, если необходимость поработать воспринимается как естественное следствие проступка, такая мера оправдана: насорил --убери, плохо подготовили помещение для сбора отряда, придется повторить еще раз.
Основное требование К применению индивидуального наказания - было оправданным и обязательно справедливым.
Приложение № 4