Собенности работы с активом отряда

«Ядром любого коллектива являетсяактив».

А. С. Макаренко

• , Вожатый должен знать, что у него в отряде из 30—40 человек всегда проявятся 12—15 человек постоянного актива: командир отряда, старосты палат, редактор уголка, санитар, ответственный за художественную самодеятельность, физорг, завхоз и т.д. По­этому, вожатый, запомни:

1. никогда не делай сам того, что можно поручить активистам;

2. пользуйся любым, случаем, чтобы подчеркнуть твое уваже­
ние к детям - - организаторам;

3. чаще доверяй своим воспитанникам;

4. всеми доступными тебе средствами расти актив в своем
отряде.

Следует помнить, что даже самый опытный и хороший вожа­тый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, не опираясь на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив, тем больше у тебя появится помощников, тем легче будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде.

Очень часто, к сожалению, вожатые не учат своих детей са­мостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне не­верно.

Как провести выборы в актив (совет) отряда

В дороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уве­ренности в кандидатах.

Об активе (совете) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе (свечке) отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор (свечка). На сборе происходят выборы (воз­можно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

* командир отряда собирает отряд по режимным моментам
или для посещения отрядных или общелагерных мероприятий
отвечает за дежурства отряда.

* физорг отряда организует спортивную работу отряда: посе­
щение утренней зарядки,участие детей отряда в спортивных круж­
ках, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем
видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении об-
щелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

* санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде - - заправ­
ка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный вне­
шний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил
личной гигиены, консультируется в врачом лагеря по возника­
ющим вопросам в отряде.

* староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого
часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из пала­
ты, оставляя ее в чистоте и порядке.

* редактор опираясь на актив отряда участвует в оформле­
нии отрядного уголка, организует выпуск утренней «молнии» и

следит за наличием отрядного плана на текущий день в отряд­ном уголке.

Объединяющее начало

Детский временный коллектив -отряд (экипаж, бригада, ко­манда, группа и т.д.) -- это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способству­ющие сплочению и развитию детского коллектива.

Объединяющим началом является жизнь лагеря, единый рас­порядок дня, организованное самоуправление, совместное учас­тие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудо­вые и творческие дела.

Символика — немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей на протяжении длительного времени своей деятельности использует единую тра­диционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика» и какая сим­волика используется в детских оздоровительных лагерях? Это эле-

элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же маке­ту), эмблемы(лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за дос­тижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утрен­ней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами . внутри отряда, и это приветствуется детьми).

Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изго­товленная руками самих ребят, более эффективна в воспитатель­ном плане.

На основе коллективных дел, под влиянием личности воспита­теля и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выст­раивается система правил и норм жизни, складываются тради­ции, формируется стиль и культура детского коллектива.

Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детс­кого коллектива (отряда) и лагеря в целом. Кроме того следует отметить и другие, не менее важные в воспитании, объединяю" щие начала.

Общее построение

Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддер-живающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой кол­лектива. Цель данной традиции --провести проверку готовности И подвести итоги коллективного дела, создать положительный мо-строй на предстоящую коллективную деятельность. Общее постро­ение используется несколько раз в течение дня (перед началомобщих дел, встрече гостей, поздравление с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с днем рождения и т.д.)

Групповое обсуждение итогов дня (свечка)

Демократичная форма выработки коллективного мнения. Ис­ходя из полученных положительных результатов проведения ве-черних свечек, важно отметить важность систематичного прове-дения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуаций, поддерживают комфортный психологический климат.

Рекомендуем обратить внимание воспитателей-вожатых на сле­дующие активные методы обучения и воспитания: мозговая ата-ка и деловые игры.

Мозговая атака

Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и об-легчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность И самокритичность человека. Тем самым повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критично­стив процессе мозговой атаки достигается путем передачи инст­рукции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бо-ятьея оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочув-ствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Извест-

Грановская Р.М. «Элементы практической психологии» СПб.: Свет, 199?,

С. 472.

но, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы ин­тересное, но рискованное предложение на ходу было заменено дру­гим - - проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику -логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участ­ников атаки суммируются.

Деловая игра

Метод обучения и воспитания сближает события, далеко раз­розненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эф­фективность творческой деятельности». Кроме максимально эмо­ционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремлен­ности. Поскольку игра - - мероприятие групповое, она приуча­ет к коллективным действиям, принятию как самостоятель­ных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».

Костры

Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сце­нарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответ­ствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в реше­нии задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным ва­риантом костра также можно считать кольцовку песен, в кото­ром основной акцент делается на песню, выбранную тематику.

Отзывы

Эффективный способ получения обратной связи. Способов по­лучения отзывов достаточно, чтобы воспитатель мог выбрать для себя самые оптимальные. Среди таких способов мы выделим НА­СТРОЕНИЕ (график настроения, шкалу настроения, «Я сегодня» и т.п. варианты названий); анкетирование в соответствии с периодом смены (о лагере, о товарищах, и т.д.); отрядные газеты-молнии, от­рядный листок пожеланий, дерево желаний (отдельный стенд с нари­сованным деревом, куда дети могут прикалывать листочки с жела­ниями); «А на последок я скажу...» (обычно воспитатели разворачи­вают обратной стороной рулон обоев во всю стену, рисуют заглавие и вешают за день до отъезда). Каждый ребенок может написать на такой «стене» свои пожелания, мысли, размышления, оставить свои

координаты. Другой вариант - - забор «А на последок я скажу...». На том же рулоне обоев рисуют забор, в котором количество досок соответствует количеству детей, отрядных вожатых и администра-ции. Каждая доска становится именной, т.е. на ней пишется имя, кому следует написать свое пожелание. Так, каждый ребенок, вожа­тый, администратор может выразить свое мнение о конкретном че­ловеке.

л

Методы работы

Вожатый в своей работе с детьми использует различные ме­тоды воспитательного воздействия на детей. Методы воспита­тельной работы будут действенны, если их применять в систе­ме. К числу ведущих методов воспитательной работы относят­ся: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.

Убеждение

Убеждение, как метод, является целенаправленным воздействи­ем на сознание и чувства, словом и положительным примером. Педагогически не обоснованное применение метода - - убеждение таит в себе опасность чисто словесного воспитания, как воспитан­ники лишь на слух воспринимают нужные и правильные слова о нравственном совершенствовании, которые в избытке слышат от взрослых, но слова эти никак не отражаются, никак не воздей­ствуют на их поведение. Об опасности такого разрыва между сло­вом и делом предупреждал в свое время русский педагог К.Д. Ушин-ский «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приго­товляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков».

Какие педагогические условия надо соблюдать, чтобы убежде­ние словом достигло цели? Прежде всего темы сборов, вечерних свечек, диспутов, бесед, темы коллективных обсуждений должны быть актуальны и своевременны. Бессмысленно обсуждать фильм или книгу, который дети не смотрели или которую не читали. Необходима предварительная подготовка материала для планируе­мого убеждения. Конкретность, яркость, эмоциональность убеж­дения словом зависят от умения вожатого привлечь конкретные факты из жизни самих ребят, из книг, журналов, исторических примеров, телепередач. Дети охотно участвуют в обсуждении и достаточно сложных проблем, ценят уважительное отношение к их мнениям и суждениям, принимают истину, если она устанавлива­ется в живой и убедительной дискуссии.

Поручение

Поручение, как метод воспитательного воздействия, может быть адресован как конкретному ребенку, так и целому отряду. В работе

ядов широко используют такие поручения, как физорг, органи-ор игры, спортивных соревнований, танцев, музыкальный орга-. низатор и т.д.

Эффективность поручений обеспечивается соблюдением ряда пе-эгических требований. Прежде всего поручение должно обладать щественной ценностью. Воспитательное воздействие поручений исит и от заинтересованности детей разного возраста и пола в полнении этого поручения. Следовательно, чтобы поручение вос-гывало, вожатому необходимо знать интересы и склонности сво-воспитанников, особенности их характеров, уровень воспитанно-[ и т.д.

Вожатому также следует Помнить, что поручение должно соответ-ювать особенностям возраста, быть посильным и в то же время едставлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, устойчивость, упорство, инициативу.

Эффективность поручений зависит от контроля за их выполне-ем. Контроль должен предполагать и своевременный совет, и под-азку,а иногда и требовательный разговор с теми, кто тормозит работу, безответственно относится к поручению.

Игра

Для вожатого - - игра - - самый удобный, приятный, хотя одно-

еменно и нелегкий метод воздействия на детей.

А.С. Макаренко говорил об игре: "Игра обязательно должна при-тствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий

будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключать-

не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя немного изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует...

...Я утверждаю, что детская организация должна быть пропита-г игрой. Учтите, что речь идет о детском возрасте, у него есть потребностъ в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу - время, а потехе — час, а потому что как ребенок играет, так он будет и работать.»

Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда вожатый заботится об идейном содержании игр, учитывает

руководить, ни в коем случае не допуская всякого рода запрещений непродуманного прямого вмешательства взрослых. Надо играть вместе с детьми.

Соревнование

Соревнование не следует рассматривать как универсальное средство на все случаи воспитательной практики, распростра-нить на любой вид детской деятельности, в любом коллективе и т любые сроки..

Соревнование дает положительные результаты только тогда, когда оно организуется на основе следующих принципов: глас­ности, взаимопомощи, конкретности условий и сравнимости ре­зультатов. В противном случае соревнование порождает без­нравственную погоню за первенство любыми средствами, разви­вает зависть, недружелюбие.

Соревнование приобретает воспитательный смысл, если оно становится творчеством самих детей при условии точной педа­гогической подготовке. В условиях лагеря соревнование умест­но в труде, техническом и эстетическом творчестве, спорте и туризме.

Задумывая всякое соревнование, вожатые должны подобрать жюри, разработать основные положения, определить сроки про­ведения, форму подведения итогов, награды победителям.

Поощрение и наказание

Поддержка отряда,, похвал а нужны ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны быть отмечены. Но похвала, поощре­ние - палки о двух концах. Совсем того не желая, нетрудно именно постоянными поощрениями и наградами воспитать в не­которых ребятах самодовольство, пренебрежение к товарищам. Поэтому важно, чтобы в вынесении благодарности и награды участвовал весь коллектив. Дети должны усвоить: наибольшая ценность у тех добрых дел и поступков, которые совершают из нравственных побуждений, а не ради похвалы и награды.

В детском коллективе недопустимо наказание трудом. Ис­пользование трудового наказания в качестве наказания может обусловить отношение к труду как к неприятной обязанности, которую должны выполнять лишь провинившиеся. Гораздо боль­ший воспитательный эффект достигается, если наказанием ста-новится ограничение права трудится. Причем в данном случае труд -- не обязанность ребенка; а его стремление, желание, хо­тение. Так, дежурная группа по конюшне, халатно отнесшаяся к своим обязанностям и повлекшая сбой в работе конной сек­ции, не допускалась к своим обязанностям в течение трех дней. Для детей, это было серьезное наказание, которое заставило их пересмотреть свое отношение к возложенным на них обязанно­стям.

В отдельных случаях, если необходимость поработать вос­принимается как естественное следствие проступка, такая мера оправдана: насорил --убери, плохо подготовили помещение для сбора отряда, придется повторить еще раз.

Основное требование К применению индивидуального нака­зания - было оправданным и обязательно справедливым.



Приложение № 4

Наши рекомендации