Тема № 5 «Обследование детей с дизартрией»

ВОПРОСЫ:

  1. Назовите принципы обследования речи у детей. Как реализуется принцип комплексности при организации обследования детей с дизартрией?
  2. Расскажите, как в целом обследуется речь ребенка с дизартрией: каковы цели индивидуального обследования, какой материал подбирается для обследования, в какой последовательности оно проводится?
  3. Как известно, обследование речи начинается с беседы с родителями и самим ребенком. Подберите вопросы для выявления особенностей общего и речевого развития ребенка. Оформите этот материал в виде опросника. Обратите внимание на ранний период физического развития (когда ребенок начал сидеть, ходить и т.д.) и речевого развития (лепет, гуление, первые слова, фразы и т.д.).

ИНФОРМАЦИЯ:

Анализ схем и методик обследования:

- кинестетического и кинетического праксиса;

- общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата;

- произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций, ритмоинтонационной сферы, звукослогового структурирования слов);

- фонематического слуха; навыков фонемного анализа и синтеза слов;

- лексико-семантической и грамматической сторон речи;

- связной (устной и письменной) речи: навыков письма и чтения;

- оптико-пространственной ориентации;

- психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов), эмоционально-волевой сферы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1) Объясните, в чем заключается реализация принципа системности при обследовании детей с дизартрией. Приведите примеры.

2) Подберите вопросы для выявления особенностей общего и речевого развития ребенка (при сборе анамнеза, т.е. при беседе с родителями).

3) Составьте вопросник для выяснения следующих моментов: как ребенок ест, жует, каковы навыки самообслуживания, имеется ли повышенное слюноотделение; как проходило раннее психическое развитие ребенка (характер игровой деятельности, реакция на свой дефект и т.д.).

4) Из имеющихся у вас пособий подберите упражнения для выявления недостатков строения и подвижности артикуляционного аппарата. Составьте схему обследования и апробируйте ее на ребенке с дизартрией. В речевой карте обязательно регистрируйте характер, точность и объем выполнения движений ребенком.

5) Подберите упражнения для обследования фонематического слуха. При обследовании ребенка с дизартрией выясните умение различать на слух разные фонемы, интонацию, темп речи, модуляции голоса, а также наличие музыкального слуха. По результатам обследования сделайте обобщение.

6) Наблюдая за игрой и речью детей с дизартрией, проверьте, какой тип дыхания у ребенка (грудное, брюшное), какова его глубина (дыхание поверхностное или глубокое), какова длительность выдоха (хватает ли его на произнесение части слова, всего слова, фразы), дифференцирует ли ребенок ротовой и носовой типы дыхания. Сопоставьте данные обследования с нормой.

7) Задание аналогично предыдущему. Проверьте, каков голос ребенка по силе, высоте, тембру (при смехе, кашле, в процессе произнесения высказывания); каков речевой и неречевой голос (громкий, звонкий, прерывистый, низкий, иссякающий и т.д.), каковы особенности интонационной стороны речи. Обратите внимание на отношение ребенка к тому, что оно рассказывает, - может ли он передать гнев, радость, удивление и т.д. Результаты обследования внесите в речевую карту. И обсудите их в группе.

8) Подберите дидактический материал для обследования словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у ребенка с дизартрией. Оформите его в логопедический альбом. Проведите обследование речи ребенка в детском саду. Запишите образцы речевых высказываний ребенка. Сделайте выводы по результатам обследования.

9) Какие приемы могут помочь при выявлении интересов ребенка, уровня развития у него игровой и речевой деятельности? Составьте их перечень.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Р-на-Д, 2001.
  2. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
  3. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999.
  4. Смирнова Ирина, серия: "Коррекционная педагогика", 2004 г., Изд.: Детство-пресс Логопедический альбом №3 для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения
  5. О.Е. Грибова Технология организации логопедического обследования, методическое пособие, Москва, Айрис пресс, 2005.
  6. Волкова Галина, Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы диф. диагностики серия: "Коррекционная педагогика", 2004 г., Изд.: Детство-пресс

7. Чиркина Г. В Методы обследования речи детей., ред., серия: "Коррекционная педагогика", 2003 г., Изд.: АРКТИ, СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Наши рекомендации