Клинические проявления плоскостопия

Клинический метод – наиболее распространенный и доступный метод диагностики, позволяющий заподозрить наличие у ребенка плоскостопия и рекомендовать проведение дополнительного обследования. Клинически плоскостопие характеризуется:

· Деформацией стоп с нарушениями формы: уплощением, расширением, особенно в средней части, пронацией пятки (отходит кнаружи);

· Уплощением или исчезновением поперечного свода стопы, деформацией пальцев, появлением натоптышей и омозоленности кожи подошвы при поперечном плоскостопии;

· Повышенной утомляемостью при ходьбе, изменением походки;

· Болями в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня;

· Снижением физической работоспособности, наличием головных болей;

· Болями в стопах;

· Отечность в области наружной лодыжки с ограничением движения в суставах стопы и голеностопном суставе;

· Увеличением длины стоп при прогрессировании продольного плоскостопия [4,10].

Степени продольного плоскостопия

I степень.Изменения регистрируются на планто- и рентгенограммах. Жалобы на усталость и боли в стопах возникают только при значительных и длительных физических нагрузках. Походка не изменена, рессорная функция стопы удовлетворительна. На плантограмме закрашенная часть отпечатка занимает Клинические проявления плоскостопия - student2.ru подсводного пространства. На рентгенограмме угол свода стопы 131-140 град, высота свода стопы 35-25 мм.

II степень.Морфофункциональные изменения в стопе носят более выраженный органический характер и сопровождаются жалобами на постоянные и более интенсивные боли в стопах и мышцах голени при незначительных нагрузках. Походка менее пластична, с перегрузкой наружного края стопы. На плантограмме закрашенная часть отпечатка занимает Клинические проявления плоскостопия - student2.ru подсводного пространства. На рентгенограмме угол свода стопы 141–155 град, высота свода стопы – 24–17 мм.

III степень.Изменения в стопе более выраженные, жалобы на постоянные боли во всех отделах стопы, голени, поясничном, нарушения рессорной функции. Походка изменена. Продольный свод отсутствует. На плантограмме закрашено все подсводное пространство. На рентгенограмме угол свода стопы более 155 град, высота свода стопы менее 17 мм [4,7].

Степени поперечного плоскостопия

При поперечном плоскостопии увеличивается нагрузка на плюсневые кости, появляются отпечатки головок II, III плюсневых костей.

I степень.Появляются боли под головками II, III плюсневых костей.

II степень. Кроме болей появляются натоптыши.

III степень. Возникает болезненность под головками II, III плюсневых костей, отклонение большого пальца кнаружи за счет подвывиха, развитие артроза сустава I пальца.

В детском возрасте поперечное плоскостопие встречается очень редко[4,7] .

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования

Анализ научно-методической литературы

В работе проанализировано содержание … источников научно-методической литературы по теме исследования. Были изучены такие вопросы, как понятие о детском церебральном параличе, причинах возникновения детского церебрального паралича, виды деформаций стоп.

Анализ медицинских карт

В ходе анализа медицинских карт будут изучены диагнозы детей, противопоказания к физическим упражнениям. В дальнейшем будет подобран комплекс упражнений, направленный на коррекционную работу.

Так же после анализа медицинских карт будут, сформированы 2 группы контрольная и экспериментальная.

Подометрия

В основе метода лежит измерение стопы с помощью циркуля и деревянного треугольника. По методу Фридлянда рассчитывается индекс стопы, который равен отношению высоты подъема стопы к длине стопы.

I = (h:1) x100

Где I – длина стопы, h – высота стопы.

Оценка результата:

1. Более 33% – очень высокий свод.

2. От 33 до 31% – высокий свод.

3. От 31 до 29% – нормальный свод.

4. От 29 до 27% – умеренное плоскостопие.

5. От 27 до 25% – плоская стопа.

6. Ниже 25% – грубое плоскостопие.

Суть метода заключается в снятии отпечатков подошвенной поверхности стоп и последующей обработке этих отпечатков.

Для оценки плантораммы на отпечатке проводят специальные линии:

1. Касательная АБ к внутреннему краю отпечатка стопы.

2. Линия ВГ – прямая, проходящая через 2-ой палец и крайнюю точку пятки.

3. Через середину отрезка ВГ восстанавливают перпендикуляр к касательной АБ, который пересечет ее в точке Е. Этот же перпендикуляр пересечет отпечаток стопы в точке Ж (по внутреннему краю стопы) и в точке З (по наружному краю).

Сводчатость стопы оценивается по индексу:

I = ЗЖ :ЕЖ, где ЖЗ – ширина узкой части; ЕЖ –расстояние от касательной АВ до внутреннего края отпечатка стопы.

Если индекс колеблется от 0 до 1, то сводчатость стопы оценивается как нормальная. Если индекс колеблется от 1 до 2, то стопа считается уплощенной. При индексе больше 2 стопа плоская [16].

Соматоскопия

Соматоскопия - это внешний осмотр, позволяющий изучить особенности осанки и телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

a. Будут использованы тесты на статическую мышечную выносливость.

• тест для мышц шеи:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

• тест для мышц живота:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – поднять ноги до угла 45º и зафиксировать положение.

• тест для мышц спины:

И.П. – лежа на животе, руки вверх

1 – прогнувшись и зафиксировать положение

b. Для определения подвижности позвоночника нами использована методика:

• И.П. – стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 – наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах – 0 от скамейки).

c. Вычисление плечевого показателя.

Измерить ширину плеч и плечевую дугу.

Плечевая дуга - измеряется по задней поверхности туловища между акромиальными точками.

ПП= (ширина плеч)/(плечевая дуга)*100%

Оценка результатов:

Сутулая осанка, если ­­­­­­- ПП равно или менее 80% ПП<80%;

Нормальная осанка, если – ПП от 80,1% до 85% ПП<80,1-85%

Хорошая осанка, если – ПП более 80% ПП>80% [16].

Педагогический эксперимент

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 детей с плоскостопием в возрасте … лет (… мальчика и … девочек) и 10 здоровых дошкольников … лет (… мальчиков и … девочек). Нами определится функциональное состояние стопы детей с плоскостопием и здоровых дошкольников, затем будет приведен сравнительный анализ полученных результатов.

Наши рекомендации