Организации системы школьного питания в России и
За рубежом.
Система школьного питания в России начала формироваться с 1950-х гг., когда в послевоенном СССР наметился перелом в расширении производства продовольственных товаров и улучшении их качества, в обеспечении ими предприятий общественного питания. В докладе на Всесоюзном совещании торговых работников 17-20 октября 1953 г. А.И. Микоян говорил: «Серьезное облегчение советской семье дает правильная организация питания детей в школе. В большей части школ мы имеем хорошо оборудованные буфеты. Однако обслуживание школьников в буфетах все еще поставлено неудовлетворительно; не хватает школьных столовых. Школьные буфеты и столовые должны быть специально приспособлены для питания детей с учетом особых потребностей растущего детского организма».
Значительная работа по улучшению питания школьников проделана в первой половине 1970-х гг., когда сеть школьных столовых увеличилась по СССР на 61,7%. За вторую половину 1970-х гг. прирост составил более 30%. На 1 тыс. учащихся в школьных столовых в 1980 г. имелось более 130 мест против 62 мест в 1970 г.
Развитие общественного питания в общеобразовательных школах в СССР рассматривалось как важная часть планов экономического и социального развития городов и одним из условий дальнейшего повышения уровня учебно-воспитательной работы в школах. Главное внимание обращалось на развитие сети школьных столовых за счет нового строительства, реконструкции и расширения действующих. Примерное меню на горячее питание по сезонам учебного года стали разрабатывать городские тресты столовых совместно с органами здравоохранения и народного образования. Со второй половины 1970-х гг. начали вводить одно или двухразовое питание по абонементам, а в начале 1980-х гг. этой формой питания были охвачены, в основном, все городские школьники с первого по шестой классы.
Во многих городах последовательно проводилась линия на создание крупных специализированных базовых предприятий для централизованного снабжения школьных столовых полуфабрикатами, готовыми завтраками и обедами, продовольственными товарами детского ассортимента. За период 80-х годов (к 1990 г.) охват горячим питанием учащихся школ достигал 80 – 90%, что было достигнуто за счет системы государственных дотаций.
С 1991 года, с началом экономических реформ, в России наблюдалось снижение показателя охвата детей горячим питанием в образовательных учреждениях. К 1998 году горячим питанием были охвачены от 30 до 50% учащихся школ. Ситуация в системе школьного питания в 90-х годах не могла не сказаться на состоянии здоровья детей и подростков. По данным РАМН в 1998 г. (по сравнению с 1990 г.) число детей дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%.
В 2000 году усилились тенденции к ухудшению состояния здоровья школьников. По данным РАМН в 2000 году каждый третий ребенок 6 лет не был готов к систематическому обучению в школе, около 90% детей имели отклонения, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имели хронические заболевания. В конце 2007 г. Правительство РФ учредило Национальный проект по реформированию системы питания в общеобразовательных учреждениях (постановление Правительства РФ №799 от 21.11.2007), в соответствии с которым в 14 регионах РФ, начался эксперимент по совершенствованию организации школьного питания.
Сегодня в 48 регионах нашей страны приняты, а еще в 24 регионах подготовлены, региональные и муниципальные программы совершенствования организации питания в общеобразовательных школах.За четыре года практически во всех регионах, которые участвовали в эксперименте, показатели здоровья школьников улучшились.
Таким образом, на основании исследования, проведенного в первой части работы можно сделать следующие выводы:
1. Полноценное питание школьников – не только обязательный эле-мент образовательного процесса, но и основа здоровья подрастающего поколения.
2. Анализ опыта передовых стран мира свидетельствует, что успешное решение проблемы здорового питания детей в школе и других общеобразовательных учреждениях должно основываться на использовании продуктов повышенной готовности промышленного производства.
3. Создание структур обеспечивающих комплектацию рационов на их основе с учетом возраста, состояния здоровья и привычек детей, а также при использовании современных технологий, оборудования и тары для доведения промышленной продукции до готовности и употребления ее в условиях общеобразовательных учреждений.
Опыт Великобритании в организации школьного питания стоит первопроходцем, в связи с тем, что это первая страна в мире ввела государственную систему обеспечения учащихся едой.
Уже в XIX веке было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Британии о питании школьников и подростков возникла лишь после войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях. В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. В 1939 году многие школьники, причем в основном из бедных семей, стали получать бесплатные завтраки за счет выделенных на эти цели государственных средств. С 1940 года правительство Соединенного Королевства стало рассматривать школьное питание как одну из обязательных составляющих мобилизационных мероприятий в подготовке страны на случай возникновения военных конфликтов. Как результат - к моменту завершения Второй мировой войны ежедневно более 1,6 млн. школьников получали бесплатные завтраки (в 10 раз больше по сравнению с 1939 годом), что сократило уровень развития заболеваний ЖКТ выявленных в подростковом и среднем возрасте более чем в 15 раз. Тогда типичная диета английского подростка включала в себя зерновые мюсли, яйцо, хлеб и масло на завтрак; мясо, картофель, овощи и пудинг – на ланч; хлеб с маслом, джем, пирожок или печень - на полдник; молоко – на ночь. Среди овощей и фруктов наиболее популярными были клубника, ревень, свежий горошек, латук, томаты. В начале 70-х годов в Великобритании сложилась полноценная система школьного питания, которая была недорогой и охватывала большинство школьников.
Англия сегодня не жалеет денег на школьное питание, а значит не экономит на здоровье подрастающего поколения. Столовые в английских школах оснащены всем необходимым оборудованием, в том числе мягкими удобными стульями, столами, соответствующие возрастному критерию. В Английских школьных столовых приятная расслабляющая обстановка, которая способствует быстрому усвоению пищи. Школьник, обедающий в такой столовой – отвлекается от школьной нагрузки и с удовольствием принимает пищу. Кроме того благодаря этому развивается культура детей. Они учатся вести себя за столом, пользоваться с ранних лет ножом и вилкой, столовыми приборами. Кроме того английская система школьного питания предусматривает не только обеспечение школьников здоровым и полезным питанием и приятной обстановкой в столовой, но и организует школьника.