Глава 1. изучение психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ, СТРАДАЮЩИМ БЕСПЛОДИЕМ, В УСЛОВИЯХ АМБУЛАТОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Автор:
Кузнецова Марина Викторовна
________________________
Научный руководитель:
Волчанский Михаил Евгеньевич,
доктор социологических наук, профессор
_______________________
«Работа допущена к защите»
__________________________
Декан:
Волчанский Михаил Евгеньевич,
доктор социологических наук, профессор
Волгоград 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………….…… ………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ БЕСПЛОДИЯ У ЖЕНЩИН……………………………………………………………………………7
1.1. Бесплодие как повседневная проблема …………………………………7
1.2. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием .…15
1.3. Психологическая помощь женщинам с диагнозом – бесплодие…...…22
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЖЕНЩИН С ДИАГНОЗОМ - БЕСПЛОДИЕ……………...….30
2.1. Описание исследования…………………………………. ……..……….. 30
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования………………….…36
2.3. Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности...42
Выводы по второй главе……………………………………..………….............…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………….…………………….……………………...58
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема бесплодия является в современном обществе в условиях депопуляции одной из наиболее актуальных медико-социальных и психологических демографических проблем, которая обусловлена сочетанием социального, психического неблагополучия и, практически всегда физического нездоровья и психологического напряжения в семье. Последние годы, несмотря на разразившийся экономический кризис, правительство предпринимает попытки изменить ситуацию: улучшить материальное благосостояние населения, совершенствовать материальную стимуляцию увеличения рождаемости. Однако даже более эффективные социальные меры вряд ли способны изменить ситуацию к лучшему[15].
Для улучшения демографических показателей необходимо сочетание как социальных мер, направленных на преодоление низкого материального уровня жизни, так и медико-психологических мероприятий, позволяющих улучшить состояние репродуктивного здоровья населения, сделать доступной помощь, направленную на решение проблем, препятствующих деторождению[23].
В связи с этим в последние годы отмечается заметный рост интереса к вопросам перинатальной психологии и психотерапии, к практическим наработкам в этой области. Проведенные исследования показали высокую востребованность у населения перинатальной психологической помощи.
В настоящее время профессиональная деятельность, как врачей, так и психологов направлена на оптимизацию уровня физического и психического здоровья женщин[12].
Проблема женского бесплодия при установленных медициной причинах, как правило, решается благодаря современным достижениям акушерства и гинекологии, включая экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство. Однако даже самые современные медицинские технологии оказываются невостребованными, если игнорируются особенности психического статуса женщины, ее мотивационно-потребностная сфера материнства, что определяет актуальность психологических исследований проблемы женского бесплодия и их последствий[24].
Объект исследования:психологические особенности женщин, страдающих бесплодием.
Предмет исследования:эмоциональные нарушения у женщин, страдающих бесплодием.
Цель работы: выявление эмоциональных нарушений у женщин с диагнозом - бесплодие для разработки психокоррекционной программы. Выдвижение данной цели обусловливает постановку следующих задач:
1. Выделить психологические особенности женщин с диагнозом - бесплодие;
2. Проанализировать особенности психологической помощи женщинам с диагнозом- бесплодие;
3. Подобрать методики для выявления эмоциональных нарушений у женщин, страдающих бесплодием;
4. Организовать исследование эмоциональных нарушений у женщин с бесплодием;
5. Интерпретировать полученные результаты исследования и провести коррекционную программу;
6. Дать оценку эффективности психокоррекционной программы.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что у большинства женщин, страдающих бесплодием, имеют место выраженные психоэмоциональные нарушения, среди которых превалируют реакции тревожно-депрессивного спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования психологических особенностей женщин мс нарушением репродуктивной системы В.Д. Менделевича и Э.В. Макаричевой, Н.А. Богдан, О.С. Карымовой, теория Т. Я. Пшеничниковой о том, что бесплодие в браке является социальным, психическим и часто физическим неблагополучием, субъектно-деятельностный подход в психологии.
Методы исследования: метод теоретического анализа психологических исследований по изучаемой проблематике; методы статистической обработки и качественного анализа экспериментальных данных, включенное наблюдение, беседа, тестирование. В работе применялись следующие методики: опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич); шкала депрессии Бека; рисуночный тест «Я и мой ребенок».
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются проработанностью теоретико-методологических оснований исследования; репрезентативностью выборки; соответствием организации исследования содержанию выдвинутой гипотезы, поставленных целей и задач; применением адекватных методических приемов сбора, статистической обработки и интерпретации эмпирических данных.
Научная новизна исследования заключается в доказательстве улучшения результативности лечения женского бесплодия при использования психологической коррекции.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в результате проведенной работы данные способствуют более глубокому пониманию и расширению представлений о необходимости психотерапевтического воздействия у женщин, страдающих бесплодием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов психотерапевтической коррекции негативных психоэмоциональных состояний при бесплодии, а материалы исследования могут быть использованы в работе врачей и медицинских психологов.
База исследования: ООО «Диалайн» Красноармейского района г.Волгограда.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 52 наименования, и приложений. Общий объем работы составил 94 страницы.
Выводы по первой главе
Бесплодие - это неспособность лица детородного возраста к воспроизводству потомства.По определению ВОЗ бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь, без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременности в течение одного года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте[17].
Бесплодие у женщин, в отличие от других видов, - это наиболее сложный процесс, так как именно женский организм отвечает за образование плода. Рассмотрим причины возникновения бесплодия[8]:
· Самая распространенная причина женского бесплодия – это нарушение овуляции;
· Спаечный процесс, который «слипает» выросты трубы и задерживает проход яйцеклетки в брюшную полость;
· Бесплодие при патологии матки – также распространенный случай в причинах бесплодия;
· Эндокринные нарушения. Нарушение в работе щитовидной железы;
· Вследствие непроходимости сперматозоидов через шейку матки, говорят о иммунологическом бесплодии;
· Психологическая причина. Довольно часто встречаются случаи, когда врачи не могут найти причину невозможности зачатия. Организм в норме, но беременность не наступает.
Для женщин с бесплодием характерны следующие психологические особенности[39]:
· недостаточность способности к социальной адаптации;
· общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией;
· неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость;
· внутренняя конфликтность;
· базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других;
· повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности;
· заниженная самооценка или компенсировано заниженная самооценка;
· подавленная агрессия разной направленности;
· осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.
Спутником женщин, страдающих бесплодием, как правило, является психопатологическое состояние разной степени выраженности, следствием чего становится формирование у большинства из них стабильного стресса.
Сеансы психотерапии, помогающие справиться со стрессом, значительно увеличивают шансы на зачатие у женщин, страдающих бесплодием[11].
Результаты различных исследований позволяют сделать вывод о том, что женщины страдающие бесплодием и обращающиеся по этому поводу в клиники репродуктивной медицины, не должны оставаться без психотерапевтической поддержки. Включение психокоррекции в комплексную терапию женского бесплодия способствует значительному улучшению психоэмоционального состояния пациенток и повышению эффективности лечения (наступление беременности) в 1,5 раза[31].
С ДИАГНОЗОМ - БЕСПЛОДИЕ
Описание исследования
Для реализации целей исследования были взяты 2 группы женщин. В первую выборку вошли 15 женщин с диагнозом бесплодие. Во вторую выборку вошли 15 женщин, имеющих детей. Возраст испытуемых первой и второй групп составил от 19 до 41 года. Исследование проводилось на базе ООО «Диалайн» Красноармейского района г. Волгограда. Для исследования были применены следующие методики:
· Опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина;
· клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич);
· шкала депрессии Бека;
· рисуночный тест «Я и мой ребенок».
Диагностический инструментарий в проведенном исследовании представлен следующими методиками:
Опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина. Используется для определения уровня личностной и ситуативной тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определённых стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это даёт основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только или личностную тревожность, или состояние тревожности , либо ещё более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным.
При интерпретации результат можно оценивать следующим образом:
- 46 и более - Высокая тревожность. Сильное беспокойство, иногда без особой внешней причины. Приходится прикладывать немалые усилия, чтобы не потерять контроль над собой. Тоскливое, унылое состояние сочетается с нервозностью, беспорядочной активностью, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
- 31-45 - Умеренная тревожность. Порой охватывает немотивированное беспокойство и приходится прикладывать усилия, чтобы, «держать себя в руках», не впадая в депрессию и не проявляя изменений раздражительности.
- до 30 - Низкая тревожность. С высоким эмоциональным контролем, отсутствует немотивированное беспокойство, внезапные вспышки гневности и раздражительности, а также чувства стыда, подавленности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Стимульный материал к методике представлен в Приложении 1.
Рис.1 Показатели по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина.
Из гистограммы, представленной выше, видно, что в экспериментальной группе повышены показатели ситуативной тревожности (51,5 баллов при N = 45). Это означает, что для женщин с диагнозом – бесплодие характерны субъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство, озабоченность и нервозность.
Повышенными в экспериментальной группе являются и показатели личностной тревожности ( 54,7 балла при N = 45).Эти данные говорят о том, что бесплодные женщины склонны воспринимать большой круг ситуаций как опасные, угрожающие их самооценке, престижу и самоуважению.
Показатели шкал ситуативной и личностной тревожности в контрольной группе находятся в пределах нормы, поэтому мы не будем на них останавливаться.
Таблица 1
Шкалы | Эксп. группа | Контр. группа | t-критерий Стьюдента | Достоверность различий |
Ситуативная тревожность | 51,5 | 28,8 | 7,2 | + |
Личностная тревожность | 54,7 | 4,7 | + |
tкр= 2,06 для р≤0,05
2,76для р≤0,01
При расчетах по t-критерию Стьюдента было выявлено, что между показателями шкал опросника личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина имеют место достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами( Таблица1).
Для выявления невротических состояний мы использовали «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний». Результаты исследования представлены на Рис.3
Рис.2 Показатели по клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний.
Из представленной гистограммы видно, что в контрольной группе показатели испытуемых по всем шкалам находятся в зоне здоровья.
Что касается результатов респонденток экспериментальной группы, то по трем шкалам из шести, а именно «Тревога», «Невротическая депрессия», «Вегетативные нарушения» показатели находятся в зоне неустойчивой психической адаптации, что свидетельствует об определенной степени невротизации испытуемых.
Из Таблицы 2 видно, что в группах достоверно не различаются показатели по шкале «Астения».
Таблица 2
Шкалы | Эксп. группа | Контр. группа | t-критерий Стьюдента | Достоверность различий |
Тревога | -1,5 | 3,4 | 6,8 | + |
Невротическая депрессия | -1,3 | 3,5 | 6,6 | + |
Астения | 2,1 | 2,8 | - | |
Истерический тип реагирования | -1,1 | 3,3 | 5,3 | + |
Обсессивно-фобические нарушения | -1 | 2,9 | 4,7 | + |
Вегетативные нарушения | -2 | 3,7 | 5,5 | + |
tкр= 2,05 для р≤0,05
2,76для р≤0,01
Бесплодие испытуемых приводит к вегетативным нарушениям: у испытуемых возможно появление сердцебиения, повышенной потливости, похолодания конечностей, нарушение сна и аппетита.
Наличие симптома «невротическая депрессия» следует интерпретировать как заниженный эмоциональный фон, а так же снижение общей энергетики и работоспособности. Безусловно, что данные симптомы наблюдаются у большинства испытуемых не все вместе, однако выявленная картина составляет достаточно неблагоприятный прогноз.
В ходе исследования по шкале депрессии Бека были получены следующие результаты, которые представлены на Рис.3
Из представленной гистограммы видно, в экспериментальной группе депрессия не выявлена лишь у 5% обследуемых.У 43% обнаружена легкая депрессия, у остальных 52% выявлена выраженная депрессия. Для них характерно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности.
Рис.3 Показатели по шкале депрессии Бека
При расчетах по t-критерию Стьюдента было выявлено, что между показателями респонденток экспериментальной и контрольной групп по шкале депрессии Бека имеют место достоверные различия (Таблица 3).
Таблица 3.
Шкалы | Эксп. группа | Контр. группа | t-критерий Стьюдента | Достоверность различий |
Депрессия не выявлена | 5% | 86% | 5,3 | + |
Легкая депрессия | 43% | 12% | 2,8 | + |
Выраженная депрессия | 52% | 2% | 3,7 | + |
tкр= 2,05 для р≤0,05
2,76для р≤0,01
Результаты респонденток экспериментальной группы по проективной методике «Я и мой ребенок» отображены на Рис.4
Рис.4 Результаты по проективной методике « Я и мой ребенок»
Из представленной диаграммы мы видим, что 8% испытуемых имеет благоприятную ситуацию,17% испытуемых имеет незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе, 30% -выраженную тревогу в отношении будущего материнства, конфликтное отношение к ситуации родительства обнаружилось у 45% женщин. При этом, общий эмоциональный фон оказался положительным.
Проведенное исследование по проективной методике «Я и мой ребенок» в контрольной группе показало, что 91% испытуемых имеет благоприятную ситуацию и лишь у 9% имеются незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе.
Таблица 4
План программы коррекционной работы
Блок | № занятия | Цель занятия | Упражнения и техники |
I Вводный блок | Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя в группе | · Правила работы в группе · Упражнение «Знакомство с группой» · Упражнение «Познакомимся» | |
Создание доверительной атмосферы | · Упражнение «Ритуал приветствия» · Упражнение «Мечты · Упражнение «Ведущий и ведомые» | ||
II Формирующий блок | Снижение повышенной тревоги и преодоление страхов | · Упражнение «Нарисуй свой страх» · Дыхательная гимнастика · Упражнение «Кинотеатр» · Медитация «Возвращение к гармонии» | |
Проработка отношений с матерью | · Упражнение «Проработка отношений с матерью» · Упражнение «Работа с генограммой» | ||
Актуализация ресурсов | · Техника получения ресурса ч/з благословение · Медитация «Сад моей души» · Упражнение для рефлексии «Дерево цели» | ||
Проработка проблем самооценки | · Упражнение «Фотоальбом» · Медитация «Встреча с ребенком внутри себя» · Медитация «Создаем новый образ своего Я» | ||
Обучение чувствовать и понимать своего партнера | · Упражнение давайте жить дружно» · Упражнение «Пойми меня» · Упражнение «Три положительных ответа» | ||
Мотивация к рождению ребенка | · «Письмо будущему ребенку» · Упражнение «Коллаж мечты» · Медитация «Остров моей мечты» | ||
III Заключительный блок | Обретение уверенности | · Техника "Формирование уверенности" · Техника повышения уверенности "Я не люблю" | |
Подведение итогов | · Упражнение «Прощание» · Общая рефлексия |
Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.
Показатели ретеста имеют существенные отличия от показателей теста респонденток экспериментальной группы.
Результаты повторного тестирования по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина отображены на Рис.5
Рис.5 Показатели по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина
Из гистограммы, представленной выше, видно, что показатели личностной и ситуативной тревожности после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.(см.Табл.5)
Таблица.5
Шкалы | Тест | Ретест | t-критерий Стьюдента | Достоверность различий |
Ситуативная тревожность | 51,5 | 43,3 | + | |
Личностная тревожность | 54,7 | 45,5 | 6,6 | + |
tкр= 2,06 для р≤0,05
2,76для р≤0,01
Анализируя результаты экспериментальной группы по Клиническому опроснику выявления и оценки невротических состояний мы пришли к выводу, что улучшились показатели по всем шкалам . Графически результаты представлены на Рис.6.
Рис.6Показатели по клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний.
Но наиболее заметные изменения произошли по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия» и Вегетативные нарушения», что подтверждено математически и показано в таблице 6.
Таблица 6
Шкалы | Тест | Ретест | t-критерий Стьюдента | Достоверность различий |
Тревога | -1,5 | 1.9 | 12,9 | + |
Невротическая депрессия | -1,3 | 2,1 | 12,7 | + |
Астения | 2,1 | 2,5 | 1,8 | - |
Истерический тип реагирования | -1,1 | -0,21 | 1,6 | - |
Обсессивно-фобические нарушения | -1 | -0,5 | 0,9 | - |
Вегетативные нарушения | -2 | 0,7 | 4,9 | + |
tкр= 2,05 для р≤0,05
2,76для р≤0,01
Все вышеизложенное свидетельствуют о том, что проведенная психологическая коррекционная программа является эффективной и может использоваться клиническими психологами при работе с женщинами, страдающими бесплодием.
Выводы по второй главе
Для реализации целей исследования были взяты 2 группы женщин. В первую выборку вошли 15 женщин с диагнозом бесплодие. Во вторую выборку вошли 15 женщин, имеющих детей. Возраст испытуемых первой и второй групп составил от 19 до 41 года. Исследование проводилось на базе ООО «Диалайн» Красноармейского района г. Волгограда.
Для исследования психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием, были применены следующие методики:
· методика «Тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина;
· клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич);
· шкала депрессии Бека;
· рисуночный тест «Я и мой ребенок».
По опроснику ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина было выявлено, что показатели респондентов экспериментальной группы существенно выше, чем у испытуемых контрольной.
В экспериментальной группе повышены показатели ситуативной тревожности (51,5 баллов при N = 45). Это означает, что для женщин с диагнозом – бесплодие характерны субъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство, озабоченность и нервозность.
Повышенными в экспериментальной группе являются и показатели личностной тревожности ( 54,7 балла при N = 45).Эти данные говорят о том, что бесплодные женщины склонны воспринимать большой круг ситуаций как опасные, угрожающие их самооценке, престижу и самоуважению.
Подводя итоги по результатам Клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний у респонденток экспериментальной группы, мы увидели, что по трем шкалам из шести, а именно «Тревога», «Невротическая депрессия», «Вегетативные нарушения» показатели находятся в зоне неустойчивой психической адаптации, что свидетельствует об определенной степени невротизации испытуемых.
Бесплодие испытуемых приводит к вегетативным нарушениям: у испытуемых возможно появление сердцебиения, повышенной потливости, похолодания конечностей, нарушение сна и аппетита.
Наличие симптома «невротическая депрессия» следует интерпретировать как заниженный эмоциональный фон, а так же снижение общей энергетики и работоспособности. Безусловно, что данные симптомы наблюдаются у большинства испытуемых не все вместе, однако выявленная картина составляет достаточно неблагоприятный прогноз.
В ходе исследования по шкале депрессии Бека были получены следующие результаты: в экспериментальной группе депрессия не выявлена лишь у 5% обследуемых.У 43% обнаружена легкая депрессия, у остальных 52% выявлена выраженная депрессия. Для них характерно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности.
Анализируя результаты по проективной методике «Я и мой ребенок», мы пришли к выводу, что 8% испытуемых имеет благоприятную ситуацию,17% испытуемых имеет незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе, 30% -выраженную тревогу в отношении будущего материнства, конфликтное отношение к ситуации родительства обнаружилось у 45% женщин. При этом, общий эмоциональный фон оказался положительным.
Проведенное исследование по проективной методике «Я и мой ребенок» в контрольной группе показало, что 91% испытуемых имеет благоприятную ситуацию и лишь у 9% имеются незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе.
Учитывая полученные в исследовании результаты, мы разработали психокоррекционную программу для женщин, страдающих бесплодием, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения. Программа предполагает групповые занятия, длительность каждого составляет от 60 до 90 минут. Условно курс из 10 занятий поделен на основные смысловые блоки, а для каждой встречи необходим набор инструментария и оборудования, которые используются в ходе занятия для повышения эффективности работы.
Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.
Показатели ретеста у респонденток экспериментальной группы имеют существенные отличия от показателей теста .Показатели личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.
Анализируя результаты экспериментальной группы по Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний мы пришли к выводу, что улучшились показатели по всем шкалам. Но наиболее заметные изменения произошли по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия» и Вегетативные нарушения», что подтверждено математически.
Все вышеизложенное свидетельствуют о том, что проведенная психологическая коррекционная программа является эффективной и может использоваться клиническими психологами при работе с женщинами, страдающими бесплодием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема бесплодия является в современном обществе в условиях депопуляции одной из наиболее актуальных медико-социальных и психологических демографических проблем, которая обусловлена сочетанием социального, психического неблагополучия и, практически всегда физического нездоровья и психологического напряжения в семье[15].
В настоящее время профессиональная деятельность, как врачей, так и психологов направлена на оптимизацию уровня физического и психического здоровья женщин.
Проблема женского бесплодия при установленных медициной причинах, как правило, решается благодаря современным достижениям акушерства и гинекологии, включая экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство. Однако даже самые современные медицинские технологии оказываются невостребованными, если игнорируются особенности психического статуса женщины, ее мотивационно-потребностная сфера материнства, что определяет актуальность психологических исследований проблемы женского бесплодия и их последствий[11].
По определению ВОЗ бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь, без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременности в течение одного года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте[8].
Бесплодие у женщин, в отличие от других видов, - это наиболее сложный процесс, так как именно женский организм отвечает за образование плода. Рассмотрим причины возникновения бесплодия[8]:
· Самая распространенная причина женского бесплодия – это нарушение овуляции;
· Спаечный процесс, который «слипает» выросты трубы и задерживает проход яйцеклетки в брюшную полость;
· Бесплодие при патологии матки – также распространенный случай в причинах бесплодия;
· Эндокринные нарушения. Нарушение в работе щитовидной железы;
· Вследствие непроходимости сперматозоидов через шейку матки, говорят о иммунологическом бесплодии;
· Психологическая причина. Довольно часто встречаются случаи, когда врачи не могут найти причину невозможности зачатия. Организм в норме, но беременность не наступает.
Для женщин с бесплодием характерны следующие особенности[39]:
· недостаточность способности к социальной адаптации;
· общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией;
· неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость;
· внутренняя конфликтность;
· базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других;
· повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности;
· заниженная самооценка или компенсировано заниженная самооценка;
· подавленная агрессия разной направленности;
· осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.
Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что женщины страдающие бесплодием и обращающиеся по этому поводу в клиники репродуктивной медицины, не должны оставаться без психотерапевтической поддержки. Включение психокоррекции в комплексную терапию женского бесплодия способствует значительному улучшению психоэмоционального состояния пациенток и повышению эффективности лечения (наступление беременности) в 1,5 раза.
Для исследования психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием, были применены следующие методики: методика «Тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), шкала депрессии Бека, рисуночный тест «Я и мой ребенок».
По итогам теста можно сказать, что для женщин с диагнозом – бесплодие характерны высокие уровни личностной и ситуативной тревожности. Также мы сделали вывод о том, что бесплодие приводит к вегетативным нарушениям: у испытуемых возможно появление сердцебиения, повышенной потливости, похолодания конечностей, нарушение сна и аппетита.
Выяснилось, что для респонденток экспериментальной группы характерно наличие симптома «невротическая депрессия»,что следует интерпретировать как заниженный эмоциональный фон, а так же снижение общей энергетики и работоспособности.
В ходе исследования по шкале депрессии Бека были получены следующие результаты: в экспериментальной группе депрессия не выявлена лишь у 5% обследуемых.У 43% обнаружена легкая депрессия, у остальных 52% выявлена выраженная депрессия. Для них характерно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности.
Анализируя результаты по проективной методике «Я и мой ребенок», мы пришли к выводу, что 8% испытуемых имеет благоприятную ситуацию,17% испытуемых имеет незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе, 30% -выраженную тревогу в отношении будущего материнства, конфликтное отношение к ситуации родительства обнаружилось у 45% женщин. При этом, общий эмоциональный фон оказался положительным.
Проведенное исследование по проективной методике «Я и мой ребенок» в контрольной группе показало, что 91% испытуемых имеет благоприятную ситуацию и лишь у 9% имеются незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе.
Учитывая полученные в исследовании результаты, мы разработали психокоррекционную программу для женщин, страдающих бесплодием, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения.
Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.
Показатели ретеста у респонденток экспериментальной группы имеют существенные отличия от показателей теста. Показатели личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.
Анализируя результаты экспериментальной группы по Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний мы пришли к выводу, что улучшились показатели по всем шкалам. Но наиболее заметные изменения произошли по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия» и Вегетативные нарушения», что подтверждено математически. Все сказанное, говорит о том, что психокоррекционная программа является эффективной.
На основе выше изложенного можно сказать, <