Обучение и инструктаж по вопросам охраны труда
В соответствии с законом «Об охране труда», работодатель обязан проводить инструктаж и обучение работающих в сфере охраны труда.
Работодатель обязан обеспечитьобучение работающих по вопросам охраны труда в доступном работникам виде. Инструктаж имеет право проводить специалист по охране труда, либо работник, прошедший обучение по проведению инструктажа. При проведении обучения необходимо принимать во внимание образование работника, предыдущее обучение, опыт работы и способности, а также специфику предприятия. После обучения работодатель должен убедиться, что работник понял инструкции по охране труда и содержание обучения.
В первоначальный инструктажвключают информацию, соответствующую инструкциям по охране труда для конкретного вида труда или профессии, при этом дополнительно включают следующие вопросы:
1. общую информацию по организации труда и рабочего места в конкретном цехе, участке, объекте, на месте протекания технологических процессов и месте нахождения оборудованию;
2. схемы (маршруты) безопасного перемещения работающих по территории участка, цеха или объекта;
3. информацию о факторах риска рабочей среды, мероприятиям по их предотвращению или снижению.
После первоначального инструктажа работник приступает к работе и в зависимости от стажа, опыта и характера работы работает под надзором опытного работника до овладения безопасными методами и навыками труда, и использования оборудования, а также требованиями охраны труда и пожарной безопасности. После этого работник направляется на самостоятельную работу.
· повторный (периодический) инструктаж.Егоцель - напомнить правила охраны труда и требования инструкций, проверить и повысить знания занятых в этой сфере. Повторный инструктаж проводят в объеме первоначального инструктажа не реже одного раза в год, а при работе с опасным оборудованием и на работах повышенной опасности (в соответствии со списком утвержденным работодателем) - не реже, чем раз в 6 месяцев;
· внеплановый инструктаж- проводят в объеме первоначального инструктажа, если:
o у работников меняются условия труда, характер труда, рабочее место, рабочее оборудование, технологический или рабочий процесс, или возникают другие факторы, которые могут повлиять на безопасность работающего;
o произошел несчастный случай или констатировано профессиональное заболевание;
o работник прервал работу на срок, превышающий 60 календарных дней, а при работе с опасным оборудованием или на работах повышенной опасности - на срок, превышающий 45 календарных дней;
· целевой инструктаж. Его проводят перед началом работы, если работники:
o ликвидируют последствия аварии или катастрофы;
o выполняют единовременную работу, не связанную с профессией работника, должностью или постоянно выполняемыми обязанностями;
o выполняют единовременную работу вне территории предприятия;
o в соответствии с утвержденным работодателем списком выполняют работу, для выполнения которой нужно оформить направление (разрешение). Сведения об инструктаже регистрируют в соответствующем направлении (разрешении).
Работодатель обязан обеспечить, чтобы каждый работник получил бы инструктаж и прошел бы обучение по вопросам охраны труда, которые имеют непосредственное отношение к его месту работы и выполняемой им работе.
Подобный инструктаж проводят:
· при поступлении на работу (вводный инструктаж);
· при изменении характера работы и условий;
· при введении нового или замене старого рабочего оборудования;
· при введении новых технологий и в других случаях.
Работодатель имеет право направить работника, нарушившего требования по охране труда, на дополнительное обучение по вопросам охраны труда
При проведении инструктажа:
· работников обучают безопасным и безвредным для здоровья рабочим приемам;
· работникам объясняют утвержденные работодателем инструкции, в которых определены мероприятия по охране труда, которые необходимо соблюдать при выполнении работы;
· работников учат применять индивидуальные средства защиты, а также рассматривают другие вопросы.
Инструктаж организуют в рабочее время, при этом уделяя достаточное количество времени полному и качественному изложению материала, освоению практических методов и приемов, а также проверке знаний.
Особое внимание необходимо уделять обучению работников, которые работают на работах повышенной опасности и в особых условиях, например, верхолазы, персонал, обслуживающий опасные установки, сварщики, строители и т.д. Отдельным группам работающих необходимо специальное обучение, например, сварщикам, дефектоскопистам, персоналу, выполняющему работы на электрических установках, в газовых хозяйствах и т.д.
Работодатель обязан консультироваться по вопросам охраны труда с работниками и их доверенными лицами, а также обеспечить доверенным лицам возможность участия в обсуждении вопросов, которые касаются организации инструктажа и обучения.
На любом предприятии должны быть задействованы работники, обученные оказанию первой медицинской помощи, проведению противопожарных мероприятий и мероприятий по эвакуации работающих. Работодателю необходимо заботиться о том, чтобы было бы достаточное число таких работников, они были бы должным образом проинструктированы и обеспечены необходимым оборудованием.
Лицо, занятое в сфере труда обязано участвовать в организованных работодателем инструктажах и обучении в сфере охраны труда.
Инструкция по безопасности труда должна включать следующие вопросы:
· общие требования (общая угроза на рабочем месте);
· возможные риски трудовой среды;
· используемые индивидуальные и коллективные средства защиты;
· описание рабочего места;
· случаи, когда нельзя начинать работу;
· требования, предшествующие началу работы;
· требования во время работы;
· требования по окончании работы;
· действия в чрезвычайных ситуациях (действия при несчастном случае, оказание первой помощи);
· что делать, если что-то кажется ненадежным;
· к кому обратиться за советом;
· обязанность сотрудничать с работодателем и представителем работников, если таковой избран, по вопросам безопасности труда и др.
Сведения о вводномобучении персонала (вводноминструктаже) и обучении (инструктаже) на рабочем месте работодатель регистрирует в соответствующих документах (журналах).
Аттестация работников
Во время собеседования инструктируемое лицо удостоверяется в освоении материала, изложенного во время инструкции.
Мероприятия по обучению (инструктажу), надзору и контролю, как и ведение соответствующей документации, включают в систему охраны труда предприятия.
Тематическое обучение
Тематическое обучение проводится в тех случаях, когда этого требуют правила кабинета министров, либо проведения инструктажа не достаточно для безопасного выполнения каких-либо работ. В данном случае работодатель принимет решение о форме проведения обучения персонала, т.е. проводить обучение своими силами или привлекать лицензированные учебные заведения. Как пример тематического обучения можно упомянуть проведение обучений для водителей автопогрузчиков, операторов автозаправочных станций, стропальщиков, высотников и т.п.
Пример:
Для примера использован журнал инструтажей на рабочем месте.
Nr. p.k. | Datums | Instruējamais | Instrukc. numurs | Instruktāžas veids | Persona, kura veic instruktāžu | |||||
Vārds, uzvārds | Per.к. | Profesija, amats | Vārds, uzvārds, amats | Paraks. | ||||||
01,01,12, | Вася Пупкин | летчик | 1,2,3,4 | Повторн. | Дядя Степа | |||||
02,01,12, | Маша Березкина | стюардеса | 1,5,8, 4 | Повторн. | Дядя Степа | |||||
03,01,12, | Леня Сидоров | диспетчер | 3,5,9 | Повторн. | Дядя Степа | |||||
03,01,12, | Кузя Пузаткин | диспетчер | -//- | -//- | -//- | |||||
5 | 01,01,12, | Люся Петрова | уборщица | 5,12 | Повторн. |
|
|
|
Рассмотрим основные ошибки:
1.Все даты в журналах должны идти в возрастающем порядке. ПОМНИТЕ! Журнал инструктажей также является документом контроля заключения договоров со стороны трудовой инспекции.
2.В случае, когда в журнале ставятся номера инструкций, номера также, как и даты должны вписываться в возрастающем порядке, в противном случае может сложиться мнение, что последний номер был вписан уже после проведения инструктажа.
3.Даже в случае повторения текста из предидущей строки, во все ячейки текст должен быть вписан в полном объеме без применения специальных символов. ВНИМАНИЕ! Журнал является одним из оправдывающих работодателя документов, в случае расследования несчастных случаев, но только при условии, что заполнен правильно.
ОЦЕНКА РИСКОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ
Оценка рискаявляется инструментом управления, который позволяет работодателю определить, что безопасность труда и политика охраны здоровья работающих (профессиональное здоровье) отвечают характеру работы, а также в виде записей фиксировать риски на работе, указывая на необходимые мероприятия по устранению риска.
Оценка рисков способствует созданию более здоровой рабочей среды, в результате чего:
· работники отсутствуют меньшее количество времени из-за болезни;
· случается меньше травм и несчастных случаев;
· улучшается самочувствие на рабочем месте;
· повышается производительность труда;
· улучшается качество продуктов и услуг;
· предприятие имеет лучшие возможности получить наилучшую рабочую силу.
Целью оценки риска рабочей среды является:
· своевременное выявление существующих на рабочих местах рисков и проведение мероприятий по их устранению, что снизит возможность возникновения несчастных случаев и профессиональных болезней;
· обеспечение улучшения трудовых условий на предприятии и вместе с этим улучшения самочувствия работающих, поскольку в безопасной и упорядоченной рабочей среде работники будут чувствовать себя комфортнее, чем в опасной, грязной и беспорядочной среде, которая представляет угрозу их безопасности и здоровью;
· уменьшение заболеваемости работающих и связанных с этим неявок на работу, что вызвано нездоровыми трудовыми условиями, например, сквозняк, прохладные рабочие помещения, неправильно оборудованное рабочее место и т.д.
· избежание перебоев в эксплуатации рабочего оборудования, повреждений и аварий.
Процесс оценки риска рабочей среды условно можно разделить на два этапа:
a) этап планирования и организации процесса;
b) этап выполнения, который можно подразделить на большее количество исполнительных стадий.
В этап планирования и организации процесса оценки риска входит выбор метода оценки и подготовка. Законодательство ЛР не обязует работодателя пользоваться какой-то одной методикой, поэтому в Латвии используется большое количество методик, как качественных, так и количественных. Кроме этого следует упомянуть, что некоторые методики разработаны для каких-то конкретных рисков, например методика NOISH широко используется при переносе тяжестей или определения степени риска при выполнении монотонных операций. Существуют также методики по оценке эргономичности рабочего места, уровня психилогической нагрузки персонала, общей травмоопасности рабочего места (применяется при выполнении особо опасных работ), при использовании химических веществ и т.п.
Этап выполнения оценки риска включает определение факторов риска рабочей среды, анализ констатированных факторов риска, определение мероприятий по охране труда, планирование проведения мероприятий, проведение мероприятий, планирование проведенных мероприятий.
При оценке риска рабочей среды необходимо принимать во внимание:
· степень вероятности (длительности, частоты) возникновения риска и тяжести последствий риска;
· существующую взаимосвязь между самими работающими и выполняемой ими работой на предприятии;
· находятся ли на рабочем месте другие лица (например, работники других предприятий, посетители, студенты, пациенты лечебного учреждения).
Особое внимание необходимо уделить работе, выполняемой беременными женщинами и женщинами в послеродовом периоде до 1 года, но если женщины кормят грудью – то в течение всего периода кормления.
Первичная оценка факторов риска дает возможность уменьшить и контролировать те факторы риска, которые невозможно устранить.
Правилами установлено, что после первичной оценки риска на рабочих местах, работодатель должен проводить регулярную оценку риска рабочей среды, не реже, чем раз в год, а также:
· начиная другой вид деятельности;
· если произошли перемены в рабочей среде (например, поменялись рабочие процессы, методы, рабочее оборудование, применение или производство веществ и продуктов, существенно переоборудована среда);
· если констатировано ухудшение условий в рабочей среде или несоответствие требованиям, установленным нормативными актами;
· в другие сроки, если нормативными актами установлено по-другому для конкретного фактора риска рабочей среды (например, для шума, воздуха рабочей среды).
В оценке факторов риска рабочей среды участвует компетентный персонал. Специалисты, которые будут проводить оценку факторов риска рабочей среды, должны быть обучены в сфере охраны труда. Специалисты должны знать производственный процесс, различные выполняемые задачи и входящие в них факторы риска, а также мероприятия по их устранению. При оценке риска желательно указать, какого уровня превентивные мероприятия необходимо провести соответственно степени тяжести последствий риска, а также необходимо ли проводить измерения рабочей среды.
Вероятности, которые надо принимать во внимание при оценке риска:
· ввероятность заболевания (профессиональными болезнями, например, шумовые болезни, вибрационные болезни, а также другие связанные с работой болезни);
· вероятность отравления;
· вероятность профессиональной патологии (патология системы мускулатуры и скелета, синдром карпального канала и т.д.);
· вероятность рабочего стресса (синдром выгорания);
· вероятность травматизма;
· вероятность взрыва;
· вероятность пожара;
· вероятность аварии;
· ероятность химического, радиационного, биологического, экологического, эпидемиологического и других рисков.
Основные понятия теории риска
Риск –это комплексное понятие, которое объединяет вероятность несчастных случаев или других происшествий с вредными последствиями, а также оценку объема вытекающих из них последствий.
Математически риск (R) можно выразить в следующем виде:
R = Q x p, где
Q – возможность (вероятность несчастного случая);
p – последствия (объем ущерба).
Риск также можно охарактеризовать с помощью уравнения, которое включает существование угрозы, возможность уклонения от рискаистепень тяжести риска:
R = ExAxS, где
E (Existence) – вероятность того, что определенные риски существуют;
A(Avoidance) – вероятность того, что возможно уклониться от рисков;
S(Severity) – категория, которая определяет степень тяжести риска.
Другие виды рисков – это риски предпринимательской деятельности, коммерческие и финансовые риски, риск прекращения деятельности, промышленные риски, государственные и политические риски.
Риском в сущности можно управлять - если создать юридическую основу оценки риска, методическое обеспечение и оценочную процедуру, а также определить специальные требования к управляющим опасными объектами с целью уменьшения риска.
Компоненты риска
В основном риск можно охарактеризовать как двухмерную величину, компонентами которой являются вероятность несчастного случая и объем причиненного им ущерба (последствий).
Возможность риска измеряют вероятностью или частотой несчастных случаев. Вероятность, которая численно равняется отношению числа несчастных случаев к возможному числу случаев из всего класса случаев, включающего несчастные случаи, является отношением двух чисел и не имеет единиц измерения. Вероятность не может быть меньше 0 (не может быть негативным числом) и не может превышать 1.
Частоту несчастных случаев выражают количеством несчастных случаев на временную единицу или на единицу расстояния. Это также определяет единицу измерения частоты несчастных случаев: например, число несчастных случаев в год или число несчастных случаев на километр. При знании взаимозависимостей и вероятности частоту несчастных случаев возможно рассчитать.
Второе измерение риска – ущерб, причиненный несчастным случаем, является составной величиной, и ее тоже можно рассчитать:
· можно определить ущерб, нанесенный здоровью, например, рассчитав время, когда может начаться влияние фактора определенного риска профессиональной патологии (шумовая болезнь и т.д.);
· можно определить материальный ущерб, который обычно выражается в денежном выражении;
· ущерб, причиненный среде, можно определить в денежном выражении (например, затраты на очищение акватория), или же каким образом среда влияет на здоровье человека (например, влияние утечки токсичных веществ на определенное количество людей и на их здоровье).
За каждым несчастным случаем: взрывом, пожаром, утечкой токсичных веществ и т.д. - может последовать разное количество потерпевших с различной степенью тяжести и продолжительности ущерба, нанесенного здоровью.
Рисунок № 8.1 «Коэффициент Хейнриха»
Рисунок № 8.2. Модель причин наносимого вреда