Тотемизм – форма осознания связи коллектива, его единства, его противоположности другим коллективам.

Тотемизм : архаичная форма религии – комплекс верований, обрядов, мифов, основанных на представлениях о тесной родственной связи какой-либо группы людей (род, племя) с определенным видом животного, реже – растения, еще реже – с неодушевленным предметом или явлением природы.

Тотемизм – форма осознания связи коллектива, его единства, его противоположности другим коллективам.

По мере осознания единства в первобытном коллективе появляются взаимная забота и взаимопомощь, возникает, по сути, формирующаяся медицина.

В тотемизм уходят корни и обряды священного брака, призванного обеспечить плодородие земли, животных и людей.

Таким образом различные виды искусства своим возникновением обязаны тотемизму.

В неразрывной связи с верой в тотемических предков находятся представления о тотемическом цикле рождения и смерти.

На этой основе начался период расцвета магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.

Средствами борьбы с природными явлениями, врагами, болезнями стали различные формы магической практики – магические технологии: обряды, танцы, песни, заговоры.

Подавляющее большинство историков медицины считали длительное время, что магия не принесла медицине ничего, кроме вреда, а различные приемы лечебной магии – ничто иное, как дикие суеверия, существование которых, конечно, понятно и извинительно для той эпохи, в которой они возникли.

На следующем этапе практические приемы формирующейся медицины были осмыслены с позиции той коллективной формы мышления, которую именуют первобытным мифологическим сознанием, т.е. первоначально-магическим

Цель – поделиться с больным частью собственной жизненной силы чисто магическими средствами. Основные формы такой передачи - словесные и мануальные действия т.е. – рука и слово.

Каково же состояние магической медицины сегодня. Используются ли методы народной медицины?

Шарлатанство в медицине – циничный обман больных, спекулирование доверием.

— ВОЗ ставит задачу интеграции традиционной и академической медицины.

— Такая интеграция принесет взаимную пользу обеим системам, увеличит общий объем знаний о медико-санитарной помощи, повышает квалификацию и увеличивает число практикующих медиков.

Особенности культуры и медицины Древних цивилизаций. Культ мертвых, его влияние на культуру, медицину Древнего Египта. Медицина Междуречья.

Цивилизация(от лат.Civilis – гражданский, государственный)

Когда один или несколько народов, объединенных общей культурой, достигают определенной стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего именуют цивилизацией.

Цивилизация -совокупность материальных и духовных достижений общества.

Культура = цивилизация

В.О. Ключевский, З. Фрейд.

Унитарный подход

Цивилизация - общечеловеческий идеал исторического прогресса.

Стадиальныйподход

Цивилизация - этап развития с выраженным изменением технологий

аграрная

индустриальная и

постиндустриальная.

Локально-исторический подход

Цивилизация неповторимая, замкнутая, циклическая, имеющая индивидуальную судьбу и переживающая периоды возникновения, расцвета и умирания.

Цивилизация – определенные этносы (от греч.этнос – народ), создавшие свою государственность (гос. аппарат, армию и др.), общественные институты, письменность, религию, искусство, т. е объединенные общей культурой, имеющие собственный неповторимый образ жизни.

Классификация цивилизаций:

Древнего мира (Египетская, Шумерийская, Китайская, Индийская, Греческая и т д.)

Цивилизации доколумбовской Америки (майя, ацтеки)

Цивилизации Средневековья (арабская или исламская)

Современные цивилизации

Лев Ильич Мечников

Речные цивилизации

Цивилизации Древнего Египта и древних царств Месопотамии (Шумеры, Аккады,

Вавилон)

Что характерно для Древних цивилизаций?

ž Политеизм

ž Появление классов

ž Накопление и систематизация знаний о природе. Зарождение науки. Натурфилософия.

ž Появление письменности

ž Появление школ (философских, научных, в том числе медицинских).

Истоки загробного культа

Географические и климатические особенности – основа экономического и культурного развития Древнеегипетской цивилизации.

Культ солнца

Монументальная

скульптура.

Миниатюрная скульптура. “Ушебти”

Портретная скульптура


Отношение древних египтян к смерти и здоровью

ž В Древнем Египте почиталась старость, никто не торопился умирать, а по сему стремление быть здоровым, благодаря соответствующему образу жизни или помощи врачей, было естественным желанием древних египтян.

ž По словам Геродота: "...египтяне, если не считать ливийцев самый здоровый народ на свете”.

Памятники периода – веды.

Ригведа(гимны) посвящались богам.

Яджурведа– похоронные ритуалы.

Атхарваведа – заговоры, заклинания.

Брахманизм

Ò Брахманы(знающие учение, жрецы)

Ò Кшатрии(военная знать)

Ò Вайшьи(земледельцы, скотоводы)

Ò Шудры– бесправные бедняки

  1. Буддийский период 6 – 2 вв. д.н.э.

Буддизм одна из первых монотеистических религий.

Основатель буддизма - Сидхартха Гаутама (623 – 544гг.д.н.э.)

Лингам

Ò Ганеша– покровитель торговли, он же покровитель учащихся, он же и дарует здоровье.

Культ Камы входит в учение о трех ценностях –

Ò дхарма (духовно-религиозные),

Ò артхе (материальные) и

Ò каме (любовно-чувственные).

Ò Камасутра– направлена, не столько на выявление чувственных инстинктов или чувственной любви, сколько на формирование семьи, включая и гигиенические, общеоздоровитльные аспекты.

Рама и Кришна.

В основе учения:

Ò Учение о переселении душ

Ò Учение о карме (причинно-следственный закон).

Ригведа.

Медицина целиком в руках богов, терапия – в заклинаниях и молитвах.

Аюрведа - главная медицинская система Древней Индии

Сушрута

Чарака

Ò В основе жизни – три важнейшие органические жидкости: желчь, воздух, слизь.

Ò основные причины болезни:

  1. Болезни наследственные
  2. Неправильное питание зародыша
  3. Болезни от порчи соков
  4. Болезни случайные.
  5. Болезни, прямо зависящие от воздействий атмосферы
  6. Болезни, насылаемые высшими существами
  7. Болезни темперамента

Ò Проблема соотношения болезни и здоровья

Есть ряд признаков, которые определяют здоровье:

Ò Ясность ума

Ò Нормальное состояние органов чувств

Ò Равномерное смешение органических жидкостей

Ò Правильное совершение отделений и жизненных отправлений тела

Ò Внешний осмотр

Ò Зависела, прежде всего, от излечимости или неизлечимости болезни.

Ò Время года

Ò Возраст, конституцию, темперамент, ум.

Идеальное лекарство то, которое дается в малых дозах, быстро вызывает эффект, излечивает даже серьезные заболевания, легко усваивается, вкусно.

Ò Пища должна быть свежей.

Ò Совместимость продуктов

Ò Операции – полостные, камнесечение, пластические операции

Ò медицинские системы Индии

Ò СидхаСреди особенностей – широкое применение ртути, сера, золота, мышьяка, а так же ядовитых плодов растений

Ò Унани (Юнани) – система, внедренная в Индии мусульманскими правителями в 12 столетии.

Ò Натуропатическая система: врачебное вмешательство, как помощь природе в избавлении от недуга. Иридодиагностика.

Включает несколько комплексных лечебных методик:

É Гидротерапия

É Диетотерапия

É Вегетарианство

É Уринотерапия

Ò Классическая йога –есть прекращение деятельности сознания.

Ò Цель йоги -достичь мокши (нирваны), освободиться от бесконечной череды перерождений, от кармы.

Ò На все стороны жизни повлияло 3 религиозных учения – конфуцианство, даосизм, буддизм.

Ò Основоположник – Конфуций.

Ò В VI-V вв. до н.э. Конфуций основал первую школу, в которой развил свое учение, изложенное в книге «Беседы и суждения», написанную как диалоги с учениками.

Ð Стержень конфуцианской традиции – вера в возможность создания морального общества.

Ð Панэтизм (безусловное преобладание этического принципа

Ð Семья как на прообраз государства.

Главное в учении:

Ð Дао- путь природы, и одновременно путь к мудрой жизни.

Ð Отказ от благ цивилизации возвращение к простой жизни в полном единении с природой.

Ð Достижение долголетия

Ò Различия между религиями в Китае часто носили внешний характер.

Синкретизм

Ò В основе - древняя натурфилософия.

В IV-III вв. до н.э. окончательно оформился текст анонимной «Книги перемен».

Ò Среди фундаментальных категорий китайской культуры самой важное – ци

«Подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода в пар, так и ци, сгущаясь, становиться веществом, а истончаясь духом.»

Ò Ци– это жизненная энергия, наполняющая весь мир, любые предметы и существа.

Ò В европейской философии преобладающим стал причинно-следственный тип мышления

Ò В Китае традиционный подход – коррелятивный(от лат.Сorrelatio – соотношение, взаимоосвязь).

Ò В основе мышления такого типа лежит теория симпатии, или сродства видов.

Положительному– свет, жар, мужественность, движение.

Ò Учение о первоэлементах ("У-син"): огонь, земля, вода и металл, дерево

Ò При нарушении движения энергии – 16 синдромов. Синдромы избытка – ян и синдромы недостатка – инь.

Ò В основе всякой болезни - нарушение циркуляции ци, засоры и заторы на его пути.

Учение о пульсе

Тотемизм : архаичная форма религии – комплекс верований, обрядов, мифов, основанных на представлениях о тесной родственной связи какой-либо группы людей (род, племя) с определенным видом животного, реже – растения, еще реже – с неодушевленным предметом или явлением природы.

Тотемизм – форма осознания связи коллектива, его единства, его противоположности другим коллективам.

Подавляющее большинство историков медицины считали длительное время, что магия не принесла медицине ничего, кроме вреда, а различные приемы лечебной магии – ничто иное, как дикие суеверия, существование которых, конечно, понятно и извинительно для той эпохи, в которой они возникли.

На следующем этапе практические приемы формирующейся медицины были осмыслены с позиции той коллективной формы мышления, которую именуют первобытным мифологическим сознанием, т.е. первоначально-магическим

Цель – поделиться с больным частью собственной жизненной силы чисто магическими средствами.Основные формы такой передачи - словесные и мануальные действия т.е. – рука и слово.

Тотемизм : архаичная форма религии – комплекс верований, обрядов, мифов, основанных на представлениях о тесной родственной связи какой-либо группы людей (род, племя) с определенным видом животного, реже – растения, еще реже – с неодушевленным предметом или явлением природы.

Тотемизм – форма осознания связи коллектива, его единства, его противоположности другим коллективам.

Наши рекомендации