История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.

История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.

Вопросы для устного опроса:

  1. Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия.
  2. Основные этапы развития иммунологии.
  3. Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
  4. Клетки иммунной системы.

Программа занятия:

1. Изучить иллюстрационные материалы, начертить схемы и зарисовать рисунки в рабочую тетрадь.

2. Изучить схемы строения тимуса, селезенки, лимфоузла, пейеровой бляшки, зарисовать.

3. Изучить схему развития клеток иммунной системы, зарисовать.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

Занятие 2.

Виды иммунитета. История развития иммунологии (продолжение).

Факторы неспецифической резистентности организма.

Вопросы для устного опроса:

  1. Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
  2. Клетки иммунной системы.
  3. Иммунитет: виды иммунитета.
  4. Факторы неспецифической резистентности организма.

Программа занятия:

  1. Изучить схему «Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета», зарисовать.
  2. Изучить схему фагоцитоза, зарисовать.
  3. Изучить схемы путей активации комплемента, зарисовать.
  4. Просмотр презентации «Нобелевские лауреаты в области иммунологии».

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

Занятие 3.

Антигены, их свойства. Антигены организма человека. Антигены микроорганизмов.

Вопросы для устного опроса:

1. Основные свойства и строение антигенов.

  1. Антигены организма человека.
  2. Антигены микроорганизмов.

Программа занятия:

  1. Изучить схему расположения антигенов у бактерий, зарисовать.
  2. Изучить схему расположения антигенов вирусов, зарисовать.
  3. Изучить иллюстративный материал «Антигены организма человека», зарисовать.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

Занятие 4.

Факторы и механизмы врожденного иммунитета.

Гуморальный и клеточный иммунитет. Возрастные особенности иммунитета.

Иммунологическое обследование человека.

Реакция преципитации. Реакции, протекающие с нейтрализацией антигена.

Занятие 8.

Реакции, протекающие с участием комплемента: реакция гемолиза и

Занятие 9.

Список вопросов

Вторичные иммунодефициты.

Вопросы для устного опроса:

  1. Этиологические факторы вторичных иммунодефицитов.
  2. Синдром хронической усталости.
  3. Синдром приобретенного иммунодефицита.

Программа занятия:

  1. Познакомиться с иллюстрационным материалом, зарисовать схемы.
  2. Изучить препараты, применяемые для лечения вторичных иммунодефицитов.
  3. Просмотр презентаций по теме занятия.
  4. Разбор рефератов по теме занятия.
  5. Решение ситуационных задач.


Литература:

1. Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

5.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

Занятие 12.

Аутоиммунные болезни.

Вопросы для устного опроса:

  1. Общая характеристика аутоиммунных болезней.
  2. Ревматоидный артрит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  3. Псориаз: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  4. Красный плоский лишай: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  5. Буллезные аутоиммунные дерматозы: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  6. Системная красная волчанка: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  7. Склеродермия: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  8. Дерматомиозит, полимиозит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  9. Синдром Шегрена: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  10. Васкулиты: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.

Программа занятия:

  1. Познакомиться с иллюстрационным материалом по теме занятия, зарисовать схемы.
  2. Просмотр презентаций по теме занятия.
  3. Разбор рефератов по теме занятия.
  4. Решение ситуационных задач.

Литература:

1. Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

5.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

Занятие 13.

Аллергические болезни.

Вопросы для устного опроса:

  1. Анафилактический шок: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  2. Аллергические болезни кожи: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  3. Поллиноз: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  4. Аллергический конъюнктивит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  5. Аллергический ринит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
  6. Бронхиальная астма: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.

Программа занятия:

  1. Познакомиться с иллюстрационным материалом по теме занятия, зарисовать схемы.
  2. Просмотр презентаций по теме занятия.
  3. Разбор рефератов по теме занятия.
  4. Решение ситуационных задач.

Литература:

1. Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

5.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

Занятие 15.

Занятие 16.

Список вопросов

История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.

Вопросы для устного опроса:

  1. Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия.
  2. Основные этапы развития иммунологии.
  3. Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
  4. Клетки иммунной системы.

Программа занятия:

1. Изучить иллюстрационные материалы, начертить схемы и зарисовать рисунки в рабочую тетрадь.

2. Изучить схемы строения тимуса, селезенки, лимфоузла, пейеровой бляшки, зарисовать.

3. Изучить схему развития клеток иммунной системы, зарисовать.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

Занятие 2.

Наши рекомендации