История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.
История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.
Вопросы для устного опроса:
- Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия.
- Основные этапы развития иммунологии.
- Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
- Клетки иммунной системы.
Программа занятия:
1. Изучить иллюстрационные материалы, начертить схемы и зарисовать рисунки в рабочую тетрадь.
2. Изучить схемы строения тимуса, селезенки, лимфоузла, пейеровой бляшки, зарисовать.
3. Изучить схему развития клеток иммунной системы, зарисовать.
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
5. Лекционный материал.
Занятие 2.
Виды иммунитета. История развития иммунологии (продолжение).
Факторы неспецифической резистентности организма.
Вопросы для устного опроса:
- Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
- Клетки иммунной системы.
- Иммунитет: виды иммунитета.
- Факторы неспецифической резистентности организма.
Программа занятия:
- Изучить схему «Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета», зарисовать.
- Изучить схему фагоцитоза, зарисовать.
- Изучить схемы путей активации комплемента, зарисовать.
- Просмотр презентации «Нобелевские лауреаты в области иммунологии».
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
5. Лекционный материал.
Занятие 3.
Антигены, их свойства. Антигены организма человека. Антигены микроорганизмов.
Вопросы для устного опроса:
1. Основные свойства и строение антигенов.
- Антигены организма человека.
- Антигены микроорганизмов.
Программа занятия:
- Изучить схему расположения антигенов у бактерий, зарисовать.
- Изучить схему расположения антигенов вирусов, зарисовать.
- Изучить иллюстративный материал «Антигены организма человека», зарисовать.
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
5. Лекционный материал.
Занятие 4.
Факторы и механизмы врожденного иммунитета.
Гуморальный и клеточный иммунитет. Возрастные особенности иммунитета.
Иммунологическое обследование человека.
Реакция преципитации. Реакции, протекающие с нейтрализацией антигена.
Занятие 8.
Реакции, протекающие с участием комплемента: реакция гемолиза и
Занятие 9.
Список вопросов
Вторичные иммунодефициты.
Вопросы для устного опроса:
- Этиологические факторы вторичных иммунодефицитов.
- Синдром хронической усталости.
- Синдром приобретенного иммунодефицита.
Программа занятия:
- Познакомиться с иллюстрационным материалом, зарисовать схемы.
- Изучить препараты, применяемые для лечения вторичных иммунодефицитов.
- Просмотр презентаций по теме занятия.
- Разбор рефератов по теме занятия.
- Решение ситуационных задач.
Литература:
1. Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
5.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
Занятие 12.
Аутоиммунные болезни.
Вопросы для устного опроса:
- Общая характеристика аутоиммунных болезней.
- Ревматоидный артрит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Псориаз: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Красный плоский лишай: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Буллезные аутоиммунные дерматозы: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Системная красная волчанка: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Склеродермия: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Дерматомиозит, полимиозит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Синдром Шегрена: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Васкулиты: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
Программа занятия:
- Познакомиться с иллюстрационным материалом по теме занятия, зарисовать схемы.
- Просмотр презентаций по теме занятия.
- Разбор рефератов по теме занятия.
- Решение ситуационных задач.
Литература:
1. Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
5.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
Занятие 13.
Аллергические болезни.
Вопросы для устного опроса:
- Анафилактический шок: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Аллергические болезни кожи: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Поллиноз: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Аллергический конъюнктивит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Аллергический ринит: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
- Бронхиальная астма: патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение.
Программа занятия:
- Познакомиться с иллюстрационным материалом по теме занятия, зарисовать схемы.
- Просмотр презентаций по теме занятия.
- Разбор рефератов по теме занятия.
- Решение ситуационных задач.
Литература:
1. Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
5.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
Занятие 15.
Занятие 16.
Список вопросов
История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.
Вопросы для устного опроса:
- Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия.
- Основные этапы развития иммунологии.
- Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
- Клетки иммунной системы.
Программа занятия:
1. Изучить иллюстрационные материалы, начертить схемы и зарисовать рисунки в рабочую тетрадь.
2. Изучить схемы строения тимуса, селезенки, лимфоузла, пейеровой бляшки, зарисовать.
3. Изучить схему развития клеток иммунной системы, зарисовать.
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.
5. Лекционный материал.
Занятие 2.