Культурно-историческая концепция развития психики л.с. выготского
Доминирующие подходы к изучению человека (20 в.):
- биологический (И.П.Павлов; естественное происхождение человека; психика человека может быть описана теми же понятиями, что и психика животных; физиология ВНД должна заменить собой психологию);
- идеальный (божественное происхождение человека; психика неизмерима и непознаваема)
Основной вопрос - о человеческом сознании как о качественно новом образовании.
Л.С. Выготский: человек обладает особым видом функций, к-е полностью отсутствуют у животных. Высшие психические функции составляют сознание – высший уровень психики человека – и формируются в ходе социальных взаимодействий.
Концепция (3 части):
1. Человек и природа. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой: - для животного мира – среда действовала на животное, видоизменяла его и заставляла приспосабливаться; - для человека – человек действует на природу и видоизменяет ее.
Механизмы изменения природы со стороны человека: создание орудий труда, развитие материального производства.
2. Человек и его собственная психика. В процессе освоения природы человекнаучился овладевать собственной психикой – появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Высшие психические функции (по Выготскому) – способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.
Человек овладел своим поведением и природой с помощью специальных психологических орудий – знаков. Знаки – это искусственные средства, с помощью к-х первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и др. психическими процессами (зарубка на дереве – вспомнил, что надо делать; знак содержательно связан с различными видами трудовых операций). Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, или психологическими орудиями.
3. Генетические аспекты. В процессе совместного труда в человеческом обществе происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих действия участников: слова-приказы (словесные знаки; «сделай то», «отнеси туда») выполняли внешнекомандную функцию. Человек, услышав определенное звукосочетание выполнял определенную трудовую операцию. В процессе развития деятельности человек начал обращать эти звукосочетания на себя (организующая функция слова) и научился управлять своим поведением.
Культурное развитие человека: 1. Начальный процесс овладения знаками-символами – интерпсихологический (межличностный), когда функции человека приказывающего и человека исполняющего разделены; 2. Следующая ступень – интрапсихологический процесс (отношения с самим собой), когда происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образы, элементы внутренней речи).
Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические (по Выготскому) называется интериоризацией.
В онтогенезе каждого человека наблюдается принципиально то же самое: сначала взрослый воздействует на ребенка словом, побуждая его к действию; ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого и далее – на самого себя.
Фундаментальные положения концепции:
1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.
2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод: человек принципиально отличается от животных, так как овладел природой при помощи орудий.
Для овладения собственной психикой человек использует психологические орудия (знаковые средства), к-е имеют культурное происхождение.
Речь – универсальная и наиболее типичная система знаков.
Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по свойствам, строению и происхождению, т.е. произвольны, опосредованы и социальны.
Основополагающий тезис современной отечественной психологии – происхождение сознания человека связано с социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза – усвоение общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания (общественно выработанных способов передачи опыта), к-е обеспечивают полноценное развитие психики.