Глава X Первичное здоровье и

Даже если у вас есть достаточно научных данных, чтобы понимать важность первичного
здоровья, в действительности требуется намного больше. Чем мы должны обладать, это новым
сознанием. Такое новое сознание могло бы всколыхнуть всякий аспект нашего общества.

Нуклеарная семья

Нуклеарная семья представляет один из самых пагубных аспектов сегодняшнего общества.
Она игнорирует фундаментальные потребности беременной женщины, женщины в родах имла-
денца. В традиционной обширной семье женщина, ожидающая ребенка, всегда окружена женщи-
нами разных поколений, помогающими друг другу в повседневной жизни, включая задачи мате-
ринства. В такого рода обширной семье новоиспеченная мать приобретает опыт, касающийся но-
ворожденных детей заранее.

В нуклеарной семье беременная женщина либо проводит дома долгие часы в одиночестве,
либо ходит на работу и не способна приспособить свой стиль жизни к различным фазам беремен-
ности. В профессиональном мире, если женщина объявляет, что она беременна, есть ощущение,
что она будет менее продуктивной и менее ценной. В день самих родов мать нуждается в уедине-
нии - но ей также нужно чувствовать себя частью общности. Эти две потребности не могут легко
удовлетворяться в нашем обществе.

На протяжении месяцев грудного вскармливания традиционная обширная семья может по-
могать законной матери с ее ребенком столько сколько возможно, круглые сутки. Если мать заня-
та, то другая женщина всегда есть чьи руки в его распоряжении на первом году жизни и всегда
есть кому играть с ним. При таком устройстве ребенок часто может быть со старыми людьми, вро-
де бабушки или дедушки, у которых свои собственные взгляды на обращение с новорожденными
детьми. И это соприкосновение с детьми означает что старикам есть для чего жить.

Особенные качества роли матери и роли отца, как правило, принимаются нуклеарной семь-
ей через укороченное и неполное грудное вскармливание и современные способы деторождения.
Ни в каком обществе никогда до такой степени, как в нашем, не игнорировалась полярность муж-
ского и женского, необходимая для развития человеческого общества. Сейчас невозможно подсчи-
тать долговременные следствия настолько новой ситуации.

В нашем современном индустриализованном обществе все постоянно направлено на
уменьшение размеров семьи. Рождаемость все понижается, так что число детей в семье все
уменьшается, в Китае делается все, чтобы отбить охоту заводить второго ребенка - что означает
забвение в будущем слов брат и сестра! Родители-одиночки все более обычны в западных общест-
вах. Даже когда члены семьи собраны в одном месте, быстроменяющиеся моральные ценности и
взгляды означают наличие частых недоразумений и конфликтов внутри семьи. Повышение жиз-
ненного стандарта и рост современной технологии способствуют уменьшению размеров семьи и
принятию ядерной семьи за образец. Архитекторы и городские планировщики сейчас проектируют
жилье в расчете на то, что почти у каждого имеется телефон и автомобиль; в самом деле, величина
автомобилей прекрасно соответствует размеру ядерной семьи. Мы не можем рассматривать ядер-
ную семью, не рассматривая также всего технологического общества, от которого она зависит.

Акушерство

Определенные ведомства, принадлежащие к технологическому обществу, обладают мощ-
ным влиянием на все, происходящее в первичном периоде. Из них акушерство является, вероятно,
одним из самых мощных. Поскольку на первом месте в акушерстве стоит управление родами, оно
склонно отстаивать концентрацию родов в больших больницах и контролирование рожающих
женщин электронным оборудованием. Ввиду этого акушерство не будет принимать в расчет фак-
торы, которые могли бы способствовать физиологическому процессу как в родах, так и в процессе
привязывания.

Каждый, кто пытался понять, что делает роды более легкими, менее болезненными и таким
образом менее опасными, приходил к тем же выводам. Они все делают ударение на важности зна-
комого и женского окружения. Они знают, что когда вам нужно двигаться из одного места в дру-

roe во время родов, это может часто быть причиной нарушений. И они знают о важности полумра-
ка, тишины, тепла и свободы положения тела.

Когда примерно четыре пятых населения живет меньше, чем в 20 минутах от больницы,
оснащенной для производства кесаревых сечений, когда даже скорая помощь для собак имеет
оборудование, нужное для неотложных операций, не может быть разумной основы для недоверия
по отношению к домашним родам. Это недоверие основывается на недостатке воли. Наиболее ис-
кусный способ дискредитировать домашние роды в том, чтобы сделать их возможно более опас-
ными. Их делают опасными частично через создание атмосферы вины. Когда женщина осмелива-
ется думать о домашних родах, первое, о чем ее спрашивают, это что она будет делать, если воз-
никнут осложнения. Профессионалы никогда не думают, что легче было бы, если бы женщине не
приходилось бы покидать знакомое место. Домашние роды делают опасными поддержанием ат-
мосферы конфликта. Когда акушерка должна перевозить рожающую женщину из дома в больни-
цу, она знает, что представляет этим повод для критики и даже к осмеянию. Домашние роды также
делают опасными тем, что не существует подготовки для аутентичных акушерок, и женщины,
имеющие призвание к работе, не совпадают с теми, которых отбирают. Возраст (достаточный,
чтобы успеть завести собственных детей), опыт, инициатива и способность к принятию самостоя-
тельных решений являются основополагающими качествами, необходимыми акушерке, работаю-
щей с домашними родами.

С той подготовкой акушерок, которая существует на сегодняшний день, не только мы не
получаем аутентичных акушерок, но мы часто становимся препятствием в самом начале карьеры
тех женщин, которые искренне хотят помогать другим женщинам в родах. Это делается или через
стыки с властями или из-за того, что трудно заработать на жизнь таким образом. Эти ссоры с вла-
стями обычно ловко подстроены и их истоки трудно проследить. Они также затрагивают тех ред-
ких докторов, которые принимают домашние роды. На этих докторов часто нападают косвенно за
их "некомпетентность", их "промахи" вне области деторождения. Экономическое давление также
чувствуется через различные пути. Во Франции суммы, возмещаемой матери социальным обеспе-
чением за домашние роды, едва хватает, чтобы заплатить акушерке. В США решение некоторых
больших страховых компаний ("Морская и сухопутная компания взаимного страхования от огня"
в Филадельфии) не охватывать частных "сестер-акушерок" для домашних родов представляет дей-
ственную и осмотрительную модель подавления экономическими средствами.

Существует область, в которой в последние 20 лет не было никакого прогресса. Это изуче-
ние факторов, которые могут влиять на гормональный баланс, необходимый для родов, как поло-
жительным, так и отрицательным образом. Этот предмет является табу и по сути подрывным: он
привел бы к пересмотру основ акушерства; он привел бы к полному пересмотру определенных
практик, осуществляемых ежедневно. Такие практики включают оставление женщиной своего до-
ма при родах, поездку в автомобиле или на скорой помощи, прохождение какого-то числа влага-
лищных исследований и вставление иглы в вену - и все на протяжении нескольких часов. Все они
являются путями, до настоящего времени не будучи подозреваемы в этом, торможения физиоло-
гического процесса родов.

Если бы акушеры имели хоть малейший интерес к физиологии родов, некоторые заведен-
ные процедуры пересматривались бы, критиковались, обсуждались и использовались избиратель-
но. Возьмем в качестве простого примера практику вставления капельницы в руку рожающей
женщины. Никто еще не доказал, что действие адреналина, вырабатываемого при введении игол-
ки, незначительно. Кроме того, является редкостью интересоваться нежелательными эффектами
введения глюкозы через капельницу. Все же было открыто лишь совсем недавно, что глюкоза, по-
лучаемая через капельницу, может на самом деле повысить чувствительность к боли. Глюкоза
также понижает уровень хлорида натрия в крови и у матери и у ребенка. Низкий уровень хлорида
натрия в крови ребенка имеет следствием учащение его дыхания. Есть также свидетельства, что
высокий уровень глюкозы препятствует синтезу простагландинов, чья роль столь важна в родах.
Ребенок реагирует на избыток сахара активизацией своей поджелудочной железы и дополнитель-
ной секрецией инсулина. В результате после родов у новорожденного ребенка гипогликемия. Это
могло бы помочь в объяснении увеличивания желтухи новорожденных в последние 10 лет. Также
существенно, что когда рожающая женщина не получает никаких лекарств и абсолютно свободна
пить, что ей угодно, она часто пьет только воду. Если она выбирает пить что-нибудь сладкое, это
часто потому, что ей сказали, что ей надо поддержать свою энергию.

Акушерство потому опасно, что не считается с физиологией. Для поддержания коэффици-
ента смертности около десяти на тысячу, доля кесаревых сечений должна часто достигать 20%, а
доля щипцов - 30% для первого ребенка. Число женщин, успешно родивших первого ребенка без
применения лекарств и использующих только свои собственные гормоны, становится все меньше.

Во многих современных больницах более 10% детей находятся под надзором педиатров вместо
своих матерей в первые несколько дней своей жизни. Это часто обусловлено действием лекарств
на ребенка во время родов. По контрасту с этим, всюду, где опытные акушерки автономны и име-
ют в своем распоряжении, хирургическую бригаду готовую произвести кесарево сечение в любое
время в прилично оборудованной операционной, коэффициент перинатальной смертности может
быть около десяти на тысячу, а доля кесаревых сечении ниже 10%. В этих условиях самый низкий
возможный риск для матери и никогда нет нужды прибегать к лекарствам. Таким образом, было
бы возможно значительно улучшить безопасность родов, как краткосрочную, так и долгосрочную,
принятием подхода, радикально отличного и несовместимого с абсолютных руководством и кон-
тролем, осуществляемыми медицинским ведомством. Взамен существующего положения дел
можно вообразить докторов и технику, которые были бы в распоряжении женщин и акушерок;
можно представить докторов, способных к изучению физиологических процессов с целью способ-
ствовать им, а не с подспудным намерением управлять ими.

Сказанное мною не должно приниматься за критику врачей-акушеров. Большинство аку-
шеров, взятых по отдельности, это люди благой веры, чьей главной заботой является, чтобы как
можно больше детей рождалось в добром здоровье. Моя критика направлена больше против аку-
шерского ведомства. Начиная с определенной величины, первоочередным стремлением всякого
учреждения является поддерживать свою индивидуальность, а не интересоваться обществом как
целым. Общество находится в процессе утраты контроля над некоторыми из своих учреждений.
Мою критику также не следует рассматривать как то, что я вижу в домашних родах единственную
возможную альтернативу акушерству. Существенным же является открыть заново роль аутентич-
ных акушерок, единственных людей, которые не нарушают физиологию родов.

Роль, которую играют врачи-акушеры в эволюции семьи и общественных структур, веро-
ятно, намного важнее, чем обычно считают. Роды - это ключевое событие, традиционно разде-
ляющее мир мужчин и мир женщин. Взаимоотношения между мужчинами и женщинами на месте
родов больше, чем просто отражает общество как целое; они играют определяющую роль в под-
держании и эволюции семейных структур. Не случайно, что в середине двадцатого столетия жен-
щинам внезапно понадобилось опираться на помощь отца ребенка в родах и даже разделение пе-
реживания в родах с женщиной. До этого времени либо отец был исключен, как делалось в наибо-
лее традиционных обществах, либо его присутствие терпелось и оправдывалось осуществлением
им практических задач, вроде наполнения мисок водой.

Это беспрецедентное социологическое явление совпадало с концентрацией родов в боль-
нице и с развитием ядерной семьи. Оно также совпадало с падением роли акушерки. Это падение
принимало различные формы в разных странах. Но все равно, каким словом это описать, факт тот,
что акушерки, которые выжили, сделались помощницами докторов. В наши дни невозможно оп-
ределить работу акушерки, не ссылаясь на профессиональных медиков. Либо акушерку официаль-
но рассматривают как помощницу доктора, либо ее работу считают медицинской профессией с
ограниченной правомочностью. Акушерки все менее автономны; все меньше остается аутентич-
ных акушерок.

В наши дни в большинстве западных стран присутствие отца на родах стало правилом,
принятым даже самыми консервативными роддомами. Присутствие отца подкрепляет образ ядер-
ной семьи как модели, точно так же, как ядерная семья подкрепляет образ отца на родах как моде-
ли. Очевидно, что присутствие отца ребенка сделалось необходимость в контексте современного
акушерства. Это также часть тенденции сделать больницы более человечными. Но есть ли в дейст-
вительности мужчинам место в обстоятельствах, где приоритеты были бы другими; в обстоятель-
ствах, где женщина могла бы родить, используя свои собственные гормоны? Участие отцов в раз-
делении эмоций редко подвергается сомнению. Всегда ли оно положительно? Осмеливаться задать
такой вопрос выглядит почти скандальным в то время, когда о родах думают, как о чем-то внутри
пары. Но после наблюдения тысяч пар из всевозможных социоэкономических групп кажется, что
все не так просто, как люди думают. Вид уз между членами пары и вид близости, которую они де-
лят, могут быть невероятно разнообразными. Тревога, испытываемая отцом по отношению к ро-
дам, чрезвычайно отличается от одного мужчины к другому.

У меня есть ощущение, что мужчины, которые сами родились легко, обычно играют по-
ложительную роль в. родах, и наоборот, некоторые отцы скрывают свою тревогу, будучи излишне
активными и много разговаривая. Беспокоящийся мужчина хочет массировать свою жену и
управлять ее дыханием и положением ее тела. Он склонен к преобладанию. Иногда внутри пары
тянутся скрытые конфликты, и это может выйти наружу в длинных и сложных родах. Многих
мужчин, оттого что они мужчины, удивляет и беспокоит внутреннее путешествие, совершаемое
женщиной, чтобы принести ребенка в мир.

Поведение некоторых мужчин во время родов, возможно, более сродни поведению перво-
бытных мужчин. Мужчины, подобные этим, часто играют положительную роль. Они держатся на
заднем плане, иногда даже вне комнаты, как бы охраняя уединенность своих рожающих жен от
внешнего мира. Возможно, такое поведение не слишком отличается от того, какое было принято в
первобытных обществах охотников-собирателей: мужчины несли охрану, защищая своих жен от
внешнего мира и защищая рождение своих детей. Несомненно, это не слишком отличается от не-
которых животных. Например, когда рождается детеныш дельфина, самцы держатся вне группы
самок, всегда готовые отразить акул.

Распространенное участие отца много содействовало тому, что роль акушерки в наши дни
сведена к роли техники. Повседневная практика постоянно приносит мне напоминание о незаме-
нимой роли опытной акушерки. Приведу пример. Роды долгие и, по-видимому, не прогрессируют.
Раскрытие шейки остается неизменным на протяжении нескольких часов. Затем отец решает оста-
вить на короткое время комнату. За время его короткого отсутствия ребенок рождается. Из-за но-
вой роли отца легко забыть, насколько положительны могут быть женщины - такие женщины, как
мать и сестра рожающей женщины - до тех пор, пока они рожают сами по себе, то есть без меди-
цинского вмешательства.

Женщине в родах нужно иметь особые взаимоотношения с одним другим человеком. Ино-
гда это означает, что она должна делать выбор, поскольку, если на родах присутствуют несколько
человек, это может быть неплодотворным. Я иногда говорю, что длительность родов находится в
прямом отношении к числу присутствующих людей!

Мир мужчин н мир женщин

Почему так, что тысячелетиями рожающие женщины всегда прятались от мужских глаз на
это время? Несомненно, они чувствовали, что их потребность в уединении нарушалась бы присут-
ствием мужчины. Очевидно, традиционные потребности рожающей женщины отличаются от та-
ковых сегодняшней женщины. Мы должны помнить, что в традиционных обществах женщины
разделяли повседневную жизнь и разделяли интимные предметы друг с другом, как, например,
дни месячных. Поэтому, когда женщина рожала, присутствие других женщин, с которыми она бы-
ла близка, не ощущалось как неловкость. В противоположность описанному, некоторые западные
женщины могут найти интимность только в ванной комнате. Но различия между этими двумя
группами женщин лишь поверхностные. Им обеим присуши потребность в уединенности. Даже
если современные пары разделяют такой вид интимности, который был неизвестен прежде совре-
менному западному обществу, все же вероятно, что последствия того, что мужчина наблюдает за
родами сейчас не слишком отличаются.

Есть некоторые вещи, которые делает рожающая женщина и которые она вы не делала пе-
ред своим половым партнером. Например во время родов женщине нужно опорожнить прямую
кишку. Это ей удобнее было бы делать перед своей матерью. Тот вид уединения, который требу-
ется рожающий женщине, не нарушается присутствием аутентичной акушерки, женщины, соче-
тающей материнские качеству с опытом.

Уединенность на самом деле ключевое слово в понимании потребностей рожающей жен-
щины. Уединенность - это то, что вы чувствуете когда отсутствует социальный контроль. Она со-
четается с ослаблением руководства со стороны неокортекса, верхнего мозга. Активной частью
мозга во время родов служит древний, первичный мозг; мозг, который роднит нас со всеми други-
ми млекопитающими. Это первичный мозг выделяет все гормоны, необходимые для родов. Роды -
непроизвольный процесс, но этому непроизвольному процессу может мешать активность неокор-
текса. Все торможения исходят от неокортекса. Помогать женщине рожать означает помогать ей
ослабить руководство неокортекса, или не делать вещей, которые этому мешают. Это означает не
препятствовать ей отделиться от всего внешнего мира. Мужчины никогда не были способны со-
вершить внутреннее путешествие рождения и в этом причина того, что многие из них могут ме-
шать своим присутствием. Акушерство - медицинская область, в которой господствуют доктора-
мужчины, никогда не понимало физиологии родов.

Другим соображением в пользу возможной необходимости разделения мира женщин и
мужчин служит поддержание половой привлекательности. Половая привлекательность требует
элемента тайны. 8 то время, когда мужчины были охотниками-собирателями, рождение ребенка в
мире женщин было окутано тайной. Богини были почитаемы. В таком же роде возможно, что оп-
ределенные аспекты мира мужчин, такие, как охота, разбивали фантазии женщин. В наши дни, в
нашем униполовом обществе, где имеется мало различий между мужчинами и женщинами, эле-

мент тайны почти исчез. Я был захвачен врасплох большим числом разводов в парах, разделявших
изумительный опыт родов. С другой стороны, пары, где мужчина не был активным участником в
рождении своих детей, по-видимому, сохранили твердые взаимоотношения.

Интерес, питаемый мужчиной к новорожденному ребенку, следует своего рода хроноло-
гии: он усиливается по пере подрастания ребенка. Не так обстоит дело с женщиной, подверженной
так называемой "первостепенной материнской озабоченности", что связано с глубокими физиоло-
гическими изменениями. Возможно, имеется в наши дни тенденция к нарушению этой отцовской
хронологии. Не только безоговорочно принимаются положительные эффекты участия отца в ро-
дах, но некоторые люди в настоящее время учат отца трогать ребенка внутри материнского живо-
та, не дожидаясь, чтобы он делал это самопроизвольно. Возможно, главная роль отца должна была
бы заключаться в защите и помощи паре мать-дитя, в удовлетворении их нужд, прежде чем он ус-
тановит прямую привязанность к ребенку.

Мои слова не означают, что для отца нет места в родильной комнате. Его присутствие час-
то ощущается как необходимое, в контексте ядерной семьи и больничных ограничений. Но умест-
но задать вопрос, почему мир женщин традиционно охранялся от мужского взгляда.

Со своей стороны мужчины всегда искали путей придать себе больше важности в период,
обрамляющий роды. Эта тенденция выражалась по-разному в соответствии с разными ступенями
истории или, более точно, в соответствии с разными ступенями истории патриархата. Обряд кува-
да кажется отвечающим первой ступени, с переходом от матриархата к патриархату. Кувада - это
когда мужчина делает различные вещи, имитируя рожающую женщину. Мужчина ложится в по-
стель, изображает боль и ритуальным образом прекращает свою социальную активность. Он дела-
ет это таким образом, что другие люди организуют за ним уход и приносят ему свои поздравления.
Иногда именно мужчина представляет нового ребенка общине. Явление кувада с местными вариа-
циями было известно Геродоту среди африканских племен, Нимфодору среди скифов черного мо-
ря, Диодору на Корсике, Страбону среди предков басков и марко поло среди горных племен мяу-
дзе. Сегодня кувада еще можно найти в местах, далеко отстоящих друг от друга, таких, как Си-
бирь, южная Америка, Африка и Малайзия.

С принятием монотеистических религий власть мужчин над женщинами в период, окру-
жающий роды, приняла новые формы. Христианский баптизм можно было бы истолковать как
настоящие роды, духовные роды, совершаемые религиозными отцами. Женщинам оставлена толь-
ко возможность биологических родов. Обрезание в первые восемь дней жизни можно истолковать
как вторжение мужчины в мир женщин. Только мужчины могли дать начало такому жестокому
обычаю. Матери, предоставленные самим себе, вряд ли стали бы это делать своим мальчикам.

Но, конечно, мощнее всего мужчины приобрели управление родами через медицинское ве-
домство. Доктор ославил роль акушерки, создав профессионала, чье образование его контролиру-
ет. Медицина не только увеличила свой контроль над самими родами, но в течение 20 столетий
желала учить женщин, как рожать. Ламаз писал, что женщина должна учиться рожать таким же
образом, как учатся плавать, читать или писать! Это отношение много способствовало глубинному
непониманию физиологии родов.

Сегодня распространенное участие отца представляется следующей ступенью в маскули-
низации места родов и феминизации мужчины. Хотя большинство атенатальных учителей и пре-
подавателей деторождения женщины, многое из того, чему они учат, идет от мужчин-акушеров.
Некоторые учителя даже поддерживают метод, посредством которого мужчину наставляют, как
инструктировать свою жену во время двух стадий родов. Такого рода отношение много способст-
вовало удержанию у людей представления, что родам можно активно помогать. В то время как
существенной реальностью является, что прежде всего остального роды не следует тревожить.

Нельзя забывать другую ступень маскулинизации родов - мужчину-акушера. Сейчас впол-
не возможно для рожающей женщины быть окруженной тремя мужчинами: мужчиной-акушером,
отцом ребенка и врачом. В таких условиях женщина редко рожает самостоятельно. Даже если она
избегает кесарева сечения, ее матка не может считаться сносно работающей без помощи искусст-
венных гормонов, заботливо назначаемых профессионалами. Никакой тайны не осталось; богини
ушли в прошлое.

Мы достигли такой степени нелепости, что незамедлительно должны быть заданы два во-
проса: каковы шансы на выживание у общества без акушерок? Другими словами, общества, кото-
рое полностью отрицает взаимно дополняющие роли мужчин и женщин. Второе, возможно ли тем
не менее новое осознание? Я предпочитаю отвечать прямо на второй вопрос и выражаю свой оп-
тимизм. По всему миру женщины ощущают тягу к призванию акушерок после рождений собст-
венных детей. Они вновь открывают истинную роль акушерки. Все больше женщин ищут альтер-
натив принятым медицинским родам. Есть профессионалы, совершающие незаконные вещи, что-

бы можно было оставаться в согласии с физиологическими процессами организма. Медикоправо-
вым учреждениям требуется все больше силы, чтобы затормозить это движение. Некоторые аку-
шерки побывали в тюрьме. Некоторых докторов дисквалифицировали, потому что их полицию
сочли "эксцентричной". Такая охота на ведьм не была бы развязана в различных странах, если бы
это движение представляло собой и лишь проходящую моду. Акушерство является медицинской
областью, больше всего способствовавшей ослаблению первичного здоровья в нашем обществе.

Неонатологня

Эффекты акушерства значительно усиливаются напористой дисциплиной неонатологией -
медициной новорожденных детей. Француза Пьера Будина можно считать первым неонатологом.
Пьер Будин знал что нельзя разделять мать с ребенком. Парадоксально, но это его ученик Мартин
кули создал первый "питомник" (детское отделение) в 1896 году и подвергал полному разделению
недоношенного ребенка с его матерью- В наши дни символом неонатологии служит инкубатор.

Инкубатор - это не что иное, как стеклянный ящик с термостатом. До настоящего времени
критика инкубатора всегда была направлена против каких-то отдельных аспектов инкубатора, а не
против всей концепции в целом. Например, одни люди полагали, что ребенок, находящийся в ин-
кубаторе, не имеет возможности достаточно двигаться, поэтому его вестибулярная система не
стимулируются в достаточной степени. Этим можно было бы объяснить остановку дыхания у де-
тей в определенных случаях, поэтому была изобретена колеблющаяся кроватка. Другие люди по-
лагали, что младенец не получает достаточно кожной стимуляции, поэтому изобрели тс - нежный
любящий уход (по первым буквам). Это означало, что в установленное время, согласно расписа-
нию, приходила исполненная сознания долга няня и гладила кожу ребенка. Третьи привлекали
внимание к тому факту, что младенец внутри инкубатора мог слышать лишь звук оборудования,
поэтому они думали о введении записи материнского голоса. Одни думали о помещении в инкуба-
тор полотенца с запахом матери, зная, что обоняние играет важную роль в распознавании матери
ребенком. Других главным образом заботила бактериальная среда в инкубаторе, отличающаяся от
бактериальной среды вокруг матери. Четвертые делали упор на то, что у матери, разделенной с
ребенком, возникают трудности с производством молока.

Немногие люди осмелились пересмотреть сам инкубатор. Команда в Боготе (Колумбия)
пошла дальше всех. Их вдохновили сумчатые: детеныш кенгуру рождается задолго до зрелости и
содержится в сумке вблизи материнской кожи и молочных желез. Боготская команда показала, что
человеческая мать может служить наилучшим инкубатором, "метод кенгуру" состоит в содержа-
нии ребенка в контакте с кожей его матери днем и ночью, в вертикальном положении. Причем
одежда матеро работает как сумка. Это не применяется только в случае, когда легкие ребенка не
зрелые, т.е. он нуждается в искусственном дыхании. Кроме того, мать и ребенок могут отправ-
ляться прямо домой, в бактериальное окружение, в котором предстоит жить младенцу. Если ре-
бенку требуется дополнительное питание, оно никогда не дается в виде искусственного молока, но
как сок гуаявы. Спустя лишь короткое время результаты этого периода уже впечатляют. Для де-
тей, весивших менее 1 кг при рождении, коэффициент выживания поднялся от 0% до 72%. Для
детей, весивших между 1 кг и 1,5 кг, коэффициент поднялся с 29% до 89%.

Некоторые говорят, что в боготской команде не имеется какого-либо учета и что некото-
рые дети, мертворожденные или умирающие сразу после родов не берутся в расчет. Другие счи-
тают, что их подход пригоден только для стран третьего мира (которые включают две трети чело-
вечества!). Очевидно, что последними поймут истинную природу революции в Боготе неонатоло-
ги, люди которые до конца будут бороться за сохранение символа своей профессии - инкубатора.
Также очевидно, что невозможен компромисс между боготским подходом и обстановкой отделе-
ния интенсивной терапии. Необходимо сделать выбор - или, скорее, большой скачок. Слишком
рано оценивать долговременное значение боготского подхода, но уже можно сказать, что число
детей, госпитализированных позднее, значительно снижается. Также возможно, что "метод кенгу-
ру" окажет благое действие на процент малолетней преступности, являющейся проблемой в Бого-
те.

Боготский подход радикально отличен от принятого медицинского. Первое, что предпола-
гает эксплуатирование на полную мощь физиологического человеческого потенциала, прежде чем
искать заменитель. Второе, он обладает дальновидностью, идущей дальше принятия в расчет од-
них коэффициентов выживания.

Концепция первичного здоровья не ограничивается только ментальными образами. Она
предполагает полностью новое осознание, новый свет во тьме. В настоящий момент имеется толь-
ко несколько рассеянных проблесков этого света, таких, как один яркий факел в Боготе.

Глава XI Окна в будущее

Наша критика ядерной семьи и таких учреждений, как акушерство и неонатология, вызовет
много воспоминаний о том знаменитом острове утопий. Но здоровье-то имеет место в утопии.
Здоровье представляет собой борьбу, постоянные и нескончаемые усилия в направлении север-
шенной приспособляемости. Чтобы быть реалистичными, мы прежде всего должны согласиться,
что наше технологическое общество не может выжить, не пройдя через огромные перемены. Од-
нако мы нуждаемся в концепции утопий. Нам нужны цели, к которым можно стремиться. Очевид-
но, что нужно время для изменения семейных структур, и также очевидно, что сеть аутентичных
акушерок организуется не вдруг.

Когда под вопросом весь образ жизни - от рождения до смерти, то нужно время. Нелья
расчленять возможные пути переоткрытия расширенной семьи с тем, как люди рождаются и как
они умирают. Без того, чтобы значительная доля населения избрала рожать дома и умирать дома,
семейные структуры никогда не укрупнятся. Это означает принятие иного отношения к медицине;
это означает новое понимание опасностей больнично-ориентированной медицины. Многие люди в
нашем обществе умирают в больницах просто потому, что больницы сейчас считаются нормаль-
ным местом для умирания. Люди, умирающие в больницах, часто подвергаются болезненным
вмешательствам и напрасно страдают. Нам нужно параллельно вновь открыть искусство рождения
и искусство умирания.

Даже при этом всем, новое осознание концепции первичного здоровья может иметь почти
немедленные практические следствия. Например, что останавливает большинство матерей от пе-
редвижения с ребенком в кенгурушке? В традиционных обществах большинство детей проводит
основную часть своих прогулочных часов вблизи тела матери, на ее бедре или в перевязи, или у
кого-то еще на руках.

На стенах отделения материнства в Питивьерсе мы демонстрируем целое собрание изо-
бражений, показывающих переноску детей во множестве различных приспособлений, во многих
различных культурах. Когда вы посмотрите, насколько ребенок осознает стимуляцию, вы видите,
что нет никакого сравнения между постоянным контактом с телом матери, который ребенок полу-
чают в кенгурушке, и недостатком телесного контакта, когда младенец лежит в коляске. Только в
1969-е и 1979-е годы детский носнльник стал возрождаться в западном мире. Каждый, кто пользо-
вался кенгурушкой, знает, насколько она действенна в успокаивании и утешении младенца. Для
ребенка она представляет иной путь открывать мир.

Также ничто не должно предохранять детей от совместного сна с матерями. Это не пред-
полагает каких-либо затрат, это не требует оборудования и находится вне ведения больших учре-
ждений. Во всяком обществе, за заметным исключением западного общества, начиная с восемна-
дцатого столетия, младенцы всегда спали со своими матерями. Требуется лишь элементарная на-
блюдательность, чтобы видеть, что ребенок нуждается в своей матери ночью даже больше, чем
днем, и даже больше в темноте, чем при дневном свете. В темноте зрение - преобладающее чувст-
во ребенка - отдыхает. Вместо этого младенцу нужно пользоваться своим осязанием, через контакт
кожей к коже, и обонянием.

Мать также нуждается в ребенке. Каждый, кто осведомлен о сложностях с грудным
вскармливанием в нашем обществе, знает, что одно из главных объяснений этого состоит в том,
что младенцы ночью разделены со своими матерями. Кроме того, многие молодые матери испы-
тывают трудности со сном, потому что разделены со своими детьми. В отделении материнства, где
матерям позволяют рожать, используя собственные гормоны, в атмосфере, которая дает им свобо-
ду быть непосредственными, многие склонны спать со своими детьми и продолжают это по воз-
вращении домой.

Если матери не спят со своими детьми, это потому, что кто-то сказал им, что это дурная
привычка. Женщинам говорили это на протяжении последних трех столетий. Сперва во имя мора-
ли, а потом во имя науки. Матерям предыдущих поколений нравится уважать то, чему их самих
учили. То, что они называют "дурными привычками", есть на самом деле нормальные и естест-
венные способы удовлетворения фундаментальных потребностей младенца. Быть обвиненной в
"дурных привычках" есть нечто пугающее для многих молодых матерей, которые хотели бы слу-
шаться своих инстинктов. Люди предупреждают их об опасности задавить ребенка, но такого про-

сто не бывает; матери, по-видимому, всегда держат в сознании своих детей, даже когда спят. Так-
же известно, .что у матерей, кормящих грудью, особенный рисунок сна, который не содержит са-
мого глубокого сна (4-й стадии). Кроме того, младенец в добром здравии знает, как защитить себя
и поднять тревогу, если его беспокоит лежащая сверху простыня или одеяло.

Все женщины, спящие со своими детьми, говорят, как легко давать ночью грудь, не просы-
паясь полностью. Они знают, как ребенок пользуется своим обонянием, чтобы найти их сосок.
Воспитанием чувства обоняния в нашем обществе, как правило, пренебрегают. Это очень архаич-
ная функция, которая имеет существенно важную роль в половой жизни.

Мы никогда не сможем вполне оценить пагубные последствия ночного разделения матери
с ребенком. Например, в западных странах все большее распространение получает СВСМ (син-
дром внезапной смерти младенца). Однако трудно узнать, до какой степени такие обычаи, как раз-
деление матери и ребенка, могут быть ответственными. Находясь в Китае, я заметил, что матери
спали со своими детьми по крайней мере до года. В тоже время я наблюдал, что никто, по-
видимому, не понимал смысла вопроса, когда я спрашивал их о "внезапной смерти" ребенка. В
некоторых странах она известна как "смерть в кроватке". Возможно, кроватка здесь самый суще-
ственный фактор! Кроме того, когда вы посмотрите, насколько частыми для взрослых являются
трудности со сном, соблазнительно провести возможную связь с общим обычаем игнорировать
потребности ночного времени младенцев.

Мы также не можем полностью оценить долговременные последствия нарушений в груд-
ном вскармливании, связанн

Наши рекомендации