Понятие о способностях человека. интеллект в структуре способностей.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека.
Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.
Б.М. Теплов подходил к изучению способностей с точки зрения индивидуально-психологических различий. Он считает необходимым изучать качественно своеобразное сочетание способностей, характеризующее данную личность.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. Качественная характеристика определяет область деятельности, в которой достигаются наибольшие успехи.
По широте различаются:
- общие;
- специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни или наличие у человека задатков к развитию способностей.Основныефункции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Рассматривая условия и факторы успешного развития способностей в деятельности можно выделить в качестве основного – раннее начало. Важно обеспечить условия заранее, чтобы они стимулировали развитие мозга. А наличие сензитивных периодов обеспечит освоение того или иного вида деятельности.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих способностей.
Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.
Проблема исследования и диагностики способностей всегда являлась актуальной в психологии. Одно из важнейших мест в этой области занимает тестирование общих способностей и, в частности, уровня интеллектуального развития. На разных этапах развития этого направления исследователи ставили разные цели и задачи, в рамках различных концепций и течений создавалось множество методик. В течение долгого времени количественный показатель интеллекта использовался для распределения испытуемых по группам, типам, категориям.
В современной психологии показатель интеллекта признаётся зависимым от многих побочных факторов, таких, как социально-экономические условия жизни, изменение структуры семьи и т. п., вплоть до эмоционального состояния испытуемого в момент тестирования. Интеллект - это устойчивая структура способностей к познанию и решению проблем. Интеллект существенно влияет на способность индивида к адаптации. В психометрике интеллект предстает как интегральная когнитивная характеристика, имеющая количественное выражение в виде соответствующего показателя (IQ). Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей .
В теоретическом плане наиболее последовательную позицию занимал известный английский психолог Г. Айзенк. Он выделял три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий.
Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультурных факторов. Социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса.
В 1904 году психолог А. Бине создал первую психодиагностическую методику способностей.
В первой половине 20 века разрабатывалось множество моделей интеллекта. Условно, все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре группы по двум признакам:
-что является источником модели – умозрение и эмпирические данные;
-как строится интеллект – от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.
К. Спирмен в 1927 году предложил метод факторного анализа матриц интеркорреляций для выявления латентного генерального фактора интеллекта G. G-фактор он определил как «общую» умственную энергию
В последствии Г. Айзенк интерпретировал G-фактор как скорость переработки информации ЦНС. Он создал специальные тексты для измерения этого фактора. Также для измерения фактора G применяются тест прогрессивных матриц Равена (1936) и тесты интеллекта Кеттелла.
В 1939 году Д. Векслер разработал свои шкалы умственного развития. В некоторых важных отношениях они отличаются от шкал Стэнфорд – Бине
Вопрос об измерении интеллекта в нашей стране возник уже с середины XIX века и стала вестись активная разработка экспериментальных и диагностических методик для изучения психических феноменов
Индивидуально-типологический подход к интеллекту позволит выделить качественно различные типы умственных способностей, проявляющиеся в особенностях стиля умственной работы. В этой области исследованиями занимались Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Е.А. Климов.
Таким образом, в советский период исследование интеллекта шло по двум направлениям:
1) Изучение влияния сложившегося индивидуального стиля на успешность умственной работы;
2) Изучение случаев ограниченности результата деятельности природными возможностями индивида.
В русле этих течений разрабатывались психодиагностические методы и методики.