Психологический эксперимент: Научная гипотеза. Виды гипотез.
Так как эксперимент это метод проверки гипотез, то необходимо дать определение гипотезе.
Гипотеза – это предположение, догадка. Научная гипотеза – это предположение, сформировавшееся на основе имеющихся наблюдений, теоретических размышлений, выдвигаемое как временное и уточняемое последующими экспериментами.
Гипотезы, применяемые в научном исследовании, делятся по степени обобщенности и абстрактности.
Теоретическая гипотеза – это утверждение о существовании некоторой обобщенной закономерности, причинной зависимости, закона функционирования и др. Теоретическая гипотеза предельно абстрактна и отражает общие положения теории. Теоретическая гипотеза должна сопровождаться теоретическим объяснением закономерности.
Экспериментальная гипотеза более конкретна и представляет собой предположение, выдвигаемое для решения проблемы методом экспериментального исследования. В экспериментальной гипотезе находит отражение частное, конкретное проявление теоретической закономерности. Экспериментальная гипотеза включает в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни ключевых дополнительных переменных. Экспериментальные гипотезы бывают:
· основная экспериментальная гипотеза – выражает предположение о наличии некоторой конкретной связи между зависимой и независимой переменной;
· контргипотеза гипотеза - о противоположном отношении переменных;
· об отсутствии влияния – гипотеза, об отсутствии какой-либо связи между исследуемыми явлениями.
Статистическая гипотеза – служит для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров и необходима на этапе математической обработки и интерпретации данных эмпирических исследований. Статистическая гипотеза формулируется в терминах сравнения математических величин. Выделяют два вида статистических гипотез, они взаимоисключающие, поэтому после статистической обработки обязательно отвергается одна из них.
Н0 называется нулевой гипотезой или гипотезой об отсутствии различий (основана на конкурирующей экспериментальной гипотезе).
Н1 называется альтернативной гипотезой или гипотезой о различии (строиться на основе основной экспериментальной гипотезе).
59. Тесты интеллекта. Групповые тесты интеллекта. Области применения, принципы составления, основные примеры. Достоинства и недостатки.
Тесты интеллекта — тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровеньинтеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд – Бине, Тест Р. Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж. Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д. Векслера, Тест Р. Амтхауэра).
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Ещё одно преимущество группового тестирования — относительная лёгкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.
Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.
Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике. Тест структуры интеллекта Амтхауера— это один из известнейших групповых тестов, широко используемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в1973г.)и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.
Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ),в оригинале имеет название. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов. ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин).
Бине—симона умственного развития шкала — тест интеллекта. Б.—С.У.Р.Ш. является родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития. Первая редакция Б.—С.У.Р.Ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, неспособных обучаться в обычных школах. Б.—С.У.Р.Ш. в первоначальном виде содержала 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3-11 лет и незначительного числа детей, отстающих в развитии. В 1908 г. Б.—С.У.Р.Ш. была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена выборка стандартизации. В этом варианте теста авторы ставили более широкую задачу — помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни развития нормальных детей. Тесты-задания группировались по возрастным уровням, вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и переработках теста было заменено термином умственный возраст. Шкалы 1908 г. и 1911 г. не предусматривали определения интеллекта коэффициента, что было сделано позднее.
Ителлектуального потенциала тест.Тест интеллекта,