Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез

Аргументация играет важную роль и в процессе развития знания, особенно научного знания. Развитие знания осуществляется через постановку проблем, предложение способов их решения, выдвижение и обоснование гипотез.

Проблемой называют теоретически или практически значимую задачу, способы решения которой не вполне известны. Соответственно, решение проблемы связано с поиском способов ее решения. Для развитой проблемы характерно наличие способов решения. Решение проблемы связано с выдвижением гипотезы. Гипотеза является важной формой развития знания и представляет собой сложный познавательный процесс.

Гипотезой называют обоснованное предложение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Гипотеза – это не полностью обоснованное знание, предположение, носящее проблематичный характер. Вероятность истины гипотезы Р(Н) возрастает по мере её подтверждения. Если гипотеза полностью обоснована (доказана), её вероятность Р (Н)=1(гипотеза истинна), если она опровергнута, Р(Н)=0 (гипотеза ложна).

Выдвижение и проверка гипотез является необходимым условием процесса познания. Процесс познания (особенно научного познания) можно представить как процесс выдвижения догадки об исследуемом явлении, формулировку на её основе гипотезы, проверку гипотезы (её верификация – подтверждение или фальсификация – опровержение), дальнейшее доказательство подтвердившихся гипотез. Доказанная гипотеза превращается в теорию и становится составной частью научного знания.

Так например, шведский астроном В. Гершель, решая проблему нагревания астрономического прибора, обнаружил, что сильнее нагревается термометр, на который падают лучи преломлённого призмой света, наиболее насыщенные красным светом. Гершель выдвинул предположение о том, что “максимум тепла лежит, вероятнее всего, за видимым преломлением”, допустив тем самым существование инфракрасного излучения. В дальнейшем на основе этой догадки он высказал гипотезу о единстве света и невидимого инфракрасного излучения, подтверждённую экспериментами учёных в первой половине XIX века. Создание теории электромагнитного поля Максвелла дало этой гипотезе теоретическое обоснование.

Процесс обоснования гипотез лежит в основе применения гипотетико-дедуктивного метода, играющего важнейшую роль в научном познании. Велика роль гипотез и в дознавательной деятельности следственных и судебных органов (следственная и судебная версии).

Многообразие целей познавательной деятельности породило различные виды гипотез.

Виды гипотез:

По познавательным целям различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательные характеризуют предмет и его свойства, объяснительные представляют собой предположение о причинах возникновения исследуемого явления (например, гипотеза о причинах вымирания гигантских рептилий на Земле под влиянием взрыва “сверхновой” звезды, выдвинутая И. Шкловским и В. Красовским в 1957 г).

По характеру объекта исследования различают общие и частные (иногда единичные) гипотезы.

Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природы, общества. Например, гипотезы о происхождении жизни, о происхождении Вселенной и т.п.

Частная гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни и др. Например, гипотеза о том, что некоторые космические объекты - пульсары – имеют искусственное происхождение.

Единичная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах происхождения и закономерности отдельных объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека. Примером является гипотеза о природе Тунгусского метеорита, версия о конкретном совершенном преступлении.

В процессе познания иногда строят рабочие гипотезы, т.е. условные допущения, выдвигаемые в вспомогательных целях чаще всего в начале исследования явления и не ставящие задачу выяснения его причины или закономерностей развития. Рабочая гипотеза позволяет исследователю наблюдать явления и дать согласующиеся с ними предварительное описание изучаемого явления, систематизировать явления. В отдельных случаях рабочая гипотеза не отбрасывается, а становится одной из основных гипотез.

Особой разновидностью гипотезы является версия, применяемая в общественных науках. Версия отвечает не на один вопрос, а на ряд взаимосвязанных вопросов, освещая всю совокупность обстоятельств, характеризующих человеческое действие (в частности, преступное деяние). В судебно-следственном расследовании выдвинутые гипотезы также называются версиями. Версии делятся на общие (о преступлении в целом) и частные (об отдельных обстоятельствах дела).

В процессе следствия, как правило, выдвигается не одна, а несколько версий, при этом стремятся учесть все возможные причины преступления. По мере подтверждения или опровержения версий некоторые из них отбрасываются как не подтвердившиеся; оставшаяся версия разрабатывается как основная.

В научном познании также существуют конкурирующие гипотезы: например, о корпускулярной и волновой природе света, гипотезы о происхождении жизни (гипотеза химической эволюции жизни Опарина, космического происхождения жизни Аррениуса и другие).

7.2.Построение и развитие гипотезы.

Наши рекомендации