Диагностика супружеских отношений
РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ
Семейные роли и опросник распределения ролей в семье (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).
Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. 2. Распределение ролей «хозяин»—«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. 3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). 4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. 6. Роль организатора развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. 9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать.
Методика "Ролевые ожидания партнеров" (РОП) Волковой. Позволяет выявить представления супругов об основных функциях семьи (сексуальная сфера, родительские обязанности, хозяйственно-бытовая сфера, личностная общность между супругами, профессиональные интересы, моральная и эмоциональная поддержка) - шкала семейных ценностей (ШСЦ), а также представления мужа и жены о желаемом распределении ролей между супругами при реализации данных семейных функций - шкала ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Опросник "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" позволяет выявить наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в конфликтных ситуациях, уровень конфликтности в паре. Методика разработана Ю. Е.Алешиной и Л.Я.Гозманом.
Опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Шкала Берджеса содержит два раздела: часть первая (36 вопросов) оценивает значимые аспекты супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, отношения с родными, ценности и пр.), часть вторая представляет собой шкалу для оценки имеющихся личностных недостатков супруга. Шкала названа автором шкалой приспособленности в браке. Автор выделил девять уровней приспособленности: крайне неприспособлен; несомненно неприспособлен; неприспособлен; пожалуй, неприспособлен; трудно сказать что-либо определенное; более или менее приспособлен; приспособлен; несомненно приспособлен; чрезвычайно хорошо приспособлен.
Шкала субъективной удовлетворенности браком разработана Т.М. Трапезниковой. Она содержит пять пунктов, подлежащих оценке в десятибалльной шкале каждый: прочность брака; субъективное ощущение счастья; исполнение ожиданий социальных групп; полное развитие личности супругов; достижение семейной интеграции.Главное достоинство указанных шкал — получение количественных оценок. Шкалы также позволяют выделить наиболее проблемные пункты отношений, качественно проанализировать ответы на отдельные вопросы.
Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.
FBT — тест семейных отношений — проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936 г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членами семьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида в семье по отношению ко всем ее членам.
Есть еще методич. Прием-описание характеристик супружества по 9 пунктам Волковой:
1.Социально-экономические и демографические характеристики.
2.Добрачные отношения
3.Микроокружение семьи.
4.Стадия супружества.
5.Оценка уровня благополучия отношений при помощи опросников.
6.Исследование индивидуальности супругов.
7.Исследование семейного досуга, интересов и ценностей.
8.Психограмма супружества. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; 2) степень личной совместимости; 3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни; 4) общий прогноз отношений в паре; 5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы (с парой в целом и с каждым супругом в отдельности).
9.Составление психограммы основывается на сравнительном анализе всех полученных показателей, выявлении стержневых проблем, проявляющихся на разных уровнях отношений. Рекомендации к практической работе основываются на выделении наиболее существенных источников супружеской дезинтеграции.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами родителя. Практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания: родительские установки и реакции; отношение родителей к ребенку и жизни в семье; нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании; типы воспитания; уровень родительской компетентности и т. п.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.
Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т.Н.Нещерет).
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.
Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.
Эффективнаметодика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.
«Родительское сочинение», однако проективный характер методики вызывает определенные трудности при ее проведении и интерпретации полученных результатов.
Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень родителей, и, в первую очередь, уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.
К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.
38 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.+ 28 вопрос
Язык обладает избыточностью, т.е. свойством передавать больше информации, чем необходимо для правильного декодирования (понимания) слова.
При чтении глаз не движется по напечатанным строчкам, а совершает ряд небольших скачков – каскад (Э. Жаваль).Исследования опознавания букв и слов проводились с помощью тахихоскопа, регистрации движений глаз и зрительных фиксаций. Исследования показали, что буквы образующие слово, воспринимаются лучше, чем если они его не образуют (анаграмма). Найссер (1967г.) назвал это явление эффектом схватывания слова (ЭСС).
Факторы, влияющие на понимание. Опознание слов облегчается из знакомостью и контекстом. Чем больше и то и другое, тем быстрее происходит опознание. Изучение фиксации глаз показывает, что более длительная фиксация возникает при чтении редких слов в конце предложения и в сложных словосочетаниях.
Когнитивные модели понимания речи. Наблюдение факторов, влияющих на понимание, подтверждает модель чтения, которая предполагает наличие взаимодействия между стимулов и памятью. Данная модель предполагает понимание чтения как двунаправленный процесс, который представляет, с одной стороны, обнаружение символов, а с другой стороны, придание символам значения. Физический стимул (буква) при чтении лишен всякой самостоятельной ценности и приобретает значение в абстрактной системе памяти.
Понимание при чтении – процесс понимания письменного материала. На понимания влияют такие формы, как наличие редких слов, интегрирования важных словосочетаний, способности к умозаключениям.
Джаст и Карпетьер выделили этапы понимания:
1) Опознание деталей и слов.
2) Кодирование слов.
3) Обращение к словарному запасу.
4) Умозаключение о намерениях автора, которые выводятся как непосредственно из контекстуальной информации, так и знаний читателя о мире.
Чем больше запас знаний, тем лучше понимание текста, т.к. знание – это упорядочение и накопление информации, недостаточное знание ограничивает понимание. Поскольку читатель должен создать сначала структуру знаний о данном материале, а также закодировать читаемую информацию. Понимание в данной модели – это подтверждение гипотезы о том, каким представляется мир, а не усвоение новых фактов.
Инструкция и ситуативная информация могут влиять на понимание текста. Андерсон просил прочитать рассказ о доме с позиции покупателя или вора. Были описаны детали дома и интерьера. Читатели запомнили больше деталей в зависимости от т. зрения: «покупатели» – на состоянии помещений, «воры» – на ценной добыче. Эксперимент предполагает, что контекст информации и намерение читателя влияют на понимание.
Модель понимания по Кинчу основана на пропозициях. Пропозиция состоит из предиката (глагола, обозначающего действие) и одного или более аргументов (существительного). Входящие в пропозицию предикаты перечисляются первыми, т.к. глагольному компоненту принадлежит ведущая роль в передаче смысла предложения. «Мария Кюри открыла радий» представлено пропозицией «открыла» – предикат, «Кюри, радий» – аргументы. Таким образом, модель понимания по Кинчу основывается на идее, что пропозиция – это основная единица памяти на текстовый материал. Модель подсказывает, чем сложнее попозиционная структура предложения, тем труднее его понимать.
Кэннон и Кинч обнаруживают зависимость между количеством пропозиций и временем, требуемым для прочтения предложений. В моделе можно найти способы оценки читабельности письменного материала.
Процесс восприятия и распознаваниязвуковых словесных сигналов осуществляется при ведущем участии вторичных корковых полей слухового анализатора, преимущественно левого полушария головного мозга. Здесь осуществляется фонематический анализ и синтез. Нефонематические параметры звуков (длительность, тембр, громкость) анализируются правым полушарием головного мозга. Слуховой анализатор включает височные доли левого и правого полушария.
Зрительные сигналы воспринимаются и распознаются за счет работы корковых полей зрительного анализатора. Здесь осуществляется зрительно-пространственный анализ и синтез букв.
Процессы смысловой переработки логико-грамматических, счетных, наглядно-образных интеллектуальных операций обеспечиваются деятельностью заднего третичного ассоциативного комплекса полей коры больших полушарий.
Передний префронтальный ассоциативный комплекс третичных корковых полей связан преимущественно с сукцессивными формами речевой деятельности, с программированием вербальных интеллектуальных операций и контроля за их осуществлением.
Процессы порождения речевого высказывания на стадии замысла обусловлены интеграцией возбуждения префронтальных третичных полей левого полушария.
Реализация речевого высказывания осуществляется при участии премоторных и постцентральных отделов коры левого полушария, ответственных за организацию моторного акта.
Мозговая организация самостоятельной письменной речи включает, кроме перечисленных зон, также вторичные корковые поля слухового анализатора (необходимые для звукового анализа слова), вторичные корковые поля зрительного анализатора (для анализа написанных букв), моторные, премоторные, постцентральные зоны коры левого полушария, в которые представлены сенсорные и двигательные доминантной руки проекции.
На разных стадиях овладения письмом и при разных по психологической структуре формах письменной речи мозговая организация письма различна.
Афазия - расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата и слуха, достаточного для восприятия элементарных речевых звуков.
39 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Консультация происходит от латинского слова koncylmare и означает – советоватся, заботится.
Алешина определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми тнаправленную на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Цель ПК:
3.оказание помощи обращающимся людям в решении межличностных проблем и проблем личностного характера, которые привели их в консультацию (Алешина).
4.Помочь развитию способностей человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, помочь изменить систему личностных и межличностных отношений. (Тутушкина).
5.Сделать более динамичным отношение человека к различным свойствам своей психиченской реальности (Абрамова).
Задачи:
· Подвести клиента к принятию ответственного решения за свои поступки и конечный итог своей жизни.
· Помочь клиенту обрести свое истинное «я» (Роло Мей).
v Принятие и понимание консультируемого
v Помощь клиенту в осознании своего индивидуального «я»
v Поддержка клиента в его переживании кризисных моментов в процессе личностного роста
v Рефлексия консультантом собственных чувств, мыслей. Намерении возникших в ходе консультации для профилактики, контроля переносов. (Тутушкина)
üВыслушать клиента
üПомочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсудить те стороны взаимоотношений, которые являются источником его проблем, но им не осознаются
üСпособствовать в процессе консультативной беседы изменению установок на других людей, на различные формы взаимодействия с ними.
üПомочь клиенту шире взглянуть на ситуацию, увидеть свою роль в этой ситуации и изменить свое отношение и поведение в этой ситуации
üСпособность переноса локуса ответственности на самого клиента. (Алешина)
Основные принципы консультирования:
1. П-п персонифицированности: предполагает положительнуюустановку на Л-ть клиента, ориентированность на его проблемы. Заинтересованность в их реш-и.
2. П-п безусловного принятия Л-ти клиента.
3. Право консультанту быть самим собой.
4. П-п конфеденциальности, анонимности
5. Клиенту не следует давать советов.
+ Еще принципы:
1. Компетентность. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур.
2. Конфиденциальность. Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам - важнейший принцип работы консультанта.
3. Исключение профессиональных злоупотреблений. К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.
4. Принцип «Не оценивать» На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним