Классификация методов диагностики хар-ра личности
1) по теоретической основе
-методы диагностики черт (Кеттелл)
-методы диагностики типов (Шмишек, ПДО Личко)
2) методы диагностики нормы характера и патологии характера (акцентуации) (шмишек, леонгард)
3) по принципу конструирования опросника:
- факторно-аналитические опросники (Кеттелл; осн. на стремлении выделить ограниченное количество факторов.характеризующих поведение человека)
- критериально-ключевые (выделяются ключевые признаки\критерии, которые дифференцируют критериальные группы от контрольных – чаще эмпирическим путем – наблюдение, беседа и др.)-MMPI.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
Проф. Диагностика – с-ма м-дов и проц-р, к. напр-на на выяв-е ур-ея раз-я кач-тв, значимых для той/иной профессии. (предварительная.
Профконс-е – сотр-во, взаимод-е, в ходе кот. Кл-т и конс-т вместе рассм-ют проблемы планир-я проф д-тикл-та и стрем-ся найти пути их реш-я.
Проф. Ориентация – с-мавзаимод-я л. И об-ва, направлен-я на удовл-е потр-й л. В проф. Самоопределении и потр-ти об-ва в обеспечении соц.-профессиональной стр-ры. (осннапр-я: профинформ-е, профконс-я, проф подбор, проф отбор, проф, производ-я ад-ция)
Все методы можно разделить на неск групп, в зав-ти от целей и задач, на реш-е к-х они напр-ны:
1.Информационно-справочные, просветительские методо:
- справочн. Л-ра;
- экскурсии шк-ков на предприятия4
- познавательные и просветительские лекции о путях реш-я проблем самоопределения;
- учебные фильмы;
- использ-е СМИ;
- «ярмарки профессий»
2. М-дыпроф ПД:
- опросники проф мотивации;
- опросники проф способностей;
- личностные опросники;
- проективные личностные тесты;
-сбор косвенной инфо о кл-те от знакомых, родителей, педагогов;
Психофизиологические обследования;
- использование различных игровых и тренинговых сит-й;
- наблюдение за клиентов в трудовой д-ти;
- использование для исследования различных тренажеров, где отраб-ся труд. Навыки и прогнозир-ся готов-ть осваивать новые проф д-я.
3 М-ды эм. Поддержки:
- группы общения («длубы ищущих работу»), где на фоне благоприятной псих атмосферы удается более эффективно рассматривать профориентационные вопросы);
- тренинги общения (помогают освоить коммуникативные навыки поведения при приеме на работу);
- методы индивид-й и групповой психотерапии (позволяют лучше осознать смыс выбираемой д-ти, процесса реш-я проблем, связ самоопределением);
- профориентационные и профконсультационные методы с эл-ми психотреннинга)
Холланд «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП).
для помощи в оптимальном планировании профессиональной карьеры.
не моложе 17 лет и минимум среднее специальное образование.
исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).
Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей.
Реалистический тип –направленность на технику, промышленность, с/х, военное дело.
Исследовательский – инднаучндеят-ть
Артистический – творчество, искусство
Социальный – общен с др людьми, помощь др, состродание
Предпинимательский – самоорганизация свдеят-ти
Конвенциональный – компьютеры, вычисления, техника
Обработка: выбираем шкалы с наиб значениями и строим шестиугольник (гексагонГолланда). Если Буквы рядом – сформирпроф предпочтения, если не рядом не сформ.
Методы проф диагностики
Наблюдение: непосредств, опосред, открыт, скрыт, вкл, невкл, кратковрем, длит, непрерывн, дискретн, монографич-им, узким.
Ан док и рез деят: объект инфо об особ-х и достиж-х личн
Ан практич действ: подведен итоговреализацжизн планов
Анкетирование: выявлен личнжизненых планов, сбор биограф данных и бубъективн инфо. Виды анкет: дихотомические (да, нет), закрытые (из предлож вариантов), откр.
Беседы-интервью: могут проводится не только с объпрофор, но и с родителями, учетилями, сотрудниками, руководит. Имеют тематичнаправл-ть. Виды: структурир – по обознач-м вопр, неструкт – возможно отвлечение от подготовл плана беседы.
Тестирование: получен стандартизир-х данн о личн оптанта. Для активизацжизн и личнсамоопред. Виды тестов: тесты достижений, спец способн, личн-е тесты. Иногда исппроективнличн методики.
Экспер-е метод психофизиол. Обслед-я: для проф с особ услов труда. Виды: аппаратурные, бесаппар.
Метод проф проб: игровая форма, производств-я практика, занятия общ-но полезн трудом. Уточнени и подтвержден ранее получ данных.
Обобщен независхар-к:для повышен объ-тиданн беседы. Задействовать в опросе людей знающих оптанта с разн сторон.
Для глубок изучличн след испнескразличн методов, обобщая данн.
"Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
"Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).
"Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.
32 ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА. ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Психолконс-е – профпсихол помощь кл-ту в поиске реш-я к-либо конкретн. Сит-ции.
Позицияконс-та – кем я ощущаю себя по отношению к клиенту. Важно не скатиться из проф. позиции в личную.
Составляющие позиции консультанта: 1.позиция «над» (доминирование), 2.позиция «под» (снизу, подстройка, «жилетка»), 3.позиция «на-равных». Необходимо гибко использовать все позиции.
Черты Л. эффективного консультанта.
З. Фрейд – психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента.
Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования.
Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:
· проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
· чувствительность к установкам и поведению других людей;
· эмоциональная стабильность и объективность;
· способность вызыватьдоверие других людей;
· уважениеправ других людей.
Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:
· доверие к людям;
· уважение ценностей другой личности;
· проницательность;
· отсутствие предубеждений;
· самопонимание;
· сознание профессионального долга.
A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.
1.Аутентичность. Бьюдженталь выделяет три основных признака аутентичного существования:
· полное осознание настоящего момента;
· выбор способа жизни в данный момент;
· принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность – это способность оставаться самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении.
2. Открытость собственному опыту – готовность встречаться с любым опытом, открытость всему спектру чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитие самопознания –Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов
4. Сила личности и идентичность – уверенность в себе и наличие четкой внутренней позиции.
5. Толерантность к неопределенности – способность сохранять самообладание.
6. Принятие личной ответственности – способность делать сознательный выбор
7. Глубина отношений с другими людьми -способность свободно выражать свои чувства перед другими людьми, без страхов в непонимании и неадекватной оценке.
8. Постановка реалистичных целей – понимание ограниченности своих возможностей.
9. Эмпатия
Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.
В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.
К. Шнайдер выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
1.Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2.Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отнош-ю к клиентам.
3.Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
33 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Про индивидуальную психотерапию подробнее 47 вопрос
Психолконс-е – профпсихол помощь кл-ту в поиске реш-я к-либо конкретн. Сит-ции.
Индивидуальное консультирование – это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.