Любовь как основа построения супружеских отношений
Попытки интерпретации любви предпринимались в классическом психоанализе (Фрейд), неопсихоанализе (Юнг, Хорни, Фромм), эго-психологии ( Эриксон), гуманистической психологии ( Маслоу, Роджерс), экзистенциальной психологии (Мэй), в рамках социально-психологических исследований в связи с проблемой аттракции.
три стадии любви:
стадию привязанности как симбиотической связи субъекта и объекта, отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены
стадию дифференциации партнеров задача установления межличностных отношений, эмоциональные связи строятся на основе глобального отождествления, не предполагая целостности и автономии личности.
стадию эмоц автономизации и индивидуализации.формируется эго-идентичность. Межличностные отношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости и интимности, формируются зрелые формы любви (Э. Эриксон). Эта стадия достигается не всегда, следствием чего становится возникновение проблем в межличностных отношениях в семье.
Фромма - любовь ядром человеческого существования.
Фромм выделяет различные виды любви:
•эротическую –любовь между мужчиной и женщиной;
•братскую, идеал отношений между людьми, уважении, равноправии и сотрудничестве;
•материнскую- заботой и ответственностью; безусловная, иррациональная, стремление отдать;
•любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;
•любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.
Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы, а формируется:
Любовь как обладание и любовь как бытие.
любовь как обладание –характерен для общества потребления, где действует принцип все на продажу Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами (я тебя люблю, а ты мне за это...), становится предметом купли и продажи.
любовь как бытие–творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви. Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, согласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личностная направленность.
Любовь–это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля –неразделимы. Любовь —это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли.
К. Роджерс - любви как процессе общения и установления отношений, вводя требование внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером является основой семейного общения.
Родительская любовь
Эмоциональная сторона ДРО предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала.природа детской и родительской любви оказывается различной.
Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм),
Разделяют материнская или отцовская любовь.
Принятие- аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности.
Эмоциональная близость - определяет аффективный знак отношения (симпатия –антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю.
закономерности развития познавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.
Любовь к ребенку–эмоциональная близость и взаимопонимание –не является врожденной способностью матери и отца. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком.
эмоционального отношения родителя к ребенку несколько вариантов отношений
•Безусловное эмоциональное принятие ребенка
• Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка
•Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств).
•Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия).
• Скрытое эмоциональное отвержение
• Открытое эмоциональное отвержение ребенка.
Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской.тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость – дальность.