Специфика психологического знания.
Специфика психол. знания связана с ее объектом. Метод - косвенное познание и через другие св. с псих.явления - объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи - косвенное познание). Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания.. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь). 3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый). 4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.
При делении наук по признаку предмета изучения выделяют: естественные, гуманитарные, технические. По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается интегрировать самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. Академик Борис Михайлович Кедров предложил схему иллюстрирующую положение психологии в системе других наук (треугольник Кедрова). Кратко охарактеризуем связь психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика. МедицинаПсихология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД). На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с мозгом. На стыке псих-и, физиологии и медицинывозникла нейропсихология (Лурия), изучает мозговые мех-мы ВПФ на основе локальных поражений ГМ. С биологическими: теория Дарвина – идея приспособления к меняющимся усл-ям среды, это дает ключ к пониманию эволюции форм психич-кой жизни и их адаптивной роли. Проблема развития психики в филогенезе обсуждается с аппеляцией к Дарвину. Многие псих-ги основывали рассуждение об онтогенетическлм развитии психики на биогенетическом законе, согласно, кот онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза. Этология– наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды, распространяет свои принципы и на чел-ка в поисках биологических истоков его соц. повед-я, агрессивность, связь с зоопсихологией. Физика – представление об атомарном строение мира привели к переносу принципа – об атомарном строении души. Химия – теории: химические, физиологические и психологические (мех-мы памяти); психофармокология – научно-практическая дисциплина, кот изучает закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов. Психология тесно связана с гуманитарными науками.Например: Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма – Адлер, Райх, Фромм. Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма. Работы В. Франкла. В ряде случаев психологические теории перерастали в философские направ-я или претендовали на это, либо оказывали влияние на возникновение и развитие философ. теорий: психоанализ, как философ течение; работы Рубинштейна: бытие и сознание, чел-к и мир. История – интерес к особенностям душевного облика чел-ка в различные исторические эпохи и в разл культурах. Социология– изучение закономерностей взаимодействия личности и ее соц окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии – соц психология. Этнопсихология – Проблемы характера самосознания и мировосприятия на уровне разных народов и культур. Языковедение – проблема формир-я речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, возникла психолингвистика. Педагогика –эффективная работа с ребенком через знание закономерностей развития его психики, принципов построения общения с ним, методов организации общения, через учет инд-х особенностей личности. Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социотехнических систем, предполагает учет психических и психофизических возможностей человека. Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований. Таким образом, психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.