Восприятие – сумма ощущений.
Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл ( Э. Титченер).
Гельмгольц:
Первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся без влияния прошлого опыта, вытекающих из непосредственных, чувственных ощущений.
Перцептивный образ – совокупность ощущений актуальных и образов памяти ( прежний опыт). Ощущение и память дополняют друг друга в разных пропорциях.
Чувственная ткань и предметное восприятие (А.Н.Леонтьев).
Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование объекта, на создании его копии, такова роль «уподобляющихся» предмету руки и глаза в формировании перцептивного образа.
Фазовая динамика становления образа восприятия.
Стадии:
1.аморфное пятно.
2.стадия мерцающей формы( не возможно осознать какая форма, но виден силуэт).
3.появление отдельных крупных деталей, если предмет имеет смысловую нагрузку, она познается в первую очередь.
4.выделяется основная конфигурация, кроме отдельных деталей.
5.опознание изображение.
Основные свойства образа восприятия.
В восприятии сохраняются все свойства ощущений+новые: ЦПКО.
1.предметность. Мы видим мир в виде предметов на фоне. Предмет кажется ближе, чем фон. Границы принадлежат предмету
2.целостность. Целое складывается из множества частей и формируется новое качество более высокого порядка. Целое всегда больше суммы частей.
Константность.
Склонность видеть предметы не такими какие они есть, а такими, какими их запомнила наша память.
Обобщенность.
Объект воспринимается как представитель определенного класса объектов
Классификация восприятия.
1.Восприятие пространства. Точка отсчета – собственное тело, ведущая роль у зрительного анализатора. Это отражение: Формы Величины Взаимного расположения объектов и их рельефаУдаленность Направление
Восприятие времени. Два вида: – восприятие временной длительности
- восприятие временной последовательности.
Восприятие времени зависит от:
-ритмичности внутренних физиологический процессов
-особенностей нервной системы,
-восприятия ситуации в целом
Восприятие движения. Характеристики движения: скорость, ускорение, направление.
Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.
Участвуют следующие процессы: движения руки, глаза, гортани.
Апперцепция.Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
Отличия ощущения и восприятия:
1.способность ощущать дана с рождения, восприятию надо учиться
2.ощущения находятся в нас самих, а восприятие локализовано в пространстве
3.ощущение порождает чувство, восприятие – образ
отдельные ощущения привязаны к анализаторам, построение образа – работа нескольких анализаторов.
ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ. СИТУАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ВИДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА.
Псиди (Шмелев) - это обл пс-ой науки и одновременно важнейшая форма пс-ой практики, кот связана с разработкой и использованием разнообр методов распознавания индивид пс-их особ чела.
Психодиагностика:
1) научная (диагностические исследования – выявление тех или иных закономерностей, проверка их достоверности)
2) практическая (диагностическое обследование – как обнаруженные ранее закономерности преломляются в конкретном диагностическом объекте)
Общая - общей, соц-оой и диффер-ой Y, частная - мед, возр, консул, юрид, военная, труда, спорта и т. д.
Предмет ПсиДи:
Принципы разработки ПсиДих средств и их конкретное воплощение в диаг-их методиках, + их методологическое и теор-ое обоснование, проверку валидности и надежности, входят в предмет общей псиди.
- методологические, теор и конктретно-методические принципы построения псидих инструментов и формир псидих закл
- методики псиди наиболее универсальных псидих объектов обследований (черты л, способности, мотивы, межл отн, созн и самосозн)
- диффер-ая психометрика
- нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.
Д-ие ситуации
1 Обслед — это применение готового, уже разработанного теста. Рез-т — сведения о пс-их св-ах конкретного обслед-ого чела.
2 Исслед — это комплекс теор-их и экспер-ых работ, направленных на форм-ие концепции измеряемого пс-ого св-ва, на выявление д-их признаков, по кот можно получать инфо о заданном св-ве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.
3 СЭкспертизы испыт, диагност и заказчик. Методы должны представлять рез-ты в конечном виде и защищены от искажений.
4 СКлиета. Заказчик и испыт явл одним и тем же лицом. Личная заинтересованность. Рез-ты должны иметь кач-ую интерпр.
СК и СЭ разл по:
a.мотивация клиента, готовность к сотрудничеству.
b.Характер обратной связи.
Д-ие задачи:
Отл степенью ответственности психодиагноста и границами, кот он может и не может преступать в своей практике. Возникают, если данные псиди используются…
… для постановки не пс-ого диагноза или применяют для админ-ого решения. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз.
… для постановки пс-ого диагноза, но дальнейшее вмешательство в ситуацию осущ-ся спец др профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психологопедагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.
… самими психологами для дальнейшей работы
… самим клиентом.