Методы изучения памяти: методы исследования произвольного запоминания
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ
Произвольное запоминание- процесс запоминания, кот осущ-ся в форме сознательной деят-ти, имеющей мнемическую направленность и включающей совокупность спец мнемических действий.
Измерение объема кратковременной памяти.Под объемом КП понимается кол-во материала, кот исп-ый может правильно воспроизвести после одного предъявления.
Метод Джекобса (1887). Исп-ому предлагаются для запоминания ряды стимулов различной длины. После предъявления каждого ряда исп-ого просят воспроизвести стимулы в том же порядке. Экспериментатор начинает с короткого ряда, переходя последовательно к более длинным со скоростью, достаточной для исп-ого. Каждый ряд прочитывается один раз. Учитывается длина ряда, кот исп-ый может правильно повторить после одного предъявления. Кол-во безошибочно воспроизведенных единиц принимается за непосредственный объем памяти.
1) однозначные числа 972, 1406, 39418, 067285 и т.д.
2) бессмысленные слоги: лаг вик зум; сун важ бик лос; вом сед пак вул сар; жос вык лер мун дас кир и т.д.
Запоминание материала, превышающего объём кратковременной памяти
Метод удержанных членов ряда.Исп-ым предлагается для запоминания ряд стимулов (слова, картинки, геометрические фигуры, бессмысленные слоги, цифры), кот могут предъявляться на слух или зрительно. Кол-во предлагаемого материала должно превышать объем КП. Ряд стимулов предъявляется один раз, после чего исп-ые должны воспроизвести все, что запомнили в любом порядке. Подсчитывается кол-во воспроизведенного.
Метод запоминания предложений прозаического отрывка. Здесь исследуется способность к осмысленному запоминанию. Необходимо выбирать отрывок, кот допускает разбивку его на относительно равные элементы мысли (смысловые или значимые единицы). Величина единиц может варьировать в зависимости от целей исследования: 1) для исследования общего понимания смысла текст м.б. разбит на достаточно крупные отрывки, содержащие общую инфо о к-л стороне описываемого явления; 2) для исследования точности и детальности запоминания текст делится на мелкие отрезки, каждый из кот содержит конкретную единицу инфо. Обычно используют связный отрывок, содержащий приблизительно 100 слов, разбитый для подсчета на 3-5 крупных и приблизительно 30 мелких единиц. Коэфф воспроизведения вычисляется по формуле: К=п/N x 100%, где п – кол-во воспроизведенных единиц, N – общее кол-во смысловых единиц.
Заучивание и антиципация
Метод заучивания-воспроизведения.Измеряет время или кол-во опытов, кот требуются исп-ому для достижения опред-ого стандарта запоминания материала. Метод предназначен для инд-ой работы с исп-ым. Исп-ому предъявляется ряд стимулов. После первого прочтения исп-ый должен воспроизвести все, что запомнил в любом порядке. Затем эксп-ор зачитывает ряд во 2ой раз и снова предлагает исп-ому воспроизвести все, что он запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока исп-ый не воспроизведет ряд целиком. После этого проводится дополнительная проверка прочности запоминания: исп-ому сразу после достигнутого успеха предлагается повторить ряд еще раз без повторного прослушивания. Заучивание считается успешно завершенным, когда ряд будет повторен 2 раза подряд. Подсчитывается кол-во проб, необходимых исп-ому для полного запоминания материала. (метод применим к очень разнообразному материалу, кот не должен разбиваться на отдельные элементы).
Метод антиципации.Исп-ый воспроизводит и запоминает один элемент за другим. Весь ряд целиком исп-ому предъявляется только в начале эксперимента. После этого предлагается назвать первый элемент и, если попытка удалась, то исп-ый называет 2-й, 3-й элементы и т.д., до первой ошибки. Если исп-ый ошибается или испытывает затруднения при воспроизведении к-л элемента, ему оказывается помощь (подсказка). Далее исп-ый продолжает воспроизводить ряд последовательно по одному элементу. Процедуру повторяют до тех пор, пока не удается безошибочно назвать все члены ряда. Критерием явл безошибочное воспроизведение ряда 2 раза подряд. Здесь возможны разные способы подсчета: 1) кол-во проб, понадобившихся для достижения критерия; 2) число подсказываний, необходимых исп-ому для достижения критерия.
Узнавание
Метод узнавания.Воспроизведение может происходить в двух формах: припоминания или узнавания. Воспроизведение в форме припоминания часто недостаточно для вычисления полного объема сохраненного. Исп-ый м.б. убежден, что он сохранил и те элементы, кот не может в данный момент вспомнить. Такие элементы обычно легче воспроизвести в форме узнавания. Легкость или трудность узнавания зависит от степени сходства новых и старых раздражителей, кот узнавание должно разграничить. Метод узнавания можно затруднить или облегчить подбором новых раздражителей, более или менее похожих на старые. Такие раздражители называются дистракторами. Дистракторы – это варианты ответов, близких к правильному. Дистракторы, кот часто принимаются за правильный ответ называют сильными. Специально подобранный ряд дистракторов разл силы может использоваться для изучения конфигурации следа памяти и его изменения в процессе сохранения.
Метод заданного эталона. Исп-ому предъявляется стимул – эталон, создающий след. Затем предлагаются тестовые стимулы, характеризующиеся различной близостью к эталону. Задача исп-ого – указать (методом «да-нет») на те стимулы, кот совпадают с эталоном. Конфигурация «следа» характеризуется границей, отделяющей тестовые стимулы, отождествляемые с эталоном от неотождествляемых.
1) гипотеза двух следов. Предполагается, что узнавание опирается на перцептивный след, а припоминание – на вербальный.
2) Гипотеза двух процессов. Согласно этой гипотезе, припоминание включает в себя узнавание в качестве субпроцесса. Узнавание основывается на прочности перцептивных следов и представляет собой простой процесс принятия решений о соответствии или несоответствии. Припоминание складывается из 2х процессов: поиска и принятия решения (опознания). Т.о., узнавание – это воспроизведение, из кот исключен процесс поиска.
Метод тождественных рядов. Направлен на изучение воспроизведения в форме узнавания. Исп-ому предлагается для запоминания ряд стимулов, превышающий объем КП. Ряд зачитывается один раз или экспонируется на короткий промежуток времени. Для проверки предлагается другой ряд, содержащий все элементы первого и такое же кол-во «новых» элементов (напр, 15 «старых» и 15 «новых»). Новые элементы д.б. того же типа, что и старые. Все элементы предъявляются в случайном порядке. Исп-ый должен опознать элементы 1ого (контрольного) ряда. Проверка производится методом «да-нет». При этом, элементы проверочного ряда могут предъявляются последовательно. В этом случае исп-ый отвечает «да» или «нет» на каждое предъявление, отмечая положительным ответом те стимулы, кот присутствовали в 1ом ряду. Если проверочный ряд предъявляется целиком, то исп-ый просто выбирает старые стимулы. Коэфф точности узнавания вычисляется по формуле: п-р\N х 100%. п – кол-во правильно опознанных старых элементов, р – кол-во ошибочно опознанных новых элементов; N – кол-во элементов в исходном ряду.
Исследование опосредованного запоминания.Опосредованным называется запоминание с использованием вспомогательных средств или спец приемов. С помощью интроспективных отчетов исп-ых выделены основные типы ассоциаций (смысловая связь м/двумя элементами или значение. Навеянное одним элементом) 1) по смежности (связанные с местоположением), 2) по сходству (внешнее сходство, функциональное или общий эмо оттенок), 3) по контрасту (обратные ассоциации). Ассоциации могут различаться: 1) по степени отдаленности (прямые и далекие ассоциации), 2) по степени новизны (привычные и необычные, оригинальные), 3)по степени эмо насыщенности (эмо-нейтральные и эмо-яркие). В качестве вспомогательного ср-ва м/элементами могут включаться и достаточно сложные связующие идеи. Различные типы связей м/элементами неодинаково эффективны для запоминания, однако, этот процесс очень индивидуален. В целом если исп-ому (любым способом) удается объединить запоминаемый и вспомогательный стимулы в единую структуру, воспроизведение происходит легче.
Метод двойной стимуляции.Направлен на изучение способности исп-ого использовать вспомогательные ср-ва для увел эффективности запоминания. Исп-ому предлагается для запоминания ряд стимулов, кот предъявляются последовательно, один за другим. Для лучшего запоминания ряда исп-ому предлагается воспользоваться вспомогательным средством. Это м.б. стимулы др характера (напр картинки). Исп-ый должен к каждому исходному стимулу (напр слову) подобрать вспомогательный (картинку), связывая их по смыслу. Воспроизведение основного ряда происходит при помощи вспомогательных стимулов, кот предъявляются исп-ому. Основным показателем опосредованного запоминания явл прирост кол-ва запомненных элементов по сравнению с методом удержанных членов ряда. Коэфф увеличения эффективности запоминания вычисляется по формуле: (No-Nн)\ Nо х 100%.
Nо – кол-во стимулов, воспроизведенных при использовании вспомогательных средств (метод двойной стимуляции) Nн – кол-во стимулов, воспроизведенных без применения вспомогательных средств (метод удержанных челнов ряда).
Метод парных ассоциаций.Исп-ому предлагается для запоминания ряд символов, где элементы объединены в пары. Затем исп-ому предъявляются только первые элементы каждой пары и надо ответить вторым элементом. Подсчитывается кол-во правильных ответов. Отличается от метода двойной стимуляции тем, что исп-ым предлагается четко фиксированный набор вспомогательных стимулов и они относятся к тому же типу раздражителей, что и контрольные. Вспомогательный стимул предъявляется 1ым. Для запоминания такой пары исп-ый не применяет мыслительные усилия, направленные на формир ассоциативной связи м/элементами, т.к. такая связь уже объективно существует. (замок-ключ, корова-молоко) Если слова в паре далеки по смыслу др от др, то успешность запоминания во многом зависит от того, удалось ли исп-ому провести связь между элементами, и насколько точной оказалась эта связь.(зонтик-перспектива, матрос-забывать).
Метод пиктограмм - стимулы запоминаются при помощи вспомогательных средств (пиктограммы), при воспроизведении можно пользоваться ими.
Метод сбереженияИспытуемый заучивает определённое задание, которое может состоять из ряда бессмысленных слогов, слов, стихов, моторного навыка. После определённого интервала, его просят воспроизвести заученный материал. Успешность воспроизведения фиксируется и испытуемому предлагают доучить материал тем же способом, что и раньше, и до той же степени совершенства. Время/кол-во опытов, потребовавшееся для доучивания, сравнивается со временем, затраченным на первоначальное заучивание. Процент сбережения определяют по формуле: t1-t1\t1x100% t1 – время, потребовавшееся для первоначального заучивания, t2 – время, необходимое для доучивания.
Метод реконструкции Основной задачей испытуемого является восстановление порядка или расположения раздражителей. В первый раз раздражители предъявляются на фиксированный промежуток времени в определённом порядке. Затем этот порядок нарушается, и раздражители повтрно предъявляются испытуемому с инструкцией восстановить первоначальный порядок. Исходное расположение или порядок могут быть различными.
Подсчёт производится при сравнении первоначального и восстановленного порядка. Если порядок дан в виде простой последовательности ряда, используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Конфликты в семье
Конфликт -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
Конструктивный конфликт:
• проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;
• в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;
• после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность.
Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:
•проблема не решается – происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы – прерывание конфликта (мнимое перемирие)
• противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта побежденным, остаются неудовлетворенными;
•в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.
причины:
• неадекватная мотивация брака, когда мотивы вступления в брак лежат вне сферы семейно-брачного союза;
•нарушение ролевой структуры семьи
• неразрешенность проблемы семейного лидерства в форме борьбы за него обоих супругов,
•несогласованность и противоречивость представлений о ценностях, целях и методах воспитания детей;
•дисгармоничность сексуальных отношений
•нарушения и искажения чувства любви;;
•ограничение возможностей личностного роста,;
•низкая степень подтверждения самоценности Я в рамках семейной системы, ущемление личного достоинства, недостаточное уважение партнерами друг друга;
•осложнение межличностной коммуникации
•низкий уровень материального благополучия;
•низкий уровень кооперации,
• неэффективная система отношений
•неэффективная система ДРО;
• ревность, супружеская измена;
•отклоняющееся поведение одного из членов семьи
• несогласованность супружеских представлений об оптимальном режиме проведения досуга, отдыхе, характере отношений и общения с друзьями.
эффективным путем решения конфликтов является модель семейного совета, предлагаемая Гордоном для разрешения конфликтов в детско-родительских отношениях, но потенциально столь же эффективная для разрешения супружеских конфликтов. -в конфликтной ситуации, какова бы она ни была, какими бы причинами ни была инициирована, не должно быть победителей и побежденных. поиск решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников конфликта независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Незыблемым при этом является правило обязательной приемлемости способа разрешения конфликта для всей семьи.
Развод
Развод –ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, , требующее реорганизации семьи как системы.
Причины разводов
Э. Тийт три группы факторов риска развода.
1 личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). воспитание будущего супруга, нарушения супружеских и детскородительских отношений,. Значительная разница в возрасте.
2 историей создания семьи – условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. добрачная беременность невесты,неадекватная мотивация брака и кратковременность знакомства,
3 неблагоприятные условия функционирования семьи. неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиантное поведение супругов, высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.
Факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам:
урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, изменение места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая индивидуализация жизненной концепции
Виды развода
эмоциональный, юридический, экономический и социальный.
Основная цель послеразводной фазы –построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи.
Последствия развода
Развод - доказательство неполноценности, переживанию собственной несостоятельности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинению;
ормирование нового образа семьи у детей
Супруг, совместно проживающий с ребенком, должен научиться эффективно справляться с множеством ролей,
Супруг, отделившийся от семьи, стоит перед задачей интенсификации общения с ребенком так, чтобы компенсировать временной недостаток общения с ребенком, неизбежный при раздельном проживании.
Оба родителя должны научиться принимать и уважать друг друга как отца (мать) своего ребенка, преодолев обиду, эмоциональный негативизм и чувство мести в отношении бывшего супруга.
переживании чувства личностного краха.
переживание депрессии, безысходности, утраты смысла жизни, страха и отчаяния, низкой самоценности, более характерен для женщин. Мужской вариант постразводного синдрома отличается чувством одиночества, подавленности, растерянности, нарушениями сна, аппетита, обращением к алкоголю, снижением интереса к профессиональной деятельности, сексуальными расстройствами.
IIгруппа – тесты, опросники
Предназначены для диагностики среднестатистич.чел в среднестатистич. ситуации. Создаётся перечень базовых потребностей чела, нужно выбрать что он предпочтёт из 2х. Много методов д-ки мотивации достижения – избегания (Михрабиан – опросник. Переведён и адапртирован Магомед-Эминовым. 2 // формы для м и ж). Через описания человеком своего поведения пробуют перейти к определенным переням потребностей, лежащих в осн этого повед.
Форма тестов: ответы да-нет, а чаще – вариант парного сравнения.
1.«Список личностных предпочтений» Эдвардса (EPPS), измеряет силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем. 15 шкал, были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (210 пар утвержд), выбор одного утвержд из пары.
2.«Форма по изучению личности» Д. Джексона(PRF) — методика для измерения мотивационной сферы, измеряет 20 мотивационных переменных.
3.«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» Мехрабиана измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (аффилятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). из 2 шкал: 1-ая шкала - 26 пунктов, а 2-я - 24 пункта.
4.Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана. 2 формы: муж. и жен. Построен на основе теории мотивации достижения Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху (Ms) и избегания неудачи (МAF) в поведении. Российская адаптация – Магамед-Эминов.
5.Опросник Нигарда и Гьесме для измерения мотивов Ms и Maf. Измеряет мотивы добиться успеха (Ms) и избежать неудачи (Maf) раздельно друг от друга. 2 шкалы по 30 пунктов.
Методика Н. Аха
Н. Ах (1921) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Сам Н. Ах коротко охарактеризовал свои эксперименты так: «Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий».
В методике Аха используются объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме (3 вида), цвету (4), размеру (2), весу (2), — всего 48 фигур. К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фал». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз. После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами
Методика Брунера.Цель. Определение вида мыслительной стратегии в процессе решения задач на формирование искусственного понятия. Материал. Изображения 81 карточки. Карточки варьируют по количеству нарисованных на них фигур - одна. две или три: по форме фигур - квадрат, круг или кpecт; по ивету фигур - красный, зеленый или черный; по количеству рамок, обводящих карточку, - одна, две или три рамки. Для работы используются понятия, характеризующиеся одним признаком, конъюнктивные понятия, построенные сложением 2-х и 3-х признаков и дизъюнктивные понятия (по 2-3 понятия каждого типа). Обработка и анализ результатов состоит в классификации используемой испытуемым в стратегии решения задачи в соответствии со схемой Брунера. Данные, полученные в результате реального экснсриментального исследования, как правило, содержит ряд стратегий.
Методика Выготского – Сахарова, предназначенная для исследования мышления, способности формирования понятий. Материал методики представляет собой набор объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных, искусственных слов («биг», «цев», «гур», «лаг»). Испытуемому демонстрируют одну из фигур, объясняют, что надпись совершенно условна, однако имеющимся в наборе фигурам с такой же надписью присущи определенные признаки. Задача испытуемого - обобщить признаки по группам. Перед началом выполнения заданий экспериментатор просит составить предполагаемый план выполнения, в ходе работы указывает на ошибки, фиксирует количество попыток решения.
По данным Л. С. Выготского, с помощью предложенной им методики можно констатировать нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и в тех случаях, когда вне условий эксперимента трудно заметить нарушения формального мышления. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления.
Определенным недостатком В. - С. т. является то обстоятельство, что данная методика, применяется для исследования процессов обобщения у взрослых.
В целях приспособления В. -С. т. к детскому возрасту была разработана упрощенная модификация методики (А. Ф.Говоркова, 1962). При обследовании детей с помощью этой методики определяют способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неподкрепленные признаки, что характеризуют течение процессов обобщения и отвлечения.
Свойства ощущений.
1.Адаптация – временное изменение порогов чувствительности.
2.Габитуация – стойкое изменение чувствительности .
3.Сензитивность – врожденная повышенная чувствительность.
4.Сенсибилизация – улучшение чув-ти благодаря упражнениям.
5.Синестезия – возникновение под влиянием раздражителем одной модальности ощущения, характерного для другой модальности.
Восприятие (и билет 9!)– познавательный, психический процесс, в котором отражается окружающий мир в виде целостного образа.
Константность.
Склонность видеть предметы не такими какие они есть, а такими, какими их запомнила наша память.
Обобщенность.
Объект воспринимается как представитель определенного класса объектов
Классификация восприятия.
1.Восприятие пространства. Точка отсчета – собственное тело, ведущая роль у зрительного анализатора. Это отражение: Формы Величины Взаимного расположения объектов и их рельефаУдаленность Направление
Восприятие времени. Два вида: – восприятие временной длительности
- восприятие временной последовательности.
Восприятие времени зависит от:
-ритмичности внутренних физиологический процессов
-особенностей нервной системы,
-восприятия ситуации в целом
Восприятие движения. Характеристики движения: скорость, ускорение, направление.
Д-ие ситуации
1 Обслед — это применение готового, уже разработанного теста. Рез-т — сведения о пс-их св-ах конкретного обслед-ого чела.
2 Исслед — это комплекс теор-их и экспер-ых работ, направленных на форм-ие концепции измеряемого пс-ого св-ва, на выявление д-их признаков, по кот можно получать инфо о заданном св-ве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.
3 СЭкспертизы испыт, диагност и заказчик. Методы должны представлять рез-ты в конечном виде и защищены от искажений.
4 СКлиета. Заказчик и испыт явл одним и тем же лицом. Личная заинтересованность. Рез-ты должны иметь кач-ую интерпр.
СК и СЭ разл по:
a.мотивация клиента, готовность к сотрудничеству.
b.Характер обратной связи.
Д-ие задачи:
Отл степенью ответственности психодиагноста и границами, кот он может и не может преступать в своей практике. Возникают, если данные псиди используются…
… для постановки не пс-ого диагноза или применяют для админ-ого решения. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз.
… для постановки пс-ого диагноза, но дальнейшее вмешательство в ситуацию осущ-ся спец др профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психологопедагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.
… самими психологами для дальнейшей работы
… самим клиентом.
Серия тестов Кеттелла
Опирается на теорию черт
Диагн норму характера
1.16PF -3 эквивал формы для людей с разн ур образован: А и В – взросл с образован 7-8 кл, С и Д – 5-7 кл и более узким словарн запасом, E и F – нач шк или огранич сл запас.
17ФЛО - На русск яз адаптирована форма С под руководством Шмелева, + шкала искренности.
2.14PF – для подростков
3.12 PF –для детей. 2 формы: М и Ж. Тестир в 2 приема.
Недостатки: единой теории личн не сущ, кажд фактор имеет св обоснование.
Тест-опросник ММPI
Опирается на типологический подход
Диагн патологии характера
Создан с целью отбора военных летчиков
Нормы созд из бесед психиатра с психич больными людьми
Варианты:
- для взросл – бланковый, комп, карточный.
- Подростковый – отсутств вопр о проф деят и половой жизни
Большинство применяемых многомерных тест-опросников в большей или меньшей степени «замешано» на патохарактерологическом описании: содержание вопросов информирует испытуемого о возможной направленности диагностики как диагностики психических нарушений.
MMPI (ММИЛ в модификации Березина Ф. Б., СМИЛ в модификации Л. Н. Собчик) - методика многостороннего исследования личности. Представляет собой стандартизацию беседы пациента с психиатром (а не клиента с психологом!). Тринадцать диагностических шкал и три возможных перечня по степени надежности измерения и длительности обследования:
СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности -Собчик Л. Н., 1971; Собчик Л. Н., Лукьянова М. Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал («Handbook for MMPI», 1970). В СССР известны компьютеризованные варианты СМИЛ - с использованием компьютера при обработке и интерпретации данных (см., в частности, Гильяшева И. Н., 1983). Методика наиболее близка международному стандарту MMPI. но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».
ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 13 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации (стандартизация, валидизация по известным критериальным группам). Факторный анализ пунктов ММИЛ (Ильин В. И., Похилько В. И., 1984) показал наличие в этом перечне, наряду с факторами «нейротизм» и «экстраверсия», интегрального фактора «психотизм», регистрирующего уровень «психопатизации» независимо от уровня «невропатизации». Инструкция на фальсификацию «социальной желательности» изменяет балл «психопатизации» очень значительно.
Минимульт (Зайцев В. П., 1981). Включает 86 вопросов и обеспечивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентированных (у данного испытуемого) шкал из основного набора в 13 шкал. Психометрическая адаптация - неполная.
ПДО - патохарактерологический диагностический опросник (Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976,1981). Разрабатывался на материале подростков-психопатов. Взаимосвязан с теорией акцентуированных типов личности (Леонгард К., 1981) и с теорией личности как системы отношений (Мясищев В. Н., 1960). Одиннадцати шкалам соответствуют эмпирически выделенные типы акцентуации: гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Брошюрный вариант ПДО по перечню вопросов приближается к СМИЛ, но от испытуемого требуется сокращенный выбор из групп вопросов, собранных «тематическими» блоками: самочувствие, настроение, отношение к спиртным напиткам, сексуальные проблемы и т. п. Нормы и ключи определены на популяции подростков в условиях клинического обследования.
ПДТ - психодиагностический тест Л. Т. Ямпольского (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Включает 174 вопроса, сгруппированных в 14 шкал:
десять первичных шкал: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность;
четыре вторичные шкалы: психическая неуравновешенность (объединяет первичные шкалы 1,2 и 3), асоциальность (4 и 5), интроверсия (6, 7 и 8), сенситивность (9 и 10). Шкалы отобраны на основе «экстремальной группировки» пунктов по результатам совмещенного применения СМИЛ и 16PF на испытуемых-спортсменах. Интерпретацию шкал автор связывает со структурными моделями личности Ананьева Б. Г., 1968 и Ковалева А. Г., 1965.
Хар-ка воспр
Восприятие– познавательный, психический процесс, в котором отражается окружающий мир в виде целостного образа.
Константность.
Склонность видеть предметы не такими какие они есть, а такими, какими их запомнила наша память.
Обобщенность.
Объект воспринимается как представитель определенного класса объектов
Классификация восприятия.
2.Восприятие пространства. Точка отсчета – собственное тело, ведущая роль у зрительного анализатора. Это отражение: Формы Величины Взаимного расположения объектов и их рельефаУдаленность Направление
Восприятие времени. Два вида: – восприятие временной длительности
- восприятие временной последовательности.
Восприятие времени зависит от:
-ритмичности внутренних физиологический процессов
-особенностей нервной системы,
-восприятия ситуации в целом
Восприятие движения. Характеристики движения: скорость, ускорение, направление.
Родительская любовь
Эмоциональная сторона ДРО предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала.природа детской и родительской любви оказывается различной.
Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм),
Разделяют материнская или отцовская любовь.
Принятие- аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности.
Эмоциональная близость - определяет аффективный знак отношения (симпатия –антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю.
закономерности развития познавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.
Любовь к ребенку–эмоциональная близость и взаимопонимание –не является врожденной способностью матери и отца. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком.
эмоционального отношения родителя к ребенку несколько вариантов отношений
•Безусловное эмоциональное принятие ребенка
• Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка
•Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств).
•Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия).
• Скрытое эмоциональное отвержение
• Открытое эмоциональное отвержение ребенка.
Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской.тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость – дальность.
ПСИХОМЕТРИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОМЕТРИКИ
Психометрика - Методологическая основа психодиагностики, обосновывает те требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методы, обосновывать процедуру их разработку и применения. Позволять понимать вероятностный характер использования методов.
Надежность (R)– точные и устойчивые процедуры диагностики, степень ее независимости от случайных, варьирующих факторов (клевая надежность 0,7-0,95)
Факторы которые влияют на надежность:
1.Внешние факторы – условия в которых проводится тестирование
2.внутренние факторы – особенности и состояние самого испытуемого
3.информационно-социальные факторы – на сколько испытуемый знаком с процедурой диагностики и с конкретной методикой
6 видов надежности:
1) надежность целого теста (устойчивости к влиянию времени, ретестовая надежность) – для проверки проводят 2 тестирования на 1й выборке, мин 30 чел, интервал 2 нед-6 мес. Далее подсчитывается коэффициент корреляции, чем ближе к 1 тем больше надежност