Раздел 2. СОСТОЯНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава 1. Гигиена воспитания, обучения и здоровье детского населения
Пензенской области в 2010 году
1.1. Санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений
Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детского населения в числе прочих, является формирование благоприятной среды воспитания, обучения и отдыха.
В течение 2010 года государственный надзор за образовательными и оздоровительными учреждениями был направлен на решение таких приоритетных задач как:
- создание оптимальных, здоровьесберегающих условий образовательного процесса, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и доведение ее до соответствия современным гигиеническим требованиям;
- обеспечение качественного сбалансированного питания детей и подростков;
- организация эффективного надзора за обеспечением безопасного и полноценного отдыха детей в оздоровительных учреждениях всех типов.
В соответствии с основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при участии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области:
- принята долгосрочная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в Пензенской области на 2011-2015гг.», утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 16.12.2010г. № 846.
- приняты постановления и распоряжения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам проверки готовности учреждений образования к новому учебному году, по подготовке и реализации проектов по совершенствованию организации питания в школах, организации летнего отдыха, по решению вопроса обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях региона;
- рассмотрено на коллегиях, семинарах, совещаниях, заседаниях межведомственных комиссий порядка 10 наиболее актуальных вопросов сохранения здоровья детского населения и обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия.
В регионе в 2010 году на контроле Управления Роспотребнадзора по Пензенской области стояло 1785 учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений различных типов и форм собственности.
С целью определения соответствия учреждений требованиям санитарного законодательства службой проведено 1798 мероприятий по надзору и санитарно-гигиенических обследований детских учреждений, выполнено свыше 20 тыс. лабораторно-инструментальных исследований и измерений.
За последние годы продолжается уменьшение абсолютного числа объектов, что объясняется, главным образом, реструктуризацией сети объектов образования, в первую очередь общеобразовательных, внешкольных и учреждений профессионального образования.
Таблица 2.1
Изменение числа детских и подростковых учреждений в 2008-2010гг.
Тип учреждения | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
ДДУ и школы-сады | |||
Общеобразовательные школы и школы-интернаты | |||
Коррекционные учреждения | |||
Учреждения для детей-сирот и социально-реабилитационные учреждения | |||
Оздоровительные учреждения | |||
Внешкольные учреждения | |||
Учреждения начального и среднего профессионального образования | |||
Всего |
В 2010г. продолжилась тенденция улучшения объективных показателей уровня благоустройства учебно-воспитательных учреждений.
За период 2008-2010 гг. увеличилось число объектов, отнесенных к 1 и 2 группам и, удалось добиться отсутствия на территории региона неудовлетворительных объектов 3 группы.
Таблица 2.2
Распределение детских и подростковых учреждений Пензенской области по группам санитарно-эпидемиологического благополучия в 2008-2010 гг. (%).
Группы СЭБ | 2008г. | 2009г. | 2010г. | РФ в 2009г. |
1 группа | 31,25 | 31,4 | 28,3 | 41,3 |
2 группа | 68,7 | 68,5 | 71,7 | 55,8 |
3 группа | 0,05 | 0,05 | 2,9 |
Необходимо отметить определенное улучшение санитарно-технического состояния детских и подростковых учреждений области.
По всем типам образовательных учреждений уменьшается количество не канализованных – 3,5%, не имеющих централизованного водоснабжения – 3%, работающих на привозной воде – 2,8%, не имеющих центрального отопления – 2,2% и требующих капитального ремонта – 2,6% объектов. Одной из причин практически двукратного снижения не канализованных и без централизованного водоснабжения объектов является уменьшение количества отработавших в летний сезон палаточных оздоровительных лагерей ввиду аномально жаркой погоды.
Несмотря на уменьшение по сравнению с 2009г. удельного веса учреждений, требующих проведения капитальных ремонтных работ до 2,6% (всего 46 объектов) против 3,3% в 2009г. (61 учреждение), проблема соответствия современным гигиеническим требованиям учреждений образования остается не полностью решенной.
Причинами этого являются как давние сроки постройки и естественный износ зданий и сооружений, так и не выполнение учреждениями в необходимом объеме предписаний госсанэпиднадзора.
Таблица 2.3
Показатели благоустройства учебно-воспитательных учреждений
Пензенской области в 2008-2010гг.,%
Удельный вес учреждений | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Показатель по РФ 2009г. |
Не канализованных | 6,9 | 6,6 | 3,5 | 9,8 |
Без централизованного водоснабжения | 6,6 | 6,2 | 3,0 | 8,2 |
Без центрального отопления | 5,4 | 4,6 | 2,2 | 4,8 |
Требуется капитальный ремонт | 2,4 | 3,3 | 2,6 | 3,5 |
Выше среднеобластного показателя удельный вес не канализованных учреждений в Наровчатском (22,7%), Земетчинском (21,9%), Спасском (14,7%), Бековском (14,6%), Малосердобинском (10,7%), Лунинском районе (7,3%), Пензенском (3,6%), Сосновоборском (13,6%) и Камешкирском (6,3%) районах.
Наибольший удельный вес детских и подростковых учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, отмечается на территориях Наровчатского (13,6%), Земетчинского (21,9%), Спасского (11,8%), Бековского (14,6%), Лунинского (7,3%), Пензенского (3,6%), Сосновоборского (13,6%) и Камешкирского (6,3%) районов.
На привозной воде работают 13,6% детских учреждений Наровчатского, 21,9% Земетчинского, 11,8% Спасского, 13,6% Сосновоборского, 6,3% Камешкирского, 14,6% Бековского, 7,3% Лунинского и 3,6% Пензенского районов.
Требуют капитального ремонта 13% учебно-воспитательных учреждений Башмаковского, 10% Пачелмского, 5,7% Мокшанского, 12,5% Лопатинского, 7% Городищенского районов области.
Наиболее неблагоприятное положение среди всех типов детских и подростковых объектов складывается в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях.
Не канализовано 6% школ (в 2009г. 8,9%); 4,7% школ (в 2009-7,6%) без центрального водоснабжения; 4,5% (в 2009г.-7,3%) работают на привозной воде; 1,7% (в прошлом году-3,0%) не имеют центрального отопления и 4,7% (в 2009г.-6,0%) нуждаются в капитальном ремонте.
Таблица 2.4
Состояние материально-технической базы учреждений Пензенской области в 2010г.
различных типов, %.
Удельный вес учреждений (%) | Дошкольные учреждения | Образовательные учреждения | Внешкольные учреждения |
Не канализованных | 0,6 (в 2009г.–0,6%) | 6,0 (в 2009г.-8,6%) | 6,5 (в 2009 г.6,5%) |
Без централизованного водоснабжения | 0,6 (в 2009-0,6%) | 4,7 (в 2009г.–7,6%) | 6,5 (в 2009 г.–6,5%) |
Без централизованного отопления | 0,3 (0,3% в прошлом году) | 1,7 (в 2009г.-3,0%) | (в 2009–0%) |
Требуют капитального ремонта | 2,9 (4,8% в 2009г.) | 4,7 (6,0 в 2009г.) | 2,6 (в 2009-0%) |
Тем не менее, как видно из приведенной таблицы, санитарно-эпидемиологическая обстановка в школах имеет явную склонность к оптимизации.
Определенная стабилизация ситуации в учреждениях образования подтверждается результатами проверки готовности к текущему учебному году. Уровень подготовки школ, дошкольных организаций и других образовательных учреждений повышается из года в год, проводятся существенно большие по объему и материальным вложениям ремонтные работы, направленные на модернизацию материально-технической базы.
В учреждениях образования при подготовке к текущему учебному году были проделаны следующие работы:
- проведен ремонт кровли в 56 школах;
- выполнен капитальный ремонт систем водоснабжения – в 54 школах;
- проведен капитальный ремонт канализационной системы – 57 школ;
- выполнены работы по ремонту теплотрассы в 3 школах и ремонт систем отопления в 33 школах;
- проведен ремонт систем освещения в 66 школах;
- проведен ремонт пищеблоков в 47 школах;
- приобретено оборудование на пищеблок в 85 школах и закуплена новая мебель в обеденные залы 32 школ;
- оборудовано в соответствии с требованиями 68 медицинских кабинетов;
- закуплены комплекты ученической мебели в 182 школах;
- приобретен спортинвентарь в 55 школах.
Необходимо отметить, что в 5 школах оборудование на пищеблоке было обновлено на спонсорские и родительские средства и в 44 школах дополнительно на родительские средства закупалась регулируемая ученическая мебель (свыше 170 класс-комплектов мебели).
Во всех без исключения детских и подростковых учреждениях при подготовке к учебному году были проведены благоустройство территории, ревизия инженерно-коммуникационных систем, косметический ремонт помещений, ремонтные работы в спортивных залах, бассейнах, мастерских и других специализированных кабинетах, дополнительное приобретение оборудования, наглядных материалов для обучения и воспитания детей, обновление оснащения специализированных кабинетов (информатики, химии, физики и пр.), приобретение по мере необходимости столовой и кухонной посуды, рабочего инвентаря, ревизия систем освещения, частичная замена светильников на люминесцентные лампы, оборудование подсветки классных досок и др. мероприятия.
Тем не менее, проверка готовности общеобразовательных и дошкольных учреждений свидетельствовала о не полном соответствии условий образовательного процесса гигиеническим требованиям.
Результаты лабораторного контроля свидетельствуют о недостаточной эффективности проводимых в учреждениях образования мероприятиях.
В 2010г. не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям 2,6% исследованных проб воды из разводящей сети (в 2009г. - 3%, в РФ – 4,6%); по санитарно-химическим показателям – 7,6% (в 2009 г. -2,9%, в РФ – 12,3%).
К положительным моментам можно отнести отсутствие в отчетном году в летних оздоровительных учреждениях неудовлетворительных проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (в прошлом году было 14,2% неудовлетворительных проб по санитарно-химическим и 10% нестандартных проб по микробиологическим, показатель, в среднем по РФ – 13,5% по санитарно-химическим и 12,7% по микробиологическим).
Как видно из нижеприведенной таблицы, отмечается незначительное снижение удельного веса объектов с неудовлетворительными показателями микроклимата, ЭМП, мебели и ТСО по сравнению с 2009 годом.
Таблица 2.5
Динамика показателей состояния факторов внешней среды в образовательных учреждениях в 2006-2010 гг.
Показатели | Удельный вес учреждений, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, % | |||||
2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Показатель по РФ по итогам 2009г. | |
Освещенность | 6,3 | 6,9 | 14,4 | 11,2 | 11,2 | 17,1 |
Микроклимат | 12,8 | 7,2 | 8,1 | 10,7 | 10,0 | 10,5 |
Мебель | 6,6 | 9,1 | 1,9 | 8,4 | 4,2 | 18,6 |
ТСО | 3,2 | 3,5 | 3,3 | 5,5 | 4,2 | - |
ЭМП | 16,3 | 7,5 | 15,1 | 20,8 | 19,37 | 16,5 |
Медленными темпами решаются вопросы обеспечения нормативных уровней искусственной освещенности. В 2010г. показатель ничуть не улучшился по сравнению с 2009 годом - из всех обследованных по освещенности учреждений для детей 11,2%, как и в прошлом году не отвечали гигиеническим нормам.
Использование в образовательных учреждениях светильников, не отвечающих требованиям к уровням освещенности, несвоевременная замена перегоревших ламп и чистка осветительной арматуры – являются наиболее распространенными причинами нарушений. Для старых учреждений характерна недостаточная мощность электропроводки, не позволяющая установить современные источники света, в связи, с чем проблематично обеспечить нормируемые уровни освещенности на учебных местах.
Актуальным остается вопрос соблюдения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях, особенно в осенне-зимний период.
Несоблюдение температурного режима в детских учреждениях отмечается как в сторону снижения температуры, так и превышения. Зачастую причинами являются такие общие проблемы, как износ существующих отопительных систем, неготовность к отопительному сезону. Имеют место обстоятельства и в самих учреждениях – неисправность отопительных систем, нарушение режима проветривания помещений. Ситуация усложняется тем, что здания большинства школ построены в середине прошлого века и по этой причине требуют замены ветхого остекления и установки современных отопительных и вентиляционных систем.
В 2010 году в 10% (в 2009-10,7%, в 2008 году - 8,1%) учебных учреждениях отмечалось не соблюдение параметров микроклимата.
Таблица 2.6
Результаты лабораторного контроля образовательных учреждений различных типов