Общее понятие о проф вредностях, их классификация.
ГИГЕНА ТРУДА
Общее понятие о проф вредностях, их классификация.
Производственные вредности-это факторы организации производства, трудового процесса и производственной среды, которые прямо или косвенно могут служить причиной снижения работоспособности или здоровья работающих.
По происхождению мб:
· физические(t, влажность,движение поздуха,нерациональное освещение,УФ,ИК,ионизирующее,ЭМ излучения,лазерное излучение,шум,УЗ,вибрация,повыш или пониж давление,производственная пыль)
· химические(кислоты,щелочи,лаки,краски,пары и газы яд.вещесв,пестициды,вещества,получаемые методом хим.синтеза-лекарства)
· биологические(контакт с животными,микроорганизмами-продуцентами,патогенными микроорганизмами)
· социальные(неблагоприятный климат в коллективе)
Часто проф вредности воздействуют коллективно, а не по отдельности.
Гигиена умственного труда, теории утомления, профилактика утомления.
Рабоспособность-способность организма выполнять определенныое количество работы с заданным качеством за определенное время.
Утомление-физиологическое состояние организма, возникающее в результате выполнения работы, проявляющееся снижением работоспособности, которое проявляется субъективным чувством усталости.
Профилактика утомления заключается в следующих действиях:
· Временной смене деятельности.
· Выполнении несложных упражнений, знакомых нам с детства: ходьбы, прыжков, приседаний. Вместо упражнений можно совершать пешие прогулки или начать ходить в бассейн.
· Обязательном приеме витаминов. Отлично подходит для этой цели комплекс витаминов и минералов Селмевит. Он значительно повышает работоспособность организма и усиливает иммунитет.
· Соблюдение режима труда и отдыха
Для объяснения сущности утомления было предложено много различных гипотез. Например,гипотеза истощения объясняла сущность утомления уменьшением энергетических запасов. Исследования показали несостоятельность этой гипотезы, так как утомление может наступить и до исчерпания энергетических запасов организма (гликогена).
Сторонники другой гипотезы (Вейхард и др.) объясняли утомление образованием в организме «ядов утомления».Эта гипотеза также оказалась несостоятельной, так как явления интоксикации возникали у животных, которым впрыскивали экстракт неутомленной мышцы.
И. П. Павлов видел основную причину утомления в изменении функционального состояния центральной нервной системы — коры головного мозга. В результате работы в коре головного мозга возникает процесс разлитого торможения, которое предохраняет клетки коры от истощения. Эта теория разрешает вопрос о механизме утомления при умственном труде, статической работе, сопровождающихся незначительными энергетическими затратами. Эта теория объясняет также влияние на работоспособность эмоционального состояния человека (снятие утомления после ободряющего слова, под влиянием музыки, при интересе к работе и др.).
Вопрос № 16
Гигиенические критерии оценки условий труда (классификация)
Классификация по выраженности тяжести и напряженности характера труда, вредности и опасности условий, в которых он выполняется:
1) 1 класс – оптимальные характер и условия труда (не вызывающие напряжения физиологических систем организма)
2) 2 класс допустимые характер и условия труда (вызывают напряжение систем и функций в пределах физиологических возможностей организма)
3) 3 класс – вредные характер и условия труда (4 степени: 3 класс 1 степень, 3 класс 2 степень и т.д. – по мере нарастания неблагоприятного воздействия производственных вредностей, превышения предельно допустимых уровней воздействия факторов физической природы, предельно допустимых концентраций факторов химической природы) – вызывает рост общей заболеваемости и возникновение профессиональных заболеваний, которые прогрессивно нарастают с повышением степени данного класса
4) 4 класс – опасные характер и условия труда – вызывает острые профессиональные заболевания (отравления), травмы или гибель работника в течение одной рабочей смены
Вопрос № 17
Гигиена больницы
Вопрос №1
Вопрос № 3
Типы планировки больниц. Преимущества и недостатки каждого типа.
1) Павильонная (децентрализованная) система позволяет размещать различные по профилю больничные отделения в отдельных корпусах, обычно небольшой этажности. Она осуществляет хорошую изоляцию отделения, в результате чего облегчается профилактика внутрибольничных инфекций, создаются условия для пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечебно-охранительного режима.
2) Централизованная, при которой все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения больницы объединены в одном здании или сблокированных корпусах. Она обеспечивает удобную взаимосвязь отделении, сокращает графики движения больных и персонала, создает возможность централизации лечебно-диагностических отделений и быстрой доставки готовой пищи из кухни в палаты
3) Смешанная система, при которой на участке, кроме главного лечебного корпуса, патологоанатомического и хозяйственного корпусов, в отдельно стоящих зданиях размещаются инфекционное, родильное и детское отделения.
4) Централизованно – блочная система (наша, горячо любимая, ККБ №1)
Вопрос № 4
Ситуационный и генеральный план больницы
Ситуационный план – графическое масштабное изображение участка застройки, по отношению к жилой зоне с изображением розы ветров и дорожной сети для связи участков застройки основной зоной.
Генеральный план – план земельного участка проектируемого объекта, существующие или проектируемые здания, зеленые насаждения, дороги.
Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны – 25м*2 на человека. Участок больницы по периметру должен иметь полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 метров из двухрядной посадки высокоствольных деревьев и ряда кустарников. К территории больницы должны быть проложены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Твердое покрытие должны иметь внутренние проезды и пешеходные дорожки. Расстояние ПА корпуса до палатных корпусов, пищеблоков должно иметь не менее 30 м.
Зонирование:
· Зоны лечебных неинфекционных
· Зоны лечебных инфекционных
· Поликлиника
· Садово-парковая
· Патологоанатомическая
· Радиологическая
· Хозяйственная
Вопрос № 5
Гигиена детей и подростков
Требования, предъявляемые к мастерским.
Как правило, мастерские должны размещаться на первом этаже, но допускается их устройство и в цокольном этаже, при заглублении не ниже 0,7 м.
Площадь мастерских должны иметь площадь 66-70 м2, на одного учащегося – не менее 3.3 м2.
При мастерской проектируется инструментальная 16 м2.
Кабинет домоводства.
Для проведения занятий по домоводству предусматривается специальный кабинет площадью 50 м2. Опыт работы школ показывает, что чаще всего занятия проводятся по кройке и шитью, поэтому в кабинетах домоводства оборудуются рабочие места для машинного и ручного шитья. Главное внимание должно быть обращено на рациональную расстановку рабочих столов с тем, чтобы обеспечить свободу движений при работе и удобство проходов учащихся и преподавателя между столами. Специальные наблюдения показывают, что площадь на одного учащегося должна составлять 3,5 м2 и таким образом общая площадь кабинета домоводства должна быть не менее 70 м2. При наличии трансформирующейся мебели и специального оборудования для занятий по кулинарии в одном помещении такой площади можно разместить и швейный, и кулинарный блоки.
Очень важным также является обеспечить хорошее естественное освещение на рабочих местах учащихся. Для этого столы с машинами следует располагать в два ряда, перпендикулярно к окнам или под углом в 45°. Обязательным элементом оборудования кабинета домоводства является стол для раскроя материала, место для примерки, гладильная доска, стол преподавателя Среди многочисленных факторов внешней среды, в которой проходит трудовая деятельность учащихся, большое значение имеет рациональная организация искусственного освещения рабочих мест.
Что такое нормальное, ухудшенное плохое физическое развитие и задержка здоровья? Рекомендации врача в каждом случае
Нормальное- когда все стандарты физического развития соответствуют возрасту.
Ухудшенное- несоответсятвие какого либо стандарта другому
Плохое- отставание в развитии одних стандартов от других
( особого определения нигде нет, так что только импровизация)
III. Профилактика утомлений
1. Занятия спортом, укрепление мышц, участвующих в операциях
2. Аутогенная тренировка с дыхательными упражнениями, смачивание ушных раковин холодной водой в течение полминуты.
3. Организация зон внутрисменного отдыха, которые должны включать в себя
а) Комнату психологической разгрузки. В этой комнате играет лег
кая музыка, свет постепенно гаснет, музыка перестает играть и в те
чение 15 минуг хирург находится в состоянии концентрированного
отдыха. Затем вновь включается музыка, более возбуждающая.
б) Комната психофизической разгрузки - предполагает игру в теннис,
прогулку и тд.
в) Комната мобилизующего отдыха - хирургу дают легкий завтрак,
витамины, кислородный коктейль
4. Массаж конечностей
5. Отдых лежа
6. Предварительные профилактические осмотры. Перед началом работы врача осматривает терапевт, хирург, окулист, ЛОР, гинеколог, психиатр, невропатолог, стоматолог. Периодически хирурги проверяются на стафилококк, сдают кровь на РВ.
Рекомендовано повышать квалификацию
Военная гигиена
ГИГЕНА ТРУДА
Общее понятие о проф вредностях, их классификация.
Производственные вредности-это факторы организации производства, трудового процесса и производственной среды, которые прямо или косвенно могут служить причиной снижения работоспособности или здоровья работающих.
По происхождению мб:
· физические(t, влажность,движение поздуха,нерациональное освещение,УФ,ИК,ионизирующее,ЭМ излучения,лазерное излучение,шум,УЗ,вибрация,повыш или пониж давление,производственная пыль)
· химические(кислоты,щелочи,лаки,краски,пары и газы яд.вещесв,пестициды,вещества,получаемые методом хим.синтеза-лекарства)
· биологические(контакт с животными,микроорганизмами-продуцентами,патогенными микроорганизмами)
· социальные(неблагоприятный климат в коллективе)
Часто проф вредности воздействуют коллективно, а не по отдельности.