Гигиенические принципы организации учебного процесса

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Гигиенические принципы организации учебного процесса

в образовательных учреждениях

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

ВЛАДИКАВКАЗ 2012 г.

Авторы:профессор, докт.мед.наук Кусова А.Р.;

ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Калоева З.Д. – зав. кафедрой детской поликлинической педиатрии с детскими болезнями, профессор, докт.мед.наук;

Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, профессор, докт.мед.наук.

Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России

2012 г. Протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: усвоить принципы определения функциональной готовности детей к систематическому обучению; усвоить гигиенические требования к составлению школьного расписания и к школьной мебели.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· критерии готовности детей к поступлению в школу;

· гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;

· гигиенические требования к составлению расписания общеобразовательных школ;

· гигиенические требования к школьной мебели.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· оценить готовность детей к систематическому обучению;

· дать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

· дать гигиеническую оценку школьному расписанию и школьной мебели.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2004 год.

2. Гигиена XXI/Под редакцией Г.И. Румянцева. Учебник для вузов. ГЭОТАР-Медиа. - М.,2009 год.

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Организация обучения детей и подростков в школах долж­на осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступле­ние утомления и предотвращает развитие переутомления.

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современной школе;

• обеспечение оптимальных условий обучения.

Принцип соответствия учебных нагрузок возрастным и инди­видуальным особенностям ребенка и подростка.Организму ребен­ка свойственна незавершенность развития важных для обуче­ния органов и функциональных систем. Речь идет прежде все­го о ЦНС, зрительном и слуховом анализаторах. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры голов­ного мозга детей обладают еще относительно низкими функ­циональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успеш­ного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а детям, особенно младшего возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преоб­ладание возбуждения при относительно слабых процессах ак­тивного внутреннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранять внимание во время урока.

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможнос­тям организма учеников на каждом возрастном этапе. Задача гигиенического нормирования педагогического про­цесса в современной школе состоит в такой организации обу­чения и воспитания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возмож­ностям детей, сохраняет их работоспособность. Принцип научной организации учебного процесса в школе. Правильно организованное обучение способствует не только при­обретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологи­ческих принципов изменения работоспособности детей и под­ростков.

Гигиенические принципы организации учебного процесса - student2.ru

Динамика дневной и недельной работоспособности учащихся.

А— продуктивность работы, усл.ед.; I — период врабатывания; II — период высо­кой и устойчивой работоспособности; III — период снижения работоспособности: а — зона неполной компенсации; б — зона конечного прорыва; в — зона прогрес­сивного падения.

Период врабатывания характеризуется повыше­нием работоспособности, затем она держится на высоком уров­не (период высокой продуктивности, работоспособности). Да­лее закономерно следует период снижения работоспособности или утомления. В этой стадии выделяют три зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения. Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебных не­дели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебных недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной заг­рузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

Появление начальных признаков утомления свидетельству­ет об окончании периода высокой и устойчивой работоспособ­ности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом про­исходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школь­ника.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установле­на продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся сред­них, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Научными ис­следованиями убедительно доказано, что для учащихся 1-го класса 45-минутная продолжительность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин, на последних 10—15 мин урока у них резко падает работоспособность и нарушается нейродинамика коры голов­ного мозга. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 мин.

Хронометраж – сравнительно простая и доступная методика исследования работоспособности, позволяющая проводить наблюдения и определять общую занятость учащихся как на протяжении учебного дня, так и всего дня в целом. Кроме того, эта методика дает возможность определить занятость учащихся различными видами деятельности на протяжении одного урока и учесть продолжительность нагрузки и периодов отдыха во время работы.

Хронометраж может быть индивидуальным и массовым. Обычно для характеристики учебной активности учащихся на уроке в классе используется массовый хронометраж.

Плотность урока – отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности урока, выраженное в процентах. К времени занятости учащихся относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание учителя, наблюдение за показом, подготовку и уборку рабочего места. Плотность урока должна составлять 60-80%.

Гигиенисты крайне отрицательно относятся к сдвоенным урокам. Исключение составляют уроки труда, занятия физкуль­турой в зимнее время, контрольные и лабораторные работы.

Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его эле­ментов. Регламентация длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке базируется на сравнительном изучении воздействия занятий по основным предметам (письмо, чтение, математика) на функциональное состояние организма и рабо­тоспособность детей. Установлено, что в 1-м классе самыми трудными оказались занятия письмом и чтением. Продолжи­тельность непрерывного чтения для детей 6-летнего возраста не должна превышать 8 мин. Оптимальная продолжительность непрерывного письма для учащихся 7 лет составляет 2 мин 40 с в начале занятия и 1 мин 45 с в конце его. В 14—15 лет длительность непрерывного письма (диктант) должна быть 20 мин.

Гигиенические требования к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, по­степенно увеличиваясь, должна достигать максимума к сере­дине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы. Этим требованиям отвечает стандартная схема построения урока, при которой урок условно делится на 3 части — вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных меропри­ятий и опроса, основная — для изложения нового материала, а заключительная — для тренировочного воспроизводства.

В процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку в соответствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспо­собность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий. Однако правиль­но составить расписание не просто, так как степень утомитель­ности школьных предметов, которая должна быть заложена в основу составления расписания, зависит от множества конк­ретных факторов, не всегда поддающихся измерению и регла­ментации.

Основные гигиенические требования к составлению расписа­ния уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) рас­пределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

При построении учебного процесса следует предусматривать рациональное чередование различных видов деятельности и от­дыха, принимать во внимание классическую кривую восстанов­ления работоспособности.

Важным условием организации учебного процесса считает­ся его непрерывность, когда начало последующей деятельнос­ти совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха. Суть этого положения практически воплоща­ется в системе многолетних занятий в школе, где учебная де­ятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах.

Уроки, требующие большого умственного напряжения, со­средоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда про­исходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выраже­но утомление. Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса — природоведение, 4-го — история, 5-го — география, ботаника, литература, 6-го — физика, для 7-го — химия.

В младшем школьном возрасте наиболее утомительно чте­ние, так как процесс формирования навыков беглого чтения сам по себе сложен и утомителен. На протяжении всех школь­ных лет, в том числе в 8—10-м классах, наиболее утомитель­ными оказываются химия и география. Это связано со слож­ностью многих тем по химии, перенасыщенностью фактичес­ким материалом курса географии, недостаточно наглядным пре­подаванием этих дисциплин. Уроки по предметам, оказываю­щим наибольшее утомляющее воздействие, следует проводить II часы оптимальной работоспособности, а уроки труда и физического воспитания — в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы на физическую (лучшее время для них — 3—4-е уроки, когда начинает сказываться утомление). При поступлении в школу двигательная активность детей уменьшается на 50 %, в связи с чем гигиенисты настаивают на введении в учебный режим ежедневных уроков физического воспитания или ежедневной часовой, так называемой динамической паузы в середине учеб­ного дня.

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, на­пример по русскому языку, математике и черчению. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, ис­тория, математика, география). Рационально чередование пред­метов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятель­ности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность не толь­ко в течение учебного дня, но и всей учебной недели.

Обязательное число учебных часов в неделю нарастает от 1-го к 11-му классу с 18 до 32 ч. Обязательные часы занятий физкультурой включены в этот вид деятельности.

Различия в продолжительности учебного дня не всегда учи­тывают кризисные периоды растущего организма, связанные с биологическими или социальными моментами. Так, значи­тельное снижение работоспособности и напряжение функций и систем организма отмечаются в период адаптации к школе (1-й класс) и в периоды завершения начального (4-й класс) и среднего (11-й класс) образования.

Большое психогигиеническое значение имеет правильная организация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности учащихся позволили выявить дни недели, характеризующиеся оптимальными пока­зателями.

В понедельник происходит постепенное включение школь­ников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее про­дуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга по­степенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмо­циональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв».

В связи с низкими показателями работоспособности в по­недельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольный опрос, связанные со значительным не­рвным напряжением школьников; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала.

Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни неде­ли, характеризующиеся высокой работоспособностью. К сожа­лению, в школьной практике это положение нередко наруша­ется: часто дни с наиболее высокой работоспособностью уча­щихся (вторник, среда) загружаются недостаточно, в то время как дни с более низкой продуктивностью неоправданно загру­жены более трудными для усвоения учебными дисциплинами.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения приводит к неравномерной нагрузке школь­ников домашними занятиями в разные дни недели.

Гигиенические требования к составлению расписания уро­ков в школе сводятся к обязательности учета динамики изме­нения физиологических функций и работоспособности учащих­ся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использо­вать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиеничес­кой оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

ГИГИЕНЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ

Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее наличие в домашних условиях имеют важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, фи­зиологии, эргономики и способствуют гармоничному физичес­кому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие раз­меров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечи­вающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необхо­димым условием для поддержания физиологически рациональ­ной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья учени­ческие) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с дли­ной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание уча­щихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потреб­ности. Запрещается использовать табуреты и ска­мейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цве­товая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или гори­зонтальной полосы шириной 20 мм.

Школьники должны сами знать необходимые для них груп­пы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы выве­сить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы:

Цвет Высота от пола, мм
Оранжевый От 1000 до 1150
Фиолетовый От 1150 до 1300
Желтый От 1300 до 1450
Красный От 1450 до 1600
Зеленый От 1600 до 1750
Голубой Более 1750

По этой линейке школьники могут самостоятельно изме­рить свою длину тела и определить маркировочный цвет необ­ходимой мебели.

В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркиров­ки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индиви­дуальной карте — форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Существенными являются правильные расстановка оборудо­вания и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как пра­вило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:

• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;

• между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70 см;

• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50—70 см;

• от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;

• от первой парты до учебной доски — 2,4—2,7 м;

• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной

доски — 860 см;

• высота нижнего края учебной доски над полом — 80—90 см.

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середи­ны крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6—7 лет. Парты, столы и стулья расстав­ляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной дос­ке, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Школьников с ревматическими заболеваниями, часто бо­леющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных пу­тей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела с целью профилактики сколиоза и косоглазия.

Наблюдение учителя за ребенком в процессе урока позво­ляет отметить отклонения от правильной позы и в последую­щем установить их причины.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ КНИГАМ, УЧЕБНИКАМ И УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМ

В школьном возрасте чтение являет­ся главным видом учебной деятельности. Чтение влияет на величину общей умственной и статичес­кой нагрузки детей и подростков и нуждается в регламента­ции по длительности, режиму и организации условий его про­ведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям.

Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше ста­новится угол между осями и, следовательно, усиливается ра­бота мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета. При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрач­кового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при ча­сто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирова­ния очень близких субъектов либо при рассматривании мел­ких деталей.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет — 29,1 см; лишь в более стар­шем возрасте расстояние от книги при чтении становится боль­ше и достигает 30—35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным осо­бенностям школьников.

Особенности движения глаз при чтении определяются воз­растными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. С возрастом формируется навык чтения и происходит со­вершенствование процесса чтения, что выражается в его ус­корении.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле­нием. Это создается доброкачественным внешним оформлени­ем учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисун­ком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печа­ти, цветом бумаги и другими элементами оформления. Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его не­удобным в использовании, увеличивают массу ежедневно пе­реносимого школьного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—3 (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х клас­сов; 600 г для 10—11-х классов. Масса изданий для 1—3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы изда­ния не более чем на 10 %.

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплек­тов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

Игрушки играют важную роль как в жизни, так и в воспи­тании детей. Они способствуют познаванию окружающего мира, служат источником положительных эмоций. Выбор игрушки как средства воспитания основывается на возрастных особеннос­тях ребенка. На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, дви­жения, позволяющие менять положение тела (садиться, вста­вать, цепляться руками за барьер и т.д.). Наиболее распространенными являются игрушки из полимерных материалов — погремушки, кольца. Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук. В конце 1-го года жизни для игры могут быть использованы куклы, звери, машины, игрушки-каталки и т.д.

В последующие годы ребенок активнее познает окружающую среду, у него развивается речь, совершенствуются движения. В этом возрастном периоде необходимо использовать более раз­нообразные и сложные игрушки, мозаики, палочки, кубики, строительные материалы, развивающие игры.

В дошкольном возрасте ребенок переходит к настоящей ролевой игре (в маму, бабушку, доктора), в которой активно используются игрушки для коллективных игр.

Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, со­ответствовать возрастным и умственным способностям ре­бенка.

Гигиенические требования, предъявляемые к играм и иг­рушкам, касаются материалов, из которых они изготовляют­ся, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек. Для изготовле­ния сырье и материалы должны получить гигиеническую оценку.

Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Содержание тяжелых металлов (барий, кадмий, хром, сви­нец, ртуть, селен) в игрушках регламентируется гигиеничес­кими требованиями.

Гигиенические требования к конструкции и особенностям иг­рушек относятся к органолептическим нормативам, оформле­нию, устойчивости как покрытий игрушек, так и полимерных материалов, используемых для изготовления игр и игрушек. Игрушки должны иметь гладкую, сухую поверхность, быть нелипкими. Игрушки всех видов не должны пахнуть. Допусти­мый уровень запаха составляет 2 балла, что соответствует воз­можности обнаружить запах неопытным специалистом (дегус­татором), если на это обратить его внимание.

Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки. Ги­гиенические требования к стойкости покрытия игрушек по отношению к действию слюны и пота распространяются на все игрушки, за исключением мягконабивных.

Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

Профилактике травматизма и охране здоровья детей содей­ствует требование к прочности крепления отдельных деталей игрушек (нос, звуковое устройство и др.). Усилий ребенка для этого должно быть недостаточно. Все эти детали не должны отрываться при усилии в 10 кг.

Предприятия по производству игр и игрушек для детей дол­жны гарантировать выпуск продукции, безопасной для здо­ровья ребенка, подтвержденной наличием соответствующе­го заключения.

Работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний к работе на этом производстве, в учреждении по состоянию здо­ровья в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. На потребительской упаковке или вкладыше должен быть указан возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка.

При несоответствии игрушек требованиям санитарных пра­вил их производство или реализация запрещаются (приоста­навливаются). При реализации товаров запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

Контрольно-обучающие тесты

1. Для определения готовности детей к систематическому обучению в школе следует использовать:

а) тест Векслера;

б) тест Керна-Иразека;

в) мотометрический тест вырезание круга;

г) чистота звукопроизношения.

2. Особенности протекания основных нервных процессов у детей младшего школьного возраста:

а) преобладания торможения над возбуждением;

б) преобладание возбуждения над торможением;

в) иррадиация возбуждения.

3. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:

а) плотность урока;

б) количество, продолжительность и чередование видов деятельности;

в) психологический климат на уроке;

г) наличие физкультурных минуток;

д) чередование поз учащегося.

4. Облегченным в расписании учебных занятий при обучении
старших школьников по 5-дневной рабочей неделе должен быть:

а) понедельник;

б) вторник;

в) среда;

г) четверг;

д) пятница.

5. Условия, способствующие развитию близорукости у детей и подростков:

а) недостаточность освещения рабочего места;

б) неравномерность освещения;

в) слепящая яркость;

г) неправильная посадка.

6. Показанием к началу физкультурных минут на уроке является:

а) 20-я минута 45 минутного урока;

б) 30-я минута 45 минутного урока;

в) появление первоначальных признаков утомления у отдельных учащихся;

г) появление первоначальных признаков утомления у большинства учащихся.

7. Столы и стулья в детских дошкольных учреждения маркируются:

а) цветными пятнами или полосами;

б) порядковыми номерами;

в) индивидуальными картинками;

г) фамилиями учащихся.

8. Показатель, который учитывается при подборе парты для учащихся это:

а) возраст;

б) длина голени;

в) рост.

1. б, в, г;

2. б, в;

3. а, б, в, г, д;

4. г;

5. а, б, в, г;

6. в;

7. а;

8. в.

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Гигиенические принципы организации учебного процесса

в образовательных учреждениях

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

ВЛАДИКАВКАЗ 2012 г.

Авторы:профессор, докт.мед.наук Кусова А.Р.;

ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Калоева З.Д. – зав. кафедрой детской поликлинической педиатрии с детскими болезнями, профессор, докт.мед.наук;

Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, профессор, докт.мед.наук.

Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России

2012 г. Протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: усвоить принципы определения функциональной готовности детей к систематическому обучению; усвоить гигиенические требования к составлению школьного расписания и к школьной мебели.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· критерии готовности детей к поступлению в школу;

· гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;

· гигиенические требования к составлению расписания общеобразовательных школ;

· гигиенические требования к школьной мебели.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· оценить готовность детей к систематическому обучению;

· дать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

· дать гигиеническую оценку школьному расписанию и школьной мебели.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2004 год.

2. Гигиена XXI/Под редакцией Г.И. Румянцева. Учебник для вузов. ГЭОТАР-Медиа. - М.,2009 год.

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.

Наши рекомендации