Критерии оценки здоровья детей и подростков. Группы здоровья.

Состояние оценивается по 4 критериям:

1 наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

2 уровень достигнутого физического и нервно-психического развития

3 уровень функционирования основных систем организма

4 Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям

5 групп здоровья:

1) Лица, не страдающие хронич. заболеваниями, имеющие нормальный уровень функционирования всех систем, гормоничность физич развития

2) Отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Отклонение одного показателя, болеют 3-4 раза в год. Дефицит массы тела, общая задержка физ развития без эндокринной патологии.

3) Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями.

4) Хронические заболевания в активной стадии, стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями.

5) Тяжёлые хронические заболевания с частыми обострениями, в стадии декомпенсации. (дети-инвалиды).

ВОПРОС

Уровень биологической зрелости детей. Соматоскопические признаки. Типы конституции.

Уровень биологической зрелости: длина тела, погодовые прибавки длины тела, сроки оссификации скелета, смена молочных зубов на постоянные, развитие вторичных половых признаков. Причины отставания: недоношенность; родовые травмы; заболевания в раннем возрасте; неблагоприятные условия микроклимата.

Соматоскопические признаки: осмотр кожных покровов, жироотложение, опорно-двигательный аппарат.

Типы конституции:

1) Астеноидный форма скелета, эпигастра. эгол, разв мускулатуры, жироотл,

2) Торакальный форма ног, живота

3) Мышечный

4) Дигестивный

5) Неопределённый

(лекция)

Вопрос

Гигиена учебных занятий

Гигиенические принципы организации учебного процесса:

Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Научная организация учебного процесса.

Обеспечение оптимальных условия обучения.

Учебная нагрузка:

16. Первый класс, только пятидневка, 21 часов в нед, 4 ур в день

17. 2-4 класс; 6 — 25; 5 — 22., 5 уроков

18. 5 класс, 6 — 31; 5 — 28., 6 уроков

19. 6 класс, 6 — 32; 5- 29. 6 уроков

20. 7 класс; 6 — 34; 5 — 31. Не больше 7 уроков

21. 8-9 класс...

Учебные занятие должны начинаться не ранее восьми часов, лучшее время 8.30-9.00 только в первую смену. Запрещается проведение нулевых уроков.

Продолжительность занятия 45 минут, в первом классе — 35 минут. Для учащихся старшего и среднего звена такая продолжительность оптимальна. Для младших школьников продолжительность активного внимания не превышает 35 минут, в последние 10-15 минут у них резко падает работоспособность. Поэтому это время учитель должен организовать для снятия утомления (чтение, занятие физкультурой).

Динамика работоспособности:

12. Период врабатывания.

13. Период высокой и устойчивой работоспособности.

14. Период снижения работоспособности.

1)Зона неполной компенсации.

2)Зона конечного прорыва.

3)Зона прогрессирующего падения.

Построение учебного дня.

Требования:

1. Распределение учебных предметов в соответствие с динамикой работоспособности.

2. Чередование различных видов деятельности.

3. Начало последующей деятельности должно совпадать с фазой повышенного уровня работоспособности.

Уроки по степени нагрузки на сигнальные системы:

4. Первая сигнальная система. К концу дня — уроки, основанные на предметном, образном восприятии. Рисование, труд , физкультура.

5. Вторая сигнальная система. На начало дня ставятся предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающие вторую сигнальную систему. Русский язык, литература, математика.

Организация учебной недели должны соответствовать динамике работоспособности. Максимально трудные дни у старших школьников — вторник, среда. У младших школьников — вторник, четверг.

Регламентация перемен. Малые перемены — после каждого урока, продолжительностью 10 минут. Большие перемены — одна перемена после 2,3 уроки, продолжительностью 30 минут; или две перемены после 2 и 3 уроков, продолжительностью 20 минут каждая.

Каникулы через 6-7 недель, продолж 1 неделя. Осенние, зимние, весенние каникулы для восстановления работоспособности; летние для восстановления работоспособности и оздоровления.

Организация занятий с первоклассниками:

Ступенчатый метод постепенного наращивания учебной нагрузки.

В сентябре 3 урока по 35 минут.

Во второй четверти 4 урока по 35 минут.

Дополнительные недельные каникулы.

Снижение плотности недельной нагрузки, 80% от нормативной.

Физкультминутки и гимнастические паузы во время урока.

Дифференцированный индвивидуальный подход к каждому учащемуся

Вопрос

Гигиенические требования к планировке и размещению школ

Сан ПиН 2.4.2. 1178-02.

Гигиенические принципы строительства и проектирования школ:

20. Оптимальная вместимость.

21. Обеспечение условий для физического воспитания.

22. Создание благоприятных условий внешней среды.

23. Создание условий для организации питания учащихся.

24. Создание условий для отдыха детей.

Требования к размещению школ:

25. Близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания., транспортная сеть

26. Отдаленность от источников шума и загрязнения.

27. Наличие достаточного по площади земельного участка.

Требования к земельному участку:

10. Площадь земельного участка зависит от вместимости школы и должна составлять от 20 до 53 метров квадратных на 1 человека.

11. Озеленение участка должно составлять не менее 50%.

12. Зонирование и ограждение территории.

1. Учебно-опытная зона.

2. Хозяйственная зона.

3. Физкультурно-спортивная зона.

4. Зона отдыха.

Требования к зданию школы:

Системы застройки школ:

1. Центральная. Одно здание, в котором расположены все помещения. Проекты 50-60 годов.

2. Павильонная, децентрализованная. Почти не встречается, т.к. разные секции должны располагаться в разных стадиниях, но из-за особенностей климата в России не используют.

3. Блочная.

Композиция здания должна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности.

Вместимость школы — не более 1000 человек, в классе — не более 25 человек.

Этажность здания — не более трех этажей.

Ориентация окон и классов на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта (исключение классы черчения, рисования, информатики — ориентированы на север и северо-восток).

Секционность:

25. Первая ступень, 1-4 классы.

26. Вторая ступень, 5- классы.

27. Третья ступень, 10-11 класс.

Нормы площади помещений на одного человека:

20. Кабинеты для фронтальных занятий,

21. Кабинеты для групповых форм занятий

22. Кабинеты ВДВ и ПЭВМ,

23. Кабинеты трудового обучения

Спортивный зал:

23. Спортивный зал размещается на первом этаже в пристройке.

24. Площадь — 0,9 м2 на учащегося.

25. При спортивном зале: снарядная, раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, саню узлы для мальчиков и девочек.

Медицинский пункт:

21. Кабинет врача,

22. Кабинет зубного врача,

23. Процедурный кабинет.

24. Кабинет психолога.

Рекреации:

Коридорного типа.

Односторонняя застройка — 2,8 метра в ширину.

Двусторонняя застройка — 4 метра в ширину.

Зального типа — 0,6-,05 м2 на одного человека.

На каждом этаже должны размещаться:

18. Санитарные узлы для мальчиков и девочек.

19. Комнаты личной гигиены.

20. Комнаты для хранения уборочного инвентаря и моющих средств.

21. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных мастерских, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

Вопрос

Наши рекомендации