Гигиеническое нормирование чужеродных химических веществ в продуктах питания.

Чужеродные химические вещества (ЧХВ) называются еще ксенобиотиками (от греч. xеnоs - чужой). Они включают соединения, которые по своему характеру и количеству не присущи натуральному продукту, но могут быть добавлены с целью совершенствования технологии, сохранения или улучшения качества продукта или же они могут образоваться в продукте в результате технологической обработки и хранения, а также при попадании загрязнений из окружающей среды. Из окружающей среды в организм человека с пищей поступает 30-80 % от общего количества чужеродных химических веществ.
Чужеродные вещества можно классифицировать по характеру действия, токсичности и степени опасности.

По характеру действия ЧХВ, поступающие в организм с пищей, могут:

· оказывать общетоксическое действие;

· оказывать аллергическое действие (сенсибилизировать организм);

· оказывать канцерогенное действие (вызывать злокачественные опухоли);

· оказывать эмбриотоксическое действие (влияние на развитие беременности и плода);

· оказывать тератогенное действие (пороки развития плода и рождение потомства с уродствами);

· оказывать гонадотоксическое действие (нарушать репродуктивную функцию, т. е. нарушать функцию воспроизводства);

· понижать защитные силы организма;

· ускорять процессы старения;

· неблагоприятно влиять на пищеварение и усвоение пищевых веществ.

По токсичности, характеризующей способность вещества причинять вред организму, учитывают дозу, частоту, способ поступления вредного вещества и картину отравления.

По степени опасности чужеродные вещества подразделяют на чрезвычайно токсичные, высокотоксичные, умеренно токсичные, малотоксичные, практически нетоксичные и практически безвредные.

При нормировании химических веществ в пищевых продуктах Предельно Допустимая Концентрация устанавливаются с учетом допустимой суточной дозы (ДСД) или допустимого суточного поступления (ДСП). Необходимость такого подхода обусловлена чрезвычайным разнообразием пищевого рациона и его химического состава, что не позволяет нормировать допустимое содержание химического вещества в каждом пищевом продукте.

Величина Предельно Допустимой Концентрации определяется расчетным путем исходя из значения Допустимого Суточного Поступления, количества продукта в суточном рационе. Допустимое Суточное Поступление и Допустимая Суточная Доза устанавливаются на основе пороговых доз, уменьшаемых на величину коэффициента запаса. Значения Допустимого суточного поступления и Допустимой Суточной Дозы для многих пищевых добавок и пестицидов разработаны комитетом экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной секции Организации Объединенных Наций и экспертной группой ВОЗ (ФАО/ВОЗ).

Необходимо помнить, что гигиенические нормативы содержания химических веществ, за редким исключением, характеризуют допустимые, а не оптимальные условия воздействия факторов окружающей среды. Поэтому их неукоснительное соблюдение является минимально необходимой мерой по обеспечению химической безопасности. При этом однако не следует и переоценивать вклад техногенных факторов, в том числе химических веществ, в развитие заболеваний человека. Неоправданная «хемофобия», так же как и недооценка опасности химических соединений, может привести к значительным прямым и косвенным ущербам здоровью человека.

70. Гигиена детей и подростков, цели, задачи, методы исследований. Гигиенические требования к расположению, строительству и планировке детских дошкольных учреждений.

Гигиена детей и подростков - раздел профилактической медицины, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические нормативы и лечебно-профилактические мероприятия для обеспечения оптимального роста и благоприятного развития детского организма.

Основными задачами данной дисциплины являются исследования соответствия функциональных и физических возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, а также выявление характера и интенсивности воздействия различных факторов на организм.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией, «школьные болезни», которые имеют широкое распространение среди учащихся и частота которых закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

Целямигигиены детей и подростков является сохранение должного уровня здоровья, повышение числа здоровых детей, создание правил и норм для детских учреждений.

Детские учреждения размещают вблизи места жительства обслуживаемых контингентов и на значительном отдалении от шоссейных и железных дорог, предприятий, загрязняющих воздух вредными примесями или производящих значительный шум, вдали от гаражей, пожарных депо. Они должны иметь достаточный по размеру земельный участок. В условиях города оптимальным вариантом размещения детского учреждения является внутриквартальное, когда по всему периметру участка расположены жилые дома, а транспортные магистрали удалены более чем на 100 м. Допустимо расположение зданий на внутриквартальных проездах. Важным критерием организации сети детских и подростковых учреждений является радиус обслуживания, который должен обеспечивать пешеходную доступность, учитывать возраст детей и климатические особенности района строительства. Радиус обслуживания яслей, детских садов, яслей-садов не должен превышать 0,3 км. Неотъемлемой частью учреждения для детей и подростков является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, трудового и физического воспитания, активного отдыха, закаливания и других форм оздоровления. Размеры, планировка и оборудование участка определяются характером учреждения и его вместимостью. Размер земельного участка детского дошкольного учреждения следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м2 , на 140-320 мест - 35 м2 , в комплексе ясли-сад - 30 м2. На земельном участке дошкольного учреждения более чем на 50 мест должны быть выделены следующие функциональные зоны: групповые площадки, общая физкультурная площадка, огород-ягодник, хозяйственная площадка и зеленые насаждения. Зеленые насаждения должны занимать не менее 50% общей площади участка. Деревья и кустарники должны защищать здание и групповые площадки от перегрева. Участки засевают трудно вытаптываемой травой. На участке не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками. В планировке земельного участка соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп. Площадь групповых площадок определяется из расчета 7,5 м2 на 1 ребенка для детей раннего возраста и 7,2 м2 - в дошкольных группах. На каждой групповой площадке устраивают теневой навес площадью не менее 40 м2, имеющий обязательно двустороннее ограждение в средней климатической полосе и трехстороннее - в северных районах для защиты от холодных ветров, дождя, снега, прямого солнца. Навесы предназначены для прогулки детей в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения занятий, приемов пищи, спокойных игр и труда на воздухе. Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений групповых. Игровые площадки для детей раннего возраста оборудуются манежем, настилом, столами для кормления. На площадках для детей от 1 года до 3 лет устанавливают скамейки, песочницы, качели, каталки, для групп старшего возраста - спортивные снаряды (турники, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели, лабиринты и др.).

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

Групповая ячейка является основным функционально-планировочным элементом здания и включает раздевальню (приемную), групповую (игральную), спальню, туалетную, буфетную.

К медицинским помещениям относятся медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, включающий приемную, палату, туалетную, помещение для приготовления дезинфицирующих средств. Медицинская комната должна быть смежной с одной из палат изолятора, причем между ними устраивают стеклянную перегородку. Выход из изолятора должен быть самостоятельным, совмещение его с входами в групповые ячейки недопустимо.

В состав административно-хозяйственных помещений входят кабинет заведующего; холл, в котором обычно организуются встречи с родителями и групповые собрания. Для персонала предусматриваются гардеробная, душевая, уборные.

Пищеблок должен размещаться на 1-м этаже и иметь отдельный вход с улицы. Для предупреждения проникновения в помещение детских групп загрязненного воздуха и тепловыделений окна кухни не должны располагаться под окнами групповых, игровых и спален.

71. Гигиенические требования к расположению, строительству и планировке школ. Требования к оборудованию, освещению, водоснабжению, отоплению.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях принимаются в соответствии с:

• СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях РФ» № 3997 от 25.11.2002 г.;

• СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» № 4204 от 26.01.2003 г.;

• СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» № 4594 от 01.04.2003 г.

Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. Земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и соблюдения необходимых санитарно-защитных зон. Санитарные разрывы зданий школ от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3-0,5 км пешком в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного возраста (I, II, III ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону для учащихся I ступени 15 мин, для учащихся II и III ступеней - не более 50 мин в одну сторону.

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания учащихся II и III ступеней не должен превышать 15 км.

В современных условиях оптимальная вместимость в школьных общеобразовательных учреждениях города не должна превышать 1000 учащихся (при наличии в каждом классе 25 человек). В сельской местности вместимость начальных малокомплектных школ не должна превышать 80 человек, школ I и II ступеней обучения - 250, I, II, III ступеней - 500 учащихся.

Школьные здания не должны иметь более 3 этажей. В исключительных случаях в крупных городах областного значения в условиях уплотненной застройки допускается строительство 4-этажных школ по согласованию с органами центра гигиены и эпидемиологии. При проектировании школьных зданий учитывается разделение учащихся на возрастные группы. Учебные помещения включают рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения и рисования, на север, северо-восток - окна кабинета информатики.

Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 м2 при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Высота классных комнат должна быть не менее 3 м, наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски 8,6 м.

Кабинеты информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным компьютерам.

При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение, КЕО должен быть 1,5 % (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).

В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела школьников. Главными параметрами мебели, обеспечивающими правильную, менее утомительную позу учащихся, являются дистанция и дифференция.

Дифференция - расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья, в норме равное расстоянию от локтя до стула при опущенной и согнутой в локте руке. Принято считать, что в среднем дифференция должна составлять 1/7-1/8 роста.

Школьное учреждение в обязательном порядке имеет канализацию, а так же холодную и горячую воду. Водоснабжение и канализация в общеобразовательных учреждениях должны быть централизованными. Так же обязательно должна быть предусмотрена система пожаротушения. Отопление в зимнее время должно обеспечивать требуемую температуру 19-21 градус. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками, располагаться под оконными проемами и иметь регуляторы температуры. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 градусов Цельсия.

72. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школах, распорядку для учащихся различных возрастных групп, профилактика утомления.

Учебный план разрабатывается в каждом общеобразовательном учреждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников.

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления основной массы детей и предупредить быстрое падение работоспособности и развития переутомления. С этой целью рационально организуется каждое занятие, регламентируется их число на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуются с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учащихся 1-го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов для учащихся 1-го класса введены обязательные динамические занятия после 2-го урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев детей 6 лет из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления - важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании: русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков.

Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.

Продолжительность перемен и между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Наши рекомендации