Гуморальная регуляция эритропоэза
Созревание эритроцитов занимает около 5 дней. Из костного мозга в кровь поступают ретикулоциты, дозревающие до эритроцитов в течение суток. По их количеству в крови судят об интенсивности эритропоэза. В сутки образуется 60-80 тысяч эритроцитов на каждый микролитр крови. Т.е. ежесуточно обновляется около 1,5% эритроцитов.
Основным гуморальным регулятором эритропоэза является гормон эритропоэтин. В основном он образуется в почках. Небольшое его количество синтезируется макрофагами. Интенсивность синтеза эритропоэтина зависит от содержания кислорода в тканях почек. При их достаточной оксигенации ген, регулирующий синтез эритропоэтина, блокируется. При недостатке кислорода, он активируется ферментами. Начинается усиленный синтез эритропоэтина. Стимулируют его синтез в почках адреналин, норадреналин, глюкокортикоиды, андрогены. Поэтому количество эритроцитов в крови возрастает в горах, при кровопотерях, стрессе и т.д. Торможение эритропоэза осуществляется его ингибиторами. Они образуются при увеличении количества эритроцитов выше нормы, повышенном содержании кислорода в крови. Эстрогены также тормозят эритропоэз. Поэтому в крови женщин эритроцитов меньше, чем у мужчин. Важное значение для эритропоэза имеют витамины В6, В12 и фолиевая кислота. Витамин В12 называют внешним фактором кроветворения. Однако для его всасывания в кишечнике необходим внутренний фактор Кастла, вырабатываемый слизистой желудка. При его отсутствии развивается злокачественная анемия.
Гранулоциты и моноциты образуются из миелобластов через стадии промиелоцита, эозинофильных, нейтрофильных, базофильных миелоцитов или монобластов. Из монобластов сразу образуется моноциты, а из мелоцитов метамиелоциты, затем палочкоядерные гранулоциты и, наконец, сегментоядерные клетки. Гранулоцитопоэз стимулируют гранулоцитарные колониестимуцлирующие факторы (КСФ-Г), а моноцитопоэз - моноцитарный колониестимулирующий фактор (КСФ-М). Угнетают гранулоцитопоэз кейлоны, выделяющиеся зрелыми нейтрофилами. Кейлоны тормозят синтез ДНК в стволовых клетках белого ростка костного мозга. Задерживают созревание гранулоцитов и моноцитов простагландины Е, интерфероны
Речь
Речь
И.П. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли. Слово перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова. Суть мышления в выполнении некоторых внутренних операций с образами во внутренней картине мира. Благодаря слову, картина мира становится более совершенной, с одной стороны, с другой стороны- более обобщенной, более дифференцированной. Присоединяясь непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как субъекту, так и любому слушателю.
РЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ
Понимание речи связано с деятельностью доминантных полушарий. К передним отделам речевых зон относят центр Брока. Он располагается в нижнем отделе третьей лобной извилины ( в левом полушарие). Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию (нарушение собственной речи, но сохр. понимание чужой-нар. кинест. мелодии слов за счет невозм. перекл. с одного элемента высказывания на др.) Пр пораж ниж. отд. премоторн. коры- динам.. афазия (исчез. спос. формулир. высказ. перев. свои слова в разверн. речь). Центр Вернике относ. к задн. отд. речев. з . коры. Расп. в височн. доле и обесп. поним. речи. При пораж.- сенс. афазия (затр. в поним. устной речи), аа также оптико
С лингв.. способ. связ. лев. полушарие, но пр. вып. тоже некот. язык. функции (понимание письменой речи) . Использ. метод, позв. избират. подавать инф. только в одно полушарие позв. выяв. разл. в деят. полушарий (введение амитал-натрия в сон. артерию) Левое уч. в основном в аналит. проц., обесп. речев. деят. (ее понимание, построение, работу со словестными символами). Правое- конкретно-образное мышление, им. дело с неверб. материалом, отв. за опред.. навыки обраш. с простр. сигналами, за структурно-прорстранств преобразов., способн. к зрит. и тактильному распозн. предметов. Исследование функцональн. асимметрий у детей показало, что первонач. обраб. речев. сигналов осущ. двумя полушариями. Специализация пр. полушария осуш. от 6 до 13 лет. Лев. полушарие. превосх. правое не только в опред.типах движ .(например > точн. движ пр. руки), но и в способн к пониманию речи.