Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека.
Постнатальный онтогенез
3.1 Период новорожденности
Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 нед., недоношенных - 28-38 нед. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.
Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы - больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.
3.2 Грудной период
Следующий период - грудной - продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию "зрелым" молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 - делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.
3.3 Период раннего детства
Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
3.4 Период первого детства
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.
3.5 Период второго детства
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем - полового члена.
3.6 Подростковый период
Следующий период - подростковый - называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела - между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).
У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
3.6 Юношеский возраст
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.
3.7 Зрелый, пожилой, старческий возраст
В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.
Анкета Спилберга - Ханина.
Определение уровня тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина.
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан ЧД.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой, определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2-х частей - раздельно оценивающих реактивную (РТ - ситуационная тревожность, высказывания номер 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания номер 21-40) тревожность.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Таблица 1 «Ситуативная(реактивная) тревожность».
№ п/п | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я внутренне скован | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я ощущаю душевный покой | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряжения | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
2. Табл. 2 Личностная тревожность
- Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | никогда | почти никогда | часто | почти всегда | |||
У меня бывает приподнятое настроение | ||||||||
Я бываю раздражительным | ||||||||
Я легко расстраиваюсь | ||||||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||||||
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||||||
Я чувствую прилив сил и желание работать | ||||||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||||||
Меня тревожат возможные трудности | ||||||||
№ п/п | Суждение | никогда | почти никогда | часто | почти всегда | |||
Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||||||
Я бываю вполне счастлив | ||||||||
Я все принимаю близко к сердцу | ||||||||
Мне не хватает уверенности в себе | ||||||||
Я чувствую себя беззащитным | ||||||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||||||
У меня бывает хандра | ||||||||
Я бываю доволен | ||||||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||||||
Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||||||
Я уравновешенный человек | ||||||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | ||||||||
Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности. | ||||||||
Номер суждения | Ситуационная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) | |||||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | |||||||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
Номер суждения | Ситуационная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) | |||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 4 3 2 1 | |||||||
1 2 3 4 | 4 3 2 1 | |||||||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | |||||||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | |||||||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | |||||||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | |||||||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | |||||||
- Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут:
- 3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность
- 3,0-3,4 балла – высокая тревожность
- 2,0-2,9 балла – средняя тревожность
- 1,5-1,9 балла – низкая тревожность
- 0,0-1,4 балла – очень низкая тревожность
- Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся "чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору.
- Рекомендации лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха, низкотревожным людям - требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Билет №2.