IV этап – Оценка эффективности программы профилактики.

I.Подготовительный этап – включает осуществление следующих мероприятий:

1.Проведение ситуационного анализа (СА). СА – это врачебный логический анализ стоматологической заболеваемости и имеющих к ней отношение факторов.

Основная цель СА – определить в измеряемых категориях стоматологическое здоровье населения и выявить факторы риска стоматологических заболеваний.

Ситуационный анализ включает в себя:

а)Анализ эпидемиологических данных

является необходимым условием организации комплексной профилактики и проводится с целью изучения распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний у различных групп населения. Приказ МЗ РФ №181 от 06.05.96 «О проведении эпидемиологического стоматологического обследования населения Российской Федерации», который обязывает региональные отделы здравоохранения организовать такие обследования в своих регионах.

Анализ эпидемиологических данных осуществляется на основе результатов обследования по методике ВОЗ.

Изучение распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний имеет большое практическое значение, т.к. полученные данные могут быть использованы для:

-создания региональных и национальных банков, характеризующих стоматологическое здоровье населения (нации);

-определения тенденций стоматологической заболеваемости;

-составления программ профилактики стоматологическиъх заболеваний;

-расчета необходимого количества и типа медицинского персонала

-определения уровня оказания стоматологической помощи населению;

-определения потребности населения в различных видах стоматологической помощи (терапевтической, хирургической, ортопедической, пародонтологической и т.д.);

-оценки эффективности деятельности стоматологической службы по реализации программ профилактики.

Методика ВОЗ организации эпидемиологических исследований.

Существует 3 вида эпидемиологических исследований:

Сплошной – предполагает обследование всего населения. Требует много времени и материальных затрат. Применяется при переписи населения.

Выборочный – для обследования выбираются отдельные группы населения для решения каких-либо научных задач.

Разведочный (поисковый) – рекомендован ВОЗ как наименее затратный и достаточно информативный.

Принципы разведочного метода:

1.Необходимо осмотреть население разных регионов, отличающихся уровнем заболеваемости и потребностью в лечении (не менее 3 возрастных групп).

2.В стране с большим многообразием географических условий требуется осмотреть население в разных местностях.

3.Необходимо осмотреть население разных административных территорий: столиц, крупных городских центров, небольших городов и сельской местности.

4. при наличии в стране (регионе) различных этнических групп целесообразно включить их представителей в обследование.

5.Обследование проводится в индексных возрастных группах::

-5 лет (лучше между 5 и 6 годами). Если дети идут в школу в 6 или 7 лет, надо осматривать детей этого возраста (6,5 или 7,5 лет).

-12 лет. Если имеются дети, не посещающие школу, они должны быть также обследованы, так как эта группа является «ключевой» при оценке состояния зубов, т.е. эта группа является «индикатором» параженности кариесом.

-15 лет – «ключевая» группа для оценки состояния пародонта и «индикатор» пораженности тканей пародонта.

-35-44 года. Если трудно получить выборку, можно осмотреть доступные группы населения, например среди посетителей рынка.

-65-74 года.

Количество лиц в каждой возрастной группе колеблется от 45 до 50 человек. Число мужчин и женщин д.б. одинаковым.

Организация эпидемиологического обследования:

1.Получить разрешение (от директоров школ, руководителей органов власти, родителей. Может быть заключен договор.

2.Согласовать с руководителями здравоохранения, т.к. целесообразно приурочить обследование к другим мероприятиям, проводимым органами здравоохранения.

3.Составить график обследования, который бы максимально учитывал режим работы обследуемых и не препятствовал выполнению их основных обязанностей.

4.Провести «калибровку» специалистов, которые будут участвовать в проведении эпидемиологического обследования. Для этого проводят пробные осмотры.

Сущность калибровки специалистов состоит в том, что каждый из них осматривает по 20 человек в каждой возрастной группе, после чего подсчитывают % совпадений, который должен быть не менее 85%. Все специалисты, за счет которых возникают различия «элиминируются».

Методика комплексной оценки стоматологического статуса (ВОЗ)

Предусматривает оценку:

-состояния мягких тканей челюстно-лицевой области (кожа, красная кайма губ);

-состояние височно-нижнечелюстного сустава (щелкание, болезненность, ограничение открывания рта – менее 3 см;

-состояние СОПР с указанием локализации;

-некариозные поражения зубов;

-состояние тканей пародонта оценивается с помощью индекса СРI (Community periodontal index); при оценке состояния пародонта рассчитывают:

· число лиц с пораженными секстантами (в %),

· количество пораженных секстантов на одного обследованного,

· удельный вес каждого признака, определяемого с помощью индекса СРI т.е. кровоточивость, наличие над- и поддесневого камня, патологического кармана и т.д. по количеству секстантов в общем их числе (в %).

Оценочные критерии интенсивности болезней пародонта у подростков 15 лет (ВОЗ, 1980)

  Симптомы Уровень интенсивности по количеству пораженных секстантов
низкий средний высокий
Зубной камень 0-1,5 1,6-2,5 >2,6
Гингивит или кровоточивость 0-0,5 0,6-1,5 >1,6

-состояние зубов (интактный зуб, кариес, пломба, удален, покрыт силантом или лаком, восстановлен коронкой и т.д.).

Рекомендации ВОЗ по регистрации кариеса:

кариес региструруется при наличии слудующих признаков:

размягченное дно кариозной полости,

подрытые края,

размягченная стенка фиссуры,

размягчение эмали на гладкой поверхности,

зонд входит в полость на апроксимальной поверхности.

Кариес не регистрируется:

при наличии белых пятен,

при наличии шероховатости эмали

при наличии пигментированных ямок и фиссур

зонд задерживается в фиссуре, но нет размягчения или подрытых краев

при пигментированных пятнах.

- в карте регистрируется необходимость лечения зубов (локализация планируемых пломб и их количество, восстановление коронкой, удаление и др.);

- ортопедический статус;

- -необходимость протезирования;

- ЗЧА (ЧЛА): распространнность ЗЧА,

0 – нет ЗЧА

1 – слабовыраженные аномалии, например, диастема, аномалии положения зубов,

2 –умеренные или тяжелые аномалии, к которым относят: аномалии в сагиттальной плоскости (перекрытие более 9 мм), обратное перекрытие, перекрытие на всю коронку зуба, открытый прикус, смещение средней линии более 4 мм, промежуток между зубами более 4 мм и др.

На каждого обследованного заполняют карту обследования, которая содержит 179 ячеек для автоматизированной обработки данных. С этой целью цифровыми кодами обозначены все данные представляющие научную ценность: национальность, профессия, место жительства (область, район, город и т.д.).

Каждому исследователю присваивается определенный номер. После того как обследование закончено, все карты передаются экспертам, которые проверяют качество их заполнения. Если отсутствуют данные по любому блоку информации, имеются исправления, подчистки и т.д. карта исключается из последующей обработки. На слудующем этапе полученные данные переносят в сводные карты и передаются для статистической обработки и анализа, в ходе которого рассчитывают различные показатели.

б)Данные о стоматологической помощи населению;

Данные о стоматологической помощи могут быть получены по методике А.П.Леуса.

в)Демографические и другие материалы, относящиеся к состоянию здоровья населения.

Изучение демографической ситуации предусматривает изучение возрастной структуры населения, его социального статуса и профессионального состава. В процессе выполнения этой задачи выделяются группы граждан, требующих первоочередного проведения профилактических мероприятий – дети, подростки, беременные.

На основе проведения ситуационного анализа определяются измеримые (реальные) задачи с учетом распространенности и интенсивности заболеваний, содержания фтора в воде, кадрового потенциала и т.д. Для этого в качестве исходного рубежа используют глобальные цели ВОЗ.

Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения разработан программный документ, в котором представлены основы политики достижения здоровья населения Европейского региона, в том числе стоматологического. ВОЗ ставит следующие цели стоматологического здоровья, которые должны быть достигнуты к 2020 году:

1.Свыше 80% 6-летних детей должны иметь интактные зубы, при этом средний кпу временных зубов не должно превышать 2,0.

У 12-летних детей средняя интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ не должна превышать 1,5, при этом компонент «К» (нелеченный кариес) должен быть ниже 0,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта не должно быть менее 5,5.

У 15-летних подростков средняя величина индекса КПУ не должна превышать 2,3, при этом компонент «К» (кариес) должен быть менее 0,5. Не должно быть зубов, удаленныъх вследствие осложнений кариеса. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,0.

4.У 18-летних не должно быть зубов, удаленных из-за кариеса и болезней пародонта. Среднее количество здоровых секстантов должно быть не менее 4,0.

5.У 35-44-летнтх средняя величина индекса КПУ зубов должна быть не более 10, при этом компонент «У» (удаленные зубы) должен составлять не более 4,0. У 90% лиц этого возраста должно сохраниться 20 или более естественных функционирующих зубов, при этом число беззубых лиц не должно превысить 1%. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть более 2,0.

6.В возрасте 65-74 лет 90% населения должны иметь функционально полноценную окклюзию (естественную или восстановленную протезами), при этом число беззубых лиц не должно превысить 1%. Среднее количество секстантов с глубокими карманами не должно превышать 0,5.

Эти задачи для каждой области и региона являются ориентировочными. В связи с чем должны быть составлены региональные программы. В отношении кариеса зубов задачи выглядят следующим образом:

1.Для регионов с очень низкой интенсивностью кариеса (КПУ= 0,0-1,1) средний КПУ в 12 лет должен быть не более 2,2.

2.Для регионов с низкой интенсивностью (КПУ= 1,2-2,6) средний КПУ д.б. не более 2,5.

3.Для регионов со средней интенсивностью кариеса (КПУ=2,7-4,4) средний КПУ д.б. не более 3,0.

4.Для районов с высокой и очень высокой интенсивностью (КПУ=4,5 и более) средний КПУ д.б. не более 3,5.

Задачи по снижению заболеваний пародонта формулируются с учетом исходного уровня (по количеству пораженных секстантов на одного обследованного по индексу СРI). Реально ставить задачу следующим образом: через 5 лет снизить число пораженных секстантов на одного обследованного на 25%, через 10 лет – на 50%.

Задачи по снижению распространенности ЗЧА никогда и нигде не формулировались. В методическом отношении вопрос не разработан на популяционном и групповом уровнях.

2.Изучение экологических оособеннотей региона – второй раздел подготовительного этапа создания программы профилактики. Проводится с целью выявления главных факторов окружающей среды, способных причинить вред зубочелюстной системы человека. Наиболее важным из них является пониженное содержание фтора в питьевой воде. Если в регионе имеется дефицит фтора, следует предусмотреть дополнительное его введение путем фторирования питьевой воды, молока, соли или других пищевых продуктов.

Выбор метода введения фтора определяется конкретными условиями региона. Важное значение имеет определение загрязнения атмосферы выбросами отходов промышленных предприятий, пестицидами и т.д. Например, атмосферные выбросы алюминиевых производств могут вызвать поражение зубов флюорозом.

3.Оценка уровня мотивации населения к профилактике и своевременному лечению стоматологических заболеваний путем анкетного опроса – третий раздел проведения подготовительного этапа.

4.Подготовка материальной базы для осуществления профилактики – организация кабинетов гигиены полости рта, уголков здоровья, подготовка наглядных пособий и т.д

5.Подготовка кадров, которые будут принимать участие в обследовании населения и реализации программы профилактики также важный раздел подготовительного периода.

6.Изучение особенностей питания населения – дошкольников, учащихся школ, взрослых. Для этого стоматолог проводит беседы с детьми, воспитателями ДДУ, родителями, а также посещает продовольственные магазины, общественные столовые и школьные буфеты. Особое внимание уделяется частоте употребления сладостей (сахара, шоколада, конфет, печенья и т.д.), овощей, фруктов, молочных продуктов.

7. Получение данные о стоматологической помощи наседению: наличие специалистов, материально-технической базы, обеспеченность средним медицинским персрналом, медикаментами и инструментами, уровень оказания помощи и т.д.

Наши рекомендации