Критерии оценки коммуникативной компетентности
Данная глава посвящена способам и методам оценки коммуникативной компетентности студентов-медиков.
Как и во всякой преподаваемой дисциплине, этап оценки знаний полученных студентом на занятиях по коммуникативным навыкам является важным и необходимым. Разрабатываются программы по оценке коммуникативной компетентности (З. А. Исаева, В.В. Шахгулари «Коммуникативная культура преподавателя высшей школы» Глава «Методы индивидуальной, групповой оценки проверки знаний студентов»).
Во многих медицинских учебных заведениях Европы, США преподаются коммуникативные навыки и разработаны различные программы, оценочные листы, тесты, для оценки студентов. (Например, программа Д-ра Д. Майера «Обучение коммуникативным навыкам студентов-медиков», Иллинойс, Чикаго, 2008).
Согласно ГОСО-2006г. «Коммуникативные навыки» преподавался на начальных курсах, и способы оценки студентов сводились к традиционным общепринятым методам: опросам, зачетам, подготовке и защите реферативных сообщений и т.д.
В КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, с развитием дисциплины коммуникативные навыки, усовершенствованием методик преподавания, с введением компетенностно-ориентированного подхода, с созданием Центра практических и коммуникативных навыков, возникла необходимость в более детальной и точной оценке коммуникативной компетентности обучающихся.
Для решения задачи усовершенствования оценочных критериев, мы основывались на принципах, разработанной на кафедре «Стратегии развития коммуникативной компетентности в условиях КазНМУ», теоретические основы развития коммуникативной компетентности (КазНМУ), опыт и примеры зарубежных коллег.
В данной главе представлена оценочная система коммуникативных навыков, даны подробное описание и теоретическое обоснование целесообразности ее применения, разъяснения по каждому из пунктов предлагаемого материала и методические рекомендации.
В целом, данная модель оценочной системы имеет вид Оценочного листа. В данном листе приведен перечень навыков, которыми студент должен овладеть. За выполнение каждого навыка начисляется определенное количество баллов, в зависимости от его сложности, максимальное количество баллов в листе 100.
Оценочные листы разработаны для каждой специальности и курса, и изложенное в них, берется за основу оценки коммуникативной компетентности. Такие листы могут использоваться преподавателями любой кафедры, специалистами Центра практических и Центра коммуникативных навыков, а также студентами для самоподготовки и самоконтроля.
Оценочные листы для факультета Общей медицины
Согласно Стратегии развития коммуникативной компетентности КазНМУ на начальных курсах на всех специальностях формируются начальные и базовые коммуникации. Основная задача начального уровня коммуникативной компетенции является формирования навыков основ межличностной коммуникации. Оценочные листы для начальных курсов практически всех специальностей выстроены согласно вышеуказанному принципу, а также с учетом того, что прежде обучающиеся не имели опыта коммуникации с пациентами и не обладают знаниями в области медицины. Поэтому в оценочных листах для 1 курса специальности «Общая медицина» 70% навыков составляют начальные и 30% базовые навыки межличностной коммуникации медицинской направленности.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Общая медицина, 1 курс
ФИО студента ________________________________________ №гр._____
№ | Навык | Балл | Макс балл |
1. | Навык самопрезентации | ||
2. | Эмпатия | ||
3. | Открытая поза, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя | ||
4. | Открытые вопросы, побуждение собеседника говорить | ||
5. | Соблюдение темпа беседы | ||
6. | Внимательное восприятие | ||
7. | Использование и расшифровка невербальных средств общения | ||
8. | Подача сигналов активного слушания (кивание головой, техника «переспрашивания» и т.д.); | ||
9. | Наблюдательность | ||
10. | Осознанное восприятие | ||
11. | Умение видеть проблему с точки зрения собеседника (пациента) | ||
12. | Навык убеждения | ||
13. | Применение соответствующие выразительных и ободряющие замечания, такие как «это должно быть трудно для вас», «продолжайте, пожалуйста», «это звучит интересно», «я вижу» и «я понимаю» | ||
14. | Эффективное общение с пациентами, персоналом, коллегами при передаче и получении предназначенных сообщений; | ||
15. | Объяснение специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющими отношения к медицине); | ||
ИТОГО: |
ФИО и подпись преподавателя (экзаменатора) ______________________________________
Ниже приведены краткие пояснения и описания каждого навыка Навык самопрезентации – грамотно представить себя собеседнику (в дальнейшем пациенту), коллегам. От правильного владения данным навыком зависят последующие межличностные взаимоотношения. Эмпатия - сопереживание. Открытая поза, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя. Данный навык относится к невербальным, является дополнением к предыдущим навыкам, предрасполагает к более эффективной дальнейшей коммуникации. Задаёт открытые вопросы, побуждая собеседника говорить. – Важно овладеть навыком задавать открытые вопросы, для того, чтобы собеседник самостоятельно сообщил как можно больше информации. Соблюдение темпа беседы - Студент общается насколько возможно быстро, но при этом не выглядит торопливым или суетливым. Внимательное восприятие - навык, позволяющий внимательно слушать собеседника, не перебивая его. Использование и расшифровка невербальных средств общения – собеседник дает не только словестную информацию, но подтверждает сказанное жестами, позой. Подача сигналов активного слушания (кивание головой, техника «переспрашивания» и т.д.)(кивание головой, техника «переспрашивания» и т.д.) – данный навык позволяет подтверждать сказанное, убеждать собеседника в заинтересованности, акцентировать внимание собеседника. Наблюдательность - навык видеть настрой собеседника, его готовность к содействию, степень доверия, эмоциональный фон. Навык аналитического характера, позволяющий объединить и эффективно использовать информацию, поступающую в ходе коммуникации. Осознанное восприятие - это навык, позволяющий слушать с намерением понятьсобеседника. Умение видеть проблему с точки зрения собеседника (пациента). Навык убеждения складывается из умения войти в доверие (используя вербальные и невербальные техники), попыток найти и использовать в качестве аргумента сказанное самим собеседником, грамотно и логически доносить информацию, таких личностных качеств как терпение, тактичность и тд. Данный навык является очень важным, освоению его уделяется большое внимание в ходе обучения. Это должен учитывать каждый, использующий данный оценочный лист. Применение соответствующие выразительных и ободряющие замечания, такие как «это должно быть трудно для вас», «продолжайте, пожалуйста», «это звучит интересно», «я вижу» и «я понимаю»- умышленно выделяемый отдельный навык вербального общения, как достаточно эффективный инструмент коммуникации. Эффективное общение с пациентами, персоналом, коллегами при передаче и получении предназначенных сообщений – На примере данного навыка можно заметить, что многие из навыков очень похожи друг на друга (этот, в частности, выглядит похожим на № 4, 12). При этом на практике доказано, что все перечисленные навыки самостоятельные, а относительное сходство между собой некоторых навыков объясняется общими их механизмами овладения, общими областями применения и т.д. Объяснение специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющими отношения к медицине) не требует детального объяснения. Преподаватель лишь учитывает, что оценка студентов 1 курса дается с учетом полученных к этому времени начальных знаний в области медицины. |
Оценочный лист для 2 курса является логическим продолжением работы, начатой на 1 курсе. На данном этапе студенты уже овладели начальными знаниями в области общей медицины, поэтому соотношение общих психологических и медицинских навыков в Оценочном листе изменяется в пользу последних, составляя 30% и 70% соответственно. Деление на «чисто психологические» и «медицинские» навыки условно, т.к., например, «медицинский» навык сбора анамнеза имеет свою психологическую составляющую и предполагает знания и умения в области психологии не меньшие, чем в медицине. Стоит отметить, что некоторые навыки в оценочном листе для 2 курса совпадают с приведенными в листе для 1 курса. Целесообразность такого повторения продиктована практическим опытом кафедры, а также самим феноменом любого навыка, подразумевающего многократное автоматизированное повторение.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Общая медицина, 2 курс
ФИО студента _________________________________________ №гр._________
№ | Навык | Балл | Макс балл |
1. | Приветствие пациента, (собеседника) | ||
2. | Готовность к профессиональному диалогу | ||
3. | Соблюдение оптимальной дистанции для пациента, (собеседника, преподавателя) | ||
4. | Навык эффективного использования открытых и закрытых вопросов | ||
5. | Внимательное восприятие | ||
6. | Улавливание вербальных и невербальных сигналов собеседника (пациента) | ||
7. | Эмпатия. Понимание очевидной эмоциональной и физической слабости собеседника (пациента) | ||
8. | Вербальная и невербальная поддержка собеседника (пациента) (телесная коммуникация). | ||
9. | Навык правильного информирования и инструктирования пациента в доступной форме при проведении процедуры | ||
10. | Оперирование терминами на латинском языке в профессиональной сфере (понимание и высказывание на латинском языке специальных понятий, терминов) | ||
11. | Задавание вопросов на смежные темы разговора (семейные, бытовые, личные и др.) с целью снизить эмоциональное напряжение | ||
12. | Суммирование полученной информации и доведение (объяснение) её собеседнику (пациенту), не используя жаргонной речи. | ||
13. | Навык построения коммуникации, позволяющей создать необходимый эмоциональный настрой пациента. | ||
14. | «Обратная связь» | ||
ИТОГО: |
ФИО и подпись преподавателя (экзаменатора) _______________________________________
*Некоторые очевидные, не требующие дополнительных комментариев, либо уже описанные выше навыки описываться не будут.
Приветствие пациента, (собеседника) и Готовность к профессиональному диалогу – навыки, с которых традиционно начинается прием пациента. Соблюдение оптимальной дистанции для пациента, (собеседника, преподавателя) – невербальный, очень ценный навык. Навык эффективного использования открытых и закрытых вопросов - см. «Оценочный лист для 1 курса, специальность «Общая медицина». Несколько расширенное понимание данного навыка. Внимательное восприятие - см. «Оценочный лист для 1 курса, специальность «Общая медицина» Улавливание вербальных и невербальных сигналов – навык, позволяющий получать информацию от пациента не только с его слов, а также оценить правдивость и объективность такой информации. Эмпатия. Понимание очевидную эмоциональную и физическую слабость собеседника (пациента). – Данный навык фигурирует в оценочных листах на протяжение всего обучения и предполагает расширение понимания и осознание студентами понятия эмпатии, с целью максимально усовершенствовать эмпатию как навык. Навык правильного информирования и инструктирования пациента в доступной форме при проведении процедуры . Использование латинского языка в профессиональной сфере (понимание и высказывание на латинском языке специальных понятий, терминов, явлений). В течение осмотра задаёт вопросы на смежные темы разговора (семейные, бытовые, личные и др.) с целью снизить эмоциональное напряжение Суммирование полученной информации и доведение (объяснение) её собеседнику (пациенту) – строго исключаетсяиспользование жаргонной речи. Навык построения коммуникации, позволяющей создать необходимый эмоциональный настрой пациента. -Студент даёт пациенту надежду и веру на улучшение его состояния, дальнейшую реабилитацию и дальнейшее планирование его действий. «Обратная связь» - Студент просит получить обратную связь в виде высказывания своего мнения, отношения, ощущений в рамках данного вопроса (приема, беседы) от собеседника, преподавателя или пациента. Как правило, дается в конце коммуникации, но может даваться после каждого этапа внутри одной встречи (беседы, приема, тренинга). |
Для оценки коммуникативных навыков студентов 3 курса, обучающихся по специальности Общая медицина, следует брать во внимание уже приобретенный ими опыт за предыдущие 2 курса. У студентов уже имеются базовые фундаментальные знания в области медицины, в частности, своей специальности, опыт коммуникации с пациентами. Учитывая интерактивные формы обучения (проведенные к этому времени тренинги на базе Центра коммуникативных навыков, освоение многих навыков на практике), студенты имеют возможность не только осваивать новое, но и одновременно постоянно упражняться в приобретенных ранее навыках. В приведенном ниже оценочном листе все необходимые к освоению навыки имеют специализированную направленность.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Общая медицина, 3 курс
ФИО студента _________________________________________ №гр.________
№ | Навык | Балл | Макс балл |
1. | Повышения доверия, развития убедительной речи врача терапевта. | ||
2. | Поиск причин дискомфорта пациента | ||
3. | Анализ неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение, тревога и т.д) | ||
4. | Поиск аргументов в пользу своей позиции | ||
5. | Использование собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента | ||
6. | Формирование мотивации у родственников пациентов и привлечение их к участию в лечебно-восстановительном процессе | ||
7. | Уверенность | ||
8. | Формирование способов убеждения | ||
9. | Эффективной самопрезентация | ||
10. | Толераность общения | ||
11. | Соблюдение интонации в процессе коммуникации | ||
12. | Ведение групповой дискуссии, дебатов | ||
13. | Обобщение и комментарии высказываний | ||
ИТОГО: |
ФИО и подпись преподавателя (экзаменатора) _______________________________________
Перечень навыков, необходимых к овладению на 3-м курсе не исключает по умолчанию демонстрацию навыков приобретенных на предыдущих курсов. Так, например любой прием пациента обязательно начинается с навыка самопрезентации, приветствия, далее возникает необходимость продемонстрировать готовность к диалогу и т.д.
Повышение доверия, развития убедительной речи врача терапевта – так выглядит навык проистекающий из освоенных ранее навыков убеждения, Соблюдение темпа беседы и пр. Поиск причин дискомфорта пациента – использование всех ранее освоенных навыков (вербальные, невербальные, проявление эмпатии и т.д.) и имеющихся психологических ресурсов для реализации данного навыка. Навык анализа неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение, тревога и т.д) – новый навык, но проистекающий из ранее освоенных. Поиска аргументов в пользу своей позиции. – сходен с навыком убеждения, но предполагает более глубокое владение психологическими приемами, базовыми медицинскими знаниями. Использование собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента – строится на основе умения проявлять эмпатию и аналитически, правильно применять навыки эффективного общения. Формирование мотивации у родственников пациентов и привлечение их к участию в лечебно-восстановительном процессе – для студента появляется новое звено в цепочке лечебного процесса. Небходимо освоить навык эффективного взаимодействия (коммуникации) с родственниками пациента. Уверенность как навык предполагает уверенное, точное и быстрое выполнение всех манипуляций, а также любых способов коммуникации. Толерантность общения -студент-медик встречается с большим количеством пациентов разного социального статуса, возраста, религиозных убеждений, сталкивается с различными психотипами пациентов. Необходим навык толерантной коммуникации, независимо от личного отношения к тому или иному пациенту. |
В приведенном ниже оценочном листе навыков для четвертого курса специальности ОМ также освещается перечень коммуникативных навыков врача, появляются более сложные навыки, в расчете на то, что 4-курсник уже достаточно готов к их выполнению. Перечень навыков для 4 курса лишь количественно выглядит меньше предыдущих. Это лишь свидетельствует о большей самостоятельности, которая предоставляется студенту-медику для реализации тех или иных задач, выбора из множества вариантов решений и демонстрации уже пройденных и усвоенных навыков. Правильное выполнение навыков из оценочного листа для 4 курса, как показала практика, без владения навыками, освоенными за предыдущие курсы невозможно.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Общая медицина, 4 курс
ФИО студента _________________________________________ №гр._______
№ | Навык | Балл | Макс Балл |
1. | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения | ||
2. | Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения | ||
3. | Навык прогнозирования | ||
4. | Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам | ||
5. | Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом | ||
6. | Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами | ||
7. | Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли | ||
8. | Навык комментирования своих действий | ||
9. | Умение работать в интенсивном режиме | ||
Навык совместного решения проблемы | |||
ИТОГО: |
ФИО и подпись преподавателя (экзаменатора) _______________________________________
Оценочный лист для 5 курса составлен таким образом, чтобы студент мог проявить себя в коммуникации как доктор. Данный ОЛ дает возможность убедиться, что экзаменуемый овладел коммуникативными навыками на предыдущих курсах, может грамотно и оперативно их использовать, применяя в зависимости от клинической ситуации. Важно отметить, что правильное выполнение навыков 5 курса возможно также при овладении навыками за предыдущие курсы.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Общая медицина, 5 курс
ФИО студента _________________________________________№гр._________
№ | Навыки | Балл | Макс балл |
1. | Формирование оптимального контакта | ||
2. | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление долговременных отношений для эффективного процесса лечения | ||
3. | Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения | ||
4. | Работа с медицинским персоналом, мотивация и стимулирование персонала | ||
5. | Установление первоначального контакта и установление отношений с детьми и подростками, а также их родителями для эффективного процесса лечения | ||
6. | Навык совместного решения проблемы | ||
ИТОГО: |
ФИО и подпись преподавателя (экзаменатора) _______________________________________