Упражнение 3. «На приеме у врача».
Инструкция: разыграйте варианты поведения в следующей проблемной ситуации. Идет прием у врача-стоматолога. Врач разговаривает с пациентом, испытывающим сильный страх перед лечением зубов.
Предложите возможные варианты поведения врача. Представьте на месте врача человека с высоким уровнем развития эмпатии, человека с низким уровнем развития эмпатии и проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию пациента. Проанализируйте, какое «Я-слушание» вы проявили в качестве субъекта этого конфликта.
5. Вопросы для обсуждения:
1.Какие чувства, мысли у меня возникали в процессе групповой работы?2. Ощущал ли я сопротивление в процессе тренинга?3. Какие трудности я испытывал в процессе работы? Что удавалось легко?4.Насколько осознаны мной неэффективные/эффективные паттерны поведения?5.С какими чувствами, мыслями я ухожу с тренинга?Программатренинга «Психопрофилактика профессиональной деформации врача-стоматолога в профессиональном общении»
1.Цель: основной целью коррекционной программы для врачей, переживающих деструктивное влияние профессии, проявляющееся в неэффективном общении, является снижение уровня профессиональной деформации, гармонизация развития личности, переход от негативного отношения к себе и другим к позитивному, восстановление навыков эффективного общения. 2.Материалы:карточки, карандаши, кнопки, планшет3.Продолжительность:6 часов4.Содержание:Программа «Психопрофилактика профессиональной деформации врача-стоматолога в профессиональном общении» основана на положении о наличии деструктивного влияния специфических профессиональных факторов на психическое состояние, личностное развитие врачей. Программа предназначена для оказания психологической помощи врачам-стоматологам в решении проблем, связанных с переживанием профессиональной деформации.
Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития профессиональной деформации, а также о преобладающих паттернах поведения.
Описание некоторых видов упражнений и психотехник, способствующих реализации цели и задачам программы. 1.Релаксационные упражнения.· РелаксацияУсловия проведения: выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15 минут. Возможно под спокойную, функциональную музыку. Желательно 1-2 раза в неделю. 1)Присядьте в удобном и тихом месте.2) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.3) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит.4) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».5) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».6).Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».· Упражнение «Внутренний луч».Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность – внешность спокойного и удовлетворенного собой и своей жизнью человека. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!». 2.Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях. · Упражнение «Мой враг – мой друг». После конфликта с кем-либо чаще всего вы оцениваете этого человека сугубо отрицательно. Вы настроены критиковать его: выделяете его недостатки и в определенной мере фиксируетесь на них. Вы переложили всю вину на данного человека и тем самым «закрыли» для себя возможность конструктивного подхода в решении проблема. Объективное представление предполагает видение не только негативных сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и имеющихся позитивных характеристик. Более того, недостатки являются следствием достоинств и, наоборот, достоинства перерастают в недостатки. Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить его на две половины – правую и левую. В левой части листа запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные качества. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение. Например, в левой части вы записали:- отсутствие достаточного жизненного опыта;- резкость в общении;- излишняя поспешность в принятии решений и т.д. В правой части листа можно написать следующее:- открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему;- критичность, способность увидеть допущенные ошибки.· Упражнение «Ситуация». У вас произошел конфликт. После него вы видите только отрицательные последствия произошедшего. Поэтому напряжение, которое возникло у вас в конфликте, вы переживаете долго, и не можете от него избавиться. Как «сбросить» это напряжение и быстро успокоиться? Возьмите чистый лист бумаги и в левой части листа перечислите отрицательные последствия данного конфликта. Затем отмеченные вами характеристики ситуации переведите в позитив в правой части листа. Например, в левой части страницы вы отметили:- проблема осталась нерешенной;- вы испытываете чувство вины, вам кажется, что вы могли бы вести себя более конструктивно.- как только вы видите человека, с которым произошел конфликт, вы испытываете сильное раздражение В правой части вы можете написать:- проблема осталась нерешенной, поэтому вы имеете возможность найти действительно конструктивное решение. У вас было время для поиска дополнительной информации для принятия конструктивного решения;- если вы вините самого себя, следовательно, вы не утратили способность видеть свои недостатки. А значит, вы можете совершенствоваться, подниматься вверх по пути повышения и при построении своего социального статуса;- вы – живой человек. Можете быть естественным и испытывать живые, непосредственные эмоции.· Овладение навыками ведения «Дневника изменений» и «Календаря радостей»«Дневник изменений» представляет собой регулярное ведение записей об особенностях своего состояния, анализируя свои ощущения на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Желательно систематически вести записи, анализируя причины (факторы) своего стрессового состояния в свободной форме. Возможно использование различных вариантов записей. «Календарь радостей» представляет собой методику, актуализирующую положительные эмоциональные состояния, успехи, достижения в различных сферах жизнедеятельности. Записи также необходимо вести систематически (желательно ежедневно) по следующей инструкции. Инструкция: в данном календаре вы должны ежедневно записывать все радости, успехи, достижения, которые вы пережили за день. Записывайте все, даже самые незначительные положительные события. Желаем вам успеха в заполнении данного календаря. Содержательная часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них: телесно-ориентированные психотехники, танцевально-двигательные психотехники, арт-технологии, релаксационные технологии. Первый этап: активационный. На данном этапе осуществляется разминка, «разогрев» участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец», «Зеркальный танец», «Змейка» и т.п. (К. Рудестам «Групповая психотерапия», Кряжева «Развитие эмоционального мира ребенка», Н.В. Самоукина «Коррекционные и психотехнические игры и упражнения» и т.п.). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие преодолению профессиональной деформации. Второй этап: основная часть. Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Например, тема очередного занятия «Мир наших эмоций и стрессовые состояния». Тренер (ведущий) в диалогической форме работает с группой, раскрывая в доступной, научно-популярной форме особенности, природу эмоций и роль эмоций в возникновении и развитии профессиональной деформации, особенности эмоциональных проявлений. Участники группы при этом могут задавать различные вопросы, выполнять задания тренера с целью осмысления данной темы. При этом задействованной оказывается сознательная, рефлексивная сфера личности. Третий этап: интеграционный. Третий этап является заключительным, завершающим тренинг. Достаточно удачной формой для третьего этапа является:1) релаксационный процесс (глубокая длительная, кратковременная релаксация с использованием различных вариантов релаксационных техник, возможно техник с элементами медитации);2) тематическая беседа:- «Мои ощущения»;- «Мои чувства»;- «Мое состояние»;- «Что было трудно выполнить в течение тренинга»;- «Что было легко выполнить в течение тренинга». Тренер (ведущий) фиксирует мысли, эмоциональное состояние, поведение участников для последующего детального анализа (желательно записать на диктофон). Ведущий может в конце тренинга предложить некоторые задания (от занятия к занятию). Например, ведение участников «Дневника изменений» или «Календаря радостей», самонаблюдения, осуществления полученных знаний и навыков в житейской, повседневной практике. Домашние задания проверяются в основной части тренинга.5. Вопросы для обсуждения:1. Какие чувства вы испытывали?
2. Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
3. Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему?
4. Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми.
5. Каким бы символом вы отразили свое профессиональное кредо? Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо? Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?
Таким образом, все программы состоят из нескольких взаимосвязанных блоков.
Первый блок включает приемы и техники, направленные на преодоление телесных зажимов. Участники тренинга обучаются методам релаксации, техникам повышения позитивного эмоционального фона (настроя), техникам визуализации ситуаций эмоционального комфорта, повышению эмоциональной устойчивости.
Второй блок, нацеленный на развитие навыков эффективной коммуникации, предполагает игры и упражнения, ориентированные на развитие сенсорной чувствительности, уменьшение негативных установок по отношению к пациентам, коллегам, техники сближения (нахождение общего между пациентом и врачом), развитие эмпатии, а также работу с когнитивными ограничениями, иррациональными установками и убеждениями.
Третий блок преследовал целью повышение самооценки в сфере персональных достижений и обучение эффективным моделям преодолевающего поведения в профессионально трудных ситуациях. Это были, в частности, упражнения на формирование умения уверенного поведения (эффективная самопрезентация, ситуации установления новых контактов, умение сказать «нет», противостояние манипуляциям), обучение коммуникативным навыкам. Также использовались дискуссии и упражнения, направленные на усиление «Я-концепции».