Коммуникативная компетентность в рамках специальности «стоматология»

В настоящее время в связи с развитием медицины возросли требования общества к качеству медицинского обслуживания в стоматологической сфере. В условиях разнообразия типов стоматологических учреждений остро стоит задача подготовки высококвалифицированного специалиста конкурентоспособного на рынке труда. В этой ситуации конкурентоспособными ресурсами личности врача-стоматолога являются не только профессиональные знания, умения и навыки, важную роль в профессиональной деятельности практикующего врача играет коммуникативная компетентность.

Среди основных пяти компетенций, которым должен обладать выпускник стоматологического факультета, важное место занимает коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность предполагает развитие ряда способностей, а именно:

· социально-психологическое прогнозирование коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

· социально-психологическое программирование процесса общения, опираясь на специфику конкретной ситуации;

· осуществление социально-психологического управления процессами общения в коммуникативной ситуации.

Важность развития коммуникативной компетентности студента-стоматолога определяется следующими факторами:

1) профессиональная деятельность врача-стоматолога осуществляется в непосредственном контакте с пациентом;

2) профессиональная деятельность врача-стоматолога предполагает интенсивное общение с большим количеством пациентов;

3) профессиональное взаимодействие предполагает общение с разным контингентом людей, имеющим этнические, гендерные, возрастные, социокультурные, профессиональные, индивидуальные различия; разный уровень образованности и информированности;

4) профессиональное взаимодействие осложняется общением с пациентом, испытывающим на соматическом уровне – боль, на психологическом уровне - тревогу и страх;

5) профессиональное общение требует искусства воздействия на мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу пациента;

6) успех профессиональной деятельности зависит от максимальной степени удовлетворенности пациента от оказанной услуги и впечатления от процесса общения с врачом;

7) коммуникативная компетентность врача-стоматолога способствует благоприятному впечатлению о нем, что побуждает пациента быть постоянным клиентом данного медицинского учреждения;

8) успешная коммуникация с пациентом способствует формированию положительного имиджа специалиста и расширяет поле его профессиональной деятельности (удовлетворенный оказанной услугой пациент рекомендует врача своим знакомым и близким).

Формирование коммуникативной компетентности врача-стоматолога согласно стратегии развития коммуникативной компетентности КазНМУ предполагает осуществление целенаправленной, последовательной, поэтапной деятельности по развитию коммуникативных навыков.

На первом этапе обучения работу по формирования коммуникативной компетентности целесообразно начинать с овладения студентами начальными и базовыми (неспецифическим) навыками, которые необходимы всем специалистам, работающим в системе «человек-человек». Основная цель данного этапа - приобретение навыков эффективной межличностной коммуникации с любым партнером вне профессиональной сферы. Развитие начальных и базовых навыков осуществляется в течение первого курса обучения на кафедре коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии университета.

Следует отметить, что дисциплина «Коммуникативные навыки» согласно ГОСО 2006 входит в перечень обязательных предметов для стоматологов первого курса. Овладение начальными и базовыми навыками продолжается на втором курсе в центре коммуникативных навыков. Именно на этом этапе происходит углубление и расширение практических коммуникативных навыков на основе социально-психологического тренинга (тренинга по общению). Такое распределение объясняется следующими факторами, а именно: на первом и втором курсах студенты-стоматологи изучают общеобразовательные дисциплины, не обучаются на медицинских базах и не имеют опыта профессионального общения и взаимодействия. Также опыт преподавания коммуникативных навыков в медицинском вузе показывает, что многие студенты первого и второго курса имеют личностные особенности (неадекватно заниженную или завышенную самооценку, высокий уровень интровертированности, отсутствие коммуникативной направленности, застенчивость), которые могут создавать барьер и препятствовать осуществлению эффективной коммуникации. Знание закономерностей коммуникативного процесса и приобретение базовых навыков коммуникации способствует и психологической коррекции личности будущего стоматолога.

Наши рекомендации